Рабочая программа по развитию связной речи
рабочая программа по развитию речи (старшая группа)

Косарева Мария Константиновна

Программа "Развитие связной речи детей" ориентирована на детей старшего дошкльного возраста и расчитатна на 2 года обучения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_hazvitie_svyaznoy_rechi.docx56.55 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Центр образования № 28 с углубленным изучением

иностранных языков г. Владивостока»

ПРИНЯТО                                                                 УТВЕРЖДЕНО

На педагогическом совете                         Зам. директора по

Протокол №1                                                         воспитательной работе

От «25» октября 2017 г                                                А.Е.Безрученко

                                                                        Приказ №

                                                                        От «26» октября 2017 г

Дополнительная общеразвивающая программа

«Формирование связной речи детей с использованием интеллект-карт»

Срок реализации 2 года

Составил

Воспитатель

Мария Константиновна Косарева

Владивосток 2017

Содержание

I. Целевой раздел

1. Пояснительная записка……………………………………………………..3

2. Возрастные особенностей развития детей 4-5 лет………………………..5

3. Возрастные особенности развития детей 5-6 лет…………………………7

II. Основной раздел

1. Учебно-тематическое планирование………………………………………10

III. Организационный раздел

1. Методическое обеспечение программы……………………………………15

2. Список литературы………………………………………………………….25

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

Пояснительная записка

Программа «Формирование связной речи детей с использованием интеллект-карт» ориентирована на развитие коммуникативных способностей, речевой активности, формирование качественной стороны речевой деятельности детей старшего возраста. В современном обществе все чаще наблюдается снижение уровня бытовой культуры, широкое распространение низкопробной бульварной литературы, бедное, безграмотное «говорение» с экранов телевизоров, агрессивно - примитивная речь, насаждаемая телевизионной рекламой, западными боевиками и мультфильмами – все это создает предпосылки и прямую угрозу надвигающейся языковой и эмоциональной катастроф не менее опасной, чем экологическая. Поэтому выбранную мной тему считаю актуальной. Учитывая то, что сама по себе речь не складывается — ее необходимо развивать.

Программа по речевому развитию детей предполагает проведение дополнительных занятий один раз в неделю продолжительностью 20-25 минут в средней и старшей группе во вторую половину дня. Общее количество занятий, предусмотренных программой – 95. Программа по развитию речи детей  составлена на основе методического пособия кандидата педагогических наук Арушановой Аллы Генриховны «Речь и речевое развитие детей» и предназначена для детей 4-5, 5-6 лет, рассчитана на 2 года обучения. В данной программе частично используются другие методики и технологии для детей дошкольного возраста:

1. Гербова В.В. «Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада: Пособие для воспитателя детского сада».

2. Акименко В.М. «Применение интеллектуальных карт в процессе обучения дошкольников»

3. Семенович А. В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте.  Гимнастика «Дельфины»

Направленность программы – социально – коммуникативная. Основной идеей программы является: усвоение и овладение новыми знаниями и умениями ребенка через систему игр и упражнений. В процессе игровой деятельности расширяется, пополняется, активизируется словарь детей.

Цели и задачи реализации программы:

Цель: создание благоприятных условий для развития речи детей дошкольного возраста посредством игр и упражнений.

Задачи:

1. Проанализировать и организовать комфортные условия для развития социально-коммуникативных навыков

2.         Развивать свободное общение с взрослыми и детьми, овладевая конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими

3. Воспитывать желание и умение слушать художественные произведения, следить за развитием действия сюжета

4. Расширять словарный запас детей

5. Формировать умение правильно строить предложения, используя опорную схему (интеллект – карту)

6. Повышать уровень знаний у родителей по речевому развитию детей дошкольного возраста.

Отличительные особенности программы: Проектирование непрерывной образовательной деятельности (НОД) строится на использовании метода Интеллект – карт. Уникальность программы заключается в том, что игры и творческие задания предполагают самостоятельный выбор ребенком материала. Ребенок видит перед собой зрительные образы, помогающие воспроизведению словаря.  Также метод интеллект-карт позволяет развивать не только речь, но и различные процессы мышления. Моделирование при помощи интеллект-карт формируют такие универсальные логические действия, как:

  1. Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных и несущественных);
  2. синтез как составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием, восполнением недостающих компонентов;
  3. выбор оснований и критериев для классификации объектов;
  4. выведение следствий;
  5. установление причинно-следственных связей;
  6. построение логической цепи рассуждений;
  7. доказательство.

Принципы построения программы:

  1. Доступность предлагаемого материала, соответствие возрастным особенностям детей;
  2. систематичность и последовательность в приобретении знаний и умений;
  3. личностно-ориентированный подход;
  4. изучение интересов и потребностей детей;
  5. практическое участие и наглядное оформление;

Для успешной реализации Программы должны быть обеспечены следующие психолого-педагогические условия:

  1. Создание развивающей предметно-пространственной среды;
  2. целенаправленная работа воспитателей над речевым развитием детей во всех видах детской деятельности;
  3. повышение профессионального роста педагогов в вопросах речевого развития дошкольников;
  4. участие родителей в речевом воспитании детей.  

2. Возрастные особенностей развития детей 4-5 лет

Физическое развитие

Формируются умения и навыки правильного выполнения движений в разных формах двигательной активности. В этом возрасте продолжается рост всех органов и физиологических систем, сохраняется высокая потребность в движении. Двигательная активность становится целенаправленной, отвечает индивидуальному опыту и интересу, движения становятся осмысленными, мотивированными и управляемыми. Развивается красота, грациозность, выразительность движений, самостоятельность и творчество. У детей появляется интерес к познанию себя, своего тела, его строения, возможностей. Совершенствуются основные нервные процессы, улучшается их подвижность. В движении появляется слаженность, уверенность, стремительность, легкость. Развиваются ловкость, координация движений. Дети в этом возрасте лучше, чем младшие дошкольники, удерживают равновесие, перешагивают через небольшие преграды. Усложняются игры с мячом. У детей появляется интерес к познанию себя, своего тела, его строения, возможностей, возникает потребность действовать совместно, быстро, ловко, в едином для всех детей темпе; соблюдать определенные интервалы во время передвижения в разных построениях, быть ведущим.

Познавательное развитие

Ребенок может противостоять в известных пределах воле другого человека; развиваются приемы познавательной, собственно волевой и эмоциональной саморегуляции.  Продолжает развиваться образное мышление. Продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно-логического мышления. Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Воображение будет активно развиваться лиши при условии проведения специальной работы по его активизации. Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.

Речевое развитие

В дошкольном возрасте происходит активное развитие диалогической речи. Диалог детей приобретает характер скоординированных предметных и речевых действий. В недрах диалогического общения старших дошкольников зарождается и формируется новая форма речи – монолог. Наряду с наглядно-образным мышлением появляются элементы словесно-логического мышления. Совершенствуется восприятие цвета, формы и величины, строения предметов. Воспринимают величину объектов, выстраивают в ряд – по возрастанию или убыванию – до десяти различных предметов. Развивается образное мышление. Совершенствуется обобщение. Совершенствуется речь, в том числе ее звуковая сторона. Развивается фонематический слух, интонационная выразительность речи. Совершенствуется грамматический строй речи.  Развивается связная речь, происходит активное развитие диалогической речи. Диалог детей приобретает характер скоординированных предметных и речевых действий.

Социально-коммуникативное развитие

Распределяют роли до начала игры и строят свое поведение, придерживаясь роли. Осваивают социальные отношения. Действия детей в играх становятся разнообразными. Сюжетная игра отличается своей направленностью на общественные стороны жизни, на личные качества людей, роли которых выполняются ребенком. Правило становится центром игры. Ребенок способен действовать по правилу. При этом, используя договор с партнерами для создания новых правил, ребенок начинает осознавать их условность. Подчинение правилу в игре делает возможным строить полноценные коллективные взаимоотношения, подчинение культурным нормам.  Развивается образ Я.   Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей в игровой деятельности; структурированием игрового пространства. В этом возрасте происходит дальнейшее развитие личности ребёнка, обусловленное становлением структуры детского сознания. У дошкольника развивается соподчинение мотивов, наблюдательность, умение планировать собственную деятельность, появляется произвольность в поведении. Главным источником эмоций становятся жизненные ситуации, система взаимоотношений людей, ролевые и сюжетные игровые действия с персонажами. Закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки морального развития. Ребенок осознает собственные позитивные и негативные поступки.

Художественно-эстетическое развитие

 Эстетическое отношение к миру у старшего дошкольника становится более осознанным и активным. Он уже в состоянии не только воспринимать красоту, но в какой-то мере создавать ее.  Это возраст наиболее активного рисования. Тематика рисунков разнообразна, рисунки приобретают сюжетный характер, отличаются оригинальностью композиционного решения, передают статичные и динамичные отношения. Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины. Дети различают по светлоте и называют промежуточные цветовые оттенки, совершенствуются творческие способности детей, формируется художественный вкус. Старших дошкольников отличает эмоционально яркая реакция на музыку. Развиваются навыки пения, движения под музыку, игры на музыкальных инструментах.

3. Возрастные особенности развития детей 5-6 лет

Физическое развитие 

У детей 6-ого года жизни скелет становится более крепким, поэтому ребенок может выполнять различные движения, которые требуют силы, гибкости. Тело приобретает заметную устойчивость. Ноги и руки становятся более сильными, значительно выносливыми, подвижными, ловкими. Развивается творчество, самостоятельность инициатива в двигательных действиях осознанное отношение к ним, способность к самоконтролю, самооценке при выполнении движений. Формируются предпосылки к учебной деятельности. Дошкольник значительно точнее выбирает движения, которые нужно выполнить. Отмечается устойчивое стремление к совместным играм между мальчиками и девочками.  Старший дошкольник способен достаточно адекватно оценивать результаты своего участия в подвижных играх соревновательного характера. Удовлетворение полученным результатом доставляет ребенку радость, способствует эмоциональному благополучию и поддерживает положительное отношение к себе.

Познавательное развитие 

Познавательные процессы претерпевают качественные изменения; развивается произвольность действий. Мышление наглядно-образное и появляются элементы словесно-логического мышления. Начинают формироваться общие категории мышления. Старшие дошкольники проявляют интерес к природе, к печатному слову, математическим отношениям. Они с удовольствием буквы, овладевают звуковым анализом слова. Развивается образное мышление.

Речевое развитие 

В старшем дошкольном возрасте развиваются навыки общения и рассуждения. Развивается восприятие, воображение, внимание. Развивается звуковая сторона речи, грамматический строй, лексика, связная речь. Развивается диалогическая и некоторые формы монологической речи.  Ребенок осваивает новый способ познания – восприятие информации, переданной посредством слова, знака, символа.  Слушая чтение книг, ребенок сопереживает литературным героям, обсуждает их действия. К 7 годам формируются предпосылки успешного перехода на следующую ступень образования.

Социально-коммуникативное развитие 

В сюжетно-ролевых играх осваивают сложные взаимодействия людей, отражающие жизненные ситуации. У детей высокий уровень познавательного и личностного развития. Ребенок способен оценивать поступок с точки зрения последствий для физического и эмоционально состояния другого человека и себя.   Осваивают формы позитивного общения с детьми, развивается половая идентификация, формируется позиция школьника. У ребенка складываются интересы и ценностные ориентации, предпочтения определенных видов деятельности и способов поведения характерные для мальчиков и девочек. Дети подчиняются правилам в игре. Неудовлетворенность общения ребенка со взрослым может привести к эмоциональной отчужденности между ними. Возрастает потребность общения со сверстниками. Развивается адекватная оценка ребенком своих высказываний и поступков, а также собственных возможностей и достижений в различных видах деятельности.  

Художественно-эстетическое развитие

 Совершенствуются творческие способности детей, формируется художественный вкус. При восприятии изобразительного искусства детям доступны произведения декоративно-прикладного искусства, живописи, графики, скульптуры. Рисунки приобретают детализированный характер, обогащается цветовая гамма. Дети способны создавать яркие обобщенные образные композиции, выделяя в них главное, показывая взаимосвязи. В процессе декоративного рисования ребенок осознает эмоциональное стилизованное воплощение образов в декоративной росписи, что помогает в осуществлении перехода от наглядно-образного мышления к абстрактному. Детям доступны целостные композиции по предварительному замыслу. Обогащаются музыкальные впечатления детей, отмечается эмоционально яркая реакция на музыку.

 Планируемые результаты освоения Программы:

  1. Дети, познакомившись с художественной литературой, научатся применять грамматические навыки и умения в диалогической и монологической речи,
  2. Научатся использовать средства художественной выразительности языка и его грамматических средств.

Критерии результативности обучения:

  1. Дети активнее общаются друг с другом,
  2. Расширился словесный запас детей,
  3. Дети могут правильно задать вопрос,
  4. Используют в своей речи потешки, песенки героев сказок, участвуют в мини- инсценировках, сами пересказывают короткие сказки
  5. Составляют свои собственные интеллект-карт в самостоятельной деятельности

Оценивание уровня достигнутого ребенком образовательного результата может проводиться через:

  1. организацию педагогического наблюдения;
  2. открытые мероприятия для детей и родителей;
  3. творческие задания по составлению совместных альбомов, книг с собственными произведениями детей (сказки, рассказы, стихи, сопровождаемые интеллект-картами).

ОСНОВНОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ

Учебно-тематическое планирование

Тема занятий

Содержание

Количество часов

Всего

Теория

Практика

Развитие артикуляционного аппарата

Словообразование.

Связная речь

1.

Вводный урок. Органы артикуляции.  

«Овощи»

Артикуляционная гимнастика «Дельфины»

Формирование умения выделять слова, обозначающие названия предметов, действий, признаков.

2

1

1

2.

Органы артикуляции (продолжение).

«Фрукты»

Артикуляционная гимнастика «Дельфины»

(продолжение)

Согласование существительных с прилагательными в роде (зеленый огурец, красный помидор).

Составление предложений с

использованием опорных картинок.

2

1

1

3.

«Сад – огород»

Обобщающее занятие

Артикуляционная гимнастика «Дельфины»

Формирование умения выделять слова, обозначающие названия предметов, действий, признаков.

Составление предложений с

использованием опорных картинок.

2

1

1

4.

