Социализация детей старшего дошкольного возраста через взаимодействие с детской библиотекой.
статья (старшая группа)

Елисеева Екатерина Викторовна

 

Социализация детей старшего дошкольного возраста через взаимодействие с детской библиотекой.

В статье раскрывается опыт работы приобщения детей к книжному литературному развитию через взаимодействие детского сада с детской библиотекой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Социализация детей старшего дошкольного возраста через взаимодействие с детской библиотекой

Елисеева Екатерина Викторовна

воспитатель старшей группы

МБДОУ Детский сад №26

В статье раскрывается опыт работы приобщения детей к книжному литературному развитию через взаимодействие детского сада с детской библиотекой.

В век информатизации компьютерные технологий стремительно вошли в нашу жизнь. Практически все дети старшего дошкольного возраста хорошо справляются с компьютерной мышкой, легко разбираются в компьютерной технике. Дети предпочитают проводить свободное времяза просмотром телевизора и компьютерными играми, а также за различными гаджетами.Мы, взрослые, отчетливо понимаем, что только живое общение с взрослыми и сверстниками, чтениекнигспособствует всестороннему развитию личности, и формированию культурно – нравственных качеств.

Современный человек не может считаться культурным, если он не пополняет свои знания, не формирует свою духовную сущность чтением книг. Именно в них заключена многовековая мудрость человечества. Книга является одним из наиболеедейственныхсредств воспитания в силу своей образности, эмоциональности, воздействия не только на умы, но и на души людей.Книга в дошкольном возрасте имеет важное значение в воспитании ребенка. Рано или поздно в жизни ребенка наступает время, когда он научится вполне успешно складывать из букв слова, из слов – предложения. Поэтому нам необходимо еще в дошкольном возрасте помочь ребенку полюбить книгу, в которой открывается новый замечательный, чудесный мир.

        В последние годы актуализируется идея к словесному искусству и егоэмоциональной сущности, когда произведение рассматривается каксамостоятельный вид искусства, имеющий свою художественную систему воздействия на читателя.В соответствии с системой непрерывного образования дошкольного детства литературное образование детей, это процесс общения ребенка с искусством, его необходимо грамотно организовывать, учитывая эстетическую природу искусства и понимать, что данный этап детства – начальная ступень в освоении ребенком образного языка искусств. Именно здесь ребенок получает первые впечатления, закладываются основы эмоциональной культуры, формируются интересы, вкусы, потребности. Самостоятельно освоить язык художественного произведения ребенок не в состоянии, как не способен преодолеть отношение к произведению как к прямому отражению жизненной реальности. Чтобы эмоции ребенка при восприятии произведения стали «умными» (Л.С. Выготский), необходимо помочь ему в обдумывании прочитанного, корректировать его восприятие, и деятельность эту педагог должен строить с опорой на эстетическую природу искусства, иначе можно сформировать ребенка читателем, ожидающим от печатной продукции лишь развлечения.

        Вид речевой деятельности, который осуществляется в ходе общения ребенка с книгой, рационально считать не слушанием, а читательской деятельностью, поскольку при восприятии текста у дошкольника задействованы, кроме реакции на художественную форму, все остальные сферы восприятия: эмоции, воображение, реакция на содержание текста.

В. Ф. Асмус писал «содержание художественного произведения не переходит из произведения в голову читателя. Оно воспроизводится, воссоздается читателем – по ориентирам, данным в произведении, но с конечным результатом, определяемым умственной, душевной, духовной деятельностью читателя. Деятельность эта есть творчество. Никакое произведение не может быть понятно, если читатель сам, самостоятельно, на свой страх и риск не пойдет в собственном сознании по пути, намеченному в произведении автором». Литературное развитие дошкольников, безусловно имеет свою специфику. Задача воспитателя научить ребенка получать удовольствие от общения с книгой, восхищаться хорошим литературным произведением, заложить основы хорошего вкуса, развивать воображение, научить извлекать из книги чужой духовный опыт и присваивать себе, с тем чтобы в дальнейшем реализовать в различных видах деятельности ребенка.

Старший дошкольный возраст является качественно новым этапом литературного развития детей. Если в предшествующие периоды ознакомления ребенка с книгой было неотделимо от других видов деятельности (игровой, театральной), то теперь ребенок готов к пониманию природы искусства. Произведения искусства ребенок начинает воспринимать как отражение «другого» мира, созданное другим человеком, обладающим другими мыслями, чувствами и фантазиями. В этот период он уже сам способен определить жизнь от искусства и искусство становится для него самоценным. Он способен глубже воспринимать содержание произведения, устанавливать в нем многообразные связи.

Так, одной из форм работы по приобщению детей к литературному развитию в нашем детском саду стало взаимодействие с детской библиотекой. Свое сотрудничество мы начали с сентября 2017 года.

Для тесного взаимодействия детского сада и эффективного сотрудничества с библиотекой, был составлен план совместной работы воспитателя и сотрудников детской библиотеки. Это позволило определить основную цель и задачи дальнейшей работы, наметить основные мероприятия для детей.

В работе используются самые разнообразные формы: экскурсии, выставки, конкурсы, викторины, инсценировки, развлечения, чтение взрослого, прослушивание записей и просмотр видеоматериалов, беседа после чтения, чтение с продолжением, беседы о книгах, проектная деятельность, вечера литературных развлечений, литературные праздники и театрализованные представления, тематические выставки в книжном уголке, обобщающие беседы об основных видах и жанрах фольклора и литературы, ознакомление с писателями и поэтами, художниками иллюстраторами детских книг.

Например, первая ознакомительная экскурсия в библиотеку помогла ребятам понять, что, библиотека– это «хранилище книг», удивительное место, где на стеллажах живут и хранится тысячи книг. Детей познакомили с сотрудниками библиотеки, которые с интересом рассказали, что все книги распределены по разделам, и как нужнуюнайти книгу, ознакомили с правилами поведения в библиотеке, записали нас в читательский зал.Проведение викторины по русским народным сказкам позволило детям не только закрепить названия сказок и их героев, но подвести тому, что только дружба ивзаимовыручкапоможет в любой беде. А театрализованные представления не только знакомят с произведениями известных детских писателей, но и учат совершать добрые дела и поступки.

Даже обычное чтение книг в стенах библиотеки становится ритуалом. А в процессе слушания ребенок переживает вместе с героями их радости и неудачи, живо откликается на все, что с ними происходит. Литературное произведение дает богатую пищу для мыслительной деятельности детей.

Особая роль библиотеки раскрывается в предоставлении разнообразной информации, в решении комплекса задач по сохранению и поддержанию культурных традиций, приобщению детей к художественному наследию, в обеспечении возможностей для их творческого развития, реализации жизненных планов и интересов. Миссия библиотеки в том и состоит, чтобы, используя все имеющиеся ресурсы, предоставить детям оптимальные условия для культурного развития, формирования и удовлетворения их образовательных, коммуникативных и иных потребностей, иными словами, создать средуразвития ребенкачерез знакомство и чтение, книгу и иные виды материалов, отвечающих его социокультурным и индивидуальным особенностям.

Нами были поставлены ориентиры на окончание учебного года:

  • к окончаниюучебногогода у детей старшего дошкольного возраста значительно расширится кругозор, появятся осмысленные первоначальные знания об окружающем мире, сформируютсялюбознательность, познавательный интерес, повысится мотивация к обучению;
  • у детей сформируется интерес к книге, потребность в чтении (слушании) книг, улучшились восприятие, память, речь;
  • у детей снизится напряжённость, скованность в общении с окружающими людьми, повысилась самостоятельность, инициативность;
  • данная форма работы способствуют более тесному контакту всех субъектов педагогического процесса, формированию детско – взрослого сообщества, в результате чего у дошкольников сформируются морально – этические нормы поведения, позитивные взаимоотношения с окружающими людьми, разовьются эмоционально – нравственные качества.

Работая в тесном сотрудничестве с библиотекой, мы хотим добиться положительных результатов не только в воспитательно-образовательном процессе, но в социализации наших детей. Чтобы дети умели слушать и слышать взрослых и друг друга, вежливо обращаться и уступать, находить общие интересы и просто общаться. Данный опыт работы должен дать положительные результаты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

14.12.2014 «Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через взаимодействие ДОУ и семьи»

laquo;Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом»....

Статья "Особенности социализации детей старшего дошкольного возраста через игры с правилами"

Как сформировать у детей старшего дошкольного возраста через игры с правилами....

Педагогические условия социализации детей старшего дошкольного возраста через игры с правилами.

Важными задачами государства и общества по отношению к детям являются обеспечение оптимальных условий для развития их индивидуальных способностей, саморегуляции, формирование основ уважительного отнош...

«Коррекция звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста через взаимодействие с родителями в условиях дошкольного логопедического пункта».

В январе 2014 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Заложенные в нем требования достаточно серьезные и предполагают проведение огромно...

Доклад обобщение опыта работы презентация Тема: «Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через взаимодействие семьи и ДОУ»

СЛАЙДРодина мила сердцу не местными красотами, а пленительными воспоминаниями.(Н. Карамзин) На современном этапе задача патриотического воспитания приобретает особую остроту и актуально...

Игровой мини- проект «Социализация детей старшего дошкольного возраста через организацию сюжетно – ролевой игры «Магазин»

Игра – ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. В. Штерн говорил, что «игра показывает, к какой цели стремиться человек, к чему он готовится, чего ожидает. В игре угадываются направ...

Социализация детей старшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру

Социализация детей старшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру...