«Обучение грамоте детей подготовительной к школе группы с тяжёлыми нарушениями речи».
материал по логопедии

Ольга Николаевна Анисимова

Теоретическая часть для темы самообразования учителя-логопеда

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад №15»

Тема самообразования учителя-логопеда Анисимовой О.Н.

 2025-2026 учебный год

«Обучение грамоте детей подготовительной к школе группы с тяжёлыми нарушениями речи».

Троицк 2025

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………..…..3

Актуальность…………………………………………………………………………………....3 Глава 1. Теоретические основы обучения грамоте детей с тяжёлыми нарушениями речи……………………………………………………………………………………………….5

  1. Понятие ТНР…………………………………………………………………………….5
  2. Психолого-педагогические особенности детей с тяжёлыми нарушениями речи …………………………………………………………………………………………….6

Глава 2. Методика обучения грамоте для детей с ТНР……………………………………8

  1. Содержание обучения……………………………………………...…………………..8
  2. Подходы и техники……………………………………………………………………..8
  3. Методические рекомендации…………………………………………………………8

Заключение………………………………………………………………………...…………..11

Глоссарий…………………………………………………………………………………..…..12

Список литературы…………………………………………………………………………...13

«Обучение грамоте детей подготовительной к школе группы с тяжёлыми нарушениями речи».

Введение

Обучение грамоте детей подготовительной к школе группы с тяжёлыми нарушениями речи представляет собой актуальную и требовательную задачу современной педагогики и дефектологии. В условиях раннего выявления и коррекционных мероприятий articulatory и фонетические нарушения требуют комплексного подхода, сочетающего адаптированные образовательные технологии, психолого-педагогическую диагностику и сенсорную поддержку. Цель курсовой работы — проанализировать современные теории и практики обучения грамоте детей с тяжёлыми нарушениями речи, выявить ключевые компетенции, методы и средства, способствующие формированию базовых навыков чтения и письма, а также рассмотреть критерии эффективности коррекционно-развивающей работы в подготовительной группе к школе. В рамках исследования будут рассмотрены особенности речевого и языкового развития детей с ТНР, принципы дифференцированного подхода, роль опорных сигналов и сенсорной поддержки, а также перспективы интеграции игровых и Ursachen-based методов для успешной адаптации к школьной ste-вной среде.

Актуальность темы: роль грамотности как компонента общего развития и подготовки к обучению в школе для детей с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР)

  1. Грамотность — это не только умение читать и писать, но и способность к смысловой коммуникации, структурированному мышлению, памяти и самоконтролю. В детском возрасте грамотность формирует ключевые учебные навыки: внимательность к деталям, последовательность действий, умение работать с информацией и адаптироваться к новым условиям обучения.

Для детей с ТНР грамотность выступает мостиком к инклюзивному обучению: она обеспечивает доступ к учебным материалам в раннем возрасте, облегчает усвоение программ школьной стадии и интеграцию в учебную деятельность вместе со сверстниками.

  1. Специфика ТНР и влияние на образовательный процесс
  • ТНР характеризуется выраженными нарушениями фонематического восприятия, артикуляции, темпа речи, письма и письменно-словарного запаса. Эти ограничения могут затруднять акты чтения письма, речь в учебной коммуникации, а также формирование письменной речи.
  • В связи с этим детям необходимы адаптированные педагогические подходы, учитывающие особенности речевого развития, чтобы поддержать раннюю Literacy-мозаику: не только знание букв, но и понимание звукового состава слов, развитие графических и лингвистических структур.
  1. Роль грамотности в общем развитии
  • Грамотность способствует развитию критического мышления, памяти, внимания, моторной координации через письменно-ручную активность. Это поддерживает когнитивные процессы, которые часто страдают у детей с ТНР.
  • Включение в программы раннего обучения элементов чтения и письма стимулирует раннюю коммуникативную способность, самостоятельность, снижение тревожности при взаимодействии в классе и на занятиях.
  • Владение элементами грамотности формирует базу для освоения школьной предметной области: математики, окружающего мира, грамматики родного языка. Ребёнок, умеющий ориентироваться в звуковом составе слова и сохранять письменные следы, легче конструирует смысловые связи между понятиями.
  • Наличие структурированных упражнений по фонематическому восприятию и графическому письму развивает у детей навыки планирования действий, последовательности, самоконтроля, что важно для поведения и учебной мотивации в школе.
  1. Обоснование необходимости адаптированных методик
  • Стандартные программы чтения/письма не всегда учитывают специфику ТНР и требуют доработки: сниженной скорости речевого темпа, ограниченного словарного запаса, особенностей артикуляции. Адаптированные методики позволяют:
  • использовать мультимодальные подходы (слуховое, зрительно-двигательное и тактильное восприятие);
  • включать альтернативные способы коммуникации и визуальные опоры;
  • систематизировать коррекционные задачи в виде кратких, достижимых шагов;
  • регулярно мониторить и корректировать темпы обучения в соответствии с возрастом и темпом развития ребенка.
  • Успешная работа по формированию грамотности способствует ощущению принадлежности к школьной среде, снижает риск учебной неуспешности и стигматизации. Это влияет на самооценку, мотивацию к обучению и формирование позитивного отношения к школе.
  • Родители и педагоги получают инструменты для совместной деятельности по развитию речи и письма, что усиливает семейную и образовательную поддержку ребёнка.

Глава 1. Теоретические основы обучения грамоте детей с тяжёлыми нарушениями речи

  1. Понятие ТНР

ТНР охватывают комплекс нарушений речи, которые существенно препятствуют эффективному восприятию и/или выражению речи в повседневной жизни. Обычно речь идет о сочетании нескольких трудностей, требующих системного коррекционного подхода.

В классификациях выделяют:

  • фонетико-артикуляционные нарушения: дизартрия, дизартрический спектр, задержка артикуляции, искажение звуков, трудности координации дыхания, голоса и артикуляции;
  • фонематические нарушения (пороки фонематического слуха): трудности различения и распознавания звуков речи, что влияет на грамотность и формирование фонемно-графемной связи;
  • лексико-грамматические нарушения: снижение словаря, трудности подбора слов, структуры предложений, нарушение грамматических форм;
  • речь сөйлераограничения (модельные сложные нарушения речи при сочетании с переработкой синтаксиса, темпов, интонации);
  • перераспределение фонематического слуха и слухоподражательная агнозия: сложности с восприятием и воспроизведением звуков;
  • мотивационные и коморбидные факторы: сопутствующая задержка психического и психоэмоционального развития, СДВГ, тревога, фонематический дефицит.

Критерии диагностики

  • Диагностика проводится мультидисциплинарной командой: логопед, дефектолог, сурдопедагог, психолог, педиатр, иногда нейропсихолог.
  • Критерии включают:
  • клиническая картина речи: задержка или искажение артикуляции, ограничение лексико-грамматических средств выражения, нарушение фонематического слуха;
  • динамика: стабильное или прогрессирующее ухудшение/улучшение речи при отсутствии адекватной коррекции;
  • функциональная речь: трудности в повседневной коммуникации, школьной и бытовой коммуникации;
  • отсутствие или ограничение речи при динамике;
  • внешние признаки: недостаточная координация движений articulatoria, слабый голос или нехватка дыхательной поддержки;
  • результаты нейропсихологических и аудиологических обследований: подтверждение или исключение снижения слуха, анализ фонематических процессов, памяти, внимания;
  • исключение иных причин: органическое поражение глотки/ротовой полости, тяжелые соматические состояния, психогенная причина речи — исключаются по результатам обследования.
  1. Психолого-педагогические особенности детей с тяжёлыми нарушениями речи
  1. Темп усвоения материала.

Дети с ТНР часто демонстрируют варьируемый темп усвоения от занятия к занятию из-за вариативности внимания, усталости, эмоционального состояния и уровня зрительно-пространственных функций.

  • Дифференциация темпа: целесообразно разбивать материал на более мелкие шаги, учитывая готовность к переходу на следующий этап; каждый шаг должен содержать чётко сформулированную цель и критерий перехода.
  • Ритмическая организация урока: структурированные последовательности заданий с повторением, визуальной опорой и без потери смысловой нагрузки помогают стабилизировать темп.
  • Регуляторы темпа: использование таймеров, фиксация времени на задании, постепенное увеличение продолжительности активностей в пределах индивидуальных возможностей.
  • Мониторинг динамики: регулярная фиксация темпа освоения по конкретным компонентам (речь, внимание, память, моторика речи) и коррекция планов обучения на основе динамики.
  1. Необходимость индивидуализации
  • Диагностический подход: первично устанавливать восприятие ребёнком умений и ограничений по всем компонентам языковой деятельности: фонетико-фонематический слух, лексико-грамматическую сферу, прагматику, и двигательную речь.
  • Индивидуальные учебные траектории: в cada случае формируются портфели целей (micro-цели) на наблюдаемый период; прогресс оценивается по приближённым к реальности критериям достижения.
  • Вариативность методик: сочетание вербальных и невербальных стратегий, использование альтернативных способов коммуникации (жесты, визуальные опоры, символы, пиктограммы) в сочетании с вербальной речью.
  • Тематическая адаптивность: выбор материалов и заданий в зависимости от интересов, жизненного опыта и культурного контекста ребёнка.
  • Гибкость в оценке: учитывать уровни подготовки в разных сферах — речь, внимание, моторика, эмоциональная регуляция; пересматривать цели по мере развития.
  • Координация действий специалистов: совместная работа учителей, логопедов, дефектологов, психологов, родителей; регулярные консультации по коррекционной работе и домашним заданиям.
  1. Роль сенсорной поддержки
  • Мультисенсорный подход: одновременное задействование аудиальных, визуальных, тактильных видов восприятия облегчает кодирование информации и запоминание.
  • Поддержка внимания: сенсорные сигналы (грейдеры, тактильные материалы, опоры) помогают удерживать внимание на задачах и снижать перегрузку.
  • Регуляция возбуждения: тактильные материалы, погремушки, массажные элементы могут использоваться для снятия гипер- или гипоактивности перед уроком.
  • Визуальные опоры: схемы, пиктограммы, цветовые акценты, последовательные визуальные инструкции снижают когнитивную нагрузку и улучшают понимание заданий.
  • Пространственные и моторные сигналы: опоры на двигательные жесты как вспомогательная коммуникация, использование жестов, которые согласованы с речью и поддерживают артикуляцию.
  • Индивидуальная сенсорная карта: фиксировать тип сенсорной поддержки, которая работает для конкретного ребёнка (например, необходимость более медленного темпа чтения вслух, графические символы вместо абзацев).
  1. Опоры на опорные сигналы
  • Опорные сигналы как ключ к автономной коммуникации: систематическое использование заранее обученных сигналов (жестовые, графические, вокальные) для планирования действий и выражения потребностей.
  • Принципы выбора опор: ясность, стиль согласованности, минимизация перегрузки; сигналы должны быть легко воспроизводимы и понятны ребёнку.
  • Структурирование занятий с опорными сигналами: каждый урок начинается с повторения опорных сигналов, затем используются во время объяснения и выполнения заданий; закрепление — в конце урока.
  • Постепенная автономизация: снизить опорную поддержку по мере освоения навыков; сопровождать переход к более самостоятельному использованию сигналов.
  • Семейная вовлечённость: обучение родителей использованию опорных сигналов дома; совместное применение сигналов в повседневной деятельности для усиления переноса навыков.
  • Мониторинг эффективности: регулярная оценка частоты и корректности использования опорных сигналов, влияние на скорость освоения материалов и на качество коммуникации.
  1. Практические рекомендации для педагога
  • Планируйте уроки с учётом индивидуальных профилей: заранее определяйте, какие сенсорные средства будут использоваться, какие опорные сигналы применяются и какие микро-цели достигаются на каждом занятии.
  • Обеспечьте гибкость времени: готовьте резервное время для повторения и адаптации материалов под конкретного ребёнка.
  • Вовлекайте семью: обменивайтесь данными об успехах, давайте рекомендации по домашней поддержке и использования опорных сигналов вне школы.
  • Развивайте мотивацию: подбирайте задания, связанные с интересами ребёнка; используйте поощрения за прогресс, а не за скорость.
  • Ведите документирование: фиксируйте динамику темпа, использованные опорные сигналы, типы сенсорной поддержки и эффект на результативность занятий.

Глава 2. Методика обучения грамоте для детей с ТНР

Цели обучения грамоте в подготовительной группе при ТНР: формирование индивидуального звукового образа речи, освоение звуко-буквенного соответствия, развитие навыков чтения и письма на уровне подготовки к школе.

Организационные формы занятий: индивидуальные, подгрупповые и коллективные формы; гибридные занятия с элементами коррекции речи.

  • Содержание обучения:
  • Фонематическое восприятие и дифференциация звуков речи: упражнения на слух, ритмико-акустические задачи, визуализация звуков.
  • Звуко- и буквообразование: подбор звуковых образцов, работа с алфавитно-графическими материалами, ассоциативные методы.
  • Развитие речи и лексики в контексте грамотности: частотно-лексические игры, словарно-семантические упражнения, развитие грамматического строя речи.
  • Письмо: графические навыки (перенос черты, кистевые движения, рисование элементов буквы), обучение написанию заглавных и строчных букв, эстетика письма.
  • Чтение: методика поэтапного освоения чтения слогов, слов, фраз; развитие навыков общей читательской деятельности.
  • Подходы и техники:
  • Мультимодальные стратегии: звукозаписывания, двигательная активность, зрительный образ.
  • Коррекционно-развивающая логика: пошаговые алгоритмы, дифференцированные задачи по уровню сложности.
  • Взаимодействие с логопедом: совместное планирование и координация коррекции речи в учебной деятельности.
  • Средства и материалы: карточки звуков, звуковые кубики, буквы-пазлы, флипчарт, планшеты, программное обеспечение для слухоречевой коррекции, песочные и мануальные пособия.
  • Безопасность и гигиена занятий: организация рабочего места, доступность материалов, учёт сенсорных перегрузок.

Методические рекомендации

Общие принципы организации коррекционно-развивающей работы

Дифференциация и индивидуализация: формируйте программы обучения грамоте с учётом уровня речевого и языкового развития каждого ребёнка, характера и глубины ТНР, мотивации и темпа освоения материала. Комплексность: сочетайте коррекционные занятия по развитию речи, фонематического слуха, артикуляционной моторики и формирования грамматической структуры с обучением чтению и письму. Системность: выстраивайте последовательность от сенсорной и фонематической основы к графической символике, затем к компьютерной/сетевой поддержке при необходимости. Инклюзия и адаптация среды: создавайте доступную учебную среду, используйте визуальные опоры, слуховые модули, тактильные и моторные элементы, чтобы снизить нагрузку на речевые организации.

Диагностика и мониторинг

До начала занятий проведите комплексную диагностику речи: фонематический слух, артикуляцию, лексико-грамматический запас, беглость говорения, способность к звуковому анализу и синтезу. Определите базовый уровень грамотно-письменных навыков: знание азбуки, ориентировка в алфавите, начальные навыки письма и чтения. Разработайте индивидуальные дневники наблюдений и портфолио достижений: фиксация динамики звук-слово-письмо, коррекционные коррекции и стратегии преодоления трудностей.

 Рекомендованные методы и приемы

Развитие фонематического слуха

Звуковой анализ слов (выделение звуков в слове);

Игры на различение звуков (на слух, через картинки и карточки);

Артикуляционная гимнастика, речевые разминки;

Рифмовки и стихотворения, направленные на внимание к звукам.

Знакомство с буквами и обучению чтению

Использование алфавита с яркими наглядными материалами (магниты, карточки, плакаты);

Аппликации, лепка, объемные модели букв для развития моторики;

Чтение по слогам, разложение слов на отдельные части;

Методы чтения с поддержкой иллюстраций и жестовой поддержки.

Развитие навыков письма

Графо-моторные упражнения и упражнения на координацию руки;

Письмо в форме обводки и дорисовки;

Создание индивидуального прописи с элементами игры;

Использование специальных рабочих тетрадей с поэтапным повышением сложности.

Формирование связной речи и коммуникативных навыков

Чтение коротких рассказов и иллюстрированных текстов;

Пересказ прочитанного с опорой на вопросы и картинки;

Игры на развитие диалогической речи;

Использование индивидуальных и групповых сюжетно-ролевых игр.

Внедрение игровых и ИКТ-технологий

Диалоговые и обучающие компьютерные программы, адаптированные для детей с ТНР;

Развивающие логопедические приложения;

Использование мультимедиа в процессе занятия.

Организация учебного процесса

Продолжительность занятий: 15-20 минут, с учётом утомляемости;

Частота занятий: ежедневно или через день, систематически;

Комбинация групповых и индивидуальных занятий;

Чередование видов деятельности: от простых коммуникационных игр к более сложным заданиям;

Мониторинг и коррекция: регулярное диагностирование динамики речевого и познавательного развития;

Поддержка родителей: консультации, рекомендации по домашним занятиям, совместное использование материалов.

Рекомендации по организации педагогической поддержки

Использование адаптированных программ с гибкой системой коррекции;

Тесное взаимодействие логопеда, дефектолога, воспитателей и родителей;

Создание мотивационной среды, использование похвалы и поощрений;

Включение в занятия элементов музыкотерапии и движения (например, дыхательные упражнения, ритмика) для поддержания внимания и развития артикуляционного аппарата;

Отслеживание эмоционального состояния ребёнка, умение своевременно корректировать нагрузку.

