Речевой бассейн
проект по развитию речи (средняя группа)

Василова Лейсан Маратовна

Речь ребёнка развивается не только на занятиях по развитию речи, но и в течение всего времени пребывание в детском саду – в процессе общения с педагогом. И во время занятий, и на прогулке, и во время приёма пищи воспитатель общается с детьми посредством слов и объясняет новые понятия. Очень важно, чтобы речь воспитателя была грамотной, произношения слов правильным.

Культурная речь является обязательным элементом общей культуры человека. Не случайно считается, что речь человека – его визитная карточка, которая свидетельствует об его эрудиции, интеллекте, этике, воспитании. Особенно актуально данное утверждение по отношению к речи воспитателя ДОУ.

Чем выразительнее, точнее и красочнее язык, чем яснее выражается мысль, тем эффективнее воздается на ребенка, на его собственную речь, тем больше возможности достучаться до ума и сердца ребенка. А это настоящее искусство. Овладеть правильной и красивой речью может любой педагог, стремящийся к этому.

Вот простейшая формула культуры речи:

● Думай, кому говоришь.

● Что говоришь.

● Где говоришь.

● Зачем говоришь.

Чтобы речь педагога была выразительной, яркой, оказывала завораживающее действие на детей, есть много средств. Это уместное употребление пословиц, поговорок, примеров из жизни и литературы, разнообразных метафор, сравнений, использование коммуникационных эффектов и невербального языка.

Взаимосвязь между плаванием и умственным развитием ребёнка

А знаете ли вы, что плавание - это отличное средство для умственного развития детей?

Плавание, помимо тренировки координации движения и дыхания в воде, облегчает процесс обучения в различной сфере. Во время плавания в бассейне стимулируется моторика и включается в работу каждая часть тела. Ребенок в воде вступает в другую среду, и изменение ощущений стимулирует весь организм, в том числе головной мозг. Дети не только развивают свои мышцы, двигательные навыки и координацию, но и улучшают речь, развитие мозга и общий интеллект. Игра с водой – это не только естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности, но и один из самых приятных способов обучения.

Физические упражнения увеличивают приток крови, который в свою очередь доставляет жизненно важные питательные вещества для растущего мозга. Снижается уровень гормонов стресса, что помогает мышцам расслабиться.

Какова же цель проекта:

– способствовать физическому развитию ребенка: закаливанию, развитию моторики рук, регулярные выполнения упражнений в воде являются профилактикой заболеваний;

– способствовать развитию речи;

– снижать проявления гиперактивности ребенка;

– формировать оздоровительные процессы в организме;

Все знания, которые дети получают во время игры, усваиваются гораздо быстрее и проще.

Но прежде чем приступать к играм, нужно запомнить несколько простых правил работы с водой:

– нельзя намеренно выливать воду на пол;

– нельзя брызгаться водой;

– после игры вытереть руки насухо.

Приведу в качестве примера несколько игр с водой.

1. Игра «Найди заданный звук в слове»

Оборудование: ёмкость с водой, игрушки, непромокаемые фартуки.

Ход игры: говорим ребенку звук «А» и просим достать игрушку, название которой начинается на этот звук. Например: автобус, аист и т.д.

2. Игра «Закреплять зрительный образ буквы»

Оборудование: ёмкость с водой, пластиковые буквы, непромокаемые фартуки.

Ход игры: бросаем в воду пластиковые буквы и просим достать одну из них.

3. Игра «Узнай букву на ощупь» (обучение грамоте)

Оборудование: ёмкость с водой, пластмассовые буквы, непромокаемые фартуки.

Ход игры: закрой глаза, опусти руки в воду, возьми любую букву и узнай ее, какая это буква?

4. Игра «Собери бусы» (развитие мелкой моторики)

Оборудование: ёмкость с водой, шнуровка, бусы, непромокаемые фартуки.

Ход игры: собери в воде бусы.

5. Игра «Расширяем словарный запас» (формирование словаря прилагательных)

Оборудование: ёмкость с водой, игрушки, непромокаемые фартуки.

Ход игры: достань круглую, легкую, железную, большую, узкую и т.д. игрушку.

6. Игра «Расширяем словарный запас»

Оборудование: ёмкость с водой, игрушки, непромокаемые фартуки.

Ход игры: достань овальный, желтый, пластмассовый фрукт (лимон).

7. Игра «Рыбацкие сети» (математика, счет)

Оборудование: ёмкость с водой, марблс, сеть (обычная сетка от любой новой пластмассовой игрушки), непромокаемые фартуки.

Ход игры: Поймай в сеть побольше рыбок. Молодец. А давай теперь их посчитаем.

8. Игра «Пальчиковые игры»

Оборудование: ёмкость с водой, непромокаемые фартуки.

Ход игры: проводим пальчиковые игры в воде.

9. Игра «Ракушки» (существительное с числительным)

Оборудование: ёмкость с водой, ракушки, непромокаемые фартуки.

Ход игры: доставай по одной ракушке и считай: 1 ракушка, 2, 3, 4, ракушки, 5 ракушек.