Лиственные и хвойные деревья

Артикуляционная гимнастика в картинках

Образование прилагательных от существительного (суффиксальный способ: клен -кленовый, ель-еловый)

Составление предложений описательного характера хвойных деревьях при помощи опорных картинок

3

1

2

5.

Ягоды

Артикуляционная гимнастика в картинках, пальчиковая гимнастика Е.Железновой

Образование слов с уменьшительно-ласкательным суффиксом (малина – малинка)

Составление предложений по вопросам (Что? Какие? Где?)

4

2

2

6.

Грибы

Артикуляционная гимнастика в картинках, пальчиковая гимнастика Е.Железновой

Образование слов с уменьшительно-ласкательным суффиксом

Составление предложений по вопросам (Что? Какие? Где?)

4

2

2

7.

Осень

Дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика Е.Железновой

Образование слов признаков (Осень какая? Ранняя, холодная, дождливая)

Составления словесного описания погодных явлений, состояния погоды с опорой на иллюстрации

2

1

1

8.

Части тела и лица

Дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика Е.Железновой

Образование множественного числа существительных

Овладение навыками составления простого предложения

4

2

2

9.

Игрушки

Артикуляционная гимнастика в картинках, пальчиковая гимнастика Е.Железновой

Овладение навыками описательного рассказа

4

2

2

10.

Посуда

Артикуляционная гимнастика в картинках, пальчиковая гимнастика Е.Железновой

Образование слов с уменьшительно-ласкательным суффиксом

Овладение навыками описательного рассказа

4

2

2

11.

Продукты питания

Артикуляционная гимнастика «Дельфины», дыхательная гимнастика

Образование слов с уменьшительно-ласкательным суффиксом

Составление предложений с

использованием опорных картинок.

4

2

2

12.

Одежда

Артикуляционная гимнастика «Дельфины», дыхательная гимнастика

Образование слов с уменьшительно-ласкательным суффиксом

Овладение диалогической формой общения. (драматизация сказки «Теремок»)

4

2

2

13.

Головные уборы

Артикуляционная гимнастика «Дельфины», дыхательная гимнастика

Образование множественного числа существительных

Овладение диалогической формой общения. (драматизация сказки «Репка»)

4

2

2

14.

Зима

Артикуляционная гимнастика «Дельфины», дыхательная гимнастика

Умение образовывать сравнительную степень прилагательных (холодный — холоднее, белый — белее).

Заучивание физкультминутки с действиями

(Н.Нищева «Снежок»)

2

2

2

15.

Зимующие птицы

Артикуляционная гимнастика в картинках, пальчиковая гимнастика Е.Железновой

Совершенствование навыка составления рассказа (по серии картин Г. Каше «Синичка»)

4

2

2

16.

Домашние животных

Артикуляционная гимнастика в картинках, пальчиковая гимнастика Е.Железновой

Образование множественного числа существительных

Закрепление навыка составления полного предложения. Составление описательного рассказа

4

2

2

17.

Знакомство детей с понятием интеллект-карта. Домашние животные

Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (кошка-кошечка)

Составление описательного рассказа с использованием интеллект-карты

4

2

2

18.

Домашние птицы

Пальчиковая гимнастика

Образование множественного числа настоящего времени (утка плавает, курочка ходит)

Составление интеллект-карты и рассказа по теме

2

1

1

19.

Перелетные птицы

Пальчиковая гимнастика, артикуляционная гимнастика

Образование существительных с уменьшительно- ласкательными суффиксами

Усвоение принципов составления интеллект-карты и рассказа по ней

4

2

2

. 20

Цвет. Форма. Величина

Артикуляционная гимнастика в картинках

Образование сравнительной степени прилагательных

(зеленый — еще зеленее)

Пересказ текста «Прилетели грачи» с опорой на иллюстрации

4

2

2

21.

Весна

Пальчиковые гимнастики

Упражнять в образовании антонимов (тепло-холодно, грязно – чисто)

Построение текста с помощью наводящих вопросов. Построение полных предложений

4

2

2

22.

Мамин день 8 Марта

Пальчиковые гимнастики

Заучивание стихотворения

4

2

2

23.

Транспорт

Артикуляционная гимнастика

Закрепление навыка употребления слов-антонимов

(быстро — медленно, далеко — близко)

Создание интеллект-карты по теме, составление рассказа

4

1

1

24.

Цветы

Артикуляционная гимнастика

Составление предложений по картинкам, опорным словам

4

2

2

25.

Лес

Артикуляционная гимнастика

Умение подобрать слова-антонимы

Усвоение конструкций сложноподчиненных предложений

4

2

2

26.

Лесные животные

Артикуляционная гимнастика (звукоподражание)

Закрепление образования существительных с уменьшительно- ласкательными суффиксами

Составление интеллект-карты с использованием предметных картинок

4

2

2

27.

Мебель

Артикуляционная гимнастика

Расширение значений предлогов (на, над, из, в, из-под), выражающих пространственное расположение предметов

Заучивание стихотворения

4

2

2

Итого:

95

47

48

Особенности тематического планирования  

Каждое занятие состоит из двух частей:

1 часть направлена на формирование артикуляционного аппарата: артикуляционные гимнастика, упражнения для развития речевого дыхания, упражнения для развития выразительности мимики, движений.

2 часть -  на формирование творческого мышления: дидактические игры, творческие задания, сюжетно-ролевые игры.    

Взаимодействие с семьями воспитанников

  1. Организация выставок работ детей;
  2. Наглядно-информационные материалы для родителей;
  3. Презентации деятельности для родителей;
  4. Помощь родителей в создании предметно-развивающей среды;

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

Методическое обеспечение программы

Структура типового занятия:

Вводная часть (мотивационный этап): проблемная ситуация, которая стимулирует активность детей к поиску ее решения, упражнение -разминка, развитие общих речевых навыков

Основная часть (содержательный, деятельностный этап): новые задания на содержание различных областей с опорой на наглядность; обогащение и активизация словаря (например: потешка о котенке, подвижная игра «Кот – мурлыка», речевая игра «Кто как говорит?»).

Заключительная часть (рефлексивный этап): детям предлагается практическая работа (составление интеллект-карты), беседа о прошедшей деятельности, умозаключения детей.

Практически вся НОД проводятся под музыкальное сопровождение, на некоторых занятиях дети активно двигаются, танцуют и поют. В работу включены артикуляционная гимнастика, дидактические, развивающие игры и упражнения на развитие пространственных отношений, мелкой моторики рук.

Материально-техническое обеспечение:

В ДОУ существуют необходимые условия для реализации Программы: групповые помещения, музыкальный зал, которые соответствуют требованиям СанПиН, охраны труда, пожарной безопасности, защиты от чрезвычайных ситуаций, антитеррористической безопасности учреждения дошкольного образования, соответствуют Правилам охраны жизни и здоровья воспитанников. В групповых помещениях создана необходимая предметно-развивающая среда, имеется разнообразная тематика материалов и оборудования для организации занятий.

1. Учебно-методическая литература

2. Демонстрационный, наглядный, раздаточный материал, предметные картинки

3. Набор дидактических игр

4. Аудиодиск Пальчиковые игры с пением М. Е. Железновой «Играем вместе с мамой»

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ ЕКАТЕРИНЫ ЖЕЛЕЗНОВОЙ

Паучок

Паучок ходил по ветке,

А за ним ходили детки.

Дождик с неба вдруг полил,

Паучков на землю смыл.

Солнце стало пригревать,

Паучок ползёт опять,

А за ним ползут все детки,

Чтобы погулять на ветке.        

(Руки скрещены; пальцы каждой руки «бегут» по предплечью, а затем по плечу другой руки.

Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение (дождик).

Хлопок ладонями по столу/коленям.

Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками (солнышко светит). Действия аналогичны первоначальным

Пчёлки

Домик маленький на ёлке,

Дом для пчёл, а где же пчёлки?

Надо в дом постучать,

Раз, два, три, четыре, пять.

Я стучу, стучу по ёлке,

Где же, где же эти пчёлки?

Стали вдруг вылетать:

Раз, два, три, четыре, пять!        

Одна из рук стоит на столе, опираясь на локоть, пальцы растопырены (ёлка). На второй руке пальцы смыкаются в кольцо (улей). «Улей» прижат к «ёлке» Ребенок заглядывают в «улей».

Сжимаем кулачки. Стучим кулаками друг о друга, чередуя руки.

Разводим руками, растопыриваем пальцы и шевелим ими (пчёлки летают).

Червячки

Раз, два, три, четыре, пять,

Червячки пошли гулять.

Раз, два, три, четыре, пять,

Червячки пошли гулять.

Вдруг ворона подбегает,

Головой она кивает,

Каркает: «Вот и обед!»

Глядь — а червячков уж нет!        

Ладони лежат на коленях или на столе. Пальцы, сгибая, подтягиваем к себе ладонь (движение ползущей гусеницы), идем по столу указательным и средним пальцами (остальные пальцы поджаты к ладони). Складываем пальцы щепоткой, качаем ими вверх и вниз. Раскрываем ладонь, отводя большой палец вниз, а остальные вверх. Сжимаем кулачки, прижимая их к груди.

Пять утят

Пять утят плывут вперёд,

На берегу их мама ждёт,

Но только четверо утят

Вернулись к мамочке назад.

Четверо утят плывут...

Трое утят плывут...

Двое утят плывут...

Вот один плывёт вперёд,

На берегу его мама ждёт,

И сразу пятеро утят

Вернулись к мамочке назад.        

Одна из рук — «мама утка» — стоит на столе, опираясь на локоть. Пальцы сложены щепоткой. Вторая рука — утята. Выполняем волнообразные движения по направлению к «утке». Количество разогнутых пальцев соответствует количеству утят (постепенно пальцы загибаются).

На слова «На берегу их мама ждёт» «киваем» кистью руки («мамой-уткой»).

Рыбки

Пять маленьких рыбок

Играли в реке,

Лежало большое

Бревно на песке,

И рыбка сказала:

“Нырять здесь легко!”

Вторая сказала:

“Ведь здесь глубоко”.

А третья сказала:

“Мне хочется спать!”

Четвёртая стала

Чуть-чуть замерзать.

А пятая крикнула:

“Здесь крокодил!

Плывите скорей,

Чтобы не проглотил!”        

Ладони сомкнуты, чуть округлены. Выполняем волнообразные движения в воздухе. Руки прижаты друг к другу; переворачиваем их с боку на бок. Ладони сомкнуты, чуть округлены. Выполняем ими «ныряющее» движение.

Качаем сомкнутыми ладонями (отрицательный жест). Ладони поворачиваем на тыльную сторону одной из рук (рыбка спит). Быстро качаем ладонями (дрожь). Запястья соединены; ладони раскрываются и соединяются (рот).

Быстрые волнообразные движения сомкнутыми ладонями (рыбки уплывают).

Улитка

В домике она сидит,

Рожки высунув, молчит.

Вот улиточка ползёт

Потихонечку вперёд.

На цветочек заползёт,

Лепесточки погрызёт.

Рожки в голову втянула,

В домик спряталась, заснула.

Одна из рук — «цветочек». Она стоит на столе, опираясь на локоть. Пальцы полусогнуты, растопырены. Ладошка — чашечка цветка. Вторая рука — улитка. Большой, средний и безымянный пальцы соприкасаются кончиками. Указательный и мизинец вытянуты вперёд (рога улитки).

«Улитка» раскачивается из стороны в сторону. Ползёт вперёд по столу.

«Улитка» заползает на «цветочек». «Улитка» поочерёдно обхватывает пальцы («лепесточки») второй руки («цветочка»). Рука («улитка») сворачивается в кулак («втягивает рожки»). Вторая рука («цветочек») закрывается, пряча «улитку» в «бутоне».

Часы

Мышь полезла в первый раз

Посмотреть, который час.

Вдруг часы сказали: “Бом!”,

Один хлопок над головой.

Мышь скатилась кувырком.

Руки «скатываются» на пол.

Мышь полезла второй раз

Посмотреть, который час.

Вдруг часы сказали: “Бом, бом!”

Два хлопка.

Мышь скатилась кувырком.

Мышь полезла в третий раз

Посмотреть, который час.

Вдруг часы сказали: “Бом, бом, бом!”

Три хлопка.

Мышь скатилась кувырком.

Котята

У кошечки нашей есть десять котят,

Сейчас все котята по парам стоят:

Два толстых, два ловких,

Два длинных, два хитрых,

Два маленьких самых

И самых красивых.

Ладошки складываем, пальцы прижимаем друг к другу. Локти опираются о стол. Покачиваем руками, не разъединяя их. Постукиваем соответствующими пальцами друг о друга (от большого к мизинцу).

Зайцы

Десять серых зайцев

Дремали под кустом,

И двое вдруг сказали:

“Вон человек с ружьём”

Двое закричали:

“Давайте убежим!”,

Двое прошептали

“Давайте помолчим!”,

Двое предложили:

“Мы спрячемся в кустах!”

А двое вдруг спросили:

«Он может сделать “Бах”?»

“Бах” — выстрелил охотник,

Хлопаем в ладоши.

Нажав ружья курок,

Бежим пальчиками по столу или коленям.

И десять серых зайцев

Пустились наутёк.

Руки лежат на столе или коленях, пальцы расслаблены. В соответствии с текстом приподнимаем поочерёдно пару одноимённых пальцев, начиная с больших.

Разминка

Головами покиваем,

Носиками помотаем,

А зубами постучим

И немножко помолчим.

Плечиками мы покрутим

И про ручки не забудем.

Пальчиками потрясём

И немножко отдохнём.

Мы ногами поболтаем

И чуть-чуть поприседаем,

Ножку ножкой подобьём

И сначала всё начнём.        

Выполняем подражательные движения в соответствии с текстом.

Прижимаем указательные пальцы к губам.

Наклонившись вниз, качаем расслабленными руками.

Подпрыгиваем на месте в ритме текста.

Интеллект-карта по изученной теме

«Животные» (домашние)

1. Лист расположен в горизонтальном направлении.

2. В центре выделена тема «Животные».

3. От центра расходятся цветные линии-мысли.

4. Подбираются картинки, которые относятся к теме.

6. Подбираются и изображаются с помощью условных обозначений

слова-признаки к каждому фрукту.

7. Дети составляют предложения.

 «Дикие животные»

1. Лист расположен в горизонтальном направлении.

2. В центре выделена тема «Волк».

3. От центра расходятся цветные линии-мысли.

4. Подбираются слова-ассоциации по теме.

-место обитания.

-семья.

-способ добычи пропитания.

-опасность.

-способ защиты.

5. От каждой ассоциации также отводятся ветви такого же цвета, что и

первая ветвь (заполняются по мере приобретения ребенком знаний по теме)

6. Подбираются и изображаются с помощью условных обозначений слова-признаки к каждому разделу темы.

7. Дети составляют предложения, рассказ.

Дальнейшие карты заполняются аналогично.

По теме в зависимости от цели образовательной деятельности подбираются как прилагательные (круглый, красный, гладкий и т.д.), так и глаголы (висит, падает, катится, краснеет, портится, и т.д.), подбираются предметы по аналогии, развиваются процессы анализа и синтеза, умение находить общие признаки (Что еще круглое как яблоко? - Мяч, колесо, монета – Яблоко круглое, как мяч. Что еще красное? Помидор, шарик, огонь, флажок– Шарик красный, как яблоко).

Речевая гимнастика «Дельфины»

I. “Разминка” предназначена для развития всех групп крупной мускулатуры, отработки ригидных зажимов на уровне тела. Упражнения выполняются стоя, 4-6 раз; эффективным является проговаривание соответствующих движений.     Например, упражнения для шеи выполняются следующим образом:

1) “Яблочко по блюдечку покатилось”. Вращение головой по кругу (по часовой стрелке и наоборот).

2) “Качели”. Наклоны головы вперед-назад, как будто голова на качелях качается “кач-кач”.

3) “Часы”. Наклоны головы влево-вправо, как будто часики тикают “тик-так”. Все эти упражнения выполняются в положении - руки на поясе.(*)

II. Растяжки дополняют репертуар упражнений, направленных на отработку ощущений о своем теле. Выполнение растяжек должно проводиться стоя, в щадящем режиме, медленно и плавно, не более 4 раз. Например, растяжки для рук выглядят так. Руки в замок, тянуть их вверх, вниз, в стороны; руки накрест в замке, вывернуть их как бы наизнанку; прогнуться назад и тянуть руки в замке вверх; руки в замке за спиной, наклон вперед с максимально возможным поднятием рук вверх.

III. “Море”   Все упражнения выполняются стоя по 4-6 раз.

  Сценарий: “На море плещутся волны: а) маленькие и б) большие. Вот такие! в). По волнам плывут дельфины: мама и папа.   г) Один нырнул, а другой вынырнул, вот так. д) За ними плывут их дельфинята, вот такие! е) Один нырнул, а другой вынырнул. ж) Вот плывут их хвостики, вот один плавник, вот другой плавник. А на встречу дельфинам плывут змейки, вот одна змейка, а вот другая. з) А со дна морского всплывают медузы и осьминоги, вот так. и) Ну-ка показали все ножки-осминожки. й) И все вместе танцуют и смеются. Вот так!”.

  Расшифровка сценария: а) Одна рука на поясе, другая - на уровне груди рисует в воздухе маленькую волну параллельно полу. Упражнение выполняется сначала одной, затем другой рукой. б) Руки в замке на уровне груди “рисуют” в воздухе большую волну горизонтально полу. в) Руки согнуты в локтях; совершают синхронные волнообразные движения вперед. г) Руки согнуты в локтях на уровне груди; совершают поочередные волнообразные движения вперед. д) Руки согнуты в локтях на уровне талии, слегка прижаты к телу. Кисти и пальцы выполняют синхронные волнообразные движения вперед. е) Руки согнуты в локтях на уровне талии, слегка прижаты к телу. Кисти и пальцы выполняют поочередные волнообразные движения вперед. ж) Руки слегка согнуты в локтях на уровне талии, прижаты к телу. Кисти не сильно сжаты в кулачки, большие пальцы отогнуты и совершают волнообразные движения; так же затем работают и указательные и средние пальцы обеих рук. Далее большие пальцы каждой руки зажимают согнутые указательный и средний пальцы. Свободные мизинцы, а затем и безымянные пальцы осуществляют волнообразные движения вперед. з) Руки согнуты в локтях на уровне груди, кисти сильно сжаты в кулак, смотрят вниз. Резко разжимать сжатые в кулаки кисти, расставляя прямые пальцы в стороны. и) Руки согнуты в локтях на уровне груди, кисти рук опущены вниз. Поболтать пальчиками в разные стороны. й) Руки согнуты в локтях на уровне груди, кисти смотрят вверх. Вращение и повороты рук в кистях.

   IV. Пальчиковая гимнастика      Данные упражнения можно разнообразить и усложнять от этапа к этапу любыми играми с пальчиками, учить детей рассказывать стихотворения и сказки руками, ногами, глазами, телом, поиграть в пантомиму и другие интересные игры. Например, отработка парной работы пальцев рук выполняется так.     1) “Пальчики здороваются”. Одна рука на поясе, другая согнута в локте на уровне груди. Подушечки пальцев соприкасаются и нажимают (“здороваются”) друг на друга: 1и2, 1и3, 1и4, 1и5, 1и4, 1и3, 1и2. Сначала работает ведущая рука, потом не ведущая, затем обе руки сразу. То же самое можно повторить, нажимая и на подушечку пальчика и на его ноготь. Дети обязательно должны проговаривать свои действия: “Здравствуй пальчик” или “Здравствуй большой (указательный, средний, безымянный, мизинец) пальчик”.    

    V. “Глазодвигательный праксис” Каждое задание выполняется стоя, 2-3 раза, очень медленно и тщательно; иногда целесообразным бывает начать отработку навыков лежа, затем - сидя. Дети учатся следить только глазами, не поворачивая голову, за движением какого-либо предмета (например, игрушки или яркого шарика, надетого на палочку). Вначале ребенок пассивно следит за рукой взрослого, перемещающего предмет, затем – за своей рукой, направляемой взрослым, наконец – перемещает предмет сам.       Упражнения выполняются сначала одной рукой, потом - другой, потом – обеими вместе.

Необходимо внимательно следить за плавностью движения взгляда ребенка и его стабильным удержании на предмете.  Например, следить глазами за двигающимся предметом: вверх-вниз, вправо-влево, по кругу, к себе (к переносице) и от себя.   Упражнения выполняются на расстоянии: вытянутой руки; локтя; 10 -15 см от глаз.

VI. “Артикуляционный праксис и межсистемные взаимодействия”  Все упражнения выполняются стоя, по 4-6 раз. “Рыбки разговаривают”. а) Хлопать губами друг о друга (произносится глухой звук). Руки на поясе. б) Сжать большим и указательным пальцами одной руки верхнюю губу за носогубную складку и двумя пальцами другой руки нижнюю губу и растягивать их вверх-вниз. в) Щеки сильно втянуть внутрь, а потом резко открыть рот. Необходимо добиться, чтобы при выполнении этого упражнения раздавался характерный звук “поцелуя».

Список используемой литературы:

1. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»/ под ред. Н.Е. Вераксы. Т.С. Комаровой. М.А. Васильевой. – М: Мозаика-синтез. – 2014г.

2. Акименко В.М. Применение интеллектуальных карт в процессе обучения дошкольников/Журнал Начальная школа, вып.7/12

3. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. — М.: Мозаика-Синтез, 1999. — 272 с.

4. Бородин А. М. Методика развития речи детей: Учебное пособие. М.: Просвещение, 2004. - 192 с.

5. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. - М: Просвещение, 2005.

6. Бьюзен, Т. Супермышление / Тони и Барри Бьюзен. – Минск, 2008.

7. Гербова В. Развитие речи на занятиях с использованием сюжетных картинок//журнал дошкольное воспитание. 2008. № 2. с.21.

8. Гербова В.В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада: Пособие для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1984. – 175с., ил.

9. Грибова О.Е. Что делать если ваш ребенок не говорит? Книга для тех, кому интересно. М. Айрис пресс, - 2004.- 44с.

10. Семенович А. В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте.  Гимнастика «Дельфины» М., 2002

11. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учебн. – методич. Пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003.

          12.   Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения по развитию речи. – М.: Айрис- пресс, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-программа по развитию связной речи для детей с ОНР (первый год обучения старшая группа)

ВИДЫ РЕЧИ.Одним из важнейших показателей уровня культуры человека, его мышления, интеллекта является его речь.СВЯЗНАЯ РЕЧЬ – смысловое развернутое высказывание, обеспечивающее общение и взаимопон...

Программа по развитию связной речи

Программа по развитию связной речи для детей старшего дешкольного возраста...

ПРОГРАММА ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ «МИР СКАЗКИ»

Целью Программы «Мир сказки» является создание благоприятных условий для организации коррекционно-образовательного процесса по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недор...

Рабочая программа по развитию связной речи дошкольников "В гостях у сказки"

Рабочая программа по развитию связной речи младших дошкольников реализует образовательную область «Речевое развитие» Основной образовательной программы дошкольного образования, согласно ФГ...

«Программа по развитию связной речи дошкольника»

Данная Программа нацелена на развитие связной речи. Программа осуществляет коррекционно – прфилактические мероприятия, направленные на работу с нарушениями в развитии речи ребенка дошкольного во...

Программа саморазвития "Развитие связной речи детей подготовительной к школе группы через использование метода мнемотехники"

quot;Если учить ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он долго будет напрасно мучиться, но если свяжите двадцать таких слов с картинками, он их усвоит на лету",- К.Д. Ушинский....