ПРОЕКТ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ
проект по развитию речи

Удачина Наталья Вячеславовна

Развитие речи посредством дидактическиз игр

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_razvitie_rechi.doc90 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребёнка – детский сад № 12

г.о. Орехово-Зуево

ПРОЕКТ

(практико-ориентированный, долгосрочный)

Подготовили:

старший воспитатель

Удачина Наталья Вячеславовна,

воспитатель

МДОУ ЦРР д/с №12

Горькова

Надежда Викторовна.

Участники проекта:

  • воспитатель;
  • дети;
  • родители.

Цель: развитие речи детей младшего возраста посредством дидактической игры.

Задачи:

  • целенаправленно обогащать словарь детей;
  • развитие активной речи;
  • формировать:
  • потребности детей в общении со взрослыми и сверстниками посредством речи;
  • понимания речи окружающих без наглядного сопровождения;
  • способности понимать произведения русского поэтического фольклора и     произведения художественной литературы;
  • поддерживать у детей познавательное отношение к окружающей действительности (поддерживать ребенка к тому, что он рассматривает и наблюдает);
  • побуждать детей к разнообразным действиям с предметами, направленными на ознакомление с ними;
  • формирование умения называть предметы ближайшего окружения в естественной среде и на картинках, узнавать и называть людей различного пола и возраста;
  • приучать понимать речь окружающих без наглядного сопровождения

 Актуальность проблемы:

        Невозможно переоценить роль родного языка, который помогает людям, прежде всего детям, осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения. Дети, не получившие в младшем возрасте соответствующее речевое развитие, с большим трудом наверстывают упущенное, в будущем этот пробел в развитии влияет на его дальнейшее развитие. Именно в младшем возрасте нужно обогащать пассивный словарь ребёнка, приучать ребенка самостоятельно пользоваться словами, стимулировать речевую активность и познавательные интересы.

        Эта проблема подвела меня к мысли о необходимости больше внимания уделить именно развитию речи детей младшего возраста. Не секрет, что в группах для таких маленьких в основном заботятся о создании комфортных условий и гигиене малышей. А ведь именно младший возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, для пробуждения интереса ко всему, что нас окружает. Поэтому задача обогащения словаря и активизации речи детей должна решаться ежеминутно, ежесекундно, постоянно звучать в беседах с родителями, пронизывать все режимные моменты.

Этапы проекта:

Этапы

Формы работы

Деятельность педагога

с детьми

Сотрудничество с родителями

Первый этап

организационный

(подготовительный)

Выдвижение гипотезы, определение цели и задач проекта.

Изучение необходимой литературы

подбор методического материала.

Разработка тематического плана для реализации проекта.

Диагностирование детей,

целью которого выявление отставания в развитии речи с последующей индивидуальной работой.

  • Анкетирование родителей

Цель: выявление любимых видов деятельности в домашних условиях

Считают ли родители что их ребенок хорошо разговаривает, соответственно возрастным возможностям?

да – 75%; наверно – 14%; нет –1%

Имеются ли дидактические игрушки по возрасту?

 У всех имеются 100%

Данные о речевых нарушениях у родителей и родственников?

У одного родителя речевые нарушения.

Как часто занимаются ребенком дома?

Каждый день – 6 детей (43%) По возможности – 5 детей (36%). По выходным – 3 детей (21 %)

Второй этап

практический

(реализация намеченных планов)

  • Работа с детьми.
  • Совместная работа со специалистами ДОУ.

 

 

 Родительское собрание на

тему: «Влияние пальчиковой гимнастики на умственное развитие           малыша».

Анкетирование: «Развитие речи

детей».

Проведение просветительской

работы: консультации,

рекомендации, посещение семьи,

индивидуальные беседы

Оформление наглядного

информационного материала:

памятки, папка-передвижка на

тему: «Играя, развиваем речь».

Практическая работа с детьми по плану реализации проекта.

 

Виды деятельности

1. Дидактические игры:

  • «На игрушку посмотри и картину подбери»
  • «Куда прыгнула собачка»
  • «Поставь возле»
  • «Собери картинку»
  • «Кто где?»
  • «Найди маму»
  • «Лото» «Вкладыши»
  • «Большой – маленький»
  • «Кто с кем живет?»

2. Сюжетно – ролевые игры:

  • «Зайка ушиб ногу»
  • «Мама кормит дочку»
  • «Покатаем собачку на машине»
  • «Готовим обед для кукол»
  • «Котик хочет кушать»
  • «Постройка загончика для лошадки»
  • «Полечим мишке лапу»
  • «Завяжем котику бантик»
  • «На паровозе покатаем зверей»
  • «Угощение для кукол»

3. Подвижные игры:

  •  «Кот и мыши»
  • «Лошадки»
  • «Курочка хохлатка»
  • «Птички в гнездышках»
  • «Найди кота»
  • «Догони собачку»
  • «Зайка беленький сидит»
  • «Зайцы и лисичка»

 Родительское собрание «Развитие речи младших дошкольников»

Памятка для родителей "Развитие речи ребёнка".

Семинар-практикум "Учите детей говорить правильно".

Театрализованная деятельность

Настольный театр, пальчиковый театр.

Инсценировка русских народных сказок:

  • «Репка»
  • «Колобок»

Театрализованное представление сказок:

  • «Колобок»
  • «Заюшкина избушка»
  • «Курочка ряба»

 

Художественная литература

 

Чтение потешек:

  • «Тили – бом»
  • «Пошел котик на торжок»
  • «Киска»

     В.Берестова «Котенок»

         «Ты, собачка не лай»

Рассказывание стихотворения А.Барто:

  • «Лошадка»
  • «Кто как кричит?»
  • «Бычок»
  • «Мишка»
  • «Зайка»

Чтение р.н.сказки:

  • «Заюшкина избушка»
  • «Теремок»,
  • «Репка»
  • «Волк и козлята»

 Рекомендации родителям по художественному чтению для детей.

Третий этап заключительный 

 

  • Диагностирование детей с целью определения уровня усвоения материала в рамках реализации проекта.
  • Анализ результатов реализации проекта.
  • Презентация проекта.

 

  • Оформление информационного стенда для родителей по итогам реализации проекта.

 

Выводы:

        В результате целенаправленной и систематической работы по развитию речи добилась положительных результатов в работе по данной теме,

Отмечается норма в развитии активной речи 17 детей (73,9%); отставание – 6 человек (26,1%); Списочный состав - 23 ребёнка.

        Большое внимание уделяю организации предметно-развивающей среды. Создаю условия для проведения дидактических игр.

        В группе оформила пространственную среду таким образом, чтобы обеспечить простор для всех видов деятельности детей. Разнообразие и наличие всевозможного игрового и дидактического материала: для сенсорного развития, для развития мелкой моторики, воображения, активной речи.

Расположение игрового и дидактического материала в поле зрения ребенка.

        В играх с дидактическим материалом у детей закрепились знания о величине, форме, цвете предметов, развились память, внимание, тактильные ощущения, мелкая моторика рук. Познавательная речевая активность детей развивается на непосредственной образовательной деятельности; инсценировки с помощью игрушек; рассматривание картинок; знакомство с произведениями художественной литературы.

        В результате целенаправленной и систематической работы по развитию речи добилась положительных результатов в работе по данной теме, дети легко понимают речь, отвечают на вопросы воспитателя, охотно вступают в речевые контакты с воспитателями и близкими людьми. Дети, играют вместе, развертывают небольшие сюжеты, активно включаются в игру и начинают договаривать текст игры, потешки, сказки, некоторые пытаются исполнить их самостоятельно, у большинства детей появился интерес к чтению книг.

        В условиях современности, главной задачей образования является подготовка к школьному обучению. Данный проект помогает эффективно решать эту задачу начиная с детьми младшего возраста. В разговоре с детьми вспоминаем знакомые эпизоды, занимательные ситуации, побуждаю высказываться. Поддерживаю у детей желание говорить, общаться друг с другом, побуждая словами выразить просьбу, обращенную к сверстникам. Помогаю детям договориться, употребляя слова, выражающие просьбу, обещание, желание уступать друг другу. В результате интенсивно развиваются смысловая сторона речи, функция сравнения и обобщения, грамматический строй, артикуляция.

        Ведущим видом деятельности становится ролевая игра. Дети стали использовать в игре предметы-заместители (например, вместо мыла – кирпичик, вместо градусника – палочка и т.д.). Дети овладевают видами деятельности: рисованием, лепкой, интенсивно развивается воображение. Продолжается ознакомление с окружающими предметами. В процессе различных видов деятельности (бытовая, трудовая, игровая, художественная) формируется понимание обобщенных названий предметов (одежда, посуда, мебель, транспорт).

Приложение:

1. Информационный материал «Играя – развиваем речь детей».

2. Памятки родителям.

3. Консультации.

4. Беседа.

5. Дидактические игры.

6. Сюжетно-ролевые игры.

Приложение 1

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «МАЛЕНЬКИЙ ХУДОЖНИК».

Цель: 1. Закрепление знания цвета.

          2. Научить выделять основные цвета, правильно их называть.

Ход игры. Воспитатель показывает детям фишки – краски, называет цвет, в который они  окрашены, и просит играющих отыскать на картах – палитрах предметы того же цвета, что и фишки - краски.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «СЛОЖИ ФИГУРУ».

Цель: 1. Закрепление знания геометрических фигур.

           2. Формирование умения моделировать.

Ход игры. Воспитатель рассматривает с детьми геометрические фигуры, называет их.        Предлагает детям из геометрических фигур выложить любой предмет.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «ЦВЕТНЫЕ ТЕЛЕЖКИ».

Цель: 1. Закрепление знаний детей об основных цветах и их оттенках.

           2. Знать и правильно называть геометрические фигуры, на какие составные части их  

              можно поделить.

Ход игры. Воспитатель раздает детям по одной карте с контурным изображением тележки. Все фигуры он раскладывает на столе цветной стороной вверх. Дети рассматривают фигуры, затем берут по одной и выкладывают их на контурной карте.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «ЗВЕРУШКИ НА ДОРОЖКАХ».

Цель: 1. Научить детей пользоваться заместителями.

          2. Научить соотносить картинки с определёнными значками.

Ход игры. Воспитатель раздаёт детям карточки со значками (геометрическими фигурами).    Затем показывает карточку-образец и вместе с детьми её рассматривает. После этого   дети на своих карточках должны все значки закрыть определёнными фигурами животных.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «СОСТАВЬ БУКЕТ».

Цель: Закрепление знаний основных цветов и их оттенков.

Ход игры: Картинки с вазами расположены посередине стола, рядом цветы. Каждый играющий берёт одинаковое количество цветков и по сигналу воспитателя начинает определять, в какую вазу следует поместить тот или иной цветок.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «БАНКА В БАНКЕ».

Цель: Развитие представлений о величине предметов, умения сравнивать предметы, подбирать и упорядочивать их по размеру.

Ход игры. Воспитатель показывает детям набор баночек для специй и предлагает каждую банку накрыть крышкой, а затем поставить в следующую.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «КТО БОЛЬШЕ».

Цель: Формирование умения определять величину объектов.

Ход игры. Воспитатель спрашивает у детей: «Кто больше: маленький слон или большая мышка? Живой медведь или игрушечный? Большой кот или маленький бегемот? и т.д.». После  ответов на все вопросы воспитатель вместе с детьми придумывает новые вопросы.

Список литературы

  1. Бондаренко А.К.Дидактические игры в детском саду.- М.: Просвещение, 1991.-160с..
  2. Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий во второй младшей группе детского сада. Практическое пособие для воспитателей. ТЦ "Учитель", Воронеж, 2007.
  3. Герасимова А.С. Уникальное руководство по развитию речи 2007. – 160.
  4. Жердева Е.В. Дети раннего возраста в детском саду Изд.3-е – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 186 с
  5. Карпухина Н.А. Развитие речи и знакомство с художественной литературой. Практическое пособие для воспитателей, Воронеж, 2007.
  6. Лямина Г.М. Развитие речи ребенка раннего возраста: Методическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 96 с.
  7. Печора К.Л., Пантюхина Г.В., Голубева Л.Г.       Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях – М.,изд.центр ВЛАДОС, 2002. – 176 с
  8. Печора. К.Л. «Развитие и воспитание детей раннего и дошкольного возраста». Актуальные проблемы и их решение в условиях ДОУ и семьи. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2006. – 96 с.
  9. Ушакова О.С. Придумай слово. Речевые игры и упражнения, Т.Ц, Москва, 2009.
  10. Ушакова О.С. Развитие речи и творчества дошкольников, Т.Ц, Москва, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ(СТАРШАЯ ГРУППА) ПО ТЕМЕ: «РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛИЗОВАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО СКАЗКЕ ШАРЛЯ ПЕРРО «КРАСНАЯ ШАПОЧКА».

Проект разработан для детей старшего дошкольного возраста. В нем раскрыта актуальность рассматриваемой темы. В проекте присутствует, как коллективная, так и индивидуальная работа с детьми по теме, а т...

Краткосрочный творческий проект по развитию речи в старшей группе на тему "Развитие речи детей старших дошкольников" (с использованием народного творчества)

Развитие познавательных, коммуникативных способностей детей с применением устного народного творчества....

Краткосрочный творческий проект по развитию речи в подготовительной группе «Развитие речи детей старших дошкольников»

Краткосрочный творческий проект по развитию речи в подготовительной группе«Развитие речи детей старших дошкольников»...

Мастер-класс «Использование массажного шарика «су-джок» для развития речи и мелкой моторики» в рамках долгосрочного проекта по развитию речи для детей средней общеразвивающей группы

В мастер-классе описан практический опыт по использованию массажного шарика "су-джок" в работе с детьми, в котором дети с ОВЗ знакомят, учат манипулировать и придумывают сказку-путешествие с...

Проект по развитию речи «Использование мнемотехники в развитии речи детей старшего дошкольного возраста» 2020-21г

Цель: раскрыть понятие «мнемотехники» как эффективного средства развития связной речи; разработать систему знаний, умений и навыков с детьми старшего дошкольного возраста по развитию ...

Проект по развитию речи: «Рисуем с мамой». В рамках проекта по развитию речи «Сказка за сказкой»

Цели проекта: создание более теплой и дружественной атмосферы между ребенком, родителем и воспитателем, создание партнерской среды.Задачи:- образовательная: расширить и углубить представление ребенка ...

Проект по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста "Развитие речи детей в игровой деятельности".

Проект по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста "Развитие речи детей в игровой деятельности"....