Рабочая программа по развитию связной речи дошкольников "В гостях у сказки"
рабочая программа по развитию речи

Лихих Анастасия Александровна

Рабочая программа по развитию связной речи младших дошкольников реализует образовательную область «Речевое развитие» Основной образовательной программы дошкольного образования, согласно ФГОС.

Содержание данной программы предполагает решение таких задач речевого развития детей младшего дошкольного возраста, как овладение речью для  успешного общения с окружающими людьми, пополнение активного и пассивного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, интонационной культуры речи, фонематического слуха, ознакомление с детской художественной литературой, русскими народными сказками.
Правильное организованное обучение и дидактическое общение позволяют детям успешно овладеть речью и коммуникативными умениями, развивать творческие способности ребенка в изобразительной, художественно – эстетической деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ №27 г.Азова

Рабочая программа

по развитию связной речи

 детей  

дошкольного возраста 

«В гостях у сказки»

                                                     

                                                                                               Выполнила:                                                                                                                                             Воспитатель

 МБДОУ №27

                                                                                                                                                                                                 Лихих А.А.

г.Азов

2018-19 гг

Пояснительная записка.
Рабочая программа по развитию связной речи младших дошкольников реализует образовательную область «Речевое развитие» Основной образовательной программы дошкольного образования, согласно ФГОС.

Содержание данной программы предполагает решение таких задач речевого развития детей младшего дошкольного возраста, как овладение речью для  успешного общения с окружающими людьми, пополнение активного и пассивного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, интонационной культуры речи, фонематического слуха, ознакомление с детской художественной литературой, русскими народными сказками.
Правильное организованное обучение и дидактическое общение позволяют детям успешно овладеть речью и коммуникативными умениями, развивать творческие способности ребенка в изобразительной, художественно – эстетической деятельности.

Основой для разработки рабочей программы стали:

  1. ФЗ «Об образовании в Российской федерации» от 29.12.2012 № 273
  2. Программа «Развитие» / Под редакцией А.И. Булычевой НОУ «Учебный центр им. Л.А. Венгера»
  3. Основная образовательная программа дошкольного образования муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Детский сад №27 «Колокольчик» города Азова на 2018- 2019 учебный год.
  • Учебно-методический комплекс:
    О.С.Ушакова «Программа развития речи дошкольников»

            Гербова В.В. «Учусь говорить. Младший возраст»

            Крупенчук О.И. «Научите меня говорить правильно»
           Максаков А.И., Тумакова Г.А. «Учите, играя. Игры и упражнения со звучащим    

            словом»
           Нищеева Н.В. «Развивающие сказки»
           Парамонова Л.Г. «Воспитание связной речи у детей»

            Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного  

            возраста. Пособие для педагогов дошкольных учреждений.

            Тихеева Е.И. «Развитие речи детей».

 Базовой основой программы являются задачи воспитания и развития детей, представленные в образовательной области «Знакомство с художественной литературой»  в программе «Развитие»  / Под редакцией А.И. Булычевой НОУ «Учебный центр им. Л.А. Венгера, используемой в МБДОУ №27 г. Азова.

Основными принципами построения программы являются:

  • Принцип дифференциации – разделение планирования деятельности по работе с содержанием книг по возрастам, для каждой возрастной группы отдельно;
  • Принцип интеграции и комплексного подхода – объединение в содержании каждого занятия различных видов речевой, мыслительной и продуктивной деятельности в единый комплекс, направленный на решение строго определённого круга программных задач.
  • Принцип позитивной эмоциогенности – организация взаимодействия с детьми, сопровождающаяся получением удовольствия каждым ребёнком как результата активного, занимательного игрового взаимодействия взрослого с ребёнком и общения с литературным произведением.

Целью данной рабочей программы является формирование основ для успешного развития свободного общения дошкольников с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с
окружающими.

Задачи рабочей программы:

Обучающие:

1.Знакомить детей с устным народным творчеством, русским фольклором, детской художественной литературой.

2.Обогащать активный и пассивный словарь, активизировать речь детей.

3.Учить обсуждать содержание сказки, рассказа, потешки, поговорки.

4.Побуждать к активности в выборе роли в сюжетно-ролевой игре, пониманию возлагаемой на себя функции, к вхождению в роль.

5.Учить имитировать, подражать движениям взрослых, сказочных персонажей.

Развивающие:

1.Развивать связную речь, общую и мелкую моторику, артикуляцию, зрительное восприятие.

2.Развивать интерес к народному творчеству.

3.Развивать чувство ритма, образное мышление детей.

4.Развивать слуховое внимание, двигательную память.

5.Развивать согласованность движений обеих рук и воспринимаемых слов по средством логоритмических упражнений.

Воспитательные:

1.Воспитывать толерантность, эмпатию по отношению к героям сказок, рассказов.

2.Воспитывать культуру общения с окружающими людьми.

3.Воспитывать у детей привычку читать, интересоваться литературой.

Решение всех речевых задач осуществляется в процессе непосредственно образовательной деятельности и в режимных моментах, а также посредством организации самостоятельной деятельности детей в условиях развивающей среды.


В рабочей программе представлена непосредственно образовательная деятельность, разработанная на основе возрастных, индивидуальных и психофизических особенностей детей каждого дошкольного возраста.


Структура НОД по развитию речи определяется принципом взаимосвязи различных разделов речевой работы: обогащение и систематизация словаря, работа над смысловой стороной слова, формирование грамматического строя речи, воспитание звуковой культуры речи, развития элементарного осознания языковых явлений. Именно взаимосвязь разных речевых задач создает предпосылки для наиболее
эффективного усвоения речевых умений и навыков. В основе предлагаемой системы лежит комплексный подход, при котором на одном НОД и чаще всего на одном материале решаются разные речевые задачи.

Формы работы по речевому развитию в совместной деятельности:
1. Наблюдение за реальными объектами и явлениями социальной и природной среды.
2. Демонстрация игрушек, предметов.
3. Инсценировки с игрушками.
4. Рассматривание предметных и сюжетных картин.
5. Знакомство с произведениями художественной литературы, сказками.
6. Игры – инсценировки с использованием театра различных видов.
7. Приемы и методы сказкотерапии (психотерапевтические и психокоррекционные сказки).

8.Логоритмика.

9.Артикуляциооная гимнастика.

10.Массаж пальцев рук, пальчиковая гимнастика.

11. Дыхательная гимнастика.

Рабочая программа интегрирует со следующими образовательными областями:
- «Социально-коммуникативное развитие»:
 - «Познавательное развитие»;
- «Физическое развитие»:
- «Художественно-эстетическое развитие».

Данная рабочая программа ЯВЛЯЕТСЯ ВСПОМОГАТЕЛЬНОЙ по отношению к основной программе, реализуемой в ДОУ, так как помогает процессу воспитания и развития дошкольников

Срок реализации данной рабочей учебной программы – 3 года. Содержание рассчитано на детей от 3-х до 7-ми лет.

НОД проводится в период с 14 сентября по 31 мая 2018-2019 учебного года в соответствии с рабочей программой группы воспитанников (34 недели, по 1 занятию в неделю).

Оценка индивидуального речевого развития воспитанников проводиться два раза в год (сентябрь, май) в форме педагогической диагностики (наблюдения, беседы) с использованием диагностического материала.

Актуальность.

        В последние годы становится очень актуальной проблема развития речи у детей дошкольного возраста. Отмечается постоянное увеличение количества детей, имеющих те или иные нарушения речи, даже судя по моему опыту работы, стремительно увеличивается количество детей, которые плохо говорят либо не говорят вообще, будучи уже во второй младшей группе.

        Речь маленьких детей в период ее формирования, по мнению педагогов и психологов,  всегда отличается недостатками звукопроизношения, отсутсвием связной речи.  Причиной может являться недостаточная сформированность речевого, или фонематического слуха, т. е. способности воспринимать на слух и точно дифференцировать все звуки речи, а может быть, как утверждают многие психологи, нежелание самих дошкольников говорить, общаться друг с другом. Возникает ощущение, что потребность в общении в современном мире постоянно сходит на «нет», что само по себе неудивительно.

           Историки замечают, что на рубеже ХХ  и ХХI веков в России произошли перемены социально - экономического и политического характера, повлекшие за собой изменения и в сфере морально - нравственных ценностей и норм поведения в обществе. Специалисты стали говорить о проблемах в воспитании духовно-нравственных качеств подрастающего поколения. В нравственном воспитании современных детей наметились негативные тенденции: книги ушли на второй план, их место занял экран телевизора, с которого в жизнь ребенка теперь постоянно входят персонажи сказок, герои мультфильмов, не всегда отличающиеся душевностью или нравственной чистотой. В образовании детей дошкольного возраста взрослые больше внимания стали уделять познавательному развитию, подготовке воспитанников к школе. Родители покупают своим детям красочные энциклопедии, водят на дополнительные занятия к педагогам-репетиторам, не жалея на обучение ни времени, ни денег. А вот на совместное с детьми чтение книг, на изготовление подарков близким, на прогулки, совместные игры и содержательное общение в диалоге «родители-ребенок» времени не хватает.

             Все указанные факты наносят безусловный урон развитию детской речи, современный ребенок вынужден жить в мире, где родителям из-за материальных причин просто некогда поговорить с ним о доброте, чуткости, честности, справедливости, а порой и просто спросить, как у него дела, побудить его к эмоциональному рассказу о прожитых впечатлениях, образ детской книжки ассоциируется у ребенка с планшетом, а мамина сказка на ночь, просто с аудиофайлом программы, потребность в речи в таких условиях иногда может и отсутствовать.  

            Проведенные исследования в дошкольных учреждениях свидетельствует о неблагополучии душевного здоровья дошкольников. У большинства детей зарегистрирован низкий уровень самооценки, у 40% детей отмечается высокий уровень тревожности, 25% детей высокий уровень агрессивности. В связи с этим одной из главных задач, стоящих перед педагогами дошкольного образования, является создание условий для полноценного речевого развития детей.

           Всестороннее речевое развитие дошкольников всегда неотрывно от их психического и физического развития, поэтому эффективным средством решения данной проблемы, на мой взгляд, может стать использование логоритмики, а также приобщение детей к устному народному творчеству (сказкам).

          Взаимосвязь между развитием речи и формированием общей, мелкой и артикуляционной моторики подчеркивается многими специалистами.

Речь – такой вид деятельности, для которого необходима сформированность слуховых и зрительных функций, а также двигательных навыков. Для правильного произнесения звука ребёнку требуется воспроизвести артикуляторный уклад, состоящий из сложного комплекса движений, при этом артикуляция, голос и дыхание должны быть координированы в работе. С этими задачами успешно справляется логоритмика.

            Однако, современные дети должны не только хорошо говорить, слышать, анализировать предлагаемую информацию, им необходимо мечтать, быть добрыми, открытыми, честными, а с этой задачей справятся сказки.

Сказки несут в себе большой потенциал положительных нравственных поучений. При помощи сказок можно развивать духовно-нравственные качества (мудрость, мужество, справедливость, дружбу, добро, милосердие, долг, отзывчивость, смелость, щедрость и др.). Сила воздействия образа и сюжета сказки такова, что уже в процессе первого чтения малыши ярко проявляют свои симпатии и антипатии в отношении персонажей сказок, всецело встают на сторону угнетаемых, обездоленных, готовы прийти им на помощь. Сильной стороной сказок является их активная, действенная направленность на победу добра. Дети искренне радуются, что побеждает справедливость: добрые люди выходят из беды, а злые погибают, т. е. зло наказано, добро восторжествовало. Дети хотят, чтобы и в жизни всегда так было. Сказка учит детей слушать и слышать других людей. Но еще сказка помогает родителям найти общий язык с ребенком, подружиться с ним, помочь ему решить первые трудности.           

               Таким образом, программа включает в себя комплексы логоритмических упражнений наряду с разносторонним изучением сказок, что, по моему мнению, поможет сформировать правильную связную речь и научит детей успешному позитивному общению.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ.

 Решение задач, позволило спрогнозировать следующий результат освоения программы в виде целевых ориентиров:

  • Ребенок владеет достаточным словарным запасом по лексическим темам.
  • Ребенок умеет ритмично выполнять движения в соответствии со словами, выразительно передавая заданный характер, образ.
  • У ребёнка сформированы модуляции голоса, плавность и интонационная выразительность речи, правильное речевое и физиологическое дыхание, умеет правильно брать дыхание во время пения.
  • Ребёнок обладает достаточной подвижностью артикуляционного аппарата. Правильно произносит все звуки родного языка.
  • Ребёнок способен правильно выполнять артикуляции звуков отдельно и в слоговых рядах, дифференцировать гласные, парные согласные звуки в слоговых рядах, словах, чистоговорках.
  • Ребёнок способен выполнить оздоровительные упражнения для улучшения осанки, дыхательные и пальчиковые упражнения, самомассаж лица и тела, психогимнастические этюды на напряжение и расслабление мышц тела, на преодоление двигательного автоматизма.
  • Ребёнок координирует движения в мелких мышечных группах пальцев рук и кистей, быстро реагирует на смену движений.
  • Ребёнок уважает культуру и традиции народов России, родного края, труд людей.
  • Ребенок инициативен, самостоятелен в различных видах речевой и музыкальной деятельности.
  • Ребенок успешно находит контакт с окружающими его взрослыми людьми и сверстниками.

Календарно-тематическое планирование

Вторая младшая  группа

Месяц

Тема

Кол-во занятий в неделю

НОД

согласно теме

Совместные формы работы

(логоритмика, артикуляция, пальчиковая гимнастика)

Сентябрь

Диагностика речевого развития

 

1.«Репка».

 

2.«Колобок».

  (1-2 неделя)

1 (3-я неделя)

1 (4-ая неделя)

«День знаний.  Детский сад».

Аппликация в технике обрывания бумаги. (Репка)

Конусный настольный театр по изучаемой сказке

Лепка «Приготовим родителям колобка»

Сюжетно-ролевая игра:

«Непослушный колобок»

 л/у «Назови себя ласково»,

«Волшебный стул»

п/г «Весёлый человечек.»

а/г Сказка «О веселом язычке» (блинчик, расческа, заборчик, грибочек)

л/у «Мы веселые мартышки»»

а/г Сказка «О веселом язычке» (блинчик, расческа, заборчик, грибочек + варенье, иголочка)

Беседа об выразительности речи, театре

Октябрь

1.«Муха - Цокотуха».

 

2. «Маша и медведь».

1 (1-ая неделя)

1 (2-ая неделя)

 

1 (3-ая неделя)

1 (4-ая неделя)

Беседа о насекомых, их роли в природе.

Раскрашиваем муху, паука

«Большой, средний, маленький» - занятие по сказке.

Рассказывание сказки по картинкам.

 л/у «Оладушки», «Муравьиная зарядка»

п/г «Дружные пальчики.»

а/г Сказка «О веселом язычке» (повторить упражнения +индюк, качели)

л/у «Мы веселые мартышки»»

а/г Сказка «О веселом язычке» (блинчик, расческа, заборчик, грибочек + варенье, иголочка)

Учимся последовательно излагать содержание сказки ( с помощью вопросов педагога)

Ноябрь

1.«Теремок».

 

 

2. «Гуси-лебеди».

1 (1-ая неделя)

1 (2-ая неделя)

 

1 (3-ая неделя)

1 (4-ая неделя)

Игра-конструирование «Современный теремок».

Коллективная работа: рисование с элементами аппликации иллюстрации к сказке

Учимся характеризовать в беседе персонажей сказки

Конструируем из деревянного конструктора избушку Бабы Яги

 л/у «Шарик», «Дождик», «Правая и левая»

п/г «Я с игрушками играю»

а/г Сказка «О веселом язычке» (повторить упражнения + мостик, киска сердится)

л/у «Шел по берегу петух», №Ручки растираем»

а/г Сказка «О веселом язычке» продолжаем и тренируем изученные навыки

Декабрь

1.«Кот, петух и лиса

2. «Курочка Ряба»

1 (3-ая неделя)

1 (4-ая неделя)

Кукольный театр по сказке

ИЗО «Раскрашиваем лису»

Пластилинография «Яичко для дедушки с бабушкой»

л/у «Гном», «Строим дом».

а/г «Лошадка, Маляр»

п/г «Есть игрушки у меня»

л/у «Это я», «Мячик».

а/г «Лошадка, Маляр + Молоток, Часики»

п/г «Я с игрушками играю»

Январь

 1.«Два жадных медвежонка».

1 (3-ая неделя)

1 (4-ая неделя)

Эксперимент: замешивание теста, наблюдение за брожением дрожжевого теста.

Сочинение нового варианта сказки «Два дружных медвежонка».

 л/у «Лошадка», «Колобок».

а/г «Трубочка, Чистим зубы»

п/г «Как живешь»

Февраль

1.«Лиса и заяц» («Заюшкина избушка»)

 

2. «У страха глаза велики».

1 (1-ая неделя)

1 (2-ая неделя)

 

1 (3-ая неделя)

1 (4-ая неделя)

Аппликация два домика с элементами рисования

Проигрывание сказки по ролям

Придумывание нового варианта сказки, включение новых персонажей.

 Беседа «Чего мы боимся, как с этим бороться!?»

 л/у «Каша, Тарелки»

а/г «Хомячок», «Котенок ласкает молоко»

п/г «Наша группа, Дружба»

л/у «Каша, Тарелки»

а/г «Хомячок», «Котенок ласкает молоко»

п/г «Наша группа, Дружба»

Март

1 Учим стихи про маму.

 

 

2. «Кто сказал мяу?» В.Сутеев.

1 (1-ая неделя)

 

1 (2-ая неделя)

1 (3-ая неделя)

1 (4-я неделя).

Инсценировка любой знакомой сказки.

Настольный театр «Три медведя»

Фотовыставка кошек «Кто сказал мяу?»

Рассказы детей об их домашних животных

л/у «Платье, Тапки, Ботинки»

а/г «Орешек, Парус»

п/г «Дружба, Девочки и мальчики».

повторяем уже изученные

 л/у «Платье, Тапки, Ботинки»

а/г «Орешек, Парус»

п/г «Дружба, Девочки и мальчики».

Апрель

1.Любимые сказки Корнея Чуковского

 

1 (1-ая неделя)

1 (2-ая неделя)

 

1 (3-ая неделя)

1 (4-ая неделя)

Изучение произведений  и обсуждение героев.

-

Разучивание наизусть отрывков по выбору детей

 л/у «Ворона, «Корова», «Воробьишко».

а/г «Орешек», «Парус», «Барабанщицы».

п/г «Месим тесто, Поросята», «Посуда».

Май

1.Любимые сказки Корнея Чуковского (продолжаем)

 

2.Диагностика речевого развития

1 (1-ая неделя)

1 (2-ая неделя)

 

1 (3-ая неделя)

1 (4-ая неделя

Узнавание изученной сказки по картинке, с последующей передачей содержания.

Показ театра по выбору и желанию детей.

ДИ «Из какой мы сказки?». Развивать умение соотносить литературный текст и иллюстрации к нему, развивать умение изображать мимикой различные состояния сказочных героев.

 Повторяем изученные по желанию и выбору детей.

Средняя  группа

Месяц

Тема

Кол-во занятий в неделю

НОД

Другие формы работы

(совместная деятельность)

Сентябрь

1.Сказка «Красная шапочка»

 

 

2. «Сказочка про козявочку».

1 (1-ая неделя)

1 (2-ая неделя)

 

1 (3-ая неделя)

1 (4-ая неделя)

Активизирующее общение: обсуждение сказки.

Выставка иллюстраций «Насекомые».

л/у «Корова, Воробьишка»

а/г «Барабанщицы, Шарик»

п/г «Огород, Апельсин».

Октябрь

1. «Хаврошечка».

 

 

2. «Лиса и кувшин».

1 (1-ая неделя)

1 (2-ая неделя)

 

1 (3-ая неделя)

1 (4-ая неделя)

Лепка панно  «Сад для Хаврошечки».

Настольный театр с придумыванием новых персонажей.

Драматизация сказки для детей 2-ой младшей группы.

л/у «Домашние птицы, Петух»

а/г «пароход гудит, Окошко»

п/г «Фруктовая ладошка, Яблонька».

Ноябрь

1.«Дюймовочка». Г.Х.Андерсен.

 

 

 

2. «Свинопас». Г.Х.Андерсен.

1 (1-ая неделя)

1 (2-ая неделя)

 

 

1 (3-ая неделя)

1 (4-ая неделя)

Рисуем домик для Дюймовочки.

Лепка из солёного теста «Весёлые свинки», «Чудесный горшочек».

Выставка книг «Сказки Андерсена».

л/у «Котик, корова»

а/г «Дудочка, Парашют»

п/г «Транспорт, Машина»

Декабрь

1. «Бобик в гостях у Барбоса».

Н. Носов.

1 (1-ая неделя)

1 (2-ая неделя)

Выставка иллюстраций книг «Собака – друг человека». Беседы по содержанию книг.

л/у «Эмоционально-волевой тренинг: «Мимическая зарядка»

а/г «Бублик, Лягушка»

п/г «Хитрая лисичка»

Январь

1. «Как собака друга искала?»

 

 

2. «Лисичка-сестричка и волк».

1 (1-ая неделя)

1 (2-ая неделя)

 

1 (3-ая неделя)

1 (4-ая неделя)

Выставка книг о дружбе. Беседы по содержанию книг.

 

Драматизация сказки для родителей.

л/у «Мы идем», «Грибок», «Ягоды за щекой»,

а/г «Самовар»

п/г «Машины»

Февраль

1.«Царевна-лягушка».

 

 

 

 

 

2. Ненецкая сказка «Айога»

1 (1-ая неделя)

1 (2-ая неделя)

 

 

 

 

1 (3-ая неделя)

1 (4-ая неделя)

Выставка книг: данная сказка, иллюстрированная разными художниками.

Создание собственных иллюстраций к данной сказке с использованием разных изобразительных средств и техники изодеятельности.

 

Выставка книг о труде, взаимопомощи.

л/у «Мишка по лесу шагал»

а/г «Сдуй листик с ладошки»

п/г «Велосипед»

Повторяем изученные по желанию и выбору детей.

Март

1. «Крылатый, мохнатый да масляный» (в обработке А.Н.Толстого).

 

2. «Заяц-хваста».

 

 

1 (1-ая неделя)

1 (2-ая неделя)

 

1 (3-ая неделя)

1 (4-я неделя)

Подготовка и проведение театра по мотивам сказки: распределение и обсуждение ролей, затем проигрывание сказки  детьми.

ИЗО (рисование с элементами лепки)  «Заяц»

л/у «Веселый поезд»

а/г ««Рыбка шевелит губами»

п/г «Гонки»

Повторяем изученные по желанию и выбору детей.

Апрель

1.«Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». А.С.Пушкин.

 

 

2. «Двенадцать месяцев». В обработке С.Маршака.

1 (1-ая неделя)

1 (2-ая неделя)

 

1 (3-ая неделя)

1 (4-я неделя)

ДИ «Путешествие по сказкам»

Углубление и расширение знаний детей по теме сказок Пушкина,  Маршака

л/у «На базар ходили мы»

а/г ««Лопатка»

п/г «Магнитофон»

Повторяем изученные по желанию и выбору детей.

Май

1. «Серебряное копытце». П.Бажов.

 

 

2. «Сивка-бурка».

1 (1-ая неделя)

1 (2-ая неделя)

 

1 (3-ая неделя)

1 (4-я неделя)

Д/И  «Чудесный мешочек» с картинками героев сказок.

Повторяем изученное по желанию и выбору детей.

л/у «Диалог овощей и фруктов»

а/г «Помидоры и огурцы»

п/г «Пылесос»

Повторяем изученные по желанию и выбору детей.

Старшая  группа

Месяц

Тема

Кол-во занятий в неделю

НОД

согласно теме

Совместные формы работы

(логоритмика, артикуляция, пальчиковая гимнастика)

Сентябрь

1.«Какие сказки я люблю». Выяснить, какие народные сказки любят и знают дети.

Беседа о лете. Народные приметы, загадки, пословицы и поговорки о лете.

 1 (1-2 неделя)

 1 (3-я неделя)

1 (4-ая неделя)

ДИ «Добавь слово» - добавляем нужное слово к названию сказки

ДИ «Узнай сказку по отрывку из книги»

Н.И  « Сложи сказку» (из кубиков)

л/у «Веселый поезд»

а/г «Птенцы»

п/г «Овощи и фрукты»

Повторяем изученные по желанию и выбору детей.

Октябрь

Беседа о характерных для октября явлениях природы, народных обычаях и праздниках (Покров, Сергиев день), загадки о капусте

Рассматривание глиняной посуды. Рассказ о гончарном промысле. Знакомство со сказкой «Лиса и кувшин»

Знакомство со сказкой «Мужик и медведь»

Знакомство со сказкой «Лиса и рак»

1 (1-ая неделя)

1 (2-ая неделя)

 

1 (3-ая неделя)

1 (4-ая неделя)

Кто в теремочке живёт? Способствовать развитию умения имитировать действия животных.

Работаем с соленым тестом, лепим «Горшочек для лисы»

Дидактическая игра «Вершки до корешки. Загадывание загадок.

Разучивание песенки - потешки о лисе. Как животные готовятся к зиме

л/у «Мы идем, идем, идем, и в лесу грибы найдем»,

а/г «Любопытный язычок»

п/г «Засолка капусты»

Повторяем изученные по желанию и выбору детей.

Ноябрь

Беседа с детьми «Откуда хлеб пришел?»

Беседа об осени. Повторение примет, песенок, загадок

об осени.

Повторение знакомых сказок «Репка», «Теремок», «Курочка Ряба» на заместителях

Моделирование сказки «Заюшкина избушка» на заместителях

1 (1-ая неделя)

1 (2-ая неделя)

 

1 (3-ая неделя)

1 (4-ая неделя)

Знакомство со старинными орудиями труда (серп). Пословицы и поговорки о хлебе.

Рисование «Краски осени»

Разыгрывание театра по желанию детей по мотивам одной из сказок

Аппликация «Избушка лубяная и ледяная»

л/у «Мишка по лесу шагал»

а/г «Нахмурились-улыбнулись»

п/г «Репка»

Повторяем изученные по желанию и выбору детей.

Декабрь

Чтение сказки русской народной «Царевна-лягушка».

Чтение русской народной сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

1 (3-ая неделя)

1 (4-ая неделя)

Д/И  «Разрезные кубики» по сказке «Лягушка-царевна»

Составление совместного рассказа о местах путешествия лягушки

Рассматривание репродукции кар-тины В.М. Васнецова «Алёнушка».

л/у «Ягодная партитура»

а/г «Хоботок»

п/г «Звук Т»

Повторяем изученные по желанию и выбору детей.

Январь

Чтение русской народной сказки «Иван-царевич и Серый волк»

Коллективное сочинение детьми сказки «Василиса Прекрасная и Белый лебедь» (на основе сказки «Иван-царевич и Серый волк»)

1 (3-ая неделя)

1 (4-ая неделя)

Дидактическая игра «Заветные слова»

Рассматривание картины В.М.Вас-нецова «Иван-царевич на сером

Пересказ детьми отрывков из сказки «Лягушка-царевна» с использованием графических символов.

л/у «Змейка»

а/г «Барабанщик»

п/г «Крючочки»

Повторяем изученные по желанию и выбору детей.

Февраль

Чтение русской народной сказки «Сивка-бурка»

Пересказ сказки «Сивка-бурка» с использованием

Чтение русской народной сказки «Снегурочка»

Создание модели «Сказка в коробке» (дети складывают в коробку свои любимые персонажи конусного театра для игры)

1 (1-ая неделя)

1 (2-ая неделя)

 

1 (3-ая неделя)

1 (4-ая неделя)

Беседа о значении лошадей как о способе передвижения

Раскрашиваем лошадь по замыслу детей

Игра-драматизация по сказке «Снегурочка»

Дидактическая игра «Хороший-плохой»

л/у «1.2.3.4.5 я сейчас пойду гулять»

а/г «Задуй свечу»

п/г «Варим компот»

Повторяем изученные по желанию и выбору детей.

Март

Чтение русской народной сказки «Финист – Ясный сокол».

Продолжение оформления книги «Наши сказки».

 Создание детьми иллюстраций для сочинённых сказок «Иван-царевич и Баба-Яга», «Змей Горыныч».

1 (1-ая неделя)

 

1 (2-ая неделя)

2 (3 - 4ая неделя)

Развлечение-игра Путешествие в сказку «Маша и медведь».

Лепка по замыслу детей

Дидактическая н/печатная игра «Что перепутал художник?»

л/у «Ах, иголочка, иголка»

а/г «Обрадовались – огорчились»

п/г «Дружба»

Повторяем изученные по желанию и выбору детей.

Апрель

Литературная викторина «Любимые сказки»

Дидактическая игра «Сам себе сказочник»

Литературный Калейдоскоп

1 (1-ая неделя)

1 (2-ая неделя)

 2  (3 - 4-ая неделя)

Дидактическая игра «Узнай сказку по иллюстрации»

Аппликация «Змей Горыныч»

Дидактическая игра «Волшебный мешочек»

л/у «Ах, косой, косой, косой», сказка – шумелка

а/г «Заборчик»

п/г «По грибы, по ягоды»

Повторяем изученные по желанию и выбору детей.

Май

Продолжение оформления книги «Наши сказки». Создание иллюстраций к сочиненным сказкам.

Показ представлений для детей младших групп по уже хорошо известным сказкам

1 (1-ая неделя)

3 (2-ая неделя)

 

Дидактическая игра «Лото сказок»

л/у «Разговор старой обуви»

а/г «Футбол»

п/г «Птенчики в гнезде»

Повторяем изученные по желанию и выбору детей.

Подготовительная к школе  группа

Месяц

Тема

Кол-во занятий в неделю

НОД

Другие формы работы

(совместная деятельность)

Сентябрь

Чтение рассказа  К. Ушинского «Четыре желания»

 

Чтение рассказа  М.М. Пришвина «Лесные истории»

Чтение рассказа  В. Катаева «Цветик-семицветик

1 (1-ая неделя)

2 (2 -3ая неделя)

 

1 (4-ая неделя)

Беседа по содержанию рассказа

Рисование «Домашнее животное»

Аппликация «Цветик-семицветик»

л/у «Я на коврике сидел»

а/г «Птенчик»

Повторяем изученные по желанию и выбору детей.

Октябрь

Рассказ детям о поэте А.С. Пушкине, приблизив рассказ о нем к детскому восприятию.

Чтение сказки «О рыбаке и рыбке»

1 (1-ая неделя)

1 (2-ая неделя)

1 (3-ая неделя)

1 (4-ая неделя)

Рассматривание иллюстраций к сказкам А.С.Пушкина

Лепка с элементами рисования «Золотая рыбка»

л/у «Ветер»

а/г «Хомячок»

п/г «Погладим котенка»

Повторяем изученные по желанию и выбору детей.

Ноябрь

Знакомство со стихами  Даниила Хармса

1 (1-ая неделя)

1 (2-ая неделя)

 1 (3-ая неделя)

1 (4-ая неделя)

Разукрашиваем самовар

Заучиваем отрывки стихотворения по выбору детей

л/у «Лисонька, где ты?»

а/г «Шарик»

п/г «Пять поросят»

Повторяем изученные по желанию и выбору детей.

Декабрь

Чтение сказки «По щучьему веленью»

1 (1-ая неделя)

1 (2-ая неделя)

Разыгрывание сказки по ролям, с элементами костюмов

Рассматривание иллюстраций к сказке, рассказ о быте людей того времени

л/у «Кто, где зимой?»

а/г «Полоскание щек»

п/г Игры с пуговицами

Повторяем изученные по желанию и выбору детей.

Январь

Чтение новогодней сказки «Двенадцать месяцев»,

 

Чтение новогодней сказки

Н. Телешова «Крупеничка»

Чтение новогодней русской народной сказки «Рифмы».

1 (1-ая неделя)

1 (2-ая неделя)

 

1 (3-ая неделя)

1 (4-ая неделя)

Изучение названий и последовательности месяцев в году

Дидактическая игра:

«Назови месяц»

Беседа по содержанию сказки

л/у «Орешки»,

а/г «Воздушный поцелуй»

п/г «Петушок»

Повторяем изученные по желанию и выбору детей.

Февраль

Чтение произведений

С. Я.Маршака:

-  «Почта»,

- «Пудель»,

- «Багаж»,

«Человек рассеянный»

 

1 (1-ая неделя)

1 (2-ая неделя)

 1 (3-ая неделя)

1 (4-ая неделя)

Разучивание наизусть полюбившихся отрывков стихотворений

л/у « Круги и кружочки»

а/г «Иголочка»

п/г с карандашами

Повторяем изученные по желанию и выбору детей.

Март

Чтение стихотворений Р. Софа «Приятель», «Совет»,

 «Апчхи!», «Бесконечные стихи», «Враньё», «Чудо», «Лиловое стихотворение».

 Чтение стихотворений А. Милна: «Баллада о королевском бутерброде», «Непослушная мама», «Воспаление хитрости», «Мы с Пухом».

1 (1-ая неделя)

1 (2-ая неделя)

 

1 (3-ая неделя)

1 (4-я неделя)

Разучивание наизусть полюбившихся отрывков стихотворений

Литературный калейдоскоп

л/у Летела сова»  «Скачет, скачет, воробей»

а/г «Трубочка»

п/г Собери узор (пуговицы)

Повторяем изученные по желанию и выбору детей.

Апрель

Чтение и инсценировка произведений Ю. Тувима «Азбука», «Письмо к детям по очень важному делу», «Про пана Тирлянского».

1 (1-ая неделя)

1 (2-ая неделя)

 

1 (3-ая неделя)

1 (4-я неделя)

Разучивание наизусть полюбившихся отрывков стихотворений

Декламация стихотворений детям младших групп

л/у «Андрей – воробей»  

а/г «Сдуй перышко с ладошки»

п/г «Гусеничка»

Повторяем изученные по желанию и выбору детей.

Май

Чтение рассказов Б. Житкова, А. Раскина, А. К. Вестли, М. Гриппе.

Чтение глав из книги О. Пройслера «Маленькая Баба Яга

1 (1-ая неделя)

1 (2-ая неделя)

 

1 (3-ая неделя)

1 (4-я неделя)

Разучивание наизусть полюбившихся отрывков стихотворений

Литературная викторина по итогам изученного.

л/у «Птичья партитура»,

а/г «Надувание-втягивание щек»

       «Толстый и худой хомячок»

п/г «Муравьишка»

Повторяем изученные по желанию и выбору детей.

Использованная литература:

1. Большая книга пословиц и поговорок, потешек и загадок [Текст]– СПБ : Детство-Пресс, 2003.
2. Гербова, В. В. Книга для чтения в детском саду и дома (2-4 года)[Текст] / В. В. Гербова. – М. : Мозаика-Синтез, 2015. – 256 с.
3. Караманенко Т. Н. Кукольный театр – дошкольникам [Текст] / Т.Н. Караманенко, Ю. Г. Караманенко. – М. : Просвещение, 1982. – 191 с.
4. Лучшая книга сказок [Текст] / сост. А. С. Давыдов. – М. : ЭксмоПресс, 2004. – 320 с.
5. Михайлова, М. А. Праздники в детском саду. Игры, фокусы,забавы [Текст] / М. А. Михайлова. – М. : Академия-Пресс, 1999. – 242 с.
6. Нам весело [Текст] : сборник материалов по развлечениям в
детских садах / сост. Ф. М. Орлова, Е. Н. Соковнина. – М. : Просвещение,
1973. – 207 с.
7. Программа воспитания и обучения в детском саду [Текст] / подред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. – М. : МозаикаСинтез, 2009. – 208 с.
8. Садилова, О. А. Волшебные сказки. Духовно-нравственнаяреабилитация детей и подростков [Текст] : метод. пособие по сказкотерапии /О. А. Садилова, Д. Б. Юматова, Ю. С. Моздокова. – М. : ГУ «Центр «Семья»,
2005. – 84 с.
9. Субботина, Л. Ю. Развитие воображения у детей [Текст] : метод.пособие / Л. Ю. Субботина. – М.: Просвещение, 2005. – 178 с.
10. Фёдорова, Г. П. На златом крыльце сидели: игры, занятия,частушки, песни, потешки для детей дошкольного возраста [Текст] / Г. П.Фёдорова. – СПб. : Детство-Пресс, 2008. – 128 с.
11. Фесюкова, Л. Б. Воспитываем сказкой. Беседы по картинкам[Текст] / Л. Б. Фесюкова. – М.: Сфера, 2014. – 48 с.
12. Алямовская В.Г. Как воспитать здорового ребенка. М.: ЛИНКА- ПРЕСС,1993;

13.Буренина А. И., Колунтаева Л. И. Проектирование интегративной программы предшкольного образования.-  СПб.: ЛОИРО, 2007;

           14.Гаврючина Л.В. Здоровье сберегающие технологии в ДОУ: Методическое пособие. -  М.: ТЦ Сфера, 2008;

      15.Картушина М.Ю. Зеленый огонек здоровья: Программа оздоровления дошкольников. - М.: ТЦ Сфера, 2007;

16.Картушина М. Ю. Логоритмика для малышей: Сценарии занятий с детьми 3-4 лет. - М.: ТЦ Сфера, 2005;

17.Картушина М. Ю. Логоритмические занятия в детском саду: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2004;

18.Ковалько В.И.  Азбука физкультминуток для дошкольников: Практические разработки физкультминуток, игровых упражнений, гимнастических комплексов и подвижных игр. -  М.: ВАКО, 2005;

         19.Коноваленко В. В., Коноваленко С. В.Развитие связной речи. – М.: «Издательство ГНОМ и  Д», 2000;

20.Кузнецова Е.В. Логопедическая ритмика в играх и упражнениях для детей с тяжелыми нарушениями речи. -  М.:                                                  Издательство ГНОМ и Д, 2002;

         21.Кузнецова С. В., Котова Е. В., Романова Т. А. Система работы с узкими специалистами ДОУ: Методическое пособие.                    – М.: ТЦ Сфера, 2008.

      22.Куликовская Т.А. Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках. Пособие для логопедов, воспитателей и    родителей. - М.: «Издательство Гном и Д»,  2005;

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по работе с дошкольниками "Сказка как развитие связной речи дошкольников"

В статье рассказывается о значение литературы в жизне ребёнка. Интересно изложены собенности восприятия литературы старшими дошкольниками. Отмечено какое значение сказка имеет не только на развитие ре...

ПРОГРАММА ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ «МИР СКАЗКИ»

Целью Программы «Мир сказки» является создание благоприятных условий для организации коррекционно-образовательного процесса по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недор...

Краткосрочный проект для детей 4-5 лет группы №7 «Развитие связной речи дошкольников средствами моделирования и мнемотехники. Работа по развитию связной речи дошкольников

В работе по развитию связной речи дошкольников мы используем современные технологии. Технология моделирования и мнемотехники помогает ребенку зрительно представить понятия слово, предложение....

Рабочая программа по развитию связной речи

Программа "Развитие связной речи детей" ориентирована на детей старшего дошкльного возраста и расчитатна на 2 года обучения...

«Программа по развитию связной речи дошкольника»

Данная Программа нацелена на развитие связной речи. Программа осуществляет коррекционно – прфилактические мероприятия, направленные на работу с нарушениями в развитии речи ребенка дошкольного во...

Речевое развитие (развитие связной речи) дошкольников в условиях реализации образовательной программы ДОУ

В современных условиях дошкольного детства одно из самых сложных и больших проблем в обучении детей дошкольного возраста – научить связно и выразительно говорить. Очень важно помочь ребенку овла...

ПРОГРАММА ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ «МИР СКАЗКИ»

Целью Программы «Мир сказки» является создание благоприятных условий для организации коррекционно-образовательного процесса по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста....