Конспект непосредственной образовательной деятельности с использованием мнемотехники старшей группы разучивание стихотворения И. Токмаковой «Весна»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Соколова Наталия Викторовна

Расширить представления детей о признаках ранней весны. Упражнять в составлении рассказа по выученному стихотворению.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Улыбка» п. Малиновский»

Конспект непосредственно-образовательной деятельности

с использованием мнемотехники «Ранняя весна»

(разучивание стихотворения И. Токмаковой «Весна»)

старшей группы

подготовила воспитатель

Соколова Наталия Викторовна

        

г. п. Малиновский, 2017г.

Цель: разучивание стихотворения И. Токмаковой «Весна» с помощью мнемотехники.

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное» (общение детей со взрослым и сверстниками), «Познавательное развитие» (окружающий мир, мир растений и животных), «Речевое развитие» (обогащение словаря, развитие связной речи, приобщение к фольклору), «Художественно-эстетическое развитие» (изобразительная деятельность – рассматривание картины художника; опознавание знаков-символов на мнемотаблицах); «Физическое развитие» (двигательная активность).

Образовательные задачи:

1. Расширить представления детей о признаках ранней весны.

2. Обучать детей выразительно читать наизусть стихотворение, интонационно передавая радость, любование картиной весенней природы.

3. Упражнять детей в подборе определений, однокоренных слов. Закреплять знания о временах года. Упражнять в составлении рассказа по выученному стихотворению. Расширять словарный запас. Воспитывать любовь к родной природе.

4. Формировать умение выделять существенные признаки, устанавливать причинно-следственные связи.

Развивающие задачи:

1. Продолжать развивать психические процессы: память, внимание, наглядно-действенное и логическое мышление.

2. Развивать умение соотносить знаковые символы с образами.

Воспитательные задачи:

1. Воспитывать бережное отношение к миру природы.

2. Воспитывать  эмоциональную отзывчивость детей – пожалеть, утешить, подарить.

3.Воспитывать доброту, отзывчивость.

Формы организации детей: фронтальная, индивидуальная.

Предварительная работа:

• наблюдения в природе признаков прихода весны;

• чтение стихотворений, рассказов о весне;

• рассматривание и обсуждение символов о весне по мнемотаблицам;

• пение песен о весне;

• дидактические игры «Четыре сезона», «Угадай время года», «Весенние слова».

Индивидуальная работа: активизировать малоактивных детей, поддерживать их инициативу с помощью обращения к ним с вопросами, советами, рекомендациями, поощрения.

Наглядный материал:

– мнемотаблицы к рассказу о весне и стихотворению И.Токмаковой «Весна».

Оборудование: кукла «Весняночка», кубики с изображениями времен года, репродукция картины Германа Травникова «Весна»; магнитофон; аудиозапись «Звуки весны».

Методы и приемы:

Игровые – сюрпризный момент (кукла «Весняночка»), составление описательных рассказов по мнемотаблице «Весна» и заучивание стихотворения по мнемотаблицам,  дидактическая игра «Опиши словами».

Словесные – беседа, рассказывание, объяснение.

Наглядные – мнемотаблицы.

Творческие – составление описательных рассказов о весне, словесное рисование.

Ход  ООД

1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МОТИВАЦИОННЫЙ ЭТАП

Дети входят в группу и рассаживаются на стульчиках. Звучит аудиозапись «Звуки весны».

Восп.: Ребята, вы слышите звуки вены? К нам в гости пришла Весняночка (показывает куклу, одетую в костюм Весны).

Здравствуй, Весняночка, очень рады тебя видеть у нас в гостях!

Дальше педагог говорит за Весняночку.

Весняночка. Здравствуйте, ребятки! Давайте вместе встретим весну.

Дети. Давайте!

Весняночка. Я загадаю вам загадки, а вы их отгадаете.

Если снег повсюду тает,

День становится длинней,

Если все зазеленело

И в полях звенит ручей,

Если солнце ярче светит,

Если птицам не до сна,

Если стал теплее ветер,

Значит, к нам пришла…(весна).

Первым вылез из темницы

На проталинке.

Он мороза не боится,

Хоть и маленький.(Подснежник)

Весняночка. Молодцы, правильно отгадали.

2. ОСНОВНОЙ ЭТАП

• Беседа. Развитие связной речи. Повторение о временах года.

Восп.: Давайте, ребята, покажем Весняночке, что мы еще знаем о весне.

- Какие времена года вы знаете? (Ответы детей).

- На доске стоят кубики с  изображением времен года.

- Найдите картинку с изображением весны (один ребенок находит такой кубик).

- Назовите признаки весны (Ответы детей).

- Какие из признаков весны вы наблюдаете сегодня? (Ответы детей).

- Какое настроение чаще всего бывает весной? Почему? (Ответы детей).

Составление описательных рассказов о весне по мнемотаблице.

Работа с мнемотаблицей

Восп.: Рассмотрите мнемотаблицу и составьте по ней рассказ о весне, а Весняночка послушает ваши рассказы.

Воспитатель просит 2-3 детей составить предложения по каждой картинке мнемотаблицы.

Потом 1-2 ребенка составляют целый рассказ по мнемотаблице.

D:\Со старого компа\Рабочий стол\работа\АО Соколова Разв речи дошкол мнемотехникой\мнемотаблицы к СИСТЕМЕ РАБОТЫ\рассказивание о весне.JPG

Весняночка. Мне очень понравились ваши рассказы.

• Подготовка к восприятию стихотворения И. Токмаковой «Весна».

Весняночка.Ребята, отгадайте, когда это бывает?

Голубые, синие небо и ручьи,

В синих лужах плещутся стайкой воробьи.

На сугробах ломкие льдинки-кружева,

Первая проталинка, первая трава. (Ответы детей).

• Беседа.

Восп.:

1. О каком времени года говориться в этом стихотворении?

2. Как вы догадались об этом? (Синее небо, ручьи, проталинки, первая трава).

• Рассматривание картины.

Восп.: Рассмотрите картину Германа Травникова «Весна», на которой нарисованы проталинки. На что они похожи? (Ответы детей).

https://tapoc.trbo.yandex.net/tapoc_secure_proxy/277843806b84573d050f17bf4629e62d?url=http%3A%2F%2Fpicsview.ru%2Fimages%2F2262322_protalina-risunok.jpg

Восп.: Проталинки – то что протаяло, снег исчез и появились травка, земля, а на некоторых проталинках можно увидеть даже первые цветы – мать-и-мачеху, подснежники.

• Обогащение словаря и грамматического строя.

Восп.:

1. Какие слова можно образовать от слова «весна»? (весенний, веснушки, веснянка…).

2. Про что можно сказать: «весенняя»? (вода, трава, река).

3. Про что можно сказать: «весенний»? (ручеек, снежок, сад).

4. Про что можно сказать: «весеннее»? (облако, солнце, небо).

• Физминутка

Восп.: Давайте разомнемся, покажем, как дует весенний ветер.

Ветер дует мне в лицо, закачалось деревцо

(машем руками в сторону лица, руки вверх и качаем руками).

Ветерок все тише, тише, деревцо все выше, выше.

(качаем руками медленно, встаем на носочки).

• Знакомство со стихотворением И. Токмаковой «Весна».

Восп.:

Послушайте стихотворение поэта И. Токмаковой «Весна». Представьте себе, какое настроение было у автора, когда она писала это стихотворение.

• Чтение стихотворения педагогом:

К нам весна шагает быстрыми шагами.

И сугробы тают под ее ногами.

Черные проталины на полях видны,

Верно, очень теплые ноги у весны.

Восп.: Какое настроение было у автора стихотворения? Какое настроение у вас появилось во время чтения стихотворения? (Ответы детей).

• Беседа по содержанию стихотворения:

1. Кто, по словам автора, спешит к нам быстрыми шагами? Повторим эти строчки хором словами стихотворения. (К нам весна шагает быстрыми шагами). А теперь повторим еще раз радостно.

2. Как можно сказать по-другому: шагает – (идет, ступает, спешит…).

3.С кем автор сравнивает весну, кто может шагать ногами?

4. Почему сугробы тают под ногами весны? Как об этом сказано в стихотворении? Повторим эти строчки хором словами стихотворения. (И сугробы тают под ее ногами). А теперь повторим еще раз радостно.

5. Отчего появились черные проталины на полях? Как об этом говорит автор? Повторим эти строчки хором словами стихотворения. (Черные проталины на полях видны). А теперь повторим еще раз весело.

6. Почему поэт решила, что у весны теплые ноги? Как об этом сказано в стихотворении? Повторим эти строчки хором словами стихотворения. (Верно, очень теплые ноги у весны).

• Заучивание стихотворения по мнемотаблице.

Сначала дети вместе с воспитателем повторяют стихотворение хором. Потом воспитатель просит 2-3 детей повторить стихотворение наизусть. Следит за выразительностью чтения стихотворения. Хватит детей.

• Словесное рисование. Послушайте еще раз стихотворение и попробуйте описать словами, какую картинку вы нарисовали бы к этому стихотворению.

Рассказы детей.

3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП.

Рефлексия. 

Восп.:

1. Чем мы занимались сегодня на занятии? (Описывали весну. Разучили стихотворение).

2. Как оно называется?

3. Кто автор этого стихотворения?

Подведение итогов: 

Восп.: Вы были все молодцы. Обязательно расскажите это стихотворение дома. Всем спасибо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности детей в старшей группе.«Разучивание стихотворения И.Сурикова «Зима» с использованием ИКТ».

Программные задачи:Образовательные:«Связная речь»Учить детей выразительно читать наизусть стихотворение, передавая интонацией любование зимней природой.Учить правильно выражать и излагать свои мысли.С...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе Тема: «Жаворонки прилетите - красну весну принесите!»

Конспект НОД для проведения праздника посвященного приходу весны. Знакомство с традициями наших предков, с тем как на Руси встречали весну. Изготовление с детьми из теста печений-жаворонков....

Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе по познавательному развитию «Цветы весны»

уточнить представление детей о первоцветах, научить определять их по описанию;- продолжать работу по обогащению словаря:(мать – и – мачеха, ландыш, первоцветы, нарцисс, тюльпан)-воспитыват...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Разучивание стихотворения » с использованием приёма мнемотехники

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Разучивание стихотворения С. Есенина «Белая берёза» с использованием приёма мнемотехники...

Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе. Тема: «Что? Где? Когда? (Весна пришла)»

Программное содержание:Интеграция образовательных областей: коммуникация, познание, художественно-продуктивная деятельность, социализация....

Конспект образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе «Разучивание стихотворения С. Есенина «Белая берёза» с использованием приёма мнемотехники

Конспект образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе «Разучивание стихотворения С. Есенина «Белая берёза» с использованием приёма мнемотехникиОбразовательная облас...

Конспект совместной деятельности с детьми старшей группы «Разучивание стихотворений при помощи мнемотаблицы»

Цель: развитие умения пользоваться мнемотаблицами при заучивании стихотворений.Задачи:Образовательные - продолжать развивать умение запоминать стихотворения с помощью мнемотаблиц.- формировать навык о...