Речевое развитие детей средней группы.
проект по развитию речи (средняя группа)

Основная цель речевого развития - это развитие свободного общения между взрослыми и детьми.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Основная цель речевого развития – это развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.

Задачи речевого развития в ФГОС ДО

  • овладение речью как средством общения и культуры, (это значит, надо сформировать устную речь детей на таком уровне, чтобы они не испытывали трудностей в установлении контактов со сверстниками и взрослыми, чтобы их речь была понятна окружающим),
  • обогащение активного словаря, (происходит за счет основного словарного фонда дошкольника и зависит от нашего с вами словаря и словаря родителей, для расширения словаря детей создаются благоприятные условия при комплексно - тематическом планировании работы)
  •  развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, (наша связная речь состоит из двух частей-диалога и монолога. Строительным материалом для неё является словарь и освоение грамматического строя речи, т.е. умение изменять слова, соединять их в предложения)
  •  развитие речевого творчества, (работа не простая, предполагает, что дети самостоятельно составляют простейшие короткие рассказы, принимают участие в сочинении стихотворных фраз, придумывают новые ходы в сюжете сказки и т.д. Все это становится возможным, если мы создаем для этого условия)
  •  знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы (Главная проблема состоит в том, что книга перестала быть ценностью во многих семьях, дети не приобретают опыт домашнего чтения - слушания, книга должна стать спутником детей)  
  • формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
  •  развитие звуковой и интонационной культуры, фонематического слуха, (ребенок усваивает систему ударений, произношение слов и умение выразительно говорить, читать стихи)

В средней группе реализация поставленных задач происходит через интеграцию образовательных областей, в соответствии с рабочей программой и перспективным планированием. В течении трех месяцев с нашей группе осуществлялся проект «Проект по речевому развитию через игровую деятельность».

Цель: Развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста через игровую деятельность

Задачи:

1.Изучить методическую литературу и интернет ресурсы по теме проекта

2. Подобрать необходимую методическую литературу направленные на развитие речи детей 4-5 лет через игровую деятельность.

3. Провести диагностику развития речи детей 4-5 лет. Методика А.В. Чулкова.

4. Составить перспективный план мероприятий по развитию речи детей 4-5 лет через игровую деятельность.

В соответствии с проектом внимание педагогов и детей было сосредоточенно на следующих видах деятельности:

-Игровая (проблемно-игровые ситуации, дидактические игры)

-Конструирование

-Художественно-изобразительная

-Двигательная

-Познавательно-исследовательская (наблюдение)

В группе постоянно совершенствуется развивающая предметно-пространственная среда. Обеспечение развивающей предметно-пространственной среды – это одно из условий  речевого развития детей.

«Развивающая предметно-пространственная среда (РППС) – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т.п.), материалами, оборудованием и инвентарем, для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития».

Самый важный и главный в рамках работы по данному направлению развития детей – это речевой уголок.  В уголке должны содержатся различные пособия для проведения артикуляционных упражнений, комплексы пальчиковых игр, приспособления для развития правильного речевого выдоха, так как дыхательные упражнения повышают энергетическое обеспечение деятельности мозга, и важны в работе над произношением, игры на развития всех компонентов устной речи детей. Например такие пособия: грамматика в картинках: «Многозначные слова», «Один-много», беседы в картинках: пословицы и поговорки, беседы по картинкам «Развитие речи детей 4-5 лет», «Картинки половинки» и другие.

Осуществляя деятельность в театральном уголке дети:

  •  учатся правильно выстраивать фразы при инсценировке;
  •  перевоплощаясь в различных героев, меняют интонацию и голос;
  •  обогащают продуктивную речевую деятельность.

При этом у них развивается уверенность в себе и коммуникабельность.

Театральный уголок включает различные виды театра (теневой театр, театр на фленелеграфе, пальчиковый театр, деревянный театр, настольный театр,. Масочный, костюмированный и т.д.)

Сенсорный уголок способствует развитию мелкой моторики, тем самым активизируются зоны, отвечающие за речь.  Игры с объемным конструктором, логический домик, «Сложи квадрат», «Подбери по цвету, «Подбери по форме», «Чудесный мешочек» и др.

Сюжетно-ролевая игра имеет огромное значение в развитии речи дошкольников, так как при разыгрывании различных моделей жизненных ситуаций у детей возникает естественная потребность в инициативной речи, ведь детям  необходимо общаться, что-то объяснять товарищу, договариваться.

Спортивный уголок пользуется популярностью у детей, поскольку реализует их потребность в двигательной активности, что положительно влияет на функциональное состояние мозга, и соответственно на развитие речи.

В экспериментальном уголке в процессе выполнения опытов и исследований дети учатся:

  •  составлять предложения по демонстрируемым действиям;
  •  размышлять, рассуждать и доказывать;
  •  объяснять явления природы;
  •  составлять небольшие рассказы.
  • Игровой уголок:
  • Во время самостоятельной игровой деятельности дети учатся договариваться, общаться со сверстниками в свободной не принужденной обстановке.

Используя инструменты в музыкальном уголке в своих играх:

  •  дети учатся слышать различные звуки и отличать их по высоте и силе;
  •  у воспитанников происходит развитие не только музыкального, но и фонематического слуха (а это важно при подготовке к обучению грамоте).


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль семьи в речевом развитии детей средней группы

Конспект родительского собрания...

Познавательное и речевое развитие детей средней группы с использованием кинезиологических упражнений «Зоопарк» конспект

Цель занятия:  Развитие у детей познавательных интересов и компонентов устной речи с активизацией межполушарных связей....

Научно-методическая разработка «Использование палочек Кюизенера в познавательно-речевом развитии детей средней группы на занятиях по математике»

Счетные  палочки Кюизенера  являются многофункциональным математическим пособием, которое позволяет "через руки" ребенка формировать понятие числовой последовательности, состава числа, отнош...

КОНСПЕКТ НОД по речевому развитию детей средней группы "БУДУ В АРМИИ СЛУЖИТЬ"

В конспекте занятия содержится материал, который направлен на воспитание патриотических чувств у детей к своей стране, любви и уважения к защитникам Отечества. Дети познакомятся с разными родами войск...

Диагностика уровня речевого развития детей средней группы

Диагностический материал включает методику по двум аспектам речевого развития детей: лексики и грамматического строя речи....

Конспект занятия по познавательно-речевому развитию детей средней группы "Приобщение детей к русской народной культуре"

Цель: приобщение детей к русской народной культуре через устное народное творчество.Задачи: знакомить детей с русскими традициями (приветствие поклоном); содействовать созданию эмоционального отклика ...

Представление практического опыта для педагогов ДОУ в интегрированной деятельности по художественно-эстетическому и речевому развитию детей средней группы компенсирующей направленности для детей с ТНР.

Представление практического опыта для педагогов ДОУ в непосредственно образовательной интегрированной деятельности по художественно – эстетическому и речевому развитию детей средней группе компе...