Рассказывание как средство формирования коммуникативной компетенции детей с О.В.З
статья по развитию речи

Мусаева Зульфия Мирзаферовна

Одна из существующих проблем в начальной школы коренится в том , что раннее детство не используется для преодоления имеющейся у некоторых детей с О В З неуверенности в своих силах, робости ,застенчивости и плохое развитие устной речи. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx16.67 КБ

Предварительный просмотр:

Рассказывание как средство формирования коммуникативной компетенции детей с О.В.З

Одна из существующих проблем в начальной школы коренится в том , что раннее детство не используется для преодоления имеющейся у некоторых детей с О В З неуверенности в своих силах, робости ,застенчивости и плохое развитие устной речи. Эти дети плохо рассказывают, пересказывают , плохо развиты коммуникативные навыки . В настоящее время в концепции образования одной из своих задач считает развития личности , которая будет способна реализовать себя в области будущей профессиональной деятельности.

«Концепция модернизации Российского образования» и «Стратегия модернизации содержания общего образования» (М..,2001) определили ключевые компетенции, являющиеся конкретными целями обучения русскому языку в школе . В обновленные программы учебников для начальной школы заложено формирование таких компетенций ,как языковая, лингвистическая, социокультурная и коммуникативная. Коммуникативная компетенция это» умения строить эффективную речевую деятельность и эффективное речевое поведение, которое соответствует нормам социального взаимодействия присушим конкретному этносу» Коммуникативная компетенция регулирует по какой причине, в какой ситуации , каким образом и что именно говорит человек ,какое значение придает отдельному слову или выражению в конкретных обстоятельствах. ОТ этого чаще зависит успешное взаимодействие личности с окружающими и самореализация в обществе. Хочу остановить внимание педагогов на обучение рассказыванию.

В младшем возрасте закладывается начало умения рассказывать , а именно: детей учат рассказывать по вопросам воспитателя .Это будут ответы на вопросы воспитателя ,благодаря которым последовательно раскрывается содержание сказки, рассказа ,картинки ,которое хочет сделать ребенок ,но не умеет связно излагать его.

Средний возраст . Детей этого возраста учат самостоятельно рассказывать знакомые сказки , рассказы ,случаи из жизни . Рассказ ребенка должен быть связным. На это нужно обращать особое внимание, поскольку речевая активность к пяти годам значительно возрастает, но умение рассказывать пока еще слабое.

Старший возраст. Самостоятельный рассказ занимает большое место в речевой деятельности детей. Ребенок делится с тем, что видел и слышал Детей этого возраста необходимо учить рассказывать придерживаясь темы , не отвлекаясь и не повторяясь .Рассказ ребенка должен быть связным, последовательным ,полным ,грамматически правильным. Чтобы слушателям все было понятно в тоже время рассказ ребенка не должен терять эмоциональную выразительность устного изложения. В целях развития воображения и мысли детей нужно учить их придумывать рассказы на тему , предложенную воспитателем, или по картине. В любом рассказе должны быть живые наблюдения.

Умение рассказывать, т. е. в развернутой форме связано и последовательно излагать мысли, имеет большое значение в общении ребенка с окружающими. В играх в общении с родными и с воспитателем он пользуется этой формой речи: дома рассказывает о том, что делали в детском саду, так как дети любят тех, кто умеет интересно рассказывать.

Связное и последовательное изложение тесно связано с развитием логического мышления и всегда рассматривалось как один из важнейших показателей подготовленности ребенка к школе.

Дети приобретают некоторые умения рассказывать в практике повседневного общения с окружающими , но эти рассказы ребенка зачастую не имеют качеств, которые необходимы для быстрого и полного взаимопонимания.

ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ РАСКАЗЫВАНИЮ ДЕТЕЙ С О. В. З.

В дошкольном возрасте важную роль в формировании умения рассказывать играет обучение.

Только в результате планомерных систематических упражнений ребенок научится рассказывать

Обучение рассказыванию ведется в соответствии с требованиями программы по которому работают в доу.

Приемы обучения рассказыванию разнообразны.

1. Это рассказывание детей по вопросам.

2. Рассказывание по образцу рассказа воспитателя.

