Конспект интеграционных видов деятельности по развитию речи для детей старшей группы с использованием выражений, сравнений, художественным словом "ВЕТКА РЯБИНЫ"
учебно-методический материал по развитию речи (средняя группа) на тему

Картышова Елена Валерьевна

"Ветка рябины"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vetka_ryabiny_2.docx25.2 КБ

Предварительный просмотр:



МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД №6

Интеграции детских видов деятельности
открытый показ   в ДОУ 
на тему:
«Ветка рябины»

                                                 

                                                                    Воспитатель: Кузнецова Е.В.












Заполярный,  декабрь  2017



                                                       
«Ветка рябины»

Материалы и оборудование: Демонстрационный материал: Мольберт, иллюстрации рябины, различных лесных ягод, в том числе ягод рябины, веточка рябины.
     
Раздаточный: Альбомный лист, гуашь, ватные и поролоновые палочки, тряпочки, палитры.
        Предварительная работа: Наблюдение на прогулке за рябиной, строением листьев и гроздьев ягод.
    Цель: Продолжать знакомить детей с растительным миром  родного края, закреплять представления детей о ягодах, произрастающих в Заполярье.
    Задачи: 
Обучающие: 
-  Расширять знания детей о многообразии северных ягод, их питательных и лекарственных свойствах.

-  Познакомить детей с одним из видов деревьев – рябиной, особенностями её роста, цветения, плодоношения, распространения.

-  Дать знания о роли рябины в жизни птиц, животных и человека.

Развивающие: 
-  Обогащать речь детей образными выражениями, сравнениями, развивать способность к восприятию художественного слова.

-  Способствовать развитию любознательности, наблюдательности, умения видеть красоту природы, отображать её в речи и продуктивной деятельности.

-  Развивать способность использовать для рисования нетрадиционный материал (поролоновые и ватные палочки), украшать лист бумаги крупной веткой рябины.
Воспитательные: 
-   Побуждать детей к активному проявлению эмоциональной отзывчивости, эстетическому восприятию природы, восхищению её красотой.

-  Формировать положительное бережное отношение к растительному миру родного края, умение в дальнейшем ценить, разумно и бережно использовать дары природы.
                                                 Ход занятия
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какое лукошко сегодня я вам принесла. Сейчас я вам загадаю загадки, а отгадки вы найдёте в моём лукошке. Приготовились? Слушайте внимательно.
1.Сине-черная сладкая,
   Смотрит украдкою.
   Рви да знай –
   Руки не замарай
! (Черника)

-Как вы догадались, что это черника? (черника сладкая, сине – чёрного цвета, пачкает руки, рот).

- Почему эту ягоду называют черникой?

-  Правильно, черника чернит руки и рот, она очень мягкая, легко давится и мнётся, когда её собираешь. Все любят чернику, потому что она сладкая и полезная.
2. Листики – с глянцем,

   Ягодки – с румянцем,

   А сами кусточки-

   Не выше кочки.

   В сентябре их соберёшь,

   Витамины запасёшь! (Брусника)

-  У брусники листики какие? С глянцем это значит с блеском, блестящие. А какие ягодки с румянцем? (красного цвета).

Давайте все вместе скажем  листики- с глянцем, ягодки – с румянцем. ( дети повторяют хором).

- Кто был внимателен и скажет, когда бруснику собирают и зачем? (в сентябре собирают, витамины запасают).

-  Правильно, брусника богата витаминами, она и полезна, и целебна. Брусничный отвар помогает лечить разные болезни.

-  А что можно приготовить из ягод?  (варенье, желе, сок, компот, пироги, ватрушки).

3.И красна, и кисла

   На болоте росла.

   Круглая, как пуговка,

   Красненькая… (Клюковка)

-    Как в загадке говорится про клюкву?

-   Давайте хором повторим

И красна, и кисла, на болоте росла.

-  Клюква- целебная ягода, из неё готовят морс, сок, украшают сладкий торт.
4.На малину так похожа

   И душиста и пригожа

   Пожелтеет, подрастёт,

   Станет сладкой, словно мёд.

   Подумай немножко

   Как зовут её? ( Морошка)

- Как в загадке сказано про морошку?

- По виду она какая?

(на малину похожа и пригожа, как поспеет- пожелтеет).

- А по запаху какая?  (душистая).

- А на вкус?  (сладкая, как мёд).

- Вот какая замечательная ягода морошка!

Что же находилось в лукошке?  (ягоды). 

Назовите их (черника, брусника, клюква, морошка).  Где растут эти ягоды? Правильно, это наши северные ягоды, они растут в лесу, на болоте, на кочках, на низких кустиках.

        Разминка

Рябинка

На холме стоит рябинка,

Держит прямо, ровно спинку. (Потягивания - руки вверх.)

Ей не просто жить на свете —

Ветер крутит, вертит ветер. (Вращение туловищем вправо и влево.)

Но рябинка только гнётся,

Не печалится — смеётся. (Наклоны в стороны.) 

Вольный ветер грозно дует

На рябинку молодую. (Дети машут руками, изображая ветер.)

А я вам приготовила ещё одну загадку про северную ягоду. Послушайте.

Висят на ветке подружки,

Прижавшись, тесно друг к дружке.

Красные горошины

Снегом припорошены.  (Рябина).

Сегодня мы познакомимся поближе с удивительным и необычайно красивым деревом. Вот оно (показ иллюстрации). Знакомо ли вам его название? Можете объяснить, почему рябину считают красавицей? Что, в ней красиво?  (Резные листья, разноцветная окраска, гроздья ягод).

Ягоды не сладость, зато глазу радость!

