Статья: "Психологические основы развития связной речи детей"
статья по развитию речи

Смирнова Лариса Алимпьевна

В статье рассматриваются психологические основы развития связной речи детей. Речь занимает центральное место в процессе психического развития ребёнка и внутренне связана с развитием мышления и сознания в целом. При этом речь имеет полифункциональный характер. Среди выполняемых ею функций можно отметить такие как коммуникативная, номинативная (слово – средство обозначения предмета), интеллектуальная и многие другие. Все функции речи тесно взаимосвязаны.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihologicheskie_osnovy_razvitiya_svyaznoy_rechi_detey.docx59.13 КБ

Предварительный просмотр:

Психологические основы развития связной речи детей

     Речь – это своеобразная форма познания человеком предметов и явлений действительности и средство общения людей друг с другом. Различают следующие виды речи: внешняя и внутренняя. Внешняя речь подразделяется, в свою очередь, на устную и письменную речь, а устная – на монологическую и диалогическую речь.

Под связной речью понимается не просто последовательность, состоящая из слов и предложений, связная речь – это последовательность связанных между собой мыслей, которые выражаются точными словами в правильно построенных предложениях.

Речь занимает центральное место в процессе психического развития ребёнка и внутренне связана с развитием мышления и сознания в целом. При этом речь имеет полифункциональный характер. Среди выполняемых ею функций можно отметить такие как коммуникативная, номинативная (слово – средство обозначения предмета), интеллектуальная и многие другие. Все функции речи тесно взаимосвязаны.

Процесс развития речи не только количественный, но и состоит из качественных изменений. Существуют различные периодизации речевого развития детей, в основе периодизации часто лежит становление, дифференциация функций речи и обслуживающих их форм. Речевые функции – это виды речевой деятельности с разными задачами и целями, определяемыми из других, более высоких сфер деятельности общения.

С учетом имеющегося в литературе анализа (Л.С.Выготский, А.А.Леонтьев) зрелой речевой деятельности можно следующим образом определить формы речи – это система общественно выработанных средств для осуществления речевой деятельности. Поэтому прослеживание генезиса функций и форм речи есть анализ общей проблемы усвоения целей и средств деятельности.

Рассмотрим развитие речи в разные возрастные периоды по следующим признакам:

1) новые функции речи, появляющиеся в каждый период;

2) их связь с ведущей деятельностью данного возраста;

3) овладение ребенком в рамках этого возраста формами речи – языковыми средствами, обеспечивающими реализацию возникших функций;

4) осознание ребенком этих функций и форм.

Формирование связной речи у детей подробно описано в работах таких исследователей, как А.Н. Гвоздев, А.А. Леонтьев и многих других.

Все эти авторы с различных позиций рассматривают и определяют этапы речевого развития детей. Так, в книгах А.Н. Гвоздева досконально описана последовательность усвоения ребенком различных частей речи, структуры предложения, а также характер их грамматического оформления. В связи с этим А.Н. Гвоздев предлагает собственную периодизацию.

Первый период – это период, который состоит из аморфных слов-корней. Он длится от 1 года 3 месяцев до 1года 10 месяцев.

Второй период – это усвоения грамматической структуры предложения. Он длится от 1 года 10 месяцев до 3 лет.

Третий период – это период дальнейшего усвоения морфологической системы. Он длится от 3 до 7 лет. В этом периоде ребенок систематизирует грамматические формы по типам склонения и спряжения, усваивает многие единичные формы, исключения.

А.А. Леонтьев в своих трудах выделяет четыре периода речевого развития, с описанием симптомов, которые будут необходимы педагогу для общения с ребенком. Первый период он называет подготовительным (с момента рождения до года), второй период – преддошкольный (от года до 3 лет); третий период – дошкольный (от 3 до 7 лет) и четвертый период – школьный (от 7 до 17 лет).

В подготовительный период ребенок подготавливается к овладению речью. По мнению психолога С.Л. Рубинштейна, в этом периоде ребенок приобретает пассивный фонетический материал, овладевает своим голосовым аппаратом и учится понимать речь окружающих.

К возрасту 2 месяца у ребенка появляется гуление. Первые звуки, которые издает ребенок, по своему фонетическому составу приближаются к гласным: и, е, у; к ним также прибавляется звук в виде придыхания, близкий к х и к гортанному р.

