Занятие: "Заюшкина избушка"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Пешкова Алла Владимировна

Конспект занятия и презентация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_zayushkina_izbushka.docx22.84 КБ
Файл zanyatie_v_gostyah_u_skazki.pptx1.43 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи драматизация сказки «Заюшкина избушка» в средней группе

Программные задачи:

Систематизировать знания детей о русских народных сказках. Научить инсценировать русскую народную сказку «Заюшкина избушка»; включать в диалог детей элементы образной, эмоциональной стороны языка. Дать элементарные представления об игре в театр.

Формировать у дошкольников умение смотреть на себя со стороны, изображая разные характеры и поступки (взаимопомощь, поддержку, хитрость и др)Развивать умение строить взаимодействие и общение друг с другом с учетом возрастных особенностей.

Воспитывать артистические качества, раскрывать творческий потенциал детей, вовлекая их в различные театрализованные представления. Предоставлять детям возможность выступать перед сверстниками, родителями и другими гостями.

Ход занятия.

Звучит музыка из телепередачи «В гостях у сказки».

Сказочница (воспитатель)вместе с детьми входит в зал.

Сказочница. Все девчонки и мальчишки

Как известно, любят книжки,

Любят сказки, любят песни.

А чтоб было интересней

Сказки вспомним мы сейчас.

Сказочница. Ребята, на какие две большие группы делятся все сказки?

Дети. Народные и авторские.

Сказочница. Какие русские народные сказки вы знаете?

Дети («Колобок»«Маша и Медведь»«Теремок»«Лисичка со скалочкой»«Лисичка-сестричка и Волк», «Снегурочка и др.)

Сказочница. Назовите, пожалуйста, авторские сказки.

Дети называют («Дюймовочка»«Конек-Горбунок»«Царевна-лягушка» и др.

Сказочница. Молодцы ребята, много сказок вы читали. А есть ли у вас любимые сказочные герои?

Дети называют своих любимых героев.

Сказочница. (Обращается индивидуально к некоторым детям, просит назвать любимого героя, интересуется, почему именно этот сказочный герой нравится ребенку.) Почему этот герой для тебя особенно любим?

Ребенок. Мне очень нравится (мой любимый герой) -, потому что он смелый (добрый, красивый, умный и т. д.). Я бы хотел быть на него похожим.

Сказочница. Очень хорошо, дорогие дети, что вы хотите быть похожими на добрых, смелых, умных сказочных героев. Потому что добро всегда побеждает зло.

Сказочница. Ребята, предлагаю вам поиграть в игру «Назови сказку по картинке». Посмотрите внимательно на эти иллюстрации. Они так похожи, везде изображена лисичка, но все они из разных сказок. Что-то я совсем запуталась. Помогите мне разобраться. Как называется эта сказка? (показывает на иллюстрацию к русской народной сказке «Колобок»).

Дети называют сказку.

Сказочница. А из какой сказки эти герои?

Дети. «Кот, петух и лиса».

Сказочница. Вы согласны ребята? Хорошо. И, наконец, последняя картинка. Посмотрите внимательно, фрагмент какой сказки изобразил художник на этой иллюстрации? Назовите эту сказку.

Дети. «Лисичка со скалочкой».

Сказочница. Все так думают, дети? Молодцы. Вот сколько сказок вы знаете. Ребята, все эти иллюстрации к сказкам нарисовал один известный художник Евгений Михайлович Рачев. Главное внимание художник уделяет созданию образа сказочного героя. Есть среди его героев простаки, добряки, а есть и злые. Есть хитрецы и обманщики, а есть и такие, что всегда готовы прийти на помощь слабому. Рачев одевает своих зверей – кого в сарафан и нарядный кокошник, кого в кафтан или крестьянскую рубаху. Одежда рассказывает нам и о времени, когда происходят события, и о чертах характера героя. А теперь попробуйте отгадать загадки. Сказочница загадывает детям загадки о зайце, лисе и медведе, например:

Маленький, беленький,

По лесочку прыг-прыг,

По снежочку тык-тык

(заяц)

Хитрая плутовка, рыжая головка,

Хвост пушистый – краса,

А зовут ее (лиса)

Хозяин лесной

Просыпается весной,

А зимой, под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой

(медведь)

Дети отгадывают загадки.

Второе задание «Угадай сказку»

На полянке есть загадки

Отгадайте без подсказки

Называйте, посмелей

Этих сказочных друзей!

Стоял домик расписной,

Ох, красивый он какой!

В нем зверюшки жили –

Жили не тужили.

Но пришел медведь

и давай реветь.

Мишка домик завалил,

Чуть друзей не раздавил.

- Какая это сказка?

(«Теремок»)

-Молодцы, а теперь слушайте следующую загадку.

- Отворили дверь козлята, и пропали все куда-то…

(«Волк и семеро козлят»)

А это из какой сказки?

- Сидит в корзинке девочка

у мишки за спиной.

Он, сам того не ведая,

несет ее домой. …

(«Маша и медведь»)

- Зайку выгнала лиса…

Плачет зайка «Вот беда!»

(«Заюшкина избушка»)

Сказочница. А у меня, ребятки, тоже есть отгадки. Вот, посмотрите. (Показывает детям конверт, высыпает из него геометрические фигуры разного цвета (белого, оранжевого, коричневого). Только я ничего не понимаю. Видно, пока я шла к вам в детский сад, ветер всё перепутал в моём конверте. Опять я должна к вам обратиться за помощью. Посмотрите внимательно, одинакового ли цвета у меня геометрические фигуры?

Дети. Нет, неодинакового.

Сказочница. Назовите, какого цвета фигуры вы видите?

Дети. Белого, оранжевого, коричневого.

Сказочница. Хорошо. Как вы думаете, кто в наших загадках был белого цвета? У какого зверька зимой белая шубка?

Дети. У зайчика.

Сказочница. Молодцы. Кто же у нас коричневого цвета – медведь или лиса?

Дети. Медведь.

Сказочница. Да, верно, шерсть у медведя коричневая. Остались у меня фигуры какого цвета?

Дети. Оранжевого.

Сказочница. Кому подойдёт оранжевый цвет для шубки?

Дети. Лисе.

Сказочница. А сейчас я возьму волшебную палочку и превращу вас в лисичек. Раз, два, три – лисичку изобрази. (Дети под музыку изображают «лисичек», подражают их движениям, повадкам).

А теперь – раз, два, три – медведя изобрази. (Дети под музыкальное сопровождение стараются подражать медведю).

Сказочница. Мирно зайчик жил косой

В своей избушке лубяной.

Только хитрая лиса

Его из дома прогнала.

О какой сказке идёт речь?

Дети называют сказку «Заюшкина избушка».

Сказочница. Ребята, я хочу предложить вам поиграть в театр, в сказку «Заюшкина избушка». Поиграем?

Дети. Да.

Сказочница. Для начала мы должны распределить роли. Вспомним, какие персонажи встречаются в сказке «Заюшкина избушка»?

Дети. Лиса, заяц, петух, собака, волк, медведь.

Сказочница. Итак, кто хочет исполнить роль лисы? Зайчика? Петушка? Собаки? И т. д. (Распределение ролей).

Сказочница. Роли распределены, артисты готовы. Зрители, подойдите к кассе, купите билеты и займите, пожалуйста, места в зрительном зале. Уважаемые гости и дети – зрители! Предлагаем вашему вниманию русскую народную сказку «Заюшкина избушка».

Закройте глаза и представьте, что вы попали в сказочный лес.

(Звучит музыка, дети закрывают глаза и оказываются в импровизированном лесу).

(Игра – драматизация «Заюшкина избушка».)

Сказочница. Жили-были лиса и заяц. У лисы была избушка ледяная, а у зайчика лубяная. Пришла весна. Пригрело солнышко. Под тёплыми весенними лучами избушка у лисы растаяла, а у зайца стоит, как ни в чем не бывало. Попросилась лиса к зайчику погреться, да и выгнала его из его же собственной избушки.

Слышится плач зайчика. Зайка сидит на пеньке и «плачет».

Сказочница. Бежит собака.

Собака. Ав-ав-ав! О чем зайчик плачешь?

Заяц. Как мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Пришла весна, у лисы избушка растаяла. Попросилась она ко мне погреться, да меня и выгнала.

Собака. Не плачь, заяц. Я её выгоню!

Сказочница. Пошла собака к избушке и стала гнать лису.

Собака. Ав-ав-ав! Пойди, лиса, прочь! Ав-ав-ав!

Лиса (в окошке) Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!

Сказочница. Испугалась собака и убежала. А заяц по-прежнему сидит на пеньке и плачет. Идет мимо волк.

Волк (участливо). О чём, заяц, плачет?

Заяц. Как мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Пришла весна, у лисы избушка растаяла. Она попросилась ко мне погреться, да меня, же и выгнала.

Волк. Не плачь, заинька. Я её выгоню!

Заяц. Нет, не выгонишь. Собака гнала – не выгнала, и ты волк не выгонишь.

Волк. Нет, выгоню!

Сказочница. Подошёл волк к избушке и стал гнать лису.

Волк. Пойди, лиса, вон!

Сказочница. А лиса волка ничуть не испугалась.

Лиса (в окошке) Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!

Сказочница. Испугался волк и убежал в лес. Идёт мимо зайца медведь.

Медведь (участливо). О чём, зайчик, плачешь, о чём горюешь?

Заяц. Как мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы – ледяная. Пришла весна, лисья избушка растаяла. Попросилась ко мне погреться, да меня и выгнала.

Медведь (важно). Не плачь, зайчик! Я её выгоню!

Заяц. Нет, медведь, не выгонишь. Собака гнала – не выгнала, волк гнал – не выгнал, и ты, медведь, не выгонишь.

Медведь (упрямо). Нет, выгоню!

Сказочница. Подошел медведь к избушке и стал гнать лису.

Медведь (рычит). Пойди, лиса, вон! Не-мед-лен-но!

Сказочница. А лиса не испугалась.

Лиса (в окошке). Как выскочу, как выпрыгну, полетят клочки по закоулочкам!

Сказочница. Испугался медведь и убежал. Идёт мимо зайца петух.

Петух. Ку-ка-ре-ку! (Участливо) О чём, зайка, плачешь?

Заяц. Как мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Пришла весна, у лисы избушка растаяла. Она попросилась ко мне погреться, да меня, же и выгнала.

Петух. Я её сейчас выгоню! Я – храбрый петух! Ку-ка-ре-ку!

Сказочница. Подошёл петух к избушке и стал гнать лису.

Петух. Ку-ка-ре-ку! Несу косу на плечи, хочу лису посечи! Уходи, лиса, с печи!

Лиса. Шубу надеваю…

Петух. Ку-ка-ре-ку! Несу косу на плечи, хочу, лису, посечи! Ступай, лиса, из заюшкиной избушки!

Сказочница. Испугалась лиса и убежала. И стали заяц и петух жить да поживать вместе в заюшкиной избушке. Вот и сказке конец!

Вы скажите мне, друзья, понравилась вам сказка?

Дети. Да!

Сказочница. Вспомните, какой был петушок в сказке?

Дети. Добрый, отзывчивый, смелый, отважный, бесстрашный.

Сказочница. Ребята, русский народ сложил о своих героях такую пословицу. Послушайте. Дружба заботой да подмогой крепка. Как вы понимаете смысл этой пословицы?

Дети. Дружить – значить помогать друг другу, заботиться друг о друге.

Сказочница. Молодцы, ребята!

Со сказкой жалко нам прощаться

И с зайкой расставаться.

Но не будем унывать,

Сказку будем в гости ждать!

Сказочница. А теперь, уважаемые гости, зрители и артисты, просим вас посетить наш театральный мини-буфет. Сегодня угощение – бесплатно.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

В гостях у сказки

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Заюшкина избушка"

Комплексное занятие по закреплению знаний о зимних явлениях природы, расширяет и обогащает словарный запас детей, воспитывает любовь к живому....

интегрированное занятие "Заюшкина избушка"

Интегрированное занятие: художественная литература + художественное  творчество.Тема: Рассказывание русской народной сказки «Заюшкина избушка», аппликация «Избушка для лисы»Программное содер...

Модель интегрированного занятия «Заюшкина избушка»

Модель интегрированного занятия  «Заюшкина избушка» в средней группе. Театрализация русской народной сказки...

Конспект занятия Заюшкина избушка

Обучение средствам выразительной речи...

Конспект фронтального занятия "Заюшкина избушка"

Конспект фронтального занятия в логопедической группе с общим недоразвитием речи. Пересказ сказки "Заюшкина избушка" с использованием компьютерной презентации...

Конспект занятия "Заюшкина избушка"

Методичекая разработка по развтитию речи конспекта "Заюшкина избушка"...

Конспект занятия "Заюшкина избушка" и "Коза-Дереза"

       Конспект аппликация  для детей старшего дошкольного возраста ....