Путешествие по зимнему лесу
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Гусева Инга Евгеньевна

Продолжать знакомить детей с лесом; формировать реалистические представления о жизни лесных растений и животных в зимнее время; развивать понимание, что на их образ жизни и состояние оказывают влияние условия, в которых они находятся (холод, отсутствие воды, короткий день – мало света, потому что рано темнеет).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_po_zimnemu_lesu.docx37.58 КБ

Предварительный просмотр:

Средний дошкольный возраст(4-5)

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЗИМНЕМУ ЛЕСУ

Гусева Инга Евгеньевна

воспитатель МБДОУ № 166 г. Иваново

Цель ИКТ в НОД: формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах детской деятельности.

Обоснование целесообразности применения ИКТ на занятии:

-Поддержание мотивационной линии на протяжении всего занятия;

-Активизация речевой деятельности;

-Применение ИКТ позволяет сделать образовательный процесс привлекательным и по - настоящему современным.

Цель НОД: продолжать знакомить детей с лесом; формировать реалистические представления о жизни лесных растений и животных в зимнее время; развивать понимание, что на их образ жизни и состояние оказывают влияние условия, в которых они находятся (холод, отсутствие воды, короткий день – мало света, потому что рано темнеет).

Задачи приоритетной образовательной области:

«Познавательное развитие»:

  • Формировать представле6ние о признаках зимы;
  • Развивать познавательные интересы детей, любознательность;
  • Знакомить детей с элементами экологических знаний, элементами живой и неживой природы;
  • Развивать логику, наглядно-образное мышление, мелкую моторику.

Задачи в интеграции образовательных областей:

«Речевое развитие»:

  • Активизировать словарный запас по теме Зима;
  • Обучать разгадыванию загадок;
  • Обучать воспринимать стихотворный текст на слух;
  • Упражнять детей выражать свои мысли законченными предложениями.

«Социально-коммуникативное развитие»:

  • Развивать отзывчивость, доброту;
  • Формировать умение работать в команде, помогать друг другу;
  • Способствовать повышению эмоционального настроя детей.

«Физическое развитие»:

  • Развивать умение детей координировать слова с действиями;
  • Развивать мелкую моторику, зрительную память, внимание.

Планируемые результаты НОД: у ребёнка сформированы представления о временах года; ребёнок правильно использует лексико-грамматические категории в активной речи; ребёнок проявляет инициативность и самостоятельность в общении;  ребёнок обладает элементарными представлениями об окружающих объектах; способен  договариваться, учитывая интересы других; у ребёнка развиты крупная и мелкая моторика, он может контролировать свои движения.

Предпосылки УД:

Коммуникативные - умение слушать и отвечать на вопрос; участвовать в совместной деятельности; умение выражать свои мысли в соответствии с задачами.

Познавательные – умение выделять существенные признаки Зимы; выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от условий.

Регулятивные – умение слушать взрослого и выполнять его инструкции; умение планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; формировать мелкую моторику рук.

Личностные – умение осознавать свои возможности; формировать умения прийти на помощь; воспитывать нравственные ориентиры.

Используемое оборудование для педагога: ноутбук, мультимедийная установка, презентация, музыка зимнего леса, кукла, ёлочки, корзина под орешки.

Используемое оборудование для детей: игрушки зверей( заяц, лиса, волчонок, белка), цветные морковки из картона и цветные стаканчики, грецкие орехи, массажные колечки по количеству детей, снежные комочки(вата или синтепон).

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Вводный этап (2 мин).

 Приветствие

Цель: включение каждого ребёнка в деятельность, создание благоприятной атмосферы на занятии.

Цель: установление зрительного контакта, повторение движений за воспитателем.

Ребята, давайте поприветствуем друг друга:

Проводится игра «Здравствуйте!».

Здравствуйте, ладошки! Хлоп, хлоп, хлоп!

Здравствуйте, ножки! Топ, топ, топ!        

Здравствуйте, щечки! Плюх, плюх, плюх!

Здравствуйте, губки! Чмок, чмок, чмок!

Здравствуйте, зубки! Щелк, щелк, щелк!

Здравствуй, мой носик, бип, бип, бип!

Здравствуйте, гости! Здравствуйте!

-Вот мы подарили друг другу частичку здоровья!

Дети выполняют движения за воспитателем, и повторяют слова.

Ребята, я знаю игру «Маленькая птичка». «Птичка» - это указательный пальчик правой руки. Надо внимательно следить, куда полетит птичка, не поворачивая головы, одними глазами.

     Птичка вправо полетела (отводит палец вправо, следит глазами)

     Птичка влево полетела  (отводит палец влево).

     К нам на нос она присела (подводит палец к носу).

     Посидела, посидела и куда – то улетела (отводит палец вперед на вытянутую руку).

А теперь поиграем вместе, старайтесь следить за птицей одними глазами, не поворачивая головы.

А хотите, я вам покажу еще одну игру для пальчиков.

Хорошо.

Дети повторяют действия за воспитателем.

Да.

Создание мотивации. Самостоятельная формулировка детьми НОД.

Цель: формирование представлений о предстоящей деятельности.

Цель: осознание принятие поставленной цели.

Ой, кто-то стучится. (Раздается стук в дверь). Это кукла Глаша.

Она тепло одета. На ней теплое пальто, рейтузы, теплая шапочка. Она приглашает нас в путешествие по зимнему лесу.

Давайте оденемся для прогулки. Что наденем для прогулки?

А почему?

Затем воспитатель вместе с куклой в руках ведет детей в лес.

Шапку, пальто, штаны, шарф, варежки, кофту и т. д.

Потому что холодно, зима.

 Дети изображают, что надевают пальто, шапку, сапоги.

Основная часть (15 мин.)

Цель: закрепить и систематизировать имеющиеся представления о временах года.

Цель: выполнение задач, используя знания о временах года.

Сейчас зима. И в лесу очень холодно. Всё – и деревья, и кусты, и земля – покрыто снегом. Снега много, идти по такому заснеженному лесу трудно – надо высоко поднимать ноги. Почему?

Ведь он очень глубокий. Деревья стоят без листьев, все в снегу. Почему?

Вы, наверное, помните, как осенью опадали листья.

Сейчас листья расти не могут. Почему?

Правильно, а еще мало света (очень рано темнеет) и нет воды – один снег кругом. Слайд 2.

Потому что они проваливаются в снег.

Потому что зима.

Да.

Потому что холодно.

Художественное   слово.

Цель: вызвать интерес детей, привлечь внимание. Активизировать мышление детей.

Цель: выразить свои мысли. Установить взаимодействие со взрослым

Есть только одно зеленое дерево. Отгадайте про него загадку.

      Зимой и летом

      Одним цветом. Слайд 3.

Ель.

Дыхательная гимнастика.

Цель: увеличить объём дыхания, нормализовать его ритм, расслабить и восстановить организм после нагрузки, и эмоционального возбуждения.

Цель: расслабить организм после эмоционального возбуждения.

Вот мы с вами и пришли в сказочный лес.

 -Ребята, какой воздух в лесу? 

Как вы думаете, он отличается от воздуха, которым мы дышим в городе? 

Почему?

Давайте все вместе вдохнем глоток свежего воздуха!

(Воспитатель выполняет дыхательную гимнастику)

Воздух свежий мы вдыхаем

Руки к солнцу поднимаем

Выдохнули, опустили

И ещё раз повторили.

Чистый, холодный…. 

Да.

Потому что в лесу много деревьев, они защищают нас от пыли, грязного воздуха, от загазованности машин.

Дети выполняют действия вместе с воспитателем.

Ой, а можно ли в лесу громко кричать?

А почему?

Правильно, звери могут испугаться. Давайте тихонько погуляем по лесу, вдруг кого увидим. (Воспитатель и дети подходят к первой ёлочке).

Нет. 

Могут животные испугаться…..

Художественное слово

Ребята, отгадайте загадку; о ком она, тот нам и встретится:

    Хожу в пушистой шубке,

    Живу в густом лесу,

    В дупле на старом дубе,

    Орешки я грызу.

Кто это? Слайд 4.

Белка.

Познавательная деятельность

Цель: сообщение материала, расширение имеющихся знаний.

Цель: восприятие и усвоение материала.

Где живет белка?

Как белка приготовилась к зиме?

Какая шерсть на белке?

А вы знаете, почему серая шерсть?

Чтобы ее было трудно заметить на деревьях, так белка спасается от хищников. А теплая шерсть белке нужна, чтобы не бояться морозов зимой. Как еще белка приготовилась к зиме?

Верно. А что запасла белка?

На дереве.

Поменяла шубку.

Серая и теплая, пушистая.

Нет.

Сделала запасы.

Орехи, грибы….

 Создание проблемной ситуации

Посмотрите, белка все орешки растеряла.

Что нужно сделать? Слайд 5.

Правильно помочь собрать. Будем собирать и заодно разомнём свои ладошки. Покатаем орешки между  ладошками.

Белка передаёт вам спасибо. Слайд 6.

Помочь собрать.

(Выполняют действие. Катают орешки между ладонями).

Художественное слово

 Идём дальше. Ещё одна елочка и там кто-то сидит. Слушайте загадку.

Кто-то беленький сидит и ушами шевелит, весь от страха он дрожит. Кто это? Слайд 7.

Заяц.

Познавательная деятельность

Вот где зайка спрятался. Заяц тоже приготовился к зиме. Заяц тоже сделал запасы, как белка?

Правильно. Зимой у зайца достаточно еды. Заяц грызет кору деревьев зимой. Норы у него нет, и он спит прямо под кустом или под елкой. А как же ему не холодно?

Какая шерсть у него вырастает?

А еще, какая шерсть у зайца зимой?

А почему?

Правильно, и ещё чтобы его не заметили лиса и волк.

Нет.

Да, не холодно заяц тоже линяет.

Теплая.

Белая.

Чтобы зайца не видно было на снегу.

Создание проблемной ситуации.

Зайцы - торопыги все свои морковки перепутали. Слайд 8.

Что нужно сделать ребята?

Правильно помочь им. Каждую морковку прикрепить к своему зайчику. Молодцы, спасибо. Слайд 9.

Помочь собрать.

(Стоят стаканчики, с разноцветными зайчиками.  И морковки разноцветные раскиданы. Нужно морковку определённого цвета,  прикрепить к стаканчику с определённым зайчиком).

Физминутка

Цель: снятие мышечного напряжения.

Цель: развитие координации движений, согласование движений с текстом.

А теперь попрыгаем с зайцем. Все выходят на середину комнаты.

      Зайка беленький сидит и ушами шевелит.

      Зайке холодно сидеть, надо лапочки погреть.

      Зайке холодно стоять, надо зайке поскакать.

      Кто-то зайку напугал,

зайка – прыг – и убежал!

Дети изображают зайчиков, лапки подтянуты к груди – имитируют движения зайцев.

Художественное слово

Идём дальше. Ещё елочка.

Отдохнем, присядем на бревнышко.  Отгадайте загадку.

     Хвост пушистый, мех золотистый.

     В лесу краса. Кто же это?

Слайд 10.

(Стульчики, поставленные в ряд). Дети садятся.

Лиса.

Познавательная деятельность

Как же лиса приготовилась к зиме?

Какая шерсть у лисы?

А меняет ли лиса цвет шерсти?

Правильно. Она и зимой рыжая потому, что ей не надо ни от кого прятаться, маскироваться, она сама хищник.

Лиса осенью линяет.

Теплая.

Нет.

Создание проблемной ситуации

Лисичка долго  бегала за зайцем  и лапки устали. Как вы думаете, как можно помочь лисичке?

Правильно, молодцы. Нужно помассировать лапки.

Поможем. Слайд 11.

Посмотрите на тарелочке лежат колечки. Одевайте колечки себе на каждый пальчик и снимайте.

Всё лапки отдохнули.

Лисичка передаёт вам спасибо, молодцы. Слайд 12.

Надо сделать массаж.

Да.

(действия детей)

Художественное слово

Идем дальше.

Ещё елочка.

Слушайте загадку.

Кто в лесу зубами – щёлк,

 Это бродит серый …

Слайд 13.(первая часть)

Волк.

Познавательная деятельность

Как же волк зимует?

Какая у него шерсть?

(Под ёлочку заглядывают).

 Ой, ребята посмотрите, а волка  нет, только волчата. Слайд 13.(вторая часть)

Они мне сказали, что им скучно сидеть и просят нас, их научить играть.

Давайте покажем, как можно поиграть с комочками снега.

Слайд 14.

 Вот так одной лапкой и другой.

Спасибо, молодцы. Слайд 15.

Он тоже линяет.

Теплая, серая…

(Под ёлочку заглядывают).

Давайте научим.

(Катают комочки ладошками).

Заключительная часть(3 мин.)

 Подведение итогов.

Цель: обобщить полученные знания.

Цель: оценить достигнутые результаты.

Ну, нам пора возвращаться с прогулки.

Идем опять по сугробам, высоко поднимая колени. Слайд 16.

Вот мы и в группе. Снимаем верхнюю одежду.

(Воспитатель обращает внимание детей на то, что Глаша брала с собой корзинку). Ребята оказывается, что Глаша  хотела собрать грибы и ягоды.

Понравилось вам путешествие в зимний лес?

А что вам запомнилось?

Каких зверей встретили?

А как готовятся звери, чтобы им не

было холодно?

Конечно, они линяют, и у них вырастает новая теплая шерсть. А зачем заяц и белка меняют цвет шерсти?

Почему лиса и волк этого не делают?

Ай да молодцы, все запомнили. Теперь мы знаем, как живут звери зимой.

Мы станем друзьями зверей. Если любить животных, природу и изучать ее, то всем нам вместе будет хорошо, и если случится беда, то мы всегда придем на помощь! Правда?

Дети выполняют движения.

Действия детей.

В лесу ничего не растет, потому что холодно, земля вся в снегу.

Да.

Ответы детей.

Волка, лису, белку, зайца.

Линяют. 

Чтобы спрятаться, от хищников.

Они сами хищники.

Да.

 Рефлексия.

Цель: определение эмоционального состояния детей в конце деятельности.

Цель: выразить своё отношение к занятию.

Ребята посмотрите, у меня есть вот такие снежинки, весёлые и грустные. Возьмите весёлую снежинку, если вам понравилось наше путешествие в сказочный лес. А если не понравилось тогда возьмите - грустную.

Действия детей.

 Сюрпризный момент.

В благодарность за наше путешествие кукла Глаша угощает нас конфетами.

Спасибо. (дети угощаются)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексное тематическое занятие во 2-ой младшей группе на тему: « Путешествие в зимнем лесу».

Программные   задачи:1.Закреплять  знание  о   зиме, ее  приметах;2. продолжать  ходить  стайкой   за  воспитателем, перешагивать...

Занятие "Путешествие по зимнему лесу".

Занятие проводилось в целях расширения знаний детей о жизни животных в лесу в зимнее время....

Конспекты занятий: "Викторина по сказкам К. И. Чуковского," "Путешествие по зимнему лесу", "У осени в гостях"

1. Использовала мультемедийный материал с  портала "Социальная сеть работников образования".2. Тематический досуг. Интеграция с музыкальным руководителем. Лексическая тема: "Дикие животные и их д...

Путешествие по зимнему лесу

Путешествие по зимнему лесу...

Конспект открытого комплексного занятия: «Путешествие в зимнем лесу»

Программные задачи: Образовательные– упражнять в счете в пределах 5;- закрепить знания о геометрических фигурах. Развивающие- совершенствовать двигательные умения и навыки  детей,...

Путешествие по зимнему лесу

НОД в средней группе...

Конспект открытого логопедического занятия "Волшебное путешествие по зимнему лесу"

Конспект открытого логопедического занятияпо формированию лексико – грамматических категорий и развитию связной речи у детей с ОНР III ур р. р. в подготовительной к школе группепо теме: «Волшебное пут...