Педагогический проект по теме "Зима"
проект по развитию речи (старшая группа)

Поломошнова Ирина Николаевна

Актуальность данного проекта на сегодняшний день очевидна и заключается в том, что у детей существуют множество проблем в речевом развитии:

- недостаточный словарный запас и как следствие, неспособность составить распространенное предложение;

- бедная монологическая речь: неспособность составить сюжетный или описательный рассказ.

Поэтому в связи с выявленными проблемами в речевом развитии детей, перед нами встала задача научить детей составлять описательный рассказ с помощью мнемотаблиц.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskiy_proekt_po_teme_zima.docx151.61 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Новоаганский детский сад комбинированного вида «Снежинка»

Педагогический проект по теме «Зима»

 

Выполнила: Поломошнова Ирина Николаевна,

воспитатель

   

НОВОАГАНСК

Содержание

  1. Актуальность проекта
  2. Цели и задачи проекта
  3. Ожидаемые результаты
  4. Этапы реализации проекта
  1. Подготовительный этап
  2. Практический этап. План мероприятий реализации проекта
  3. Заключительный этап
  1. Ресурсное обеспечение
  2. Выводы
  3. Литература

Приложение

Актуальность проекта

Актуальность данного проекта на сегодняшний день очевидна и заключается в том, что у детей существуют множество проблем в речевом развитии:

- недостаточный словарный запас и как следствие, неспособность составить распространенное предложение;

- бедная монологическая речь: неспособность составить сюжетный или

Поэтому в  связи с выявленными проблемами в речевом развитии детей, перед нами встала задача научить детей составлять описательный рассказ с помощью мнемотаблиц.

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Содержание мнемотаблицы – это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др., путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Условно – наглядная схема должна быть понятна детям.

Мнемотаблицы особенно эффективны при составлении описательных рассказов. Как это происходит? На каждое слово или словосочетание придумывается картинка (изображение), т.к. рассказ зарисовывается схематически. Затем, ребенок по памяти, используя графическое изображение воспроизводит рассказ целиком. Вначале педагог предлагает готовую схему-план, в дальнейшем ребенок сам активно включается в составление своей схемы.

описательный рассказ на предложенную тему, пересказать текст.

          Особенность методики – применение не изображения предмета, а символов. Даная методика значительно улучшает у детей поиск и запоминание слов. Символы приближены к речевому материалу, т.е. для обозначения домашних животных и птиц используется дом, для обозначения диких животных – елочка.

          Для детей младшего и среднего возраста – мнемотаблицы цветные, т.к. у детей в памяти остаются отдельные образы: травка – зеленая, солнышко – желтое.

          В дошкольном возрасте, по мнению С. Л. Рубинштейна, А. М. Леушиной, Л. В. Эльконина и др. преобладает наглядно - образная память и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту. При обучении детей, вполне обосновано использование творческих методик, эффективность которых очевидна, наряду с общепринятыми.

            Приемы мнемотехники облегчают запоминание у детей и увеличивают объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций.

Цель проекта:

Научить участников проекта использовать приемы технологии мнемотехника в составлении описательных рассказов.

Задачи проекта:

  1. Способствовать развитию основных психических процессов: внимания, образно-ассоциативного мышления, памяти дошкольников.
  2. Развивать умение детей преобразовывать абстрактные символы в образы.
  3. Развивать умение составлять схемы и воспроизводить их, творческие способности воспитанников.
  4. Способствовать развитию связной речи, расширению и обогащению словарного запаса детей.
  5. Способствовать формированию у дошкольников навыков сотрудничества, взаимопонимания, инициативности, самостоятельности.
  6. Способствовать развитию интереса, мотивации к изучению нового, принимать активное участие в образовательном процессе.
  7. Способствовать формированию знаний о природе, закреплять представление о необходимости бережного отношения к ней.
  8. Способствовать формированию умений осуществлять экспериментальную деятельность, устанавливать причинно-следственные связи в окружающем мире.
  9. Создать условия способствующие взаимодействию и сотрудничеству с родителями детей.  

Вид проекта: среднесрочный, познавательно – творческий, групповой.

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, родители.

Срок реализации – 1 месяц.

  Ожидаемые результаты и продукты:

  • Дети научились преобразовывать абстрактные символы в образы;
  •  Умеют составлять схемы и воспроизводить их, работать по инструкции, по образцу;
  • У воспитанников расширился и обогатился словарный запас, произошло развитие связной речи;
  • Сформированы навыки сотрудничества, взаимопомощи, самостоятельности, инициативности;
  • Повысилась заинтересованность родителей в применении приемов мнемотехники в развитии речи детей.

Этапы реализации проекта.

  1. Подготовительный
  • Выбор темы проекта;
  • Определение цели и задач проекта;
  • Составление плана работы;
  • Изучение методической литературы;
  • Подготовка оборудования и материалов;
  • Предварительная работа с родителями.
  1. Практический

План мероприятий реализации проекта.

Ответственные

Социально-коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Художественно-эстетическое развитие

Учитель - логопед

Развитие и совершенствование лексико – грамматической стороны речи в рамках темы. Упражнение в описательном рассказывании о зиме, применением знаков символов.

 Д/ и «Назови предмет», «Скажи ласково», «Подбери действие к предмету».

Оказание помощи воспитателю в обработке полученной в ходе проектной деятельности информации и ее оформление.

Воспитатель

Работа с родителями

Чтение К.Д. Ушинский «Проказы старухи – зимы», А.Н. Толстой «Здравствуй, зима долгожданная бодрая!»;

Чтение р.н.с. «Зимовье зверей»;

Знакомство с пословицами и поговорками;

Заучивание пальчиковой гимнастики «Лыжники»;

Загадывание загадок о зиме;

Составление загадок описательного характера (опираясь на таблицы – схемы);

Составление рассказов о зиме из личного опыта и с помощью мнемотаблиц;

Придумывание предложений с предложенными словами.

Д/и «Назови ласково», «Волшебная сосулька»;

рассматривание репродукция картин:

 И.И. Суриков «Зима»;

А.К. Саврасов «Зимний пейзаж»;

И.Э. Грабаря «Иней»;

Подвижные игры – соревнования: «Довези до флажка», «Попади в цель».

Проведение родительского собрания по теме: «Использование мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста»

Цикл наблюдений «Изучаем жизнь природы зимой»;

Экскурсия по территории детского сада;

Экспериментальная деятельность с водой, снегом и льдом;

Д/и «Кто больше знает примет зимы?»;

Беседа «В гости к зиме».

Рисование «Зимнее дерево» (нетрадиционная техника рисования);

Лепка «Зимний еловый лес» (барельефная лепка);

Аппликация «Зимушка – зима» (коллективная аппликация).

Родители

Повторение дома пословиц,  поговорок и народных примет по заданию логопеда и воспитателя;

Заучивание загадок и пальчиковой гимнастики с детьми опираясь на таблицы – схемы по заданию логопеда и воспитателя.

Помощь родителей в подборе знаков кодирования образов в абстрактные символы.

Наблюдение за природными явлениями по дороге в детский сад;

Беседа с детьми об увиденном в окружающем мире;

Подбор литературы по теме.

Дети группы

Отвечают на вопросы по прочитанным произведениям о зиме.

Составление описательного рассказа о зиме с опорой на презентацию с мнемотаблицами.

Участие в играх.

Наблюдение за признаками и явлениями зимы в природе.

Просмотр мульфильмов «Наступила зима», «Зимняя сказка».

Рисование «Зимнее дерево» (нетрадиционная техника рисования);

Лепка «Зимний еловый лес» (барельефная лепка);

Аппликация «Зимушка – зима» (коллективная аппликация).

  1. Заключительный этап

1.Подведение итогов проекта.

Продукт проектной деятельности:

- выставка рисунков «Зимнее дерево»;

- выставка лепка «Зимний еловый лес»;

- составление рассказа «Зима» с использованием мнемотаблиц.

2.Анализ результатов работы.

В ходе реализации проекта у детей:

- развивались навыки составления описательного рассказа с помощью мнемотаблиц,

- углубились знания о природе, укрепилось представление о необходимости бережного отношения к ней,

- совершенствовалось умение осуществлять экспериментальную деятельность, устанавливать причинно-следственные связи в окружающем мире,

- расширился и активизировался словарный запас,

- у родителей появился интерес к проектной деятельности, они с удовольствием принимали участие в оформлении мнемотаблиц,  подбирая знаки и символы для них.

Ресурсное обеспечение проекта:

- канцтовары (бумага, цветные и простые карандаши, ножницы, клей);

- проектор, экран для использования электронных презентаций по развитию речи с применением мнемотаблиц;

- дидактический материал для проведения занятий, наглядные пособия;

- музыкальный центр, аидиозаписи, диски.

Выводы:

Таким образом, целенаправленная, регулярно осуществляемая работа логопеда, воспитателей и родителей по развитию речи детей посредством приемов мнемотехники, способствующих речевому развитию воспитанников, позволила добиться положительных результатов. Использование приемов мнемотехники способствовало расширению и обогащению словаря, развитию связной речи воспитанников.

Литература:

  1. Авдеева Н.Н. Князева Н. Л., Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей в д/с. – Спб.: «ДЕТСВО – ПРЕСС», 2003
  2. Акулова О.В. образовательная область «Чтение художественной литературы». Как работать по программе «Детство»: учеб. - метод. Пособие / О.В. Акулова, Л.М. Гурович; науч. Ред. А.Г. Гогоборидзе. – СПб. : ООО «Издательство «Детство – Пресс»; М.: ТЦ Сфера, 2012.
  3. Алёшина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Старшая и подготовительная группы. – М.: Элизе Трейдинг, ЦГЛ, 2004 
  4. Бабаева, Т. И. Образовательная область «Социализация». Как работать по программе «Детство»: учеб. – метод. Пособие/Т.И. бабаева, Т.А. Березина, Л.С. Римашевская; науч. Ред. А.Г. Гогоберидзе. – ООО «Издательство «Детство – Пресс», 2012.
  5. Большова Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. СПб, 2005
  6. Вербенец А.М. Образовательная область «Художественное творчество». Как работать по программе «Детство» : учеб. - метод. Пособие / А.М. Вербенец; науч. Ред. А.Г. Гогоберидзе. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс»; М.: ТЦ Сфера, 2012.
  7. Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005
  8. Выготский Л.С. Мышление и речь. 5-е издание, исправленное. М.:, Издательство «Лабиринт», 1999, с.352
  9. Гурьева Н.А. Год до школы. Развиваем память: Рабочая тетрадь упражнений по мнемотехнике. СПб, 2000
  10.  Лебедева Л.В., Козина И.В., Кулакова Т.В. и др. Конспекты занятий по обучению детей пересказу с использованием опорных схем. Старшая группа. Учебно-методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования. 2009
  11.  Леонова Н.Н. Художественно-эстетическое развитие в старшей  группе  ДОУ. Перспективное планирование, конспекты. – Спб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС» 2014  
  12.  Омельченко Л.В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи / Логопед. 2008, №4, с. 102-115
  13.  Организация деятельности детей на прогулке. Старшая группа/автор составитель Т.Г. Кобзева, Г.С. Александрова, И.А. Холодова. – Изд. 2-е. Волгоград: Учитель, 2013
  14.  Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста. –М.: «Детство-Пресс», 2009
  15. Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов / Дошкольное воспитание.1990. №10, с. 16-21
  16. Ушакова О.С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. –М.:, ТЦ «Сфера», 2002
  17. Ушакова О.С. Развитие речи и творчества дошкольников: Игры, упражнения, конспекты занятий. –М.: ТЦ «Сфера», 2007

Приложение:

  1. «Конспект занятия по развитию связной речи в старшей группе с применением мнемотаблиц на тему «Зима».
  2. Презентация к занятию по развитию связной речи в старшей группе с применением мнемотаблиц на тему «Зима».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект на тему: Педагогический проект на тему: «Ознакомление с правилами пожарной безопасности детей 5-7 лет»

Реализация проблемы формирования целостного представления детей о пожарной безопасности....

Создание психолого-педагогических условий для развития проектной деятельности у старших дошкольников на примере педагогического проекта «Сказка — как источник творчества детей.

В соответствии с ФГОС ДО в дошкольном возрасте у детей должен появиться опыт создания собственного замысла и воплощения своих проектов. В дошкольном возрасте дети могут задумывать и реализовывать иссл...

Обмен опытом работы « Использование в профессионально – педагогической деятельности творческого педагогического проекта: Нетрадиционной техники рисования в развитии детей дошкольного возраста »

В своей работе использую программы «От рождения до школы» Н.Е. Вераксы,  И.А Лыковой «Цветные ладошки»,      пособие для воспитателей Давыдовой Г.Н. «Нетрадиционные техни...

Педагогический проект «Педагогическое мастерство педагога как средство воспитания разумного поколения людей»

Актуальность: На современном этапе развития нашего общества мы  не до конца осознаем всю глубину проблем российского образования. Несмотря на интенсивный рост  количества образовательны...

Педагогический проект "Создание условий для поддержки семьи и повышение педагогической компетенции родителей в вопросах формирования культуры безопасности дошкольников через внедрение и апробацию дополнительной общеразвивающей программы "ВМЕСТЕ" .

Одной из важнейших задач, решаемых ФГОС ДО, является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования детей, безопасности и у...

Педагогический проект в детском саду в старшей группе Педагогический проект «Домашние животные»

Педагогический проект в детском саду в старшей группеПедагогический проект «Домашние животные»...

Педагогический проект в детском саду в старшей группе Педагогический проект «Домашние животные»

Педагогический проект в детском саду в старшей группеПедагогический проект «Домашние животные»...