Конспект занятия "Незнайка учит букву "З"
план-конспект урока по развитию речи (старшая группа)

Конспект занятия "Незанйка учит букву "З"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otk_zanyatie_nezankayka_uchit_bukvu_z.rar836.02 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия

Незнайка учит букву «З»

(«Звуки «З, Зь»,  буква «З». Дифференциация «З, Зь»)

Цели:

Коррекционно-образовательные:

- Закреплять четкое произношение звуков «З, Зь»

- Продолжить формировать аккустико-артикуляционный образ звуков «З, Зь»

- Закреплять умение давать аккустико-артикуляционную характеристику звуков на примере звука «З, Зь»

- Закреплять понятие о букве «З»

- Формировать умение выделять начальный ударный и безударный звук при работе со звуками «З, Зь»

- Закреплять навыки звукового анализа

- Закреплять умение определять позицию звуков «З, Зь» в словах (начало, середина, конец слова)

- Закреплять умение подбирать слова в соответствии с позицией звуков «З, Зь»

Коррекционно-развивающие:

- Развитие фонематического слуха и восприятия

- Коррекция лексического строя речи

- Коррекция грамматического строя речи

- Коррекция памяти при запоминании новых понятий

- Развитие работоспособности детей в течение всего занятия

- Коррекция общей и мелкой моторики во время физминуток

Коррекционно-воспитательные:

- Воспитывать уважительное отношение друг к другу

- Воспитывать интерес к звуковой стороне речи

Оборудование: слайдовая презентация, презентация с буквой «З», мультимедийный проектор, доска, карандаши, тетради, звуковые фишки, схемы для определения позиции звуков, сундук с фишками-картинками – 10 шт., мешок с буквой «З», медали «Бабушкин наследник», «Умничка», «Хранитель букв», документ-камера, камешки, шнурки.

Ход занятия:

- Оргмомент: Дети стоят на ковре. (СЛАЙД 1)

Логопед:  Ребята, добрый день! Сегодня мы с вами продолжим путешествие по сказочной стране с Незнайкой. Встаньте в кружок, возьмитесь за руки. Я предлагаю вам сегодня побывать в сказочном Цветочном городе. Представляете, в этой стране, все здороваются по-другому. Чтобы нам попасть в Цветочный город и помочь Незнайке, нужно выполнить одну из традиций сказочной страны. А традиция такая: если я хлопну один раз нужно поздороваться друг с другом ладошками, если два раза – пальчиками, три раза – поклониться друг другу. (Дети выполняют задание по инструкции). Молодцы ребята! Вот мы и оказались с вами в Цветочном городе!

- Проведение артикуляционной гимнастики  «Сказка о Веселом язычке»: лошадка, грибок, чашечка, качелки, часики, горка, катушка, пропевание гласных «А-У», песенка водички, песенка комарика, песенка шмеля, песенка жука (выполняют все дети) (СЛАЙД 2)

- Фонематическая зарядка (повтор звуковых рядов, выполняют все дети по очереди)

Ша-шо-ша                 аш-ош-уш

Жа-жо-жа                аж-ож-уж

Са-со-са                ас-ос-ус

За-зо-за                аз-оз-уз

- Ребята сегодня к нам в гости пришла буква. Давайте мы попробуем угадать, что это за буква. Детям предлагается мешочек, в котором лежит буква «З», дети поочереди засовывают руку в мешочек и называют свой вариант находящейся там буквы.  При этом букву из мешочка достаем только тогда, когда все дети выполнили задание. Угадали, вывешиваем букву «З» на доску. Прописать букву «З» в воздухе, на ладошках. (СЛАЙД 3)

- Акустико-артикуляционный образ звука. А сейчас мы произнесем звук «З», а теперь «Зь». Как эти звуки обозначаются при звуковом анализе? Дети отвечают твердый «З» - синим сигналом, мягкий «Зь» - зеленым сигналом.

- Чем звук отличается от буквы (ответы детей) (СЛАЙД 4)

- Речевая зарядка:

Ребята, послушайте внимательно песенки со звуками «З, Зь» и повторите за мной. (проводится совместно со всеми дети, дети повторяют хором).

За-за-за – у Зои коза

Зу-зу-зу – мы поймали стрекозу

Зу-зу-зу – Катю моем мы в тазу

Зы-зы-зы – не боимся мы грозы

Зы-зи-зы-зи - Лиза, зайчика вези.

За-зя-за-зя - нам болеть никак нельзя.

Зю-зу-зю-зу - Зоя поит здесь козу.

- Реконструкция  буквы «З». Работа с документ-камерой. Один ребенок выходит реконструировать букву «З» из камешков под камерой, остальные дети работают за столами с камешками и шнурками. Выкладываем из камешков букву «З», называем ее. Далее выкладываем рядом с буквой «З» из шнурка букву «О», читаем слог «ЗО». Превращаем букву «О» из шнурка в букву «И», читаем слог «ЗИ».

- Д\игра «Бабушкин сундук» Ребята, бабушка Незнайки оставила наследство со звуком «З», но чтобы его получить, вам нужно назвать картинку так, что в ней появился звук «З», кто наберет больше всего фишек с картинками будет бабушкин наследник. Ребенку-победителю выдается медаль «Бабушкин наследник» (СЛАЙД 5)

- Дети, мы с вами хорошо поработали, а теперь проведем разминку. Дети встают из-за стола, задвигают стулья, разминка проводится возле рабочего места каждого ребенка.

- Физминутка с диска « Мерсибо»: «боксер», «кошка», «слон», «жираф», «мартышка», «художник», «мальчик» (повтор упражнений вслед за героями). Дети садятся на свои места.

- Ребята, подул ветерок и перепутал все слова в предложении, давайте поможем Незнайке и составим красивые предложения из рассыпанных слов.

- Придумай предложения со словами:

  • Незнайка, корзина, земляника.
  • Знайка, зайка, тазик.

- Помоги Незнайке произнести слова правильно. (СЛАЙД 6)

image153

Незнайка говорит:

Прочитай, как правильно сказал Знайка:

Зы-ко

Зы-та

Зи-та-ки

Зик-ту

Козы

Тазы

Тазики

Тузик

- Ребята, ветерок опять напроказничал и свалил все буквы в кучу. Давайте поможем Незкайке найти все буквы и выпишем буквы в тетрадь красиво, строчкой. Дети открывают тетради с заданием, выполняют работу простым карандашом.

- Работа с зашумленной буквой: выписать буквы строчкой в тетрадях (СЛАЙД 7)

- Кто сегодня самый сообразительный? Посмотрите внимательно на буквы и составьте слово из данных букв, кто первый догадается что это за слово, получает медаль «Умничка».

- Буквы рассыпались, составь слово (ЗАБОТА) (СЛАЙД 8)

- Ребята, а сейчас мы выполним звуковой анализ слов при помощи наших фишек. У детей на столе планшетик с цветными фишками: красный, зеленый, синий. Необходимо выложить на стол звуковой анализ предложенных слов. Проводится совместная проверка верности выполнения задания.

- Выполнить звуковой анализ слов: (СЛАЙД 9)

ЗОНТ, ЗИМА

- Ребята, давайте поможем Незнайке составь слова из букв, кто составит больше всего правильных слов, получает медаль «Хранитель букв»

- Составь слова из букв:  

   з, б, и, а - _______ (изба)

 л, з, о, а -  _______    (зола)   (СЛАЙД 10)                     

- Составь слова из слогов:

  та, ки, зи - ________  

   за, за, но - ________    (СЛАЙД 11)

- Подведение итогов занятия: Ребята, с какими звуками мы сегодня работали (ответы детей), какую букву вспомнили (ответы детей). Вручение медалей. (СЛАЙД 12)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Учимся играть и работать дружно"

Данный конспект поможет научить детей контролировать свое поведение детей здерживать себя и прислушиваться к мнению других, согласовывать свои действия с действиями партнера при выполнении работы вдво...

Конспект НОД "Учимся быть здоровыми и красивыми"

Конспект НОД по разделу "Здоровье". Интеграция образовательных областей: "Художественная литература", "Музыка", "Социализация", "Коммуникация", "Физическая культура"...

Конспект НОД "Учимся быть вежливыми"

«УЧИМСЯ БЫТЬ ВЕЖЛИВЫМИ»...

Конспект НОД "Учимся правильно произносить звук "ж"

Образовательные задачи:Познакомить детей со звуком ж. Учить  правильно и четко произносить звук ж  (изолированно, в звукоподражательных  словах, чистоговорках и связной речи). Разв...

Конспект занятия «Учим стихи руками» для детей логопедической подготовительной к школе группы

Использование способа мнемотехники позволяет детям быстрои качественному запоминать и воспроизводить стихотворные тексты....

Конспект НОД "Учимся вежливости" в старшей группе (с использованием ИКТ)

Конспект НОД направлен на воспитание культуры речевого общения и поведения детей старшего дошкольного возраста ( 5-6 лет)....

Конспект занятия «Учимся любить книгу».

Все что сказано умом,Все к чему душа стремится,Как янтарь на дне морскомВ книгах бережно хранится....