Городам и лесам – украшенье,

Людям и животным – угощенье.

        Рассказ воспитателя

       Рябина прекрасное дерево. Каждую весну она распускает свои нежные листики (показ иллюстрации), а к лету на рябине появляются грозди белых соцветий (Показ иллюстрации). Как они радуют глаз! Но проходит немного времени и белые цветы превращаются в твёрдые зелёные горошинки ягод. (Показ иллюстрации).

        Рябине много предстоит отдать им сока, тепла и заботы, чтобы они превращались в красные гроздья (показ иллюстрации).

        Каждый год  появляются на рябине плоды. Стоит дерево по осени и ели ветки держит – так много на них ягод.

        И неспроста так много ягод созревает на рябине. Иначе нельзя: на всех может не хватить. Среди птиц и зверей столько много любителей рябины, что её ягоды будут объедены, склёваны, сжёваны прямо на дереве.( Показ иллюстрации свиристели на рябине).

         А если какие ягоды на землю и упадут , так тут же их подберут и съедят кабаны, косули, лисы, зайцы. (показ иллюстрации).

  Стихотворение «Рябина» Н. Шумов.
Что там за ягода алеет,
Когда уже прохладой веет
И осень мчит на всех парах,
Сметая листья во дворах?
Она еще горчит и вяжет…
Но только снег на землю ляжет,
Мороз ударит не слегка
И льдом покроется река:
Она уже на вкус иная…
И птицы, будто понимая,
Клюют замерзшие дробины
(читает ребёнок)

    Ягоды рябины крепко держатся на ветках, могли бы и до самой весны провисеть. Однако уже к середине зимы от них ничего не останется. Все подъест лесной народ и разнесет вместе с пометом по всему лесу драгоценные семена, из которых новые рябинки вырастут.
        Птицы едят только плоды рябины, а вот животные, кроме плодов, едят и листья, и почки, и молодые побеги рябины. Очень уж много в них витаминов. Лесники знают об этом и, потому с лета заготавливают веники из рябиновых ветвей: голодной зимой лесные копытные звери с большим удовольствием угостятся ими.
(Показ иллюстрации).
      Люди тоже едят и используют рябину. Из ягод готовят лакомства, напитки, а из цветов — чай. Из рябиновой древесины делают мебель, музыкальные духовые инструменты. С давних времен заметили люди целебную силу рябины и стали использовать ее для лечения болезней. А еще в старину дети делали бусы, нанизывая ягоды рябины на нитку.
(показ иллюстрации).
                                  Физкультминутка

                                  «Станем мы деревьями»

     
Воспитатель:  Сегодня я принесла  веточку рябины. Давайте рассмотрим ее. Расскажите,  какого цвета ягоды? Какой они формы, как расположены? (ответы детей). Вы заметили, что на ветке нет листочков? А почему? (ОТВЕТЫ) 
        А на веточках, которые я приготовила для вас, нет даже ягод. Предлагаю вам их нарисовать.

         Рисовать гроздья рябины мы будем с помощью ватных и поролоновых палочек. Давайте вспомним, как ягоды расположены (ответы).

Висят на ветке подружки, прижавшись тесно, друг к дружке.

     Какими палочками удобнее рисовать ягоды? (поролоновыми). А что вы нарисуете ватными палочками? (маленькие чёрные точки на каждой ягодке).

     Прежде, чем приступить к рисованию, давайте разомнём пальчики.

       

                       Пальчиковая гимнастика «За ягодами».

           Раз, два, три, четыре, пять   (пальчики обеих рук «здороваются)

           В лес идём мы погулять     (обе руки «идут» указательными и
                                                          средними пальчиками по столу)

           За черникой за брусникой,

           И за клюквой, голубикой (загибают пальчики, начиная
                                                        с большого сжимая в кулачки),

           А морошку найдём
          – братишке отнесём!
(разжимают пальцы  ладонями вверх).

Самостоятельная работа детей. Помощь детям при затруднении. Коррекция осанки.

Итог занятия. Анализ готовых работ.

Посмотрите и полюбуйтесь веточками, которые вы нарисовали.

(дети рассматривают работы, высказывают своё мнение).

Помните как про рябину - красавицу говорят:

   Ягоды не сладость, зато глазу радость!

   Городам и лесам – украшение,

   Людям и животным – угощение!

Молодцы, ребята, вы отлично справились с работой, ветки рябины – красавицы получились как настоящие! Спасибо, вам  за работу.

                                           ФОТО НА ПАМЯТЬ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи у детей старшей группы на тему: «Путешествие с эмоциями в страну сказок»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи у детей старшей группы на тему: «Путешествие с эмоциями в страну сказок»   Задачи: -закрепить полученные знания детей об ...

Конспект непосредственно образовательная деятельности по развитию речи для детей старшей группы

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию речи для детей старшей группы компенсирующей направленности.

Цель: Повышение речевой активности детей посредством обогащения активного словаря....

Конспект коррекционно-развивающего занятия по развитию речи для детей старшей группы компенсирующей направленности с использованием ИКТ по теме: «Насекомые».

Цель: активизировать словарный запас детей по теме «Насекомые», развитие связной речи детей посредством составления описательного рассказа по алгоритму.Коррекционно – образовательные...

Конспект образовательной деятельности по развитию речи с детьми старшей группы с использованием инновационных технологий «В гости к нам пришла Зима»

Конспект образовательной деятельности по развитию речи с детьми старшей группы с использованием инновационных технологий «В гости к нам пришла Зима»Цель: развитие ...

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи для детей старшей группы «Путешествие в страну Красивой речи»

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи для детей старшей группы «Путешествие в страну Красивой речи»...