К началу 3-го месяца у ребенка появляется некоторая игра звуком - лепет (ба-б, тя-т, агу-угу, и т. п.). Лепет – это «сочетание звуков, неопределенно артикулируемых». Лепет от крика отличается большим разнообразием звуков, кроме того, тем, что звуки лепета более свободны, менее связны, чем инстинктивные крики. Лепет подготовляет возможность овладения в дальнейшем звуковым составом слов речи окружающих взрослых.

С 5-ти месяцев ребенок уже слышит звуки. Он видит артикуляционные движения губ у окружающих и пытается повторять их. Как известно, неоднократное повторение определенного движения приводит к закреплению данного двигательного навыка.

С 6-ти месяцев ребенок благодаря подражаниям научается произносить отдельные слоги (ма-ма-ма, па-па-па, ба-ба-ба, тя-тя-тя, и др.).

Затем через подражания ребенок постепенно перенимает все элементы звучащей речи: не только фонемы, но и мелодику, темп, тон, ритм и интонацию.

Во втором полугодии младенец воспринимает конкретные звукосочетания и соотносит их с предметами или действиями (дай-дай, тик-так, бух). В это время он реагирует не только на звуки, но больше на интонацию и ситуацию. Вся ситуация воздействия помогает возникновению временных связей (запоминание слов и реакция на них).

В возрасте 7-9 мес. ребенок начинает повторять за взрослым все более разнообразные сочетания звуков.

С 10-11 мес. появляется реакция ребенка на сами слова (уже независимо от интонации говорящего и ситуации). Теперь особое значение приобретают условия, формирующие речь ребенка (подражание взрослым, правильная речь окружающих и др.).

В возрасте 9-12 месяцев происходит синтез слоговых двухчленных цепей и их автоматизация; образование в конце первого года жизни первых 5-10 слов .

Итак, на 1-м году ребёнок воспринимает речевые звуки, различает на слух элементы речи окружающих людей; произносит некоторые речевые звуки; способен использовать в некоторых случаях слова для выражения содержания своего психологического состояния.

Второй этап – преддошкольный (от одного года до 3 лет). В этот период расширяется объем лепетных слов, используемых ребенком. Данный этап характеризуется повышенным вниманием ребенка к речи окружающих, усиливается его речевая активность. Малыш охотно и много повторяет за говорящим и сам произносит слова. Конечно, он искажает звуки, переставляет их местами или пропускает.

Для того чтобы у ребенка формировалась связная речь необходимо, чтобы у него был достаточно богатый словарный запас. Первые слова появляются в активном словаре ребенка уже к году, и в дальнейшем развитие словаря происходит очень быстро как в количественном, так и в качественном отношении. Количественное развитие словаря характеризуется следующими средними цифрами: к году – несколько слов, к двум годам – 200-300 слов, к трем годам –1500-2000 слов .

Употребляемые ребенком слова многозначны: одновременно одним и тем же лепетным сочетанием ребенок обозначает несколько понятий (и просьбу, и предмет, и чувства): «бах» – упал, лежит, споткнулся; «дай» – отдай, принеси, подай; «биби» – идет, лежит, катается, машина, самолет. Например, слово папа может означать пришел папа; папа, подойд; нет папы и т.п. Слово каша может означать дай кашу; вот каша; горячая каша.

Понять малыша можно только в ситуации, в которой или по поводу которой и происходит его общение с взрослым. Поэтому такая речь называется ситуационной. Ситуационную речь ребенок сопровождает мимикой, жестами. Чтобы помочь ребёнку, взрослый своим поведением показывает, как ему приятно и интересно слушать его. Формирование речи нарушается, если мать слушает ребёнка с каменным выражением лица и быстро прерывает его .

С полутора лет слово появляется возможность понимания словесного объяснения взрослого, усвоения знаний, накопления новых слов.

На протяжении 2-го и 3-го годов жизни у ребенка происходит значительное накопление словаря.

Т.Б. Филичева приводит распространенные данные о бурном развитии словарного запаса детей в преддошкольном периоде:

  • к 1 году 6 месяцам – 10-15 слов;
  • к концу 2-го года – 300 слов (за 6 месяцев около 300 слов);
  • к 3 годам – около 1000 слов (т.е. за год около 700 слов).

Постепенно значения слов становятся все более определенными. К началу 3-го года жизни у ребенка формируется грамматический строй речи. Сначала ребенок выражает свои просьбы и желания одним словом. Затем – примитивными фразами без согласования («Мама, пить мамуле Тата» Мама, дай Тате попить молока). Постепенно появляются элементы соподчинения и согласования слов в предложении.

К 2 годам дети почти овладевают навыками употребления форм единственного и множественного числа имен существительных, используют некоторые падежные окончания, различают времени и лица глаголов. В это время понимание речи взрослого преобладает над произносительными возможностями.

В силу того, что к трем годам практически заканчивается анатомическое созревание речевых областей мозга, ребенок накапливает определенный лексический запас, овладевает главными грамматическими формами родного языка.

Таким образом, к концу преддошкольного периода дети общаются между собой и окружающими, используя структуру простого распространенного предложения, употребляют наиболее простые грамматические категории речи.

Третий этап – дошкольный (от 3 до 7 лет). На дошкольном этапе у большинства детей еще сохраняется неправильное звукопроизношение. Можно обнаружить дефекты произношения шипящих, свистящих, сонорных звуков «р» и «л», реже – дефекты смягчения, озвончения и йотации.

В период от 3 до 7 лет у ребенка развивается навык слухового контроля над собственным произношением, умение исправлять его, т. е. формируется фонематическое восприятие.

Словарный запас в этот период продолжает быстро увеличиваться. Активный словарь ребенка к 4-6 лет достигает 3000-4000 слов .

Значения слов уточняются и обогащаются. Но часто дети еще неверно используют или неверно понимают слова, например, говорят вместо поливать из лейки – «леять», вместо лопатка – «копатка» и т.п. (по аналогии с назначением предметов). Однако, такое явление свидетельствует о «чувстве языка». На основе опыта речевого общения у ребенка формируется способность к словотворчеству.

Одновременно происходит развитие грамматического строя речи. После трех лет дети овладевают связной речью. Увеличивается объем речи ребенка, значительное усложняется ее содержание. Как результат – усложнение структуры предложений. По определению А.Н. Гвоздева, к 3 годам у детей оказываются «сформированными все основные грамматические категории».

Дети 4-го года жизни используют в речи простые и сложные предложения. Самая распространенная форма высказывания в этом возрасте – простое распространенное предложение («Я куклу в такое красивое платье одела»; «Я стану большим сильным дядей»). К 4 годам ребенок уже должен дифференцировать все звуки, что связано с окончанием формирования фонематического восприятия.

В 5 лет ребенок должен уже относительно свободно использовать структуры сложносочиненных и сложноподчиненных предложений («Потом, когда мы пошли домой, нам подарки дали: разные конфеты, яблоки, апельсины»). В данном возрасте высказывания детей уже напоминают короткий рассказ. Во время ведения диалога с детьми их ответы на вопросы должны включать в себя достаточно большое количество предложений.

В этом возрасте значительно улучшается и фонематическое восприятие детей: сначала ребенок начинает дифференцировать гласные и согласные звуки, потом – мягкие и твердые согласные и, наконец, наиболее сложными для дифференциации являются шипящие, свистящие и сонорные звуки.

На протяжении всего дошкольного возраста у ребенка постепенно формируется контекстная речь (отвлеченная, обобщенная). Контекстная речь появляется сначала в процессе пересказа ребенком сказок, рассказов, в дальнейшем она используется при описании каких-нибудь событий из его личного опыта, его собственных переживаний, впечатлений.

Итак, к началу школьного периода дети должны владеть развернутой фразовой речью, которая фонетически, лексически и грамматически правильно оформлена. К концу дошкольного возраста ребенок достигает такого уровня совершенствования речевых умений и навыков, который обеспечивает ему необходимое структурное и смысловое оформление высказываний в разных формах в соответствии с замыслом, условиями и целью общения .

Таким образом, анализ литературы о речевом развитии ребенка в норме, позволяет сделать вывод, что развитие детской речи представляет собой сложный и многообразный процесс. Дети не сразу и не вдруг овладевают лексико-грамматическим строем, слоговой структурой слов, звукопроизношением, словоизменением. В лингвистическом аспекте развитие речи ребенка можно изобразить следующим образом: крики – гуление – лепет – слова – словосочетания – предложения – связный рассказ.