3. Рассказывание по указаниям воспитателя.

Рассказывание по вопросам это ответы детей на вопросы, задаваемые воспитателем в определенном порядке . Вопросы ведут мысль детей и полностью определяют качество изложения.

Очень важно вопросы составлять заранее и таким образом, чтобы наиболее полно и последовательно передать содержание рассказываемого, чтобы вопросы были понятны детям.

Очень важно использовать этот прием в младшей группе, дети трех и четырех лет неспособны к самостоятельному составлению рассказа. А в целом этот прием используется во всех группах ДОУ . И на разных занятиях по рассказыванию независимо от содержания рассказа.

В средней и старшей группах рассказывание по вопросам применяется в отдельных случаях и служит подготовительным этапом к самостоятельному рассказу, на занятиях по картине, при пересказе литературного произведения.

Рассказывание по образцу.

Образцом для детей служит рассказ воспитателя или литературное произведение (авторский рассказ, народные сказки).

Образец, на котором дети учатся, должен быть им доступен для подражания. Это требование относится как к содержанию, так и языку. Образцы рассказа должны быть более простые рассказы, чем для слушания, так как слушать и понимать легче, чем самому рассказывать.

Рассказ взрослого может учить если рассказ обладает качествами, которые должен заимствовать ребенок. Это связность с последовательностью и грамматически правильность. Применение приема обучения- рассказывания по образцу должно вести к развитию мысли ребенка, а не к механическому повторению того, что рассказал воспитатель. Вот поэтому важно после рассказа- образца давать детям указания, о чем и как они должны рассказывать. Рассказывания по образцу как прием обучения применяется в средних и старших группах.

РАССКАЗЫВАНИЕ ПО УКАЗАНИЯМ.

Воспитатель дает детям тему для рассказа и указание , как рассказывать Указания к рассказыванию должны быть сформированы кратко, просто ,чтобы дети правильно их поняли и запомнили. Примеры указаний воспитателя детям:

« Расскажите как вы провели праздник 9 мая : куда вы ходили? ; с кем?; что вам больше всего понравилось?»

«Расскажите, как вы провели выходные дни?»

«Дети как вы празднуете свой день рождения ? Вспомните интересные моменты с вашего праздника и расскажите»

«Расскажите как вы провели лето? Вспомните интересные случаи во время летних прогулок и расскажите»

Рассказывание по указаниям хорошо практикуется в старшей группе при рассказывании из собственного опыта ( рассказы детей ,что они видели или делали)А также при составлении рассказа по картине или на предложенную тему .

При использовании любого приема обучения рассказыванию воспитатель всегда должен иметь в виду развитие и обогащение собственной мысли детей. Умение рассказывать приобретается в результате многократных упражнений в рассказывании ; одного слушания рассказов других людей или чтения художественных произведений не достаточно ; навыки определенной деятельности приобретаются в процессе в самой деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта работы "Проектная деятельность как средство формирования коммуникативной компетенции дошкольников"

Сообщение из опыта работы "Проектная деятельность как средство формирования коммуникативной компетенции дошкольников"...

«Формирование коммуникативной компетенции детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности»

В последнее время педагоги и родители всё чаще с тревогой отмечают, что многие дошкольники испытывают серьёзные трудности в общении со сверстниками. Это, как правило, выражается в неумении находить по...

Изобразительная деятельность как средство развития коммуникативной компетенции детей старшего дошкольного возраста.

Любая деятельность всегда начинается с мотива. Мотив, в свою очередь, порождается потребностью. По мнению М.И. Лисиной, «мотивы, побуждающие ребенка вступать в общение с взрослыми, связаны с тре...

Выступление на семинаре на тему "Формирование коммуникативной компетенции детей через игровую деятельность"

Выступление на семинаре «Формирование коммуникативной компетенции детей через игровую деятельность»Коммуникативная компетенция – один из наиболее социально обусловленных ви...

Статья "Формирование коммуникативной компетенции детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи посредством игровой деятельности"

Статья опубликована в сборнике XXII Международной научно-практической конференции "Психология и педагогика детства: векторы взаимодействия" (КГПУ им. В.П. Астафьева, 2020)....