Семинар-практикум "Играем пальчиками - развиваем речь".
методическая разработка по развитию речи (младшая группа) на тему

Развитие речи младших дошкольников через мелкую моторику

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon seminar-praktikum_igraem_palchikami_-_razvivaem_rech.doc308 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ Борковский детский сад

Семинар – практикум для родителей по теме

«Играем с пальчиками – развиваем речь»

Подготовил: воспитатель

первой квалификационной

 категории

Удоденко И. П.

Борок 2017

Цель: повышение компетентности родителей по вопросу развития мелкой моторики.

Задачи:

  • побудить заниматься с ребёнком в домашних условиях;
  • стремиться установить доверительные отношения с родителями;
  • формировать у родителей позитивное отношение к взаимодействию с детским садом;
  • способствовать сплочению родительского коллектива;
  • активизировать творческий потенциал родителей;
  •  сформировать у родителей представления об особенностях развития мелкой моторики рук у детей с общим недоразвитием речи, о роли развития мелкой моторики в коррекции речевых нарушений у детей;
  • предоставить родителям практические рекомендации по использованию игр и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики рук;
  • упражнять родителей в умении самостоятельно подбирать игры и упражнения.

Подготовительная работа

  • Объявление о предстоящем семинаре-практикуме.
  • Составление картотеки «Пальчиковые игры для детей 2-3 лет».
  • Проведение консультации для родителей «Изготовление дидактических игр своими руками для развития мелкой моторики и речи у детей»
  •  Беседы с родителями по данной теме.
  • Подбор пособий, игр, методической литературы по теме.
  • Оформление наглядных материалов и практических рекомендаций для родителей.

Оборудование:

  • музыкальное оформление;
  • Памятки для родителей «Пальчиковые игры для детей 2 – 3 лет».

Материалы: пластилин, бельевые прищепки, цветные карандаши, мячики-ежики, мешок с фруктами и овощами, игрушка зайчик.

Участники: воспитатели, родители, дети.

Форма проведения: игровой тренинг.

Ход семинара-практикума

– Добрый день, уважаемые родители и дети. Мы очень рады видеть вас на нашей встрече. Сегодня мы с вами поговорим о пальчиковых играх и их влиянии на развитие речи. Тема нашего семинара – практикума: «Играем пальчиками и развиваем речь».

Родители с детьми стоят полукругом.

– Я предлагаю вам для начала провести «Разминку».

(Родителям предлагается повторять за ведущим любимую игру детей)

– Глазки, глазки, вы проснулись? (Поглаживаем глазки)

Проснулись! (Подставляем “бинокль” из рук)

Ушки, ушки, вы проснулись? (Поглаживаем ушки)

Проснулись! (Оттопыриваем руками)

Ручки, ручки, вы проснулись? (Поглаживаем ручки)

Проснулись! (Хлопаем в ладоши)

Ножки, ножки, вы проснулись? (Поглаживаем ножки)

Проснулись! (Топаем ногами)

«Здравствуй!»

-Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок,

Здравствуй маленький дружок!

Мы живем в одном краю –

Всех я вас приветствую!

(Пальцами правой руки по очереди «здороваются» с пальцами левой руки, похлопывая друг друга кончиками)

 Мы сейчас вместе с детьми поиграем в дидактическую игру «Чудесный мешочек». Эта игра способствует развитию речи и тактильных ощущений у детей  

Цель: учить правильно, узнавать и называть фрукты и овощи.

- Здравствуйте, ребятки. Посмотрите, кто это к нам в гости пришел?

- Зайка, правильно. А посмотрите, ребята, у зайки что-то принес с собой. Зайка, принес с собой чудесный мешочек.

- А давайте попросим разрешения у зайки посмотреть, что у зайки в мешочке. Зайка, что у тебя в мешке? Можно посмотреть? Что это?

Рыженькая как лисица

Но, сидит она в темнице,

Хвост над грядкой держит ловко

Называется (Морковка)

Какая морковка? (Длинная, красная)

Кладем морковь на стол.

Растут на грядке

Зелёные ребятки.

Удалые молодцы,

И зовут их (Огурцы)

Какой огурец? (Длинный, зеленый)

В саду на дереве растёт

Красивый, вкусный, сочный плод.

Я подскажу: на букву Я

Он начинается друзья (Яблоко)

Яблоко, у нас какое? (Круглое, зеленое)

Вкусный, красный, но не сладкий.

Зреет на садовой грядке,

В сказках, помнишь, с давних пор

Все зовут его: «Синьор»! (Помидор)

Какой помидор? (Круглый, красный)

Дети рассматривают муляжи фруктов и овощей.

– Теперь найдите и положите в мешочек овощи. Что осталось? (Яблоко) Яблоки — это фрукт.

– Ну, что, ребятки, вам понравилось играть с зайкой?

– Давайте скажем спасибо, зайке, что пришел к нам. Попрощаемся с зайкой, скажем ему до свидания.

Сейчас я предлагаю сделать массаж рук предметами, но при этом еще нужно проговаривать стихи. Прошу всех присесть за столы.

Упражнения с шестигранными карандашами оказывают прекрасное тонизирующее и оздоравливающе действие, нужно покатать между двух ладоней шестигранный карандаш:

Карандаш в руке катаю,

Между пальчиков верчу.

Непременно каждый пальчик

Быть послушным научу!

Игры с прищепками

Кус – кус (поочерёдно «кусать» пальчики бельевой прищепкой)

Если кто – то с места сдвинется,

На него котёнок кинется.

Если что-нибудь покатится,

За него котёнок схватится.

Прыг – скок! Цап – царап!

Не уйдёшь от наших лап!

Игры с мячиками - ёжиками

(катаем в ладошках, используя для этого обычные мячики)

Мячик мой не отдыхает,

На ладошке он гуляет.

Взад – вперед его качу,

Вправо – влево – как хочу

Сверху – левой, снизу – правой,

Я его катаю, браво.

Возьмите в руки пластилин, помните и слепите, что хотите. Пластилин прикасается к каждой точке ваших пальцев и ладоней, массажирует и стимулирует их. Он дает уникальные возможности проводить интересные игры с пользой для общего развития ребенка.

Кусочки пластилина,

Катает наша Зина,

Шарики, колбаски,

И оживают сказки.

Пальчики стараются,

Лепят, развиваются.

В пальчиковых играх используются потешки, стихи, которые вы прекрасно знаете. И сейчас мы с вами в них поиграем.

Идет коза рогатая

(Показываем рожки пальцами на голове).

За малыми ребятами.

Ножками топ-топ.

(Топаем кулачками по столу вместе с ребенком).

Глазками хлоп-хлоп.

(Сжимаем и разжимаем руки у глаз).

Кто кашки не ел,

Молока не пил,

Забодаю, забодаю.

(Бодаем двумя пальцами ребенка).

Мы делили апельсин –            

(Двумя руками «держат» предполагаемый апельсин)

Много нас, а он один.

(Показывают сначала десять пальцев, а потом один)

Эта долька – для ежа,

(Загибают большой палец руки)

Эта долька – для стрижа,

(Загибают указательный палец)

Эта долька для утят,

(Загибают средний палец)

Эта долька – для котят,

(Загибают безымянный палец)

Эта долька – для бобра,

(загибают мизинец)

А для волка – кожура.

(Бросают предполагаемую кожуру рукой)

Он сердит на нас – беда!!!

(Делают испуганный вид)

Разбегайся кто куда! (Делают движения руками в стороны)

Целый день тук да тук –

Раздается звонкий стук (Руки сжаты в кулаки, большой палец поднят вверх, постукивает по указательным пальцам).

Молоточки стучат (Стучать кулаком о кулак),

Строим домик для ребят (Пальцы соединить, показать "крышу").

Вот какой хороший дом (Сжимать-разжимать пальцы),

Как мы славно заживем (Вращать кисти рук).

А теперь предлагаю вспомнить сказку «Курочка Ряба» и рассказать ее с помощью пальчиков.

Жили-были дед (обведите двумя руками сверху вниз воображаемую бороду)и баба (изобразите, как завязывают под подбородком уголки платка). И была у них курочка Ряба (для детей младшего возраста постучите указательным пальцем по столу, а детям постарше покажите пальчиковое упражнение «Курочка»), Снесла курочка яичко (округлите пальцы и соедините их кончики). Да не простое, а золотое. Дед бил, бил (постучите кулаком по «яичку») – не разбил. Баба била, била (стучите кулаком по «яичку») – не разбила. Мышка бежала (для детей младшего возраста — пробегите всеми пальцами правой руки по столу, а детям постарше покажите пальчиковое упражнение «Мышка»), хвостиком махнула (помашите указательным пальцем) – яичко упало и разбилось (уроните расслабленные руки на колени). Дед плачет (закройте лицо руками), Баба плачет (закройте лицо руками). А курочка кудахчет: «Не плачь, дед, не плачь, баба, я снесу вам яичко (округлите пальцы и соедините их кончики) другое, не золотое, а простое.

Пальчиковые игры мы используем не только в рассказывании сказок и потешек, но и в подвижных играх. Сейчас мы с вами немного разомнемся и поиграем в подвижную игру «Зайчик».  Я попрошу родителей с детьми выйти на ковер.

Зайчик серенький сидит

Вот так, вот так,

И ушами шевелит

Вот так, вот так.

Зайке холодно сидеть.

Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп.

Надо лапочки погреть.

Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп.

Зайке холодно стоять.

Скок-скок, скок-скок.

Надо зайке поскакать.

Скок-скок, скок-скок.

Вдруг пришел какой-то зверь наших заек распугал (Попросить кого-нибудь из родителей исполнить роль зверя)

Подвижная игра «Мишка косолапый»

 Мишка косолапый по лесу идет (Ходьба вперевалку, на наружном своде стопы). 

Шишки собирает, песенку поет (Наклоняемся – "подбираем с земли шишки"). 

Вдруг упала шишка, прямо мишке в лоб! (Ударяем ладошкой по лбу).

Мишка рассердился и ногою – топ! (Топаем ногой). 

Испугался и убежал. (Дети с родителями разбегаются).

Итак, пальчиковые игры представляют собой инсценировку стихов и потешек, рифмованных историй при помощи пальцев. Благодаря играм с пальчиками дети развивают мелкую моторику, что, в свою очередь, стимулирует развитие речевых центров. Ребёнок получает новые тактильные впечатления, учится концентрировать внимание и сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребенком.

Уважаемые родители! Благодарим вас за активное участие в проведении семинара-практикума и желаем успехов в воспитании детей.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация "Развиваем пальчики - развиваем речь"

В презентации представлены формы работы по развитию мелкой моторики у детей....

Развивая пальчики развиваем речь

Взаимодействие с родителями...

Консультация по развитию речи:"Развиваем пальчики - развиваем речь"

Пальчиковые игры являются очень важной частью работы по развитию мелкой моторики. Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны.Они способствуют развитию речи, творческой деятельности....

Развиваем пальчики - развиваем речь!

Если движение руки соответствует возрасту, то и развитие речи находится в пределах нормы. Представлены упражнения для развития мелкой моторики, которые можно применить дома....

"Развиваем пальчики - развиваем речь"

Речь – такой вид деятельности, для которого необходима сформированность слуховых и зрительных функций, а также двигательных навыков. Для правильного произнесения звука ребенку требуется воспроизвести ...

Консультация для родителей "Развиваем пальчики- развиваем речь".

Движение рук всегда тесно связаны с речью и способствуют её развитию....