ЗИМА
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Белова Наталья Александровна

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chernovik.docx27.12 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного занятия по развитию речи в подготовительной группе «Зимушка-зима»

Программное содержание:

Цель:

Обобщить и систематизировать знания детей о зиме, по средством игр и составлением небольших рассказов.

Образовательные задачи:

Формировать умение с помощью наводящих вопросов.

Расширять представления детей о свойствах снега и льда.

Развивающие задачи:

Активизировать словарный запас детей.

Развивать умение подбирать слова-родственники к заданному слову.

Развивать речь детей, соотносить движение с текстом в речевых играх.

Развивать умение детей рисовать короткие штрихи и линии концом кисточки.

Воспитательные задачи:

Обогащать впечатления детей, создавать радостное настроение.

Воспитывать в детях любовь к окружающему миру, дружеское отношение к сверстникам.

Интеграция образовательных областей:

Познавательное развитие; Речевое развитие; Социально-коммуникативное развитие; Художественно-эстетическое развитие; Физическое развитие.

Предварительная работа:

Беседа с детьми о зиме, её признаках, изменениях в природе.

Рассматривание иллюстраций, картин с изображением холодного времени года.

Чтение художественной литературы. Наблюдение на прогулке за явлениями природы. Загадывание загадок о зиме. Разучивание пальчиковой гимнастики, самомассажа. Разучивание стихотворений о зиме. Игры и игровые упражнения по развитию речи.

Словарная работа:

Лед, снег, метель, вьюга, ветер, снежинки, снегопад, сугроб, снеговик, снегурочка, снежинки, снегири, мороз «зимушка – зима», зимовье; пушистый, гладкий, рыхлый, плотный, мягкий, твердый, бесцветный, зимний.

Оборудование:

Магнитофон, диск с записью пьесы П. И. Чайковского «Зимнее утро», конверт с письмом, сундучок, поднос со снегом, поднос со льдом, салфетки бумажные по количеству детей, снежинки с заданиями, пластиковые бутылочки с соломинками, магнитная доска с сюжетными картинками по теме «Зима».

Материал:

Белая гуашь, зеркала, кисточки, подставки для кисточек по количеству детей, салфетки влажные.

Организационный момент.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята сегодня к нам на занятие пришли гости. Давайте улыбнемся им, и поздороваемся! (ответы детей).

Воспитатель: А теперь ребята давайте поздороваемся друг с другом.

Игра «Здравствуй друг»

Здравствуй правая рука (протягиваем вперёд)

Здравствуй левая рука (протягиваем вперёд)

Здравствуй друг (берёмся одной рукой с соседом)

Здравствуй друг (берёмся другой рукой)

Здравствуй, здравствуй дружный круг (качаем руками)

Я люблю свой детский сад

В нем живет полно ребят

Может сто, а может двести

Хорошо, когда мы вместе.

Воспитатель: Все на месте?.Все ли здесь? (ответы детей). Обернулись, посмотрели и друг другу улыбнулись.

Воспитатель: А теперь все внимание на меня. Ребята, сегодня мы будем говорить о зиме. А чтобы правильно говорить, прочитаем чистоговорку о зиме.

Чистоговорка.

МА - МА - МА - наступила вновь зима

РА - РА - РА – снежная гора

ИЛИ - ИЛИ - ИЛИ - бабу снежную лепили

ВИК - ВИК - ВИК - получился снеговик

РИ - РИ - РИ - прилетели снегири

КИ - КИ - КИ - поиграем мы в снежки

РЫ - РЫ - РЫ - катаемся с горы

ТА - ТА - ТА – зимою красота

Воспитатель: Молодцы! Послушайте стихотворение.

Снежок порхает, кружится

На улице бело.

И превратились лужицы,

В холодное стекло

Где летом пели зяблики,

Сегодня посмотри,

Как розовые яблоки

На ветках снегири.

Воспитатель: Ребята, о каком времени года это стихотворение? Как вы догадались, что говорится о зиме? А какое сейчас время года? Назовите зимние месяцы? Сколько зимних месяцев? А какой сейчас месяц? Какой сегодня, день недели? Число? (ответы детей).

Воспитатель: Молодцы!

(стихотворение о снежинке)

Белые, белые, снежные,

В форточку письма влетают,

Кружатся - тихие, нежные,

И тают, тают, тают…

2. Сюрпризный момент.

Воспитатель:

Посмотрите, какая большая снежинка залетела к нам в гости! Она не простая - волшебная! Давайте ее рассмотрим.

Это же письмо от Зимушки-Зимы. Сейчас я вам его прочту:

«Здравствуйте, ребята!

Слышала я, что вы веселые, любознательные и находчивые. Захотелось мне проверить, знаете ли вы природу своего родного края, и нравится ли вам зимушка-зима.

Посылаю я к вам свою снежинку-пушинку. Принесет она вам задания интересные, а вы покажите свою удаль да находчивость. Все задания вы найдете в моем волшебном сундучке».

Воспитатель: Мы с удовольствием поиграем в снежинкины игры.

Давайте все вместе произнесем заклинание!

«Чек, чек, чек открывайся сундучок!»

(На столе стоят два подноса со снегом и льдом)

(Составление предложений с противопоставлением).

Воспитатель: Вот и первое задание. Ребята, что стоит у вас на столе? (ответы детей). Снег и лед, и их появление связано с наступлением зимы.

Сравните их и расскажите об этом.

1.Игра «Сравни и расскажи».

-Снег мягкий, а лёд твердый.

-Снег пушистый, а лёд гладкий.

-Снег белый, а лёд прозрачный.

-Снег рыхлый, а лед плотный.

-Снег легкий, а лед тяжелый.

А как вы думаете, что быстрее растает? (ответы детей)

Снег тает быстрее, а лёд медленнее.

Молодцы.

(Дети вытирают руки салфетками.).

2. Упражнение «Вьюга». 

(Формирование направленной воздушной струи.)

Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку.

Кто бросает снег в лицо,

Наметает на крыльцо?

Кто в трубе печной завыл?

Кто ворота отворил?

Дети: Вьюга.

Воспитатель: - Хотите устроить вьюгу в бутылочках? Встаньте прямо, левой рукой поднесите бутылочку ко рту в горизонтальном положении, а правой держите соломинку. Сделайте глубокий вдох, а потом долго дуйте в бутылочку, не надувая щёк. Вот так.

Включается музыкальное сопровождение «Вьюга».

Воспитатель: Ребята! Какие вы молодцы! Вы так хорошо потрудились.

Холодно гулять зимой? (дети кивают головой)

Побежим скорей домой (возвращаются на свои места)

Отдохнули. Собрались с мыслями.

Воспитатель: Зимой все покрыто белым пушистым снегом, давайте поиграем с этим словом.

Воспитатель читает стихотворение, а дети добавляют слова, связанные со словом «снег».

3. Игра «Доскажи словечко» (родственные слова)

Тихо, тихо, как во сне, падает на землю ... (Снег.)

С неба все скользят пушинки - серебристые ... (Снежинки.)

На поселки, на лужок, все снижается ... (Снежок.)

Вот веселье для ребят - все сильнее ... (Снегопад.)

Все бегут вперегонки, все хотят играть в ... (Снежки.)

Словно в белый пуховик нарядился ... (Снеговик.)

Рядом снежная фигурка - эта девочка - ... (Снегурочка.)

На снегу-то, посмотри - с красной грудкой ... (Снегири.)

Словно в сказке, как во сне, землю всю украсил ... (Снег.)

Какие слова вы добавляли? (Ответы детей.)

На какое слово они все похожи? (Ответы детей.)

Воспитатель: Какие слова вы добавляли? На какое слово они все похожи? (ответы детей)

Воспитатель: Как вы считаете, слово «зима» родственное слову «снег»? (ответы детей)

Воспитатель: Перечислите слова родственные к слову «зима»? (ответы детей).

Воспитатель: Давайте соберем слово «Зима». Сколько букв? Звуков? Слогов? (ответы детей)

Воспитатель: А теперь мы будем составлять рассказ по серии сюжетных картин. 

4. Составление рассказа по серии сюжетных картинок на тему «Зима».Картина «Саша и снеговик», «Не боимся мы мороза».

Воспитатель: Ребята, а сейчас мы покажем, как можно отдыхать зимой. Проходите на ковёр.

5.Физкультминутка «Мы идем по снегу в зимний лес»

Вышли мы на улицу, (маршируют)

Снегу намело! (руки вверх, в стороны)

Вот лопаты мы возьмем,

Да и снег весь разгребем (Работают лопатами)

Протопаем дорожку

К самому порожку (топают с продвижением вперед – назад)

Слепим круглые снежки (лепят снежки)

И огромные комки (показывают ком руками).

Мы построим снежный дом (руки над головой – крыша дома)

Дружно жить мы будем в нем (Обнимаются все вместе).

Воспитатель: У меня есть волшебный снежок.

Снежок зимний и волшебный будет в руки к вам скакать и вопросы задавать. Кому я брошу его, тот должен ответить на мой вопрос.

6. Игра. «Какая бывает зимой погода?»

Если идет снег, то погода какая? – снежная;

Если дует ветер, то погода какая? – ветреная;

Если холодно, то погода какая? – холодная;

Если пасмурно, то погода какая? – пасмурная;

Если хмуро, то погода какая? – хмурая;

Если мороз, то погода какая? – морозная;

Если солнечно, то погода какая? – солнечная;

Если ясно, то погода какая? – ясная.

Воспитатель: Ребята! Какие вы молодцы! Мы сказали о зиме много хороших слов. Вы так хорошо потрудились, все задания выполнили и волшебный сундучок опустел.

Волшебница Зима очень любит рисовать своей волшебной кисточкой. И рисует она не на белых листочках, а на окнах, на своих серебристых, волшебных зеркалах.

А вы хотели бы нарисовать? (ответы детей).

Воспитатель: Тогда давайте нарисуем ей подарки, снежинки, морозные узоры. Проходите в творческую мастерскую. Рисовать мы будем белой гуашью на зеркале. (Показ зеркала, на которых нарисованы образцы снежинок от креста, от галочки и узоров).

7.Пальчиковая гимнастика. «Мы во двор пошли гулять».

Раз, два, три, четыре, пять, Загибают пальчики по одному.

Мы во двор пошли гулять. Идут по столу указат. и средн. пальч.

Бабу снежную лепили. Лепят комочек двумя ладонями.

Птичек крошками кормили. Крошат хлеб всеми пальчиками.

С горки мы потом катались. Ведут указ. пальцем по ладони.

А еще в снегу валялись. Ладошки кладут на стол одной и др. стор.

Все в снегу домой пришли. Отряхивают ладошки.

Съели суп и спать легли. «Едят ложкой» суп.

Во время работы детей звучит музыка. Индивидуальная работа с детьми.

Воспитатель: Вы сегодня хорошо занимались.

Рисовали необычные, волшебные снежинки. На этом волшебном чуде мы заканчиваем занятие. Зеркала пусть у вас лежат на столах, подсохнет краска, полюбуются нашими работами гости. А затем мы с вами устроим выставку в группе для родителей, пусть и они увидят ваше волшебное зимнее чудо - снежинки.

Итог занятия

Воспитатель: Вспомните ребята, о чём мы говорили на занятии? (ответы детей). Что мы делали? (ответы детей). Что Вам понравилось? (Ответы детей).

Воспитатель: Давайте поблагодарим наших гостей, что они к нам в гости пришли и попрощаемся с ними (ответы детей).

Список литературы

1. Акулова, О.В. Развитие выразительности речи детей дошкольного возраста средствами устного народного творчества./О.В.Акулова// Воспитание дошкольников – 2000. – №7. – С. 56-63.

2. Бородич A.M. Методика развития речи детей / А.М. Бородич – М.: Просвещение, 1974 – 107 с.

3. Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду / А.К.Бондаренко – М.: Просвещение, 1985. – 136 с.

4. Гербова В.В. Работа с сюжетными картинками/В.В. Гербова//Дошкольное воспитание. – 1979. – № 1– С.12-24

5. Доронова Т.Н. Развитие детей раннего возраста в условиях вариативного дошкольного образования/Т.Н. Доронова – М.: Обруч, 2010 – 210 с.

6. Ушакова, О.С. Развитие речи дошкольников/ О.С.Ушакова. – М.: Издательство Института Психотерапии. Научно-исследовательский институт дошкольного воспитания и семейного образования РАО, 2001 – 205 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия для детей 2 младшей группы "Ой, зима, зима, зима, на прогулку нам пора"!

В данном конспекте содержится материал по ознакомлению детей с алгоритмом одевания на прогулку зимой, а также художественно-эстетическая деятельность с детьми: аппликация "Оденем куклу на прогулку"....

"Ах, зима, зима, зима, веселится детвора!"

Разработка плана проведения оздоровительных каникул как формы пропаганды здорового образа жизни в ДОО....

Календарный план образовательной работы по теме Зима. Зимние месяцы. Зимующие птицы. Дикие животные зимой

Тема недели: « Зима. Зимние месяцы. Зимующие птицы. Дикие животные зимой...

Презентация к НОД по лексической теме "Зима. Приметы зимы" Загадки о зиме.

Презентация к НОД по лексической теме "Зима. Приметы зимы" . Загадки о зиме....