Конспект образовательной деятельности по развитию речи
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Михайлова Елена Геннадьевна

Задачи:

Воспитание звуковой культуры речи:

·        Совершенствовать речевой слух.

·        Закреплять навыки четкой правильной выразительной речи.

·        Отрабатывать интонационную выразительность речи в скороговорках в заданном воспитателем ритме с разной силой голоса.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_vesennyaya_skazka.doc77 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад № 16» г. Канаш

 

Конспект образовательной деятельности

по развитию речи

в подготовительной к школе группе

 «Весенняя сказка»

         

                                                                        Подготовила:  воспитатель

                                                                                       Михайлова Е.Г.                                                          

                                                               2016 год

Задачи:

Воспитание звуковой культуры речи:

  • Совершенствовать речевой слух.
  • Закреплять навыки четкой правильной выразительной речи.
  • Отрабатывать интонационную выразительность речи в скороговорках в заданном воспитателем ритме с разной силой голоса.

Словарная работа:

  • Продолжать расширять и уточнять знания детей об окружающем,
  • Обогащать  речь существительными, обозначающими растения, , птиц.
  • Расширить словарь признаков по теме: «Весна».
  • Закреплять умение сопоставлять  явления по временным и качественным признакам.

Грамматический строй речи:

  • Закреплять навыки употребления в речи детей сравнительных оборотов.
  • Активизировать в речи детей прилагательные и глаголы. Формировать умение выбирать наиболее точные слова при решении речевых ситуаций. 

Развитие связной  речи:

  • Продолжать совершенствовать монологическую форму речи.
  • Упражнять детей в умении рассказывать о временах года (весна) с    

          использованием наглядных пособий, связно с логической

          последовательностью.

Оборудование:

    Гелевые шары, изображающие тучку, мяч, фонограммы «Голоса птиц»,  силуэты перелетных птиц, ленты желтого цвета.

Предварительная работа: чтение рассказов о весне, разучивание стихотворений, рассматривание иллюстраций, анализ инсценировок, дидактическая игра «Времена года».

                                       

   Ход:

Собрались все дети в круг

Я- твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Воспитатель обращает внимание детей на тучку из шаров: Ребята,  посмотрите, сегодня в нашем группе появилось что-то необычное. Как вы думаете, на что это похоже?

Дети: шары, украшение, облачко, тучка и т.д.

Воспитатель: В нашей группе появилась волшебная тучка!

Тучка по небу гуляла,
Тучка бусы растеряла.
Как хрустальные горошки,
Закатились к нам в окошко.

О чем  же она нам хочет рассказать?

Воспитатель подходит к тучке, снимает  капельку, на которой написано слово «Весенняя сказка»: 

     Тучка приглашает нас с вами  в сказку.

 Дети вместе с воспитателем садятся на стулья. Воспитатель рассказывает сказку. На экране появляются картинки, демонстрирующие события сказки.

Воспитатель: «Жили-были четыре времени года. Вы их узнали?

      Дети: Зима, Весна, Лето, Осень.

     Воспитатель продолжает рассказывать сказку:  Времена года жили дружно и по очереди правили миром. Но однажды Зима решила, что она самая главная и не захотела уступить место Весне. Загрустили под снежным покрывалом растения. Птицы перестали петь песни. Люди устали топить печи, чтоб хоть немного согреться. Забеспокоились Осень и Лето. А Весна сказала: «Не беспокойтесь, у меня есть чудо, которое поможет победить холод!»

      На экране появляются  картинки КОСТЕР, ЛАМПОЧКА, СОЛНЦЕ.

Воспитатель: Как выдумаете, что из этого может быть чудом, которое поможет Весне? (Ответы детей).

Воспитатель: Солнце стало подниматься выше, светить ярче и сильнее. Согрело землю.

 Проводиться игра «Сравни и назови», в ходе которой воспитатель, бросая ребенку мяч, начинает фразу, а ребенок должны ее закончить. Воспитатель:  Давайте  поиграем и расскажем  про солнышко.

  • Солнце желтое, как… (одуванчик,  цыпленок, лимон,).
  • Солнце круглое, как… (мячик, апельсин, колобок).
  • Солнце ласковое, как… (бабушка, мама, ветерок, теплое море).
  • Солнце веселое, как… (песенка, клоун, ).
  • Солнце теплое, как …(печка, рукавички, свитер)
  • Солнце яркое, как… (лампочка, фонарь, звезда)
  • Солнце жаркое, как… (огонь, костер)

После игры дети садятся на стулья

Воспитатель: Солнце помогло Весне, и мир снова расцвел яркими красками.

На экране  появляется видео с изображением примет весны. 

Дети называют приметы весны

- растаял снег

- потекли ручьи

- появились проталины

- закапали сосульки

- прилетели птицы

- на деревьях набухли почки.

- расцвели первые цветы

- зацвели деревья.

 Воспитатель: Наши глазки устали, сделаем гимнастику для глаз.  

Воспитатель: Я вам загадаю загадки, а вы попробуйте отгадать.

Тает снежок, ожил лужок, День прибывает.

Когда это бывает? (Весной) 

Бегу я как по лесенке 

По камушкам звеня.

Издалека по песенке Узнаете меня. (Ручей)

Раскаленная стрела Дуб свалила у села. (Молния)

Его просят, его ждут, А как придет –  Прятаться начнут. (Дождь)

 Из-под снега вышел друг – 

 И весной запахло вдруг. (Подснежник)

Бах трах-тарарах Раскатился гром в горах.

Молния сверкает, Дождик поливает. (Гроза)

Я всегда со светом дружен,

Если солнышко в окне,

Я от зеркала, от лужи Пробегаю по стене. (Солнечный зайчик)

Воспитатель: Весною, как только растает снег, распускаются первые цветы. Выходите скорее на полянку.

Раз, два, три! Превратились дети в цветы.

Воспитатель спрашивает  у нескольких  детей: Ты какой цветок? (Дети называют первоцветы: подснежник, примула, крокус, фиалка, медуница, одуванчик, ландыш и т.д.)

Упражнение «Цветы»

Воспитатель: Что-то давно не было весеннего дождя, наши цветочки начали вянуть.

 

Сначала опустили головки,

Дети опускают головы, плечи,

потом листочки.

роняют руки вдоль туловища.

А потом согнулся весь стебелек

Приседают на корточки.

до самой земли.

Вдруг закапал дождь,

Медленно встают, поднимают руки,

и цветочки начали оживать.

потом поднимают головки.

Подул ветерок,

Руки над головой, произносят звук «ш»,

зашумели стебельки.

покачивают руками.

Затих ветерок.

Спокойно опускают руки.

Раз, два, три! Стали мы опять детьми.

        Воспитатель: Давайте понюхаем, как пахнут  цветы. Глубокий вдох – носом, на выдох произнесем  «Ах, как чудно пахнет цветок». Дети произносят фразу на выдохе 2-3 раза.

                   

                        Фонопедическое упражнение «Весной»

Дети и воспитатель:

Солнце светит ярко

(дети поют восходящий звукоряд на слог «ля», показывает движение вверх рукой) 

И сосулькам жарко

(произносят «кап-кап…» быстро двигая языком вправо-влево)

Ручейки бегут

(произносят «бл-бл-бл»)

Песенки поют

(показывают рукой «волну» и пропевают звук «У» в соответствием с движением руки)

Появились жуки

(продолжительно тянут звук «Ж» ложив ладонь на грудь)

 Мухи

(произносят звук «н», двигают пальчиками)

Пчелы

(произносят звук «в», двигая пальчиками)

Комары

(произносят звук «з», положив руки на шею спереди)

Даже дедушка медведь

Начал громко реветь

(дети произносят звук «р-р-р», руки перед собой)

Воспитатель: Ребята продолжим наше путешествие.

( воспитатель надевает ребенку венок месяца Марта)

Воспитатель и дети: Здравствуй месяц Март!

Март: Здравствуйте ребята. Я месяц Март – первый месяц весны.

А как называют месяц март в народе?

Ребёнок: Я думаю месяц март в народе называют протальник

Воспитатель: Объясните почему?

Дети: Потому, что снег в марте тает,  и появляются первые проталинки

Март: Угадайте, ребята, а какие чудеса происходят в природе в марте?  А помогут вам мои картинки. Разложите их по порядку и расскажите.

(ребенок выкладывает на магнитную доску картинки - солнце, проталинки, первая трава, первоцветы (подснежники, крокусы, прострелы), грачи. Есть лишняя карточка дерево с зелеными листочками.)

Воспитатель: Солнышко высоко, светит ярче, припекает. Продолжите дальше.

Дети: Снег начинает оседать, таять. Снег становится ноздреватым, потому что днем солнышко пригревает, светит ярче, снежинки на поверхности снега тают, превращаются в капельки воды. Водичка протекает вниз сквозь толщу снега, в снегу появляются дырочки. Появляются первые проталинки, на которых появляются первоцветы – подснежники, крокусы, прострелы, появляется первая зеленая травка. Потому что весной появляются все условия для роста растений – влага, тепло, влажная земля и солнечный цвет. С юга прилетают грачи.

Ребёнок: А вот деревья в марте еще не проснулись. Я думаю, что эту картинку мы уберем.

Воспитатель: Умнички, вы все правильно рассказали о чудесах природы в марте. В лесу постепенно наступает весна.

 (воспитатель надевают ребенку венок месяца Апреля)

Воспитатель и дети: Здравствуй месяц Апрель.

Апрель: Здравствуйте ребята, я месяц апрель – второй месяц весны.

А как называют апрель в народе?

Ребёнок: Я знаю, апрель в народе называют снегогон, водолей.

Воспитатель: Объясните почему?

Ребёнок: Потому что в апреле снег начинает быстро таять. Превращается в воду, бегут весёлые ручейки.

Воспитатель: Какое чудо! Когда наступает весна, снег начинает таять. А почему снег весной таит?

Дети: Я думаю, снег весной тает, потому что солнце не только светит, но и греет.

Воспитатель: А где мы можем выяснить, почему снег тает?

Дети: В нашей лаборатории.

Воспитатель: Проходите в лабораторию. Сегодня мы будем с вами настоящими учёными. Проведём собственные исследования и выясним, почему же снег тает весной. Ребята что вы видите на подносах.

Дети: Снег и лёд.

Воспитатель: Возьмите и потрогайте лёд руками и скажите, какой он?

Дети: Холодный, твёрдый, скользкий, гладкий, мокрый.

Воспитатель: А что происходит со льдом и снегом?

Дети: Он начинает таять и превращается в воду.

Воспитатель: А почему это происходит?

Дети: Я думаю, что они тают от тепла наших ладошек. В группе тепло.

Воспитатель: А как ещё можно растопить снег и лёд?

Ребёнок: Положить в горячую воду, на батарею и на грелку.

Воспитатель: Возьмите по кусочку льда положите в горячую воду. Что происходит?

Дети: В горячей воде лёд быстро растаял.

Воспитатель: Значит, от чего растаял лёд.

Дети: Под воздействием горячей воды лёд растаял.

Воспитатель: А почему снег и лёд весной на улице тает.

Дети делают вывод: Потому что солнце сильно греет и под действием тёплых лучей снег начинает таять.

Воспитатель: Ребята, а нам пора продолжить наше путешествие.

Воспитатель и дети: Здравствуй, месяц Май

Май: Здравствуйте дети! Я месяц Май – третий месяц весны. А в народе меня называют травень, потому что всюду появляется трава, деревья надели зеленые платьица, цветут цветы – ландыши, медуница. От снега ничего не осталось. Посмотрите, вот какие чудеса творят солнечные лучики в мае. Садитесь  на бревнышки и смотрите.

(презентация «Май»)

Рассказ ребёнка: Все стало зеленым и цветным.

Птицы поют.

Пробудились муравьи

По делам спешат они

Бабочки летают

И нарядом щеголяют

Над цветами шмель коужит

Деловито так жужжит.

Воспитатель: Лес в мае словно рождается заново. Удивительно. Какое солнце яркое, жаркое. Давайте поиграем с его лучиками.

Зрительная гимнастика

Лучик вверх, лучик вниз

Лучше детям улыбнись

Вправо, влево посмотри

Вокруг солнца обойди.

Звучит фонограмма «Голоса птиц»

Воспитатель:  Что вы слышите? (Птичье пение) Внимательно послушайте. Какие птицы к нам прилетают ? (Дети называют: скворец, грач, соловей, жаворонок, иволга, дрозд, кукушка, ласточка)

Воспитатель: Как можно назвать этих птиц одним словом? (перелетные) 

Воспитатель: Что делают  птицы, когда возвращаются домой?

(строят гнезда, высиживают птенцов)

Воспитатель: Послушайте скороговорку:

У грачихи пять грачат.

    Громче всех они кричат.

Воспитатель предлагает произнести скороговорку: громко, тихо, быстро, медленно. Дети садятся.

Воспитатель:

Пришла пора весенняя,
Пришла пора цветения.
И, значит, настроение
У всех людей - весеннее!

Воспитатель: Давайте дружно скажем: «Мы любим весну!» Дети говорят.

Сейчас каждый из вас возьмется за ленточку  и скажет, за что он любит весну.

Воспитатель первым берет ленточку  говорит: Весна благоухающая. Дети по очереди берутся за ленточку и произносят слова:  красивая, нарядная, праздничная, теплая, ласковая, звонкая, цветущая, душистая, лучистая и т.д.

Воспитатель: Посмотрите, что у нас получилось? (Солнце) А вы – его добрые, умные лучики, от которых всем тепло и радостно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности по развитию речи с применением современных образовательных технологий. Для детей старшей группы. Рассказывание по картине «Собака со щенятами»

Цель: учить детей рассматривать картину, отвечать на вопросы  по её содержанию, формулировать простейшие выводы. Учить выделять положительные и отрицательные стороны объекта. Развивать речь...

Конспект образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе на тему: "Путешествие в страну Красивой речи"

Занятие по развитию речи представлено в виде путешествия в сказочную страну. Чтобы туда попасть нужно выполнить определённые задания, которые даны в игровой форме....

Конспект образовательной деятельности по развитию речи в средней группе по теме "Путешествие во фруктовый сад" в рамках темы образовательного комплекса "Фрукты"

Конспект актуален для педагогов, работающих по программе "Детский сад - 2100". Так,  как составлен  в рамках образовательного комплекса "Фрукты", как итоговое занятие....

Конспект образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну красивой речи»

Цель: Учить составлять вместе с взрослым короткий рассказ с опорой на схему.Задачи: Обучающая: - Учить детей составлять небольшой рассказ по схеме, соблюдая последовательность.Развивающая:- Развивать ...