Проект «Забытые и устаревшие профессии»
план-конспект занятия по развитию речи

Добровольская Татьяна Аркадьевна

Русский народ никогда не сидел без дела, разве что в праздники позволял себе немного расслабиться. Были на Руси профессии уважаемые и редкие, сложные и загадочные. Одни не дошли до наших времен, другие получили новое рождение, третьи и вовсе сгинули. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_starye_professii.docx56.65 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития воспитанников поселка Судоверфь «Солнышко»

Проект

«Забытые и    устаревшие профессии»

Автор:

Добровольская Татьяна Аркадьевна

                                               

Информационная карта проекта

Наименование

Проект

«Забытые и устаревшие профессии»

Руководитель проекта

Гришмановская Марина Владимировна, заведующая ДОУ. Высшая квалификационная категория.

Стаж работы – 32 года.

Соруководители проекта

Добровольская Татьяна Аркадьевна — воспитатель,

высшая квалификационная категория, стаж работы –

 29 лет

Кадровое обеспечение проекта

Кадровые ресурсы дошкольного образовательного учреждения (без дополнительных ставок):

  • Старший воспитатель
  • Воспитатели

Организация, на базе которой реализуется проект

МДОУ детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития воспитанников поселка Судоверфь «Солнышко»

Цель и основные задачи реализации проекта

Цель:    формирование системных представлений детей с самыми необычными и интересными профессиями старой России.

Задачи: - Создавать условия для восприятия сведений об историческом прошлом некоторых профессий.

- Познакомить детей с устаревшими и забытыми профессиями.

- Познакомить с прототипами современных профессий (посыльный- курьер; извозчик – таксист; телефонистка – оператор мобильной связи приложение 1)

- Формировать реалистические представления о труде людей прошлого.

- Развивать образное и пространственное мышление, побуждать детей к творчеству и самостоятельности.

- Расширять кругозор, познавательный интерес.

- Развивать речь детей, активизировать, уточнять и расширять словарь по данной теме.

-  Формировать словарь детей посредством слов – понятий современных и забытых  профессий.

- Воспитывать уважительное отношение к труду взрослых.

Сроки реализации 

1 года

Социальный статус, возраст и  число участников проекта

Дети старшего дошкольного возраста.

Введение

Сейчас существует столько профессий, что детям бывает трудно сориентироваться во всём их многообразии, и они мечтают стать пожарными, космонавтами, врачами или полицейскими, как когда-то мечтали их мамы и папы, бабушки и дедушки. А вот во времена дореволюционной России круг профессий сильно отличался от наших дней.

Русский народ никогда не сидел без дела, разве что в праздники позволял себе немного расслабиться. Были на Руси профессии уважаемые и редкие, сложные и загадочные. Одни не дошли до наших времен, другие получили новое рождение, третьи и вовсе сгинули. Что же представлял собой рынок труда на Руси?

Ведь в те далёкие времена всё было другим: одежда горожан, поведение, речь. По улицам ездили не машины, а экипажи, то и дело были слышны выкрики лоточников и разносчиков газет, а по дворам ходили шарманщики и старьёвщики. Можно было увидеть представителей таких профессий, которых больше уже и нет. А некоторые профессии изменились настолько, что их теперь не узнать.

Именно эти люди, в силу своих занятий почти всё время проводившие на улице, создавали картину городской жизни того времени. Пёструю толпу торговцев, извозчиков, посыльных и многих других называли «уличными типами». Это выражение было широко распространено в 19 веке, а сегодня практически  не употребляется.

Уличные типы были настолько интересны, что многие художники и фотографы специально приезжали в Россию, чтобы запечатлеть этих колоритных персонажей. За ними любили наблюдать и писатели. В 19 веке даже был издан сборник, который назывался «Русские, описанные с натуры ими самими», а составителем его стал знаменитый поэт  Николай Алексеевич Некрасов. Слово «типы» часто встречалось в альбомах с рисунками, в заголовках юмористических журналов и литературных альманахов.

А в начале 20 века появились и серии почтовых открыток, посвящённые типам. Они так и назывались: «Русские типы», «Типы России», «Волжские типы», «Типы Сибири».  

C развитием технологического прогресса во многих профессиях отпала необходимость, ведь теперь их заменяют автоматизированные устройства и разнообразные гаджеты. Но в прошлом столетии эти профессии были очень полезны и востребованы. 

Актуальность проекта

Мы мало знаем о прошлом, мало знаем о людях предшествующих эпох, об особенностях их жизни и быта.

Современные дети думают, что и раньше люди жили примерно так же, как живём мы сейчас, что их окружали те же дома, такие же улицы, автомобили, магазины, кинотеатры, существовали те же профессии, что и сейчас.  Им трудно представить, что каких-нибудь сто лет назад ещё не было ни самолётов, ни телевизоров, ни космических кораблей.

Большинство профессий волей-неволей исчезают из жизни современного общества, они оказываются ненужными из-за развития науки и техники и появления машин, способных заменить ручной труд человека, избавив от тяжелых нагрузок и увеличив производительность труда. Такие профессии называются устаревшими или забытыми. Другие получили новое рождение. Возникла идея – познакомить детей с профессиями, которые существовали на Руси и прототипами современных профессий.

Вид проекта:

Познавательный, информационный

Продолжительность

Проект рассчитан на 1год

Классификация

Групповой

Новизна проекта

Проект  ориентирован на вступивший в силу Федеральные государственный образовательный стандарт Дошкольного  образования в соответствии с содержанием психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей, поэтому работа в данном направлении обеспечивает повышение качества образования дошкольников путем формирования компетентностей, в областях реализуемой в ДОУ программе,  как показатель готовности к обучению в школе за счет активизации исследовательской деятельности детей  на основе проектного метода.

 Цель проекта: формирование системных представлений детей с самыми необычными и интересными профессиями старой России.

Концептуальные основы проекта:

Основным концептуальным положением при разработке проекта стал тезис о том, что содержание образования ребёнка дошкольного возраста не является самоцелью. Оно должно рассматриваться как средство развития личности ребёнка, а средства должны меняться в зависимости от ситуации, их нельзя жёстко нормировать. Результатом образовательной работы с детьми должна стать их компетентность, которая представляет собой личностную характеристику, предполагающую, что индивид не только информирован и умеет применять эту информацию, но и использует её в качестве основы для принятия собственных решений.

Хорошо известно, что интерес ребёнка к учению в значительной мере зависит от содержания образования. Необходимо учитывать природу ребёнка, которая сама ориентирована на познание окружающего мира. Правильное выстроенное обучение должно осуществляться без принуждения, без насилия над ребёнком.

Исходя из данной концепции проекта, были поставлены следующие   задачи:

- Создавать условия для восприятия сведений об историческом прошлом некоторых профессий.

- Познакомить детей с устаревшими и забытыми профессиями.

- Познакомить с прототипами современных профессий (посыльный- курьер; извозчик – таксист; телефонистка – оператор мобильной связи приложение 1)

- Формировать реалистические представления о труде людей прошлого.

- Развивать образное и пространственное мышление, побуждать детей к творчеству и самостоятельности.

- Расширять кругозор, познавательный интерес.

- Развивать речь детей, активизировать, уточнять и расширять словарь по данной теме.

-  Формировать словарь детей посредством слов – понятий современных и забытых  профессий.

- Воспитывать уважительное отношение к труду взрослых.

Практическая ценность проекта

В результате работы над проектом будет создана информационная база по знакомству детей с забытыми профессиями. В результате у детей будут сформированы представления о наиболее необычных и интересных профессий дореволюционной России.

В проекте «Забытые и устаревшие профессии» ознакомление с миром профессий содействует открытию мира исторических данных о некоторых из них:

- трудовая деятельность одних профессий устарела, и в современном мире не используется;

- трудовая деятельность других профессий в связи с модернизацией и научным прогрессом видоизменились, и в современном мире называется

по- другому;

- о трудовой деятельности как о взаимосвязи  пяти компонентов (замысел, предмет деятельности, средства, порядок действий, результат);

- о труде людей разных профессий, работающих в разных направлениях.

Все профессии, с которыми дети познакомятся в процессе реализации проекта можно разделить на три группы: работа на улице, работа руками, артисты (приложение 2)

Участники проекта

Дети старшей группы, воспитатели, родители.

Принципы проекта:

- Учёт возрастных особенностей детей.

- Обеспечение эмоционально-психологического комфорта для детей.

- Систематичность и последовательность.

- Наглядность.

- Доступность.

Методические приёмы проекта:

1. Соединение познавательного содержания с продуктивной творческой деятельностью детей. Получая новую информацию, дети имеют возможность не только осмыслить её в ходе обсуждения на занятии, но и пережить через продуктивную деятельность: рисование, лепка, конструирование, ручной труд.

2. Опора на работу с художественной литературой. Поскольку речь идёт о системах ценностей и идеалов, значительная, ведущая роль принадлежит в этом процессе тем формам, которые связаны с использованием слова, языка.  Это художественная литература.

Только совокупность разных методов и форм может дать результат. Необходимость заинтересовать дошкольников, чтобы у них появилось желание как можно глубже познать тему, соприкоснуться с ней лично, мечтать попробовать себя в данной области человеческой деятельности.

Направления проекта:

1 Историческое.

Это направление связано с нашей историей. Современные дети думают, что и раньше люди жили примерно так же, как живём мы сейчас, что их окружали те же дома, такие же улицы, автомобили, магазины, кинотеатры, существовали те же профессии, что и сейчас.  Им трудно представить, что каких-нибудь сто лет назад ещё не было ни самолётов, ни телевизоров, ни космических кораблей. Двести лет назад не было железных дорог, пароходов, телефона с телеграфом. Триста лет назад основным сухопутным транспортом были всевозможные повозки и коляски, в которые впрягали лошадей. По морям и рекам передвигались тогда на парусных и гребных (на вёслах)судах. Привычные для нас электрическое освещение, газ, горячая вода, отопление вошли в жизнь людей только в 20 веке.  Вместо света зажигали свечи, а на улице фонари, воду привозил водовоз, а отопление было печное, и трубы чистил трубочист. Трансформация мира профессий наглядно показывает детям, как развивается научная мысль, осуществляется технический прогресс в обществе и мире.

2 Современное.

Ознакомление детей дошкольного возраста с профессиями взрослых – одна из важных задач социализации ребёнка. Представление о профессиях позволяет детям глубже проникнуть в мир взрослых, понять и принять его. Оно формирует интерес к труду, зарождает мечту о собственном будущем.

Ресурсное обеспечение

1. Обеспечение материально-технических условий (оформление уголка).

2. Подбор литературы по теме, наглядного материала (иллюстрации, фотографии, репродукции).

3. Подготовка материала для продуктивной деятельности.

4. Подборка дидактических игр, физкультурных минуток.

5. Использование презентаций.

Реализация проекта:  

1этап  Подготовительный

Разработка перспективного плана по теме проекта (приложение 3)

Изучение методической литературы  по данной теме.

Подбор  художественной литературы, иллюстраций, репродукций.

Изготовление дидактических игр, оформление альбомов.

Изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым играм.

Составление словаря старинных слов.

2 этап Практический

Мероприятия по реализации проекта:

Образовательная Область «Речевое развитие»

1.Загадывание загадок о профессиях.

2.Составление рассказов по теме «Профессии дореволюционной  России».

3.Заучивание стихотворений о профессиях.

4.Пословицы о труде и профессиях.

Художественная литература

Геннадий Цыферов «Старинные профессии»

Наталия Волкова, Василий Волков «Профессии старой России»

Образовательная Область  «Познавательное развитие»

1.Викторина «Профессии наших предков» (приложение 4)

2 НОД по знакомству детей с прототипами современных профессий. Музыканты – лирник, шарманщик, тапёр

3 НОД по знакомству детей с прототипами современных профессий. Артисты цирка – скоморох, шут

4 НОД по знакомству детей с прототипами современных профессий. Водитель – извозчик, ямщик

5  НОД по знакомству детей с прототипами современных профессий.

Работники сельского хозяйства – плевальщик, косарь

6 НОД по знакомству детей с прототипами современных профессий.

Продавец – офеня, коробейник, сбитенщик, старьёвщик

7 НОД  по знакомству  детей с прототипами современных профессий.

Полицейский – городовой

8 НОД  по знакомству  детей с прототипами современных профессий. Судебный пристав – целовальник

9 НОД  по знакомству  детей с прототипами современных профессий. Курьер – посыльный

10 НОД  по знакомству  детей с прототипами современных профессий. Официант – половой

11 НОД  по знакомству  детей с прототипами современных профессий. Оператор мобильной связи – телефонистка

12 НОД  по знакомству  детей с прототипами современных профессий. Диктор телевидения и радио – глашатай

13  Беседы по знакомству детей с профессиями:

 Городового,  корзинщика, швейцара, лирника, ямщика, извозчика,

посыльного, офени, фонарщика, трубочиста, рубщика льда, крючника,

шарманщика, скомороха, шута, шорника, старьёвщика, коробейника,

стекольщика, целовальника, полового, плевальщика, косаря, игрушечника,

бондаря, дегтекуры, глашатого, телефонистки, водовоза, бурлака,

чистильщика обуви, сапожника, тапёра, крысолова, бакенщика, сбитенщика.

14 Рассматривание иллюстраций, картин о профессиях, предметы, инструменты людей разных профессий

Образовательная Область  «Художественно – эстетическое развитие»

1. Лепка «Мужские профессии» (лошадь,  фонарь, лестница и т.д.) «Корзинка»

2. Рисование «Лестница», «Фонарь», «Укрась сапожок»

3. Аппликация «Укрась шапку скомороху», «Укрась шарманку»

4. Конструирование из бумаги «Обувная мастерская» (мастерим туфельки и украшаем их).

5. Раскрашивание раскрасок «Профессии»

Образовательная Область  «Социально – коммуникативное развитие»

Дидактические игры:

- «Кем ты стал?»

- «Найди инструмент?»

- «Доскажи словечко…»

- «Расскажи о профессии»

- «4 лишний»

- «Что будет если…»

- «Часы»

Сюжетно – ролевые игры:

- «Поездка по городу в экипаже»

- «Ипподром»

- «Ярмарка»

- «Весёлые скоморохи»

Образовательная Область  «Физическое развитие»

Физминутки (приложение 5):

«Городовой»

«Много профессий»

3этап Заключительный

Оформление выставки «Профессии наших предков» с участием родителей. Оформление уголка «Забытые профессии».

Ожидаемые результаты проекта: 

Проект «Забытые и устаревшие профессии», реализуемый в ДОУ, предусматривает, что дети:

- Узнают об историческом прошлом некоторых профессий.

- Приобретут знания о профессиях дореволюционной России.

- Познакомятся с прототипами современных профессий.

- Будут иметь реалистические представления о труде людей прошлого.

- Разовьются  творческие способности детей в разных видах деятельности.

- Дети научаться отражать свои знания, впечатления, мысли и чувства в играх, изобразительной деятельности, пении, чтении стихотворений, составлении собственных рассказов.

С помощью систематической работы по данному проекту у детей будут следующие результаты:

- Целостность восприятия мира;

- Воспитание всесторонне и гармонично развитой личности.

Информационное  обеспечение проекта:

1. Наталия Волкова, Василий Волков «Профессии старой России»

2 .Интернет – источники.

3 Елена Алексеевна Алябьева (книга 1,2) «Поиграем в профессии», «Ребёнок в мире взрослых»

Перспективы развития проекта:

- Продолжая работу по данной теме организовать мероприятие совместно с родителями, где будут отражены те профессии, которые были изучены в рамках проекта.

-  Пополнять уголок «Забытые профессии» различными атрибутами.

- Продолжить работу по направлению: «Профориентация детей старшего дошкольного возраста».

Приложения

Приложение 1

                     

Схема: прототипы современных профессий

Современные профессии

Устаревшие профессии

Полицейский

Городовой

Музыкант

Лирник, шарманщик, тапёр

Шофёр

Извозчик, ямщик

Курьер

Посыльный

Продавец

Офеня, коробейник, сбитенщик,

старьёвщик

Грузчик

Крючник, бурлак

Судебный пристав

Целовальник

Официант

Половой

Работник сельского хозяйства

Плевальщик, косарь

Диктор телевидения и радио

Глашатай

Оператор мобильной связи

Телефонистка

Артисты цирка

Скоморох, шут

Рабочий

Корзинщик, фонарщик, трубочист,

рубщик льда, шорник, стекольщик,

игрушечник, бондарь, дегтекуры,

водовоз, чистильщик обуви, сапожник, крысолов, бакенщик.

Приложение 2

Схема: забытые профессии

Работа на улице

Работа руками

Артисты

1 Городовой                          2 Швейцар                            

3 Ямщик                              

4 Извозчик                           5 Посыльный                      

6 Фонарщик                        

7 Офени                                

8 Коробейник                      

9 Рубщик льда                      

10 Крючник                        

11 Старьёвщик                    

12 Водовоз                            

13 Сбитенщик

14 Бакенщик

15 Косарь

16 Плевальщик

17 Целовальник

18 Бурлак

1 Корзинщик  

2 Шорник  

3 Игрушечник    

4 Телефонистка  

5 Бондарь  

6 Дегтекуры  

7 Сапожник

8 Чистильщик обуви

9 Крысолов

10 Стекольщик  

11 Половой  

12 Трубочист                                                                                                                                                                                                        

1 Лирник

2 Шарманщик

3 Скоморох

4 Шут

5 Глашатай

6 Тапёр

Приложение 3

Перспективное планирование

 

Месяц

1-я неделя

2-я неделя

3-я неделя

4-я неделя

Сентябрь

- Беседа «Знакомство с профессией городового»

- НОД  по знакомству  детей с прототипами современных профессий.

Полицейский – городовой

Беседа «Знакомство с профессией корзинщика»

Беседа

 «Знакомство с профессией швейцара»

- Беседа

 «Знакомство с профессией посыльного»

- НОД  по знакомству  детей с прототипами современных профессий. Курьер - посыльный

Октябрь

Беседа «Знакомство с профессией ямщика»

Беседа «Знакомство с профессией извозчика»

-НОД по знакомству детей с прототипами современных

профессий. Водитель – извозчик, ямщик.

-Беседа « Знакомство с профессией

шорника»

Беседа

 «Знакомство с профессией фонарщика»

Ноябрь

Беседа «Знакомство с профессией

лирника»

Беседа «Знакомство с профессией

шарманщика»

Беседа

 «Знакомство с профессией

тапёра»

-НОД по знакомству детей с прототипами современных

профессий. Музыканты – лирник, шарманщик, тапёр.

-Беседа «Знакомство с профессией трубочиста»

Декабрь

- Беседа «Знакомство с профессией

целовальника»

- НОД  по знакомству  детей с прототипами современных профессий.

Судебный пристав – целовальник.

- Беседа «Знакомство с профессией полового»

- НОД  по знакомству  детей с прототипами современных профессий.

Официант – половой.

Беседа

«Знакомство с профессией

рубщика льда»

- Беседа

«Знакомство с профессией

глашатая»

- НОД  по знакомству  детей с прототипами современных профессий.

Диктор радио и телевидения – глашатай.

Январь

Беседа Знакомство с профессией плевальщика

Беседа Знакомство с профессией

косаря

-НОД по знакомству детей с прототипами современных

профессий. Работники сельского хозяйства – плевальщик, косарь.

-Беседа «Знакомство с профессией телефонистки»

Беседа

 «Знакомство с профессией

стекольщика»

 

Февраль

Беседа «Знакомство с профессией

офени»

Беседа «Знакомство с профессией

коробейника»

Беседа

«Знакомство с профессией

старьёвщика»

НОД по знакомству детей с прототипами современных профессий. Продавец – офени, коробейник, старьёвщик.

Беседа «Знакомство с профессией сбитенщика»

Март

Беседа «Знакомство с профессией

скомороха»

Беседа «Знакомство с профессией шута»

-НОД по знакомству детей с прототипами современных профессий. Артисты цирка – скоморох, шут.

-Беседа «Знакомство с профессией

Бакенщика»

Беседа

 « Знакомство с профессией

 игрушечника»

Апрель

Беседа «Знакомство с профессией

бондаря»

Беседа «Знакомство с профессией

дегтекуры»

Беседа

«Знакомство с профессией

водовоза»

Беседа

 «Знакомство с профессией крысолова»

Май

Беседа

«Знакомство с профессией

крючника»

Беседа

«Знакомство с профессией

бурлака»

Беседа

«Знакомство с профессией

сапожника»

Беседа

«Знакомство с профессией

чистильщика обуви»

Приложение 4

Викторина «Профессии наших предков»

-  Коробейник на Руси занимался торговлей или изготовлением коробов из бересты?

(Торговлей. Вразнос продавал галантерейные товары, мелкие вещи, необходимые в крестьянском быту.)

- Как называется мастер, который занимается изготовлением бочек?

(Бондарь, или бочар.)

- Как на Руси называли бондаря?

(обручник или кадаш)

- Каким именем называли в дореволюционной Москве всех дешёвых извозчиков?

(Ванька.)

- Слугу в трактире называли половой или посудный?

(Половой.)

- Московский музей какого символа России стал возможен благодаря нелёгкому труду валяльщиков?

(Музей Валенка.)

- Представители, какой старинной профессии используют на работе в качестве подручных средств ёрш, гири и тросы?

(Трубочисты.)

- Кого на Руси называли ямщиками?

(Возниц, кучеров на почтовом тракте.)

- Какой свист городового короткий или длинный был командой догонять преступника?

(короткий)

Приложение   5

                                   Физминутки 

                               

                                 Городовой

Воспитатель берёт свисток и свистит. На короткий свист дети бегут на месте, а на длинный свист имитация движения - зовём к себе.

                    Много профессий

Много профессий было давно.

Их можно видеть только в кино.

Вот за тележкой старьёвщик идёт.

Всякую мелочь для нас он везёт.

 В поле человек идет, через каждый шаг плюёт.

То плевальщик сеет репу, засевает огород.

Лирник песню нам исполнит

Крысолов от крыс спасет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Забытая война"

Проект предназначен для детей старшего дошкольного возраста, цель проекта заключается в том, чтобы познакомить детей с историей Советско - Японской войны 1945 года, о трудной, но почётной обязанности ...

Проект «Забытая война в жизни моей семьи»

Актуальность: Познавать окружающий мир, историю своего народа и страны ребёнок должен с опорой на свои генетические, родовые связи.ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ:Изучение истории страны с опорой на генеалогические сем...

Проект "Забытые игры"

Формирование социальной и личностной мотивации детей старшего дошкольного возраста на сохранение,  укрепление своего здоровья и воспитания социально значимых личностных качеств посредством знаком...

Детский научно-исследовательский проект "Забытые игры"

Целью нашей работы  является изучение  игр наших бабушек и дедушек, мам и пап; создание сборника «Забытые игры».Исследовательская работа реализовывалась в три этапа, с января 201...

Проект "Забытые дворовые игры"

Дворовые игры почти исчезли из жизни современных ребятишек. Те самые игры в которые играли не только родители , но и дедушки с бабушками. Те самые игры, которые учили детей находить общий язык , помог...

проект "Забытые предметы семейской утвари"

Работа с детьми по теме "Приобщение детей к народной художественной культуре семейских" являеться одной из тем, через которую мы знакомим детей с нашими предками-семейскими....

Презентация детского исследовательско-творческого проекта"Забытые игры моих родителей"

                                 Современные дети всё меньше времени проводят с друзьями , играя в различные...