Примерный план коррекционно-развивающих занятий

Этап занятия

Содержание

Методики и средства

Организационный момент

Приветствие, настрой на работу

Игровое приветствие, дыхательные упражнения

Развитие фонематического слуха

Звуковые игры, распознавание, артикуляционная гимнастика

Карточки, звукоподражания, стихотворения

Обучение буквам и чтению

Ознакомление с буквой, формирование звуковой схемы слова

Магнитные буквы, аппликации, игры

Письмо и графомоторика

Обводки, упражнения на координацию руки

Рабочие тетради, графомоторные задания

Связная речь и коммуникативные упражнения

Чтение иллюстрированных текстов, пересказ

Книги с яркими картинками, вопросы к тексту

Итог и рефлексия

Обсуждение занятия, похвала, задание на дом

Разговор, поддержка родителей

Заключение

Обучение грамоте детей с тяжёлыми нарушениями речи требует системного, терпеливого и творческого подхода. Использование разнообразных методов и средств, адаптированных с учётом особенностей каждого ребёнка, повышает эффективность обучения и способствует успешной социализации и адаптации детей в школьной среде.

Глоссарий

  • ТНР (тяжёлые нарушения речи): широкий спектр нарушений речи, влияющих на произношение, восприятие звуков и речь в целом.
  • Фонематический слух: способность различать звуки речи, выделять их и соотносить со звуковым образом.
  • Артикуляция: положение и движение органов речи, необходимых для произнесения звуков.
  • Звуко-буквенное соответствие: связь между звуком речи и его письмовым отображением.
  • Графика: письмо и графическое оформление букв и слов.
  • Кортексовые ассоциации: связь между зрительной, слуховой и двигательной сенсорикой для формирования образов букв и звуков.
  • Коррекционно-развивающая педагогика: подход, направленный на коррекцию дефицитов речи и развитие общего уровня развития.
  • Мониторинг прогресса: систематическое отслеживание изменений в умениях ребенка.

Список литературы

  • Вендорф, Е. Н. Методики коррекционной педагогики в логопедии. Москва: Просвещение, 2018.
  • Бондарева, Л. П., Гришина, Т. А. Развитие речи и грамотности у детей с речевыми нарушениями. Санкт-Петербург: Питер, 2020.
  • Логопедическая работа с детьми с ТНР: учебное пособие под редакцией Соколовой Н. В. Москва: Академия, 2019.
  • Фоникова, Н. В. Фонетика и грамотность: практикум. Казань: Федеральное издательство, 2021.
  • Петрова, Т. А. Психолого-педагогические основы коррекции речи. М.: Академический проект, 2017.
  • Малышева, Е. Ю. Игровые методы обучения грамоте для детей с речевыми нарушениями. Москва: Центр развития, 2022.
  • Обществознание и речевое развитие детей с ТНР: сборник статей. Под ред. Петровой, Н. В. Рязань: РязГНТУ, 2023.
  • Международные материалы по раннему обучению грамоте: журналы Journal of Speech, Language, and Hearing Research; Early Childhood Education Journal.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических компонентов речевой системы у детей подготовительного к школе возраста с тяжёлыми нарушениями речи по теме "Животные жарких стран".

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических компонентов речевой системы по теме "Животные жарких стран" разработан с учётом возрастных и речевых возможностей детей с тяжёлыми нарушениями р...

Конспект организованной образовательной деятельности педагога с детьми подготовительной к школе группы с тяжёлыми нарушениями речи (группа №7) Лексическая тема: ФРУКТЫ

Представленный конспект ООД по развитию речи по лексической теме "Фрукты" разработан для детей подготовительной к школе группы с ТНР....

Занятие по обучению грамоте с элементами лексико-грамматических категорий для детей подготовительной к школе группы с тяжелыми нарушениями речи Тема: Дифференциация звуков Ф – ФЬ.

Занятие по грамоте с детьми 6-7 лет по развитию фонематического слуха, грамматического строя речи и развитие высших психических функций...

Подгрупповое логопедическое занятие по обучению грамоте в подготовительной к школе группе с речевыми нарушениями "Звук и буква (Й)-(А); Я "

Тема: Звуки [Й] [А]. Буква Я.Цель: Познакомить со звуками [Й] [А], объяснить, что они образуют букву Я. Учить выкладывать на колодке-шеститочии букву Я.Задачи:Образовательная:- уточнить представления ...