Конспект организованной образовательной деятельности в форме логопедического квеста «Открой сейф за 30 минут» для детей подготовительной к школе группы с тяжёлыми нарушениями речи.
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Обобщение и систематизация знания детей по  формированию эмоциональной лексики.                                                                                

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_po_emotsionalnoy_leksike.docx96.09 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 50 города Ставрополя

Конспект организованной образовательной деятельности в форме логопедического квеста                «Открой сейф   за 30  минут» для детей подготовительной к школе группы с тяжёлыми нарушениями речи.

                                                                                             Учитель – логопед

                                                                         Белевцева Ирина  Николаевна

Ставрополь

2018 г.

Цель: Обобщение и систематизация знания детей по  формированию эмоциональной лексики.                                                                                Коррекционно- образовательные задачи:                                                                 1.Учить  образовывать   существительные  с суффиксами ик  –ищ  и  составление  с ними сложносочиненных  предложений  с противительным союзом «а».                                                                                                                                                              2.Обогащать  экспрессивную  речь пословицами и фразеологизмами .                               3.Закреплять  умения образовывать степени сравнения прилагательных. 4.Совершенствовать  умения подбирать синонимы к прилагательным и глаголам.                                                                                                                              5.  Упражнять  в  построении  предложений с использованием  междометий.     Коррекционно-развивающие задачи:                                                                                            1.Закреплять  умения  правильно выражать свои чувства и эмоции .                          2. Упражнять  в понимании  содержания  отрывков из музыкальных произведений и соотнесение  их с эмоциональным словарем.                                                     3. Развивать  общую   моторику                                                                                       4.  Формировать  навык  самоконтроля при построении развернутых ответов.                                                                                                                                       5.   Развивать  познавательные  психические  процессы  (воображения, мыслительных операций, внимания, памяти), навыка снятия психического напряжения.                                                                                                                    Коррекционно-воспитательные задачи:                                                                     1.Создавать  положительный  эмоциональный  настрой, атмосферы принятия и доверия.                                                                                                                                            2. Формировать навыки сотрудничества и  инициативности                                                3. Воспитывать взаимопомощь и умение  работать  в команде.  Индивидуальная работа:                                                                            1.Контролировать произношение сонорных звуков  у Алисы  А., Кости С., Ангелины Г.                                                                                                        2.Отрабатывать правильное построение  предложений у Милы Т.,                     Арсения К.                                                                                                                3.Уделить особое внимание  по ориентировке в пространстве  Кате Я, Максиму  Ш., Владу Щ.                                                                                       Словарная работа:                                                                                                Предметный словарь: шутник, озорник, весельчак, сейф, квест, брюнет;                       Глагольный словарь: печалится, изумляться,  унывать, горевать, ошеломляться;                                                                                                     Качественный словарь: жизнерадостный, технический, озорной, смешливый,  Сложное слово: трехтональная (полоса ).

Методы и приемы:

  1. Словесные (беседа, вопросы, загадки, создание проблемной ситуации);
  2. Наглядные (использование опорных схем, рассматривание иллюстраций видеослайдов);
  3. Игровые (сюрпризный момент, дидактические игры).      

Предварительная работа:                                                                    Рассматривание иллюстраций и  фотографий (людей и животных) и  пиктограмм с проявлением  основных  эмоций (радость, удивление, грусть, гнев, страх.                                                                                                  2.   Прослушивание  классической и современной музыки.                                                                                                            3. Проведение дидактических, сюжетно-ролевых игр и тематических бесед, направленных на обогащение словаря воспитанников эмоциональной лексикой  (игры «Собери лицо», « Шкатулка ласковых имен», «Угадай настроение», «Веселые стихи», Кубик эмоций» и т. д.).                                                                                  4. Упражнение в использовании    мнемотаблиц   для составления предложений с вопросительной и восклицательной интонацией и с логическим ударением на выделенном слове.                                                                                                         5. Отрабатывание междометий  на материале сказок К. Чуковского.  «Тараканище»,  «Федорино горе» .                                                                                                                     6. Разучивание физкультминутки « Раз, два, три»                                                                      7. Упражнение в  понимании и заучивании пословиц и фразеологизмов  по теме.                                                                                                                    8. Изготовление детьми «ромашек- смайликов» для гостей.                               9 Знакомство с понятием квест  и  объяснение правил этой игры.

Оборудование: сейф, ключ,  гелиевый  шар, зашифрованное письмо, гуашь, кисточка,   отрывки из  музыкальные произведений: (С. Рахманинов «Полька», Л. Бетховен «К Элизе», М. Глинка «Руслан и Людмила) зашифрованное слово,  разрезные картинки  с пословицами, картинки и карточки с  междометиями  для составления предложений, схемы для составления предложений с вопросительной и восклицательной интонацией и с логическим ударением на выделенном слове, ромашки  с картинками, ноутбук, телевизор, видеослайды, пиктограммы эмоций, аудиозапись голоса «замка», медали  со смайликами, заготовки для  «кубика настроения», цветочки, изготовленные детьми, цифры, задания в конвертах, игровой тоннель.

Интеграция образовательных областей:                                                              «Познавательное развитие»,                                                                                                       «Речевое развитие»,                                                                                               «Физическое развитие».                                                                                        «Социально-коммуникативное развитие».                                                        Планируемые результаты:                                                                       1.Употребление детьми   слов эмоциональной лексики.                                                  2.Овладение   навыком  взаимодействия  со сверстниками и.                                3. Использование  выразительности  речь для передачи эмоционального  отношения.                                                                                                                4 Активное использование детьми  диалогической и монологической  речи.                             5. Правильное употребление  воспитанниками в своей речи, поставленных  звуков.

                        Ход деятельности

1. Вводная часть.                                                                                                       Логопед приглашает детей в музыкальный зал. Дети заходят в зал под музыку В. Осошника « Хорошее настроение» и становятся полукругом.

Логопед: « Кем то придумано просто и мудро

 С каждым здороваться « Доброе утро!»

Доброе утро солнцу и птицам!

Доброе утро улыбчивым лицам.

Я ребята предлагаю вам друг другу и нашим гостям сказать « Доброе утро!»

Дети: « Доброе утро!» (хором)                            

Логопед: Как вы думаете, почему мы желаем доброго утра?

Дети: Чтобы  было хорошее настроение.                                                               Логопед: Правильно, чтобы у нас было хорошее настроение на весь день.                                2. Основная часть                                                                                                                         Сюрпризный момент.  Звучит фонограмма   скрежета закрывающего замка и хохота.                                                                                                                            Логопед: Ребята, мне кажется,  дверь в зал  закрылась на замок.  Олег,  посмотри, пожалуйста, дверь действительно закрыта?

  Ребенок подходит  к двери и пробует ее открыть.

Ребенок:    Да, закрыта.                                                                                                                                    Звучит фонограмма  голоса:                                                                                                                         «Ключ от двери спрятан в сейфе.                                                                                                         Там  зашифрованный замок.
Чтобы шифр отгадать                                                                                                       Нужно в квест вам  поиграть,                                                                                              За 30 минут все  заданья разгадать»                                                                              
Логопед: Ребята, вам понятна инструкция замка?   

 Дети: ДА                                                                                                                       Логопед: Хочу уточнить у вас,  что нам нужно делать?

Дети:  Нужно выполнить задания и найти ключ.

 Логопед:   Квест – это игра - поиск, выполнив  одно задание, мы получим подсказку, где искать следующее.  Будьте  внимательными с первой минуты и не подводите  друг друга.   Когда время закончится, мы услышим сигнал. Итак,   смотрю на часы  сейчас 9.30, время пошло.

Логопед (окидывая  взглядом музыкальный зал)  А вот и первая подсказка. Внимательно осмотрите зал  и  подойдите к предмету, который  самый   яркий  и воздушный.                                                                                                                            Дети подходят к воздушному шару, на нитке   которого прикреплено   письмо, написанное белым восковым мелком. 
Логопед: Ух, ты! Это же « невидимое письмо!» Вспомните, как такое письмо  можно  прочитать?

 Дети:   С помощью тепла или гуаши.

Логопед: Правильно, молодцы ребята.

Логопед: Ребята, а можно я попробую, закрасит   лист гуашью?

Дети: Да 

 Логопед закрашивает лист и появляется  и появляется надпись эмоции.

 Дети читают слово                                                                                                   Логопед: Что же такое Эмоции? Свой ответ постройте полным ответом

 Дети:   Эмоции это выражение людьми и животными  своих чувств.

Логопед:  Чем мы можем выразить свои эмоции? 

Дети:   Мимикой, голосом, позой                                                                                                         Логопед: Умницы! А вот и следующая  подсказка    с заданием (карточка с заданием лежит на стуле, к которому прикреплен  воздушный шар):   Отгадайте  предмет и дойти до него на пяточках  друг за другом.                                                                                     Он умен не по годам

 И похож на чемодан.

 Обожает интернет - 

Мой технический брюнет.

Дети: Ноутбук 

Дети под музыку   идут к ноутбуку на  пяточках  друг  за другом                                                                                                                    Логопед: Присядьте на стульчики и прослушайте музыку. 

  Прослушивание композиции  С. Рахманинов «Полька» (радость)                                                                                                                                Логопед: Какая эта музыка? (ответы детей). 

 Дети:   Веселая                                                                                                              Логопед: Подберите к слову веселая  слова приятели                                                      Дети: радостная, жизнерадостная, улыбчивая, озорная, смешливая, нескучная.

  Логопед: Как называют человека, который шутит, кто он? (озорничает, веселит всех)?  

Дети: Шутник (озорник, весельчак).                                                         Прослушивание композиции   Л. Бетховен «К Элизе» (печаль)                               Логопед:   Ребята, что  хочется  делать под эту музыку? 

Дети:   Грустить, печалится, унывать, огорчаться, киснуть.

Прослушивание композиции                                                                                                               Логопед: Какая эта музыка?                                                                                            Дети:  Страшная, тревожная, опасная, грозная, пугающая, злая

 Прослушивание увертюры  М. Глинка «Руслан и Людмила», (удивление)

 Логопед:  А эта музыка, какую вызывает эмоцию у вас?

 Дети: Удивление                                           

Логопед:  Ребята, подберите похожие слова действия  к слову удивляться?

Дети:  Поразиться, изумиться, ошеломиться 

Логопед: Молодцы, справились с заданием.   

 Логопед берет с пианино карточку с цифрой 2 .

 Логопед: А вот и первая цифра (2)  для отгадывания шифра. Запомните ее!   А  к  ней  с  прикреплено следующее  задание:

 Прочитайте  слово, определите, сколько слогов в этом слове  и доберитесь  к этому предмету по тоннелю.

(На карточке напечатано слово ДИВАН  зеркальными и перевернутыми буквами

Дети: Диван, 2 слога, потому что два гласных звука.

 Дети под музыку   проползают через тоннель  к мягкой мебели.

       Логопед: Молодцы, быстро вы добрались до нужного места, а теперь  обратите внимание на то, что здесь  стоят  два комплекта мягкой мебели  разного цвета и такие же два  конверты с заданием (конверты с заданиями лежат на столе между комплектами детской мягкой мебели). Вам  нужно разделится на две команды,    и выполнить задания. Предлагаю рассчитаться   на первый и второй  и занять свои места.

 Дети под первым номером  присаживайтесь на зеленую мебель, а под вторым номером на красную мебель.

Дети делятся на команды, и занимают места на диванах                                                                

Логопед: Задание  для первой команды произнести пословицу «Дружба дороже денег» по схемам.

http://twofb.ru/misc/i/gallery/11167/192003.jpghttp://top-sticker.ru/dll_image/978_11.pnghttp://prikol.ru/wp-content/uploads/2015/04/vopr.jpg (произнести  предложение как обычно, с логическим ударением на первом слове и вопросительной интонацией)

http://twofb.ru/misc/i/gallery/11167/192003.jpghttps://printfiles.ru/files/uploads/raspechatat/tsyfry-formata-a4/2.jpghttp://prikol.ru/wp-content/uploads/2015/04/vopr.jpg( произнести предложение как обычно, с логическим ударением на втором слове  и вопросительной интонацией)

http://twofb.ru/misc/i/gallery/11167/192003.jpghttps://go1.imgsmail.ru/imgpreview?key=66f6d96318703a75&mb=imgdb_preview_1242http://prikol.ru/wp-content/uploads/2015/04/vopr.jpg (произнести предложение как обычно, с логическим ударением на третьем  слове  и вопросительной интонацией).

Логопед: Задание  для второй команды  произнести пословицу         « Дело мастера боится»

http://zoozel.ru/gallery/images/940493_raskraska-baraban.jpghttp://top-sticker.ru/dll_image/978_11.pnghttps://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/c/c7/Bang.svg/239px-Bang.svg.png (произнести предложение громко, с логическим ударением на первом слове и восклицательной интонацией),

http://zoozel.ru/gallery/images/940493_raskraska-baraban.jpghttps://printfiles.ru/files/uploads/raspechatat/tsyfry-formata-a4/2.jpghttps://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/c/c7/Bang.svg/239px-Bang.svg.png (произнести предложение громко, с логическим ударением на втором слове и восклицательной интонацией),

http://zoozel.ru/gallery/images/940493_raskraska-baraban.jpghttps://go1.imgsmail.ru/imgpreview?key=66f6d96318703a75&mb=imgdb_preview_1242https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/c/c7/Bang.svg/239px-Bang.svg.png (произнести предложение громко, с логическим ударением на третьем  слове и восклицательной интонацией) 

 Логопед: Ребята, для следующего занятия мне нужно  от команды по одному ребенку, из первой команды выйдет  ребенок у кого фамилия начинается на звук. Т, а из другой команды, у которого фамилия начинается на звук М.

Задание  « Назовите  части тела  голосом  гномика и великана»

Дети: У меня нос у гномика носик, а у великана носище .                                   У меня рот, у гномика ротик, а у великана ротище.

Логопед: Молодцы! Как орешки задания щелкаете. А вот и вторая цифра(0),запомните ее, (карточка с цифрой 0 прикреплена к спинке дивана с обратной стороны) посмотрите, к ней прикреплена следующая подсказка   с загадкой:

 «Что за чудо, что за ящик?
Сам – певец и сам – рассказчик,
И к тому же заодно.                                                                                                 Демонстрирует кино».                                                                                                                Дети: Телевизор 

Логопед: Подойдем к нему и выполним следующее задание « Выполни правильно физкультурную  разминку»

 Физкультминутка « Раз, два, три» 

Дети выполняют физкультурную разминку под видео.

Логопед: А теперь    посмотрите на экран и составьте предложения, используя слова еще, самый  и  трехтональную цветную  полоску.

 Трехтональная полоска - это полоска трех  тонов или оттенков  одного цвета. Например светло- голубой цвет переходит в голубой , а затем в синий  цвет.

Дети: Миньон радостный, Буратино еще радостнее, Карлсон самый радостный.

Ослик грустный, Аленушка еще грустнее, а Машенька самая грустная.

Винни Пух удивленный, ослик еще удивленнее, а Машенька самая удивленная.

Попугай испуганный, мальчик еще испуганнее, кот самый испуганный.

Ведьма злая, Кащей Бессмертный еще злее, Карабас - Барабас самый злой

Логопед: Вот третья цифра(1) ( карточка прикреплена к телевизору  с обратной стороны ). Запомните ее!  Следующая инструкция: Поделитесь  на команду девочек  и мальчиков и подойдите,  пожалуйста,  к  столам.   Обратите внимание на картинки, приклеенные  на столы, они вам подскажут, где будет работать команда мальчиков, а где команда девочек.

Дети делятся на команды и подходят к столам, на которых  прикреплены  символы обозначающие место для девочек и для мальчиков.  

На одном столе для мальчиков стоит поднос с разрезными картинками из пословиц, а на каждом рабочем месте лежит пиктограмма с эмоцией.

Логопед: Задание для  мальчиков:  Соберите пословицу из двух картинок, присядьте за стол  и произнести ее с нужным настроением,  карточки с эмоциями  лежат у вас на  рабочих местах. Можно приступать к заданию.

На одном столе для девочек  лежат картинки и  карточки с междометиями (  Ах!, Ой !, Ого!, Ура!. Эй!)

 Логопед: Задание для  девочек:   Возьмите  картинку, подберите  к ней маленькое слово, присядьте за столы  и составьте предложение.

Логопед: Пока девочки думают, как правильно составить предложения

 послушаем мальчиков, как они справились с заданием.

Ответы мальчиков: Волков бояться в лес не ходить. Трусливому зайке и пенек волк. Сделал дело,  гуляй смело. Доброе слово и кошке приятно.  Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

Логопед:  А теперь мальчики слушают, а девочки выполняют задание.

Ответы девочек: Ого, какого большого слона везут в грузовике. О! Какие красивые звезды сегодня на небе. Ура! Я на соревнованиях  получил золотую медаль. Эх, как жаль,  что бабушка уезжает. Ой, как страшная тень на стене.

Логопед: Умницы и с этим заданием вы справились. Посмотрите ребята внимательно на зал, и подскажите где мы еще не были?

Дети: На ковре 

Логопед: Посмотрите, чтобы  добраться до ковра нам нужно пройти змейкой друг за другом  между стойками, не задев их.

Дети проходят лабиринт   под музыку и подходят к ковру,  на нем  хаотично разложены  лепестки от ромашки  на каждого ребенка. На лепестках  приклеены  картинки из фразеологических оборотов.

   Логопед: Ребята, присядьте  рядом с лепестком, затем возьмите его в руки посмотрите  на  картинку и вспомните  выражения, которые можно подобрать к этой картинке.  

Логопед достает карточку из под ковра:  Ура! А вот и последняя цифра 8 (на цифре нарисован комнатный цветок)   с подсказкой, где спрятан сейф с ключом. Куда нам нужно отправиться?

Дети: Нужно отправиться к цветку

За цветком логопед достает сейф

Логопед: Ребята, вспомните по порядку какие мы нашли цифры

Дети: 2, 0, 1, 8.

Логопед  Открываем сейф при помощи нашего кода.                                                  Звучит волшебная музыка, открывается сейф 

Логопед:  Ура,  а вот и ключ, а еще медали  и сюрпризы.  

 Звучит фонограмма истечения времени квеста.   

3. Заключительная часть. Рефлексия

Логопед: Молодцы ребята, вы разгадали квест за 30 минут,  я вами горжусь. Прежде чем я  вручу медали, предлагаю подумать и сказать, что вам сегодня больше всего запомнилось  на нашем занятии, какие задания вам показались сложными, а какие легкими.

Ответы детей

Звучит музыка,  логопед вручает воспитанникам  медали и кубики с эмоциями

 Логопед: Предлагаю  подарить нашим гостям   на память о нашем занятии «ромашки смайлики», которые изготовили наши девочки.

Дети на память дарят гостям  «ромашки смайлики», изготовленные своими руками и прощаются.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ организованной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию на тему: «Городской парк» в подготовительной к школе группе

КОНСПЕКТ организованной образовательной деятельностипо художественно-эстетическому развитиюна тему:«Городской парк»в подготовительной к школе группе...