"Обучение рассказыванию детей дошкольного возраста"
консультация по развитию речи (старшая группа)

Учить ребенка рассказывать – это значит формировать его связную речь. Эта задача входит как составная в общую задачу развития речи детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_rasskazyvaniyu.docx84.63 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка Детский сад №2 «Рябинка»

Сообщение на педагогическом совете для

воспитателей на тему: «Обучение рассказыванию детей

дошкольного возраста»

Подготовила воспитатель:

Никонорова Нина Васильевна

г. Москва, г. Троицк

апрель 2014 года

Учить ребенка рассказывать – это значит формировать его связную речь. Эта задача входит как составная в общую задачу развития речи детей.

Развитие связной речи ребенка –дошкольника осуществляется в процессе повседневной жизни, а также в образовательной деятельности.

Программой детского сада предусмотрена система занятий по обучению рассказыванию. Обучая детей рассказыванию, т.е. самостоятельному связному и последовательному изложению своих мыслей, воспитатель помогает им находить точные слова и словосочетания, правильно строить предложения, логически связывать их друг с другом, соблюдать нормы звука и слово-произношения. Иными словами, воспитатель совершенствует все стороны речи детей - лексическую, грамматическую, фонетическую.

НОД по обучению рассказыванию носят различный характер: на одних дети учатся строить рассказы, опираясь на свои непосредственные восприятия (например, о предметах, игрушках или картинках, которые они видят перед собой), на других – составляют рассказы на темы из личного опыта (т.е., на материале образов памяти), на третьих – придумывают сказки и рассказы на предложенный сюжет с опорой на образы воображения.

Важным условием для развития связной речи является правильно поставленная словарная работа и формирование грамматических навыков, так как характерные недостатки рассказов – короткие нераспространённые бессоюзные предложения, часто незаконченные, повторение одних и тех же слов, частей предложения. Воспитатель помогает овладеть языковым материалом, характеризующим качественные стороны предметов и явлений (прилагательные и причастия в роли определений), обозначающие отношения предметов и времени, а также причинные и причинно-следственные связи (наречия, предлоги, союзы). Кроме того, воспитатель учит их пользоваться материалами, характеризующими уровень обобщения (обобщающие слова, существительные).

Это имеет большое значение в системе обучения по формированию связной речи и пересказу литературно-художественных произведений.

Когда ребенок не только слушает рассказы, сказки, но и сам воспроизводит их в собственной речи, воздействие художественных произведений на его личность, на его речевое развитие усиливается. Очень важно, чтобы дети глубоко осмысленно и эмоционально воспринимали литературный материал. Именно тогда они пересказывают выразительно, последовательно, без пропусков и искажений, проявляют творческую активность. В каждой возрастной группе методика обучению пересказа имеет свои особенности, однако, существуют и общие методические приемы.

Прежде всего, надо выразительно прочитать рассказ, который детям предстоит пересказать. После выразительного чтения провожу беседу, основное значение которой выяснить, правильно ли дети поняли содержание и смысл произведения. Беседу провожу живо, с широким привлечением образной художественной речи, чтобы не ослабить эмоционального впечатления от прослушанной сказки или рассказа.

Главным методическим приемом в беседе использую вопросы. Однако, стараюсь, чтобы беседа не превратилась в пересказ по вопросам. Если вопросы становятся почти в каждой фразе текста, то дети с формальной последовательностью производят его. Чтобы ребенок мог проявлять в процессе пересказа самостоятельность, творческую активность, вопросы задаю такие, чтобы сосредотачивалисмысл на центральные, узловые моменты повествования. По мере того как дети все лучше пересказывают литературные произведения, беседы провожу более краткими, сжатыми. Дети хорошо запоминают и пересказывают текст, если прослушают его 2-3 раза. Поэтому после первого чтения и беседы, которые закрепляют целостное восприятие литературного произведения, предлагаю детям повторное прослушивание рассказа или сказки с установкой на пересказ.

Кроме вопросов в процессе обучения пересказыванию использую совместный пересказ, указания, подсказ – напоминание. При выборе методических приемов учитываю, пересказывают ли дети уже знакомую сказку, рассказ или ранее неизвестное им произведение.

Важным методическим приемом в работе является оценка детского сада. Используя его, отмечаю положительные моменты и недостатки, отмечаю старания ребенка и внимание, с каким дети слушали своего сверстника. Учу детей выполнять речевое задание коллективно. Для этого перед заслушиванием очередного пересказа даю всей группе конкретную установку быть готовыми помочь сверстнику в случае затруднения, суметь дополнить пересказ и т.д.

На занятиях использую различные способы пересказа, например, короткий текст ребенок может изложить от начала до конца. Более длинное произведение пересказывают коллективно, по частям. Здесь дети приобретают самый первый опыт пересказа в лицах, с использованием элементов драматизации; они знакомятся с изложением текста от первого лица – от лица героя.

Опыт, приобретенный при пересказе сказок и рассказов, находит применение и на других занятиях по развитию речи – при описании картин, игрушек и т.д. пересказ широко используем в беседах на различные темы.

Например, беседа по зиме может завершиться изложением рассказа Н. Калининой «Про снежный колобок», а беседа о домашних животных - повторным пересказом рассказа Л.Н. Толстого «Котенок». Это обогащает содержание и формы речевого общения детей, усиливает интерес к пересказыванию. После многократного пересказывания детьми текста, например, короткой сказки «Бишка», ставлю перед детьми творческую задачу – придумать свой вариант сказки с последовательным введением в нее новых персонажей. Привлекаю детей к изложению содержания уже знакомой сказки и упражняю их в отсроченном пересказе, т.е. советуем детям рассказать про Лису и Рака и т.д. маме, папе, другим членам семьи и знакомым.

Так у детей постепенно пополняется запас художественных произведений, которые они свободно, живо пересказывают не только на занятиях со взрослыми и сверстниками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста»

Консультация для воспитателей «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста» будет интересна воспитателям, старшим воспитателям....

Опыт работы на тему: "Обучение рассказыванию детей дошкольного возраста с недоразвитием речи".

Статья освещает методику работы по обучению рассказыванию с использованием графического плана детей дошкольного возраста с недоразвитием речи. Статья адресована педагогам дошкольных учреждений и учите...

"Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста"

Презентация для воспитателей "Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста"....

Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста .

Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание и воспроизведение информации. Особое место в работе с детьми занимает использование в качестве дидактического...

Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста

Метод мнемотехники как один из ведущих способов развития у детей связной речи. Данная технология обеспечивает успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, окружающего мира,...

Особенности работы по обучению рассказыванию детей дошкольного возраста с ОНР

Методика работы по развитию связной речи дошкольников с ОНР освещена в ряде научных и научно-методических трудов по логопедии, таких как "Программа коррекционного обучения и воспитания детей с общим н...

Из опыта работы" Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста".

Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста.      Не секрет, что из года в год растет число детей с различными речевыми  п...