10. Игра «Губка»

Оборудование: ёмкость с водой, губка, непромокаемые фартуки

Ход игры: достань и выжми губку

11. Игра «Кораблик» (развиваем речевое дыхание)

Оборудование: ёмкость с водой, кораблик (пенопластовый шарик, щепки, трубочки, крышечки) непромокаемые фартуки.

Ход игры: давай сейчас подуем плавно на кораблики. Чей кораблик дальше уплывет, тот и победил.

Игры с водой надо проводить в тёплом помещении, со здоровым ребёнком не более 7-10 минут, после игры насухо вытереть полотенцем и предложить другие игры (пальчиковые, нанизывание и др.). Для обогащения словаря ребёнка сопровождать эти игры песенками, потешками, игрушками, ознакомлением со свойствами предметов.

Практические упражнения с водой:

1. Игра «Водичка» (хлопают руками по воде)

Хлюп-хлюп ручками,

Тут водичка булькает,

Тут водичка пенится.

Расскажите детям о свойствах воды: какая она, что делает.

Выучите потешку «Водичка-водичка».

2. Игра «Семья» (делают пальчиковую гимнастику в тазу с холодной водой)

Тарарам-тарарам!

Кто явился в гости к нам?

Посмотри-ка поскорей

На любимых на гостей:

Дедушка, бабушка, папа, мама, я-

Вот и вся моя семья.

(опускают руки в тёплую воду,  вытирают, проводят пальчиковую игру ещё раз, рассказывают какие  кто по характеру, кто, что делает)

3. Игра «Моем овощи и фрукты» (в тазу с холодной водой или перекладывают кусочки льда, затем в тёплой)

Огурец – раз, огурец – два,

Помидор – раз, помидор – два,

Очень медленно сперва,

А потом, потом, потом

Всё бегом, бегом, бегом.

Любую потешку можно обыграть с пальчиками: в воде, сделать массаж, пальчиковую гимнастику («Сорока-сорока», «Ладушки» и др.). Во время игр обогащать словарь  и развивать речь детей. Показывать картинки, игрушки, задавать вопросы: кто, что, какие, что делают, как кричат, для чего нужны. Детей постарше учить  запоминать короткие стихи, говорить не сокращая слова, не заменяя на звукоподражания.

Вывод: Игры с водой создают у детей радостное настроение, повышают жизненный тонус, дают детям массу приятных и полезных впечатлений, переживаний и знаний.

 

 

Открытый показ в бассейне по речевому развитию для детей среднего возраста

Тема: «Наши любимые сказки».

Возраст детей: 4 года (Средняя группа)

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, коммуникативно- личностное развитие, познавательное развитие, художественно- эстетическое развитие, физическое развитие.

Цель: Формирование связной речи у детей;

Формирование здорового образа жизни.

Задачи:

Образовательные задачи:

1. Закреплять знания детей о русских народных сказках;

2. Закреплять знания о плавании, о стилях плавания.

Развивающие задачи:

1. Обогащать и активировать словарный запас детей, грамматический строй речи;

2. Формировать использование в речи наиболее употребительных прилагательных;

3. Развивать речевую активность детей;

4. Развивать умение участвовать в беседе, отвечать на поставленные вопросы;

5. Развивать физические особенности у детей; выносливость, быстроту, ловкость, смелость.

Воспитательные задачи:

1. Развивать у детей эмоциональную отзывчивость, сопереживание, желание быть справедливыми;

2. Воспитывать любовь к чтению, к русскому народному творчеству;

3. Воспитывать у детей любовь к плаванию, здоровому образу жизни.

Оборудование: мячи, пластмассовый конструктор, надувные круги, тонущие игрушки, плавательные доски, вертикальный обруч.

Ход занятия:

Дети проходят в бассейн и встают на дорожке вдоль бассейна.

Инструктор:

Здравствуйте, ребята и уважаемые гости мы рады Вас приветствовать на нашем празднике, мы покажем свои умения в плавании и о народных русских сказках.

Воспитатель:

Ребята нам пришла посылка, а чтобы ее открыть, нужно сказки знать. Вы знаете сказки?

Дети: Знаем!

Инструктор:

Для того, чтобы мы показали себя сильными и умными, сделаем небольшую разминку.

На месте шагом марш;

Мы сегодня рано встали

И зарядку делать стали

Руки - вверх! Руки - вниз!

Влево - вправо повернись!

Дружно присели, дружно встали

И наклоны делать стали

Стали прыгать и скакать,

А потом опять шагать.

Сели на бортик, работа ног в стиле кроль.

Воспитатель:

Сегодня я хочу предложить вам совершить путешествие по сказкам. Хотите отправиться в такое путешествие?

Дети: Хотим!

Воспитатель:

А сказки-то вы знаете? Вот я сейчас и проверю!

Послушайте сказку и подумайте все ли правильно, нет ли путаницы? Сказка называется «Курочка Ряба».

Жили – были дед и баба и был у них петушок Ряба…

Снесла курочка яблочко наливное…

снесла курочка яичко не простое, а золотое.

Собачка бежала, лапкой задела - яичко упало и разбилось.

Дед смеётся, баба хохочет….

А курочка мяучит…. не плач дед не плач баба., я снесу вам яичко не золотое а шерстяное!

Ответы детей.

Воспитатель: Молодцы ребята, справились с заданием.

Инструктор: А теперь выполним моё задание, посмотрим, как вы с ним справитесь. Дети плывут друг за другом по периметру бассейна, работая руками и ногами любым способом.

Инструктор: Молодцы, ребята справились.

Воспитатель: Кто съел козлят?

Дети: Волк.

Воспитатель: Кто пришел в гости к медведям?

Дети: Машенька.

Воспитатель: Что выросла «Большая – пребольшая»?

Дети: Репка.

Воспитатель: Кто нес корзинку с пирожками бабушке и дедушке?

Дети: Медведь.

В: Кто от бабушки ушел и от дедушки ушел?

Дети: Это сказка Колобок.

Воспитатель: А Колобок какой был?

Дети: Круглый, румяный.

Воспитатель: А что еще бывает такой же формы?

Дети: шар, мяч, яблоко и т. д.

Инструктор:

Друг весёлый мячик мой,

Он всегда везде со мной!

Раз, два, три, четыре, пять

Выходи со мной играть.

Дети плывут с мячом на груди работая ногами кролем, по свистку переворачиваются плывут на спине.

Инструктор:

Молодцы, ребята справились и с этим заданием.

Воспитатель: Я сейчас зачитаю вам, ребята отрывки из сказки, а вы должны ответить - из какой это сказки?

Как настали холода,

Дом слепила изо льда.

Грело солнце день за днём,

И растаял этот дом.

Выгнала она косого,

Из домика лубяного.

Но пришёл петух с косой —

Снова в домике косой.

А в далёкие леса,

Навсегда ушла лиса.

Ответы детей: «Заюшкина избушка».

Воспитатель: Что случилось с избушкой? А о каком времени года в сказке идет речь? А какое у нас сейчас время года? Ребята, а какие признаки весны вы знаете?

Ответы детей: Солнышко греет…из теплых стран к нам прилетают перелетные птицы. Молодцы!

Инструктор: Следующее задание называется «На буксире».

Дети встают парами и идут от бортика к бортику, меняясь местами.

Воспитатель:

«Нам не страшен серый волк,

Серый волк — зубами щелк»

Эту песню пели звонко

Три веселых … (поросенка)

Воспитатель: Ребята, скажите поросята, что строили? А из чего можно построить дом?

Ответы детей: из дерева, из кирпича, из соломы.

Инструктор: Следующее задание называется «Найди домик для каждой фигуры».

В бассейне разбросаны разные фигуры (кубики, шары, прямоугольники ит. д., на бортике стоят корзины и в каждой по одной фигуре, вы должны собрать все фигуры и разложить по домикам.

Инструктор: Мы с вами очень хорошо потрудились, а теперь нам нужно немного отдохнуть:

На середине бассейна дети выполняют «Звёздочку», «Поплавок», «Винт».

Воспитатель: Мне понравилось как вы справились с заданиями, вы знаете много сказок. Наше путешествие по сказкам подошло к концу.

Давайте посмотрим, открылась ли наша посылка. Открывает коробку и оттуда достает угощения для ребят.

Инструктор: На этом наш праздник подошёл к концу и мы благодарим наших гостей, что они нашли время придти к нам в гости. Дети выходят из бассейна.

 

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей инструктора в бассейне Занятия по плаванию в бассейне детского сада. Занятия в бассейне оказывают укрепляющее действие на растущий детский организм, способствуют росту костной ткани. Усиливается работа легких, что препятствует

Консультация для родителей инструктора в бассейнеЗанятия по плаванию в бассейне детского сада. Занятия в бассейне оказывают укрепляющее действие на растущий детский организм, способствуют росту к...

Конспект интегрированного занятия в бассейне учителя-логопеда и инструктора по плаванию по развитию речевого и физиологического дыхания "Пузырь, соломинка и лапоть"

В этом конспекте объединены такие на первый взгляд непохожие дисциплины,  как логопедия и обучение плаванию. И для речи, и для плавания необходимо правильно поставленное речевое и физиологическое...

Конспект познавательно - речевого занятия в бассейне "Чистые пруды"

Познавательно - речевое занятие в помнщении бассейна....

Использование здоровьесберегающей технологии: «Формирование речевого дыхания в бассейне у старших дошкольников с нарушениями речи»

Согласно ФГОС одна из задач, стоящая перед педагогами ДОУ – обеспечение преемственности основных образовательных программ: целей, задач, содержания, реализуемых в рамках рабочих программ всех сп...

Речевой бассейн

Тема: Речевой бассейнРечь ребёнка развивается не только на занятиях по развитию речи, но и в течение всего времени пребывание в детском саду – в процессе общения с педагогом. И во время занятий,...

Стимулирование речевой деятельности детей при помощи тактильного пособия «Сухой пальчиковый бассейн»

Мелкая моторика рук играет огромную роль в развитии ребенка. О том, что ум ребенка находится на кончиках пальцев нам известно давно. И это не просто красивые слова. Все дело в том, что в головном...