Автоматизация звука Ш в слогах, словах, предложениях
план-конспект занятия по развитию речи

Константинова Эльвира Николаевна

Справки подтвержения

 

 

Авторизация звука  Л в слогах,словах и предложениях.

Открытое занятие "Перелетные птицы.Весна"

Составление рассказа по серии картин " В огороде"

Составление описательного рассказа об овощах с опорой на схему".

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта фронтального ООД «Автоматизация звука Л в слогах, словах, предложениях».

ФИО педагога

Константинова Эльвира Николаевна

Образовательная область

Речевое развитие

Познавательное развитие

Тип ООД

Комплексно-игровой.

Группа

Старшая

Тема

Автоматизация звука Л в слогах, словах, предложениях.

Цель

Правильное и отчетливое проговаривание звука Л.  Произношение отрабатываемого звука в  слогах, словах, предложениях.

Задачи

Коррекционно-образовательные

Автоматизировать поставленный звук Л в слогах, словах, предложениях. Учить определять место звука в слове: в начале, в конце, в середине слова. Упражнять в согласовании числительных с существительными. Учить составлять предложения.

Коррекционно-развивающие

Развивать фонематические представления, развивать силу воздушной струи, мелкую моторику, графомоторные умения, слухомоторную координацию, умение работать по инструкции, восприятие, воображение, память, межполушарное взаимодействие.

Обогащать словарный запас: словами предметами (живые-неживые); словами-действиями, словами-признаками.

Коррекционно-воспитательные

Воспитывать позитивное отношение, эмоциональную отзывчивость к учебной деятельности, речевым играм; 

воспитывать умение выслушивать ответы товарищей, произвольное поведение,

навыки инициативности, сотрудничества. 

Методы обучения

Речевые игры и упражнения, показ способа действия, мнемотехника, пояснение,  речевой образец,  поощрение речевой активности.

Формы обучения

(Этапы ООД)

Деятельность (речь) логопеда

Деятельность (речь) детей

А. Этап Организационный

Оборудование

Логопед – Сегодня к нам пришли гости, давайте поздороваемся.

– Добрый день, дети!

- Что мы с вами делаем?

- Что такое звук?

Дети: «Принято кем-то просто и мудро при встрече здороваться: «Добрый день, Эльвира Николаевна!».

- Каждый день, всегда, везде, на занятиях, в игре:

Четко, верно, говорим, никуда мы не спешим!

- Звуки мы слышим и говорим!

Стоим в кружочке взявшись за руки.

Загибаем каждый пальчик

Б. Этап Основной

Пальчиковый массаж с мячом «ёжик»

Упражнение на развитие речевого выдоха «Сдуй листочек

– показ массажных действий

- Что нельзя делать?

-выполнение массажных действий

- Надувать щеки, поднимать плечи!

 

Мяч «ёжик»

листочки

Артикуляционная гимнастика:

«Отгадай загадку и назовите первый звук в слове

Блинчик, чашечка, вкусное варенье, лошадка, грибочек, гармошка, индюк

«Сама не ем, а людей кормлю»

/Ложка/

Дети выполняют перед зеркалом

-Ложка. Первый звук в слове – Л

Индивидуальное зеркало  

Картинка отгадка

Артикуляция звука Л

Характеристика звука Л

– Улыбнулись

- зубы «Заборчиком», слегка приоткрыли

- подняли язычок и упираемся в верхние зубки

– Л-Л-Л-Л…..

-согласный, твердый, звонкий

Дети смотрят на артикуляцию перед зеркалом

повторяют

Зеркало

Символ звука «Самолет»

Звуковичок синий с колокольчиком

Фонетические упражнения:

а) На развитие силы голоса

б) «Хлопни в ладоши, если услышишь звук Л».

– Самолет приближается: лллЛЛЛЛ…

-Самолет удаляется: ЛЛЛллл…

- л, г, з, л …; ла, ма, му, лу, ал, ол, ом, ип …; ласка, ложка, пила, кошка, стол, башня, полка…

Повторяют

Хлопают в ладоши

 

Слоговые упражнения

ла-ла        ал-ал            ла-ло-лу

ло-ло       ол-ол            лу-ла-лу

лу-лу       ул-ул            лу-лы-ла

лы-лы      ыл-ыл          лы-ла-ло

Ловят мяч и повторяют слоги

мяч

Игра «Звуковой домик»

Определите место звука Л в слове: в начале, в конце: если не в начале, не в конце, смело говорим в середине!

Дети выходят по одному к доске и называют место звука в слове

Предметные картинки, звуковой домик

Инд. работа на листе бумаги «определи место звука в слове»

- Сейчас вы возьмете синий  карандаш закрасите место звука Л в слове: Слушаем…

Дети закрашивают окошечко в «звуковом домике»

Синий карандаш  

Физминутка

на развитие координации движений

Согласование числительны с существительными. Игра «Посчитай от 1 до 5»

Один волк, два волка, пять волков и т.д.

Один волк, два волка, пять волков и т.д.

Предметные картинки: волк, осел, слон, ложка, лампа

Игра «Живые-неживые предметы»

- Посмотрите, пожалуйста, вокруг нас много предметов. Неживые предметы отвечают на вопрос: «Что это?» Перечислите неживые предметы …

Живые предметы отвечают на вопрос: «Кто это?»

Ложка, лампа, стол, стул….

Осел, волк, слон….

Предметные картинки  

Игра «Назови признак предмета», «Назови действие предмета»

Составим «Живое предложение»

- Назовите волк какой?

- Назовите жилище волка?

- Назовите действия, что волк делал?

Волк бежал. Злой волк бежал. Злой, голодный волк бежал. Злой голодный волк бежал за зайцем.

- голодный, злой

- логово

- бежал, выл, напал, ел, схватил …

Дети «строят» живое предложение. Называют слова…

картинки

Корона

В Заключительный этап

.

Рефлексия.

Анализ деятельности гостями

Логопед: – Ребята, как вы занимались? Ели хорошо, погладьте себя по голове и давайте скажем:

 

– Гости, вам понравилось у нас в гостях? Тогда похлопайте, а если нет – потопайте.

 

- Спасибо нашим пальчикам спасибо язычку, красиво. Четко, правильно я говорить хочу

Реализация здоровьесберегающих технологий

Смена видов деятельности

Позитивный психологический климат

Наличие эмоциональных разрядок;

Обеспечение психологической безопасности детей во время их пребывания на занятии;

Соблюдение мер по предупреждению травматизма;



Предварительный просмотр:

Технологическая карта ООД

«Дифференциация Ш-Ж. Предзимье»

ФИО педагога

Константинова Эльвира Николаевна

Образовательная область

Речевое развитие

Познавательное развитие

Тип ООД

Подгрупповое занятие

Группа

Подготовительная

Тема

Диференциация звуков Ш-Ж. Предзимье»

Цель

Активизация высших психических функций, повышение  мотивации к  обучению, развитие познавательных интересов, профилактика дисграфии и дислексии

Задачи

Коррекционно-образовательные

Учить слухо-произносительной дифференциации звуков [Ш–Ж] в слогах, словах, во фразовой речи. Продолжать учить определять последовательность звуков в слове.  Познакомить детей с правилами правописания ШИ, ЖИ.

Коррекционно-развивающие

Развивать слуховое внимание и логическое мышление, фонематические представления, навыки звуко- слогового анализа и синтеза слов, графомоторные умения, слухомоторную координацию, умение работать по инструкции, восприятие, воображение, память,, межполушарное взаимодействие.

Развивать общие речевые навыки связной речи, последовательное составление рассказа по мнемодорожкам.

Коррекционно-воспитательные

Воспитывать позитивное отношение, эмоциональную отзывчивость к учебной деятельности, речевым играм; 

воспитывать умение выслушивать ответы товарищей, произвольное поведение,

навыки инициативности, сотрудничества. 

Методы обучения

Речевые игры и упражнения, показ способа действия, мнемотехника, пояснение,  речевой образец,  поощрение речевой активности.

Формы обучения

(Этапы ООД)

Деятельность (речь) логопеда

Деятельность (речь) детей

А. Этап Организационный

Оборудование

Логопед – Сегодня к нам пришли гости, давайте поздороваемся.

– Добрый день, дети!

- Что мы с вами делаем?

- Что такое звук?

- Что такое буква?

Дети: «Принято кем-то просто и мудро при встрече здороваться: «Добрый день, Эльвира Николаевна!».

- Каждый день, всегда, везде, на занятиях, в игре:

Четко, верно, говорим, никуда мы не спешим!

- Звуки мы слышим и говорим!

-Буквы мы видим, читаем и пишем!

Стоим в кружочке взявшись за руки.

Загибаем каждый пальчик

Б. Этап Основной

Пальчиковая игра

Упражнение на развитие речевого дыхания

-Какое сейчас время года?

-Назовите осенние месяцы по порядку.

-Какой сейчас месяц?

-Перед каким временем года этот месяц?

Запомните! Ноябрь называется предзимье.

«Осень»

Солнышко греет уже еле-еле;

Перелётные птицы на юг улетели;

Голы деревья, пустынны поля,

Первым снежком принакрылась земля.

Река покрывается льдом в ноябре –

Поздняя осень стоит на дворе.

Ветер северный подул: "Ш_Ш_Ш",

Все листочки с веток сдул. (пошевелить пальчиками и подуть на них)

- Что нельзя делать?

-Осень.

-Сентябрь, октябрь, ноябрь

-Ноябрь.

-Перед зимой.

(растопыриваем пальцы на обеих руках и соединяем ладошки вместе, затем соединяем пальчики)

машем ручками, как крылышками

разводим ручками

-плавно опускаем ручки вниз

-сжимаем ручки в замок)

-разводим руками перед собой)

дуем

- Надувать щеки, поднимать плечи!

 

Артикуляционная гимнастика:

Игра «4-ый лишний», почему?

Блинчик, чашечка, ступеньки, лошадка, грибочек, гармошка

-Шапка, машина, шарф, жаба

- жук, шуба, журавль, жираф

Дети выполняют артикуляционные упражнения

- лишнее слово жаба, потому что во всех словах слышится звук Ш, а в слове жаба, звук Ж.

- лишнее слово шуба, потому что во всех словах слышится звук Ж, а в слове шуба – звук Ш.

Картинки

Артикуляция звука Ш

Характеристика звука Ш

Артикуляция Звука Ж

Характеристика звука Ж

Дифференциация звуков

Ш-Ж

– Открыли рот, губы округлили «бубликом»

- зубы «Заборчиком», слегка приоткрыли

- язычок «чашечкой» подняли за верхние зубки -ШШШШ …

Голосовые связки молчат.

-согласный, твердый, глухой

– Открыли рот, губы округлили «бубликом»

- зубы «Заборчиком», слегка приоткрыли

- язычок «чашечкой» подняли за верхние зубки -ЖЖЖЖ …

Голосовые связки дрожат.

-согласный, твердый, звонкий

-Как отличаются звуки Ш-Ж?

Дети смотрят на артикуляцию перед зеркалом

Повторяют

Звуки Ш-Ж отличаются по звонкости, глухости

Зеркало

Символ звука «Змея шипит»

Звуковичок синий без колокольчика

Зеркало, символ звука «Жук жужжит»

Звуковичок синий с колокольчиком

Введение в тему ООД

Фонетические упражнения:

Игра «Поднимите букву Ш, если услышите «Песенку змеи» и букву Ж, если услышите «Песенку жука» в слогах, словах.

Сегодня мы с вами будем учится различать звуки Ш-Ж в слогах, словах и во фразовой речи.

Ш, ж, ша, шу, жи, ши, жа, жу, жук, шапка, шкаф, жилет, мышь, ландыш, журнал, карандаш…

«Четко, верно говорим, никуда мы не спешим!»

Показывают буквы

 

Карточки букв : Ш, Ж

Слоговые упражнения

ша-жа        жа-жа-ша

шо-жо       ша-жа-жа

шу-жу       ша-ша-жа

ши-жи       ши-жи-ши

Ловят мяч и повторяют слоги

мяч

Игра «Разложи картинки на две стопки».

Предметы, в названии которых есть звук Ш, и предметы, в названии которых есть звук Ж.

Логопед произносит слово целиком, а ребенок называет его по звукам:

Ж, а, б, а

Ш. у, б, а

Предметные картинки,

Инд. работа на листе бумаги «Добавь буквы Ш или Ж в слова»

- Добавляйте буквы Ш -Ж в слова

C:\Users\User\Desktop\Дифф звуков\ш-ж 1.jpg

карандаш , листок с заданием

Физминутка

на развитие координации движений

Ветер дует нам в лицо

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Ветер тише, тише, тише.

Деревцо все выше, выше.

 имитировать дуновение ветра, качая туловище и помогая руками. На словах «тише, тише» - присесть. На словах «выше, выше» - встать и вытянуть руки вверх.

Вместе с детьми

Игра «Разгадай слова и вставь слоги ЖИ и ШИ»

Выучите стихотворение и запомните правило про ЖИ-ШИ:

Твердо помни: ЖИ и ШИ

Только с буквой И пиши!

C:\Users\User\Desktop\Дифф звуков\ш-ж 2.jpg

Карандаш, лист с заданием

Перескажи рассказ по схеме.

Послушайте рассказ «Предзимье».

Небо стало хмурым, серым, пасмурным. Сухие осенние листья опали с деревьев. Березы и клены стоят грустные, голые. А сосны и ели остались зелеными, нарядными, красивыми. На рябинах краснеют алые спелые ягоды. Трава пожелтела, поникла и пожухла. Вода в реке замерзает и превращается в лед. Перелетные птицы улетели на юг. Дикие животные готовятся к холодной зиме. Это пришла поздняя осень, предзимье.

 

Схема рассказа «Предзимье»

В Заключительный этап

.

Рефлексия.

Анализ деятельности гостями

Логопед: – Ребята, как вы занимались, что понравилось?

Ели хорошо, погладьте себя по голове и давайте скажем:

 

– Гости, вам понравилось у нас в гостях? Тогда похлопайте, а если нет – потопайте.

 Перечисляют, что делали на ООД.

- Спасибо нашим пальчикам спасибо язычку, красиво. Четко, правильно я говорить хочу!

Реализация здоровьесберегающих технологий

Смена видов деятельности

Позитивный психологический климат

Наличие эмоциональных разрядок;

Обеспечение психологической безопасности детей во время их пребывания на занятии;

Соблюдение мер по предупреждению травматизма;



Предварительный просмотр:


Конспект ООД комбинированного вида в подготовительной группе «Весна, птицы» (развитие речи и ознакомление с окружающим)

ТемаВеснаптицы.

Программное содержание:

Развивающие задачи:

Способствовать закреплению представлений детей о весенних признаков, умения делить птиц на зимующих и перелетных.

Продолжать формировать умение отгадывать загадки, решать ребусы, заучивать стихотворение, используя мнемотаблицы, находить слова с заданным звуком, работать с бумагой (складывать в разных направлениях, работать по показу и по словесной инструкции.

Воспитательные задачи: воспитывать в детях желание помочь друг другу, умение работать в парах, сопереживать ближнему, умение объективно оценить свою работу и работу детей.

Материалы: картинки зимующих и перелетных птиц, карточки со схематичным изображением признаков весны, цветик- семицветик (шестицветик)с отрывающимися лепестками, ребусы с зашифрованными названиями птиц, овалы (яйца,разрезаны пополам фигурно, картинка с изображением гнезда, с изображением скворечника и птенцов, шесть конвертов, два дерева (по 12 силуэтов птиц ласточка и синица, квадраты по количеству детей (для конструирования).

Предварительная работа:

Чтение книг и рассказов о прилете птиц, повторить перелетных и зимующих птиц, признаки весны, закрепить умение детей соотносить название птиц с изображением, выучить слова игры 10 птичек стайка

Ход:

- Дети послушайте загадку:

Зазвенели ручьи,

Прилетели грачи

В дом свой – улей пчела

Первый мед принесла

Кто скажет, кто знает

Когда это бывает? (Весной)

Дети вытягивают карточки со схематичным изображением признаков весны, не показывая друг другу. Ребенок должен объяснить, что у него изображено на карточке, а дети называют признак весны.

Например:

- У меня нарисованы солнце и месяц, (день становится длиннее, а ночь короче).

- У меня нарисована шуба (звери меняют шубку)

- У меня нарисована снежинка (тает снег…

Посмотрите, дети, какая была картинка у …Оли. (прилетели птицы)

- Значит они какие? (перелетные)

- А какие еще есть птицы(зимующие)

- Почему их так называют? (они не боятся морозов и проводят зиму с нами)

- Сейчас мы устроим соревнование. Девочки называют только перелетных птиц, а мальчики только зимующих (по очереди). Мозговой штурм (игра проводится в быстром темпе)

- Молодцы вы все очень старались

- Сегодня мы снова работаем с цветком, как он называется (цветик – семицветик)

- У нас шесть лепестков, значит у нас? (шестицветик)

- Первый лепесток будет тянуть тот, кто первым отгадает загадку:

На дереве домик без крыши

И не достанут его мыши

А вот птицы любят его

Что же это такое?. (гнездо)

• Вытянули первый лепесток с №1 (поместили на наборное полотно с буквой У)

Конверт № 1 «Найди пару»

В конверте картинка с изображением гнезда

- Дети, что это? (гнездо)

- Как вы думаете, для чего оно пригодится? (чтобы вывести птенцов)

- У нас есть гнездо, а вот яйца из гнезда выпали и разбились. Наша задача помочь птицам их собрать.

Детям раздаются или дети самостоятельно вытягивают половинки яиц, разрезанных фигурно. Дети ищут половинку своего яйца…

Ребенка, который первым тянул лепесток, спрашивают, кто будет следующим

Ребенок называет имя.

• Вытянули лепесток с № 2 (с буквой М)

Задание № 2 «Нарисуй стихотворение»

В конверