"Говорим правильно"
учебно-методический материал по развитию речи

Картунова Ангелина Викторовна

Развитие связной речи дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Развитие речи17.89 КБ

Предварительный просмотр:

Говорим правильно.

                Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве и рассматривается  в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и общения детей.

    Цель речевого развития детей дошкольного возраста –формирование не только правильной ,но и хорошей устной речи, с учетом возрастных особенностей и возможностей.

Обратим внимание  сегодня на развитие связной речи.

Связная речь- это единое  смысловое и структурное целое, включающее связанные  между собой и тематически объединённые законченные отрезки. Основной характеристикой  связной речи является её понятность для собеседника.

Основная функция связной речи – коммуникативная. Она  осуществляется в двух основных формах : это диалог и монолог. Каждая из этих форм имеет свои особенности, которые определяют характер методики их формирования.

Развитие обеих форм связной речи играет ведущую роль  в процессе речевого развития ребёнка и занимает центральное место в общей системе работы по развитию речи. Связная речь вбирает в себя все достижения ребёнка  в овладении родным языком, его звуковым строем ,словарным составом, грамматикой.

Связная речь выполняет важнейшие социальные функции: помогает ребёнку устанавливать  связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием развития его личности.

Обучение связной речи оказывает влияние и на эстетическое воспитание: пересказы литературных произведений, самостоятельные детские сочинения развивают образность  и выразительность речи , обогащают  художественно –речевой опыт детей.

Программа детского сада предусматривает обучение диалогической и монологической речи. Работа по развитию диалогической речи направлена на формирование умений, необходимых для общения. Диалогическая речь представляет собой особенно яркое проявление коммуникативной функции языка.

Можно выделить несколько групп диалогических умений:

  1. Собственно речевые умения.
  2. Умения речевого этикета.
  3. Умения общаться в паре, группе из 3-5 человек, в коллективе.
  4. Умение общаться в совместных действиях, достижения результатов и их обсуждение, обсуждение определенной темы.
  5. Невербальные (неречевые) умения.

Рассмотрим содержание требований к диалогической речи по возрастным группам.

В младшем дошкольном возрасте  воспитатель должен добиваться ,чтобы каждый малыш легко и свободно вступал в общение со взрослыми и детьми, учить детей выражать свои просьбы словами , понятно отвечать на вопросы взрослых, подсказывать ребёнку поводы для разговоров с другими детьми. Следует воспитывать потребность делиться своими впечатлениями , рассказывать о том , что сделал, как играл, привычку пользоваться простыми формулами речевого этикета( здороваться, прощаться в детском саду и дома) , поощрять попытки детей задавать вопросы по поводу ближайшего окружения                      ( кто?что?где?что делает? и др.)

        В среднем дошкольном возрасте детей приучают охотновступать в общение с взрослыми и сверстниками, отвечать навопросы и задавать их по поводу предметов, их качеств, действий сними, взаимоотношений с окружающими, поддерживаютстремление рассказывать о своих наблюдениях, переживаниях.

Воспитатель больше внимания уделяет качеству ответов детей: учит отвечать как в краткой, так и в распространенной форме, неотклоняясь т содержания вопроса. Постепенно он приобщает детейк участию в коллективных беседах, где требуется отвечать толькотогда, когда спрашивает воспитатель, слушать высказываниятоварищей.

Продолжается воспитание культуры общения: формирование умений приветствовать  родных, знакомых, товарищей по группе, сиспользованием синонимических формул  этикета (Здравствуйте!Доброе утро!), отвечать по телефону, не вмешиваться в разговор взрослых, вступать в разговор с незнакомыми людьми, встречатьгостя, общаться с ним.

   Теперь рассмотрим задачи и содержание обучения монологической речи.

  В зависимости от функции (назначения) выделяют такие типы монологов:

--Описание – это характеристика предмета  в статике.

--Повествование – это связный рассказ о каких-либо событиях.

--Рассуждение – это логическое изложение материала в форме доказательства.

--Пересказ – это осмысленное воспроизведение литературного образца в устной речи.

--Рассказ – это самостоятельное развёрнутое изложение определённого содержания.

Целенаправленное обучение связной монологической речиначинается во второй младшей группе. Детей учат пересказыватьхорошо знакомые им сказки и рассказы, а также  рассказывать понаглядному материалу (описание игрушек, рассказывание по картине с  близким детскому опыту сюжетом – из серий «Мыиграем», «Наша Таня»). Дети постепенно подводятся ксоставлению коротких – в 3 – 4 предложения – описаний игрушек икартинок. Воспитатель через драматизацию знакомых сказок учитдетей составлять высказывания и повествовательного типа. Он   подсказывает ребенку  способы связей в предложении, задает схемувысказываний («Пошел зайчик… Там он  встретил… Они стали…»), постепенно усложняя их содержание, увеличивая объем.

  В индивидуальном общении детей учат рассказывать на темы из личного опыта ( о любимых игрушках, о себе, о семье, о том, как провели выходные и т.д.)

 Со средней группы детей учат пересказывать содержание не только хорошо знакомых сказок и рассказов, но и тех ,которые они услышали впервые. В рассказывании по картине и игрушке дети учатся сначала строить высказывания описательного  и повествовательного типа. Взрослый дает детям зачин и предлагает наполнить его содержанием, развить сюжет ( Как-то  раз…Стали они…Вдруг…И тогда…). Необходимо учить детей включать в повествование элементы описания действующих лиц, природы, диалоги героев рассказа, приучать к последовательности рассказывания,

  Для развития речи детей необходимым условием является организация речевой среды, взаимодействие  взрослых между собой, взрослых и детей, детей друг с другом.

Эффективным методом формирования речи  также служит дидактические игры, подвижные игры, совместная  деятельность и специально организованные речевые ситуации.

 Работа по развитию речи сложна и трудоемка. Педагог не должен забывать , что его собственная речь также оказывает огромное влияние на процесс становления и развития речевой грамотности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к родительскому собранию "Учите детей говорить правильно"

Правильная, выразительная речь –  звуковой портрет человека. Речь – это не прирожденный дар. Все начинается с детства. Даже, если у ребенка овладение произношением звуков идет нормально, то и тог...

Консультация для воспитателей "Говорите правильно"

Не стоит повторять прописную истину о том, что любое общение, тем более с детьми, не допускает грубости, бестактности, и что овладение нормами речевого этикета – одна из важнейших составляющих коммуни...

«Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной организации (Центры:«Учимся говорить» и «Будем говорить правильно»)»

Развивающая  предметно-пространственная  среда  дошкольной  организации должна быть:• содержательно-насыщенной, развивающей;• трансформируемой;• полифункциональной;• вариативной;• ...

Конкурс "Дышим правильно - говорим правильно"

 Благодаря установлению доверительно-партнерских отношений между всеми участниками коррекционного процесса, успешно преодолеваются не только нарушения речи, внимания, памяти, моторики, пов...

Проект по речевому развитию "Говорим красиво-говорим правильно"

Своевременное развитие речи перестраивает всю психику ребёнка, позволяет ему более осознанно воспринимать явления окружающего мира. Любое нарушение речи в той или иной степени, может отразиться на дея...

Говорите правильно! Основные правила при разговоре с ребёнком или как НЕ НАДО говорить

Лучше развивать речевые навыки в свободном общении с ребенком, в играх. Используйте для этих занятий то, что ваш дошкольник видит вокруг: дома, на улице, в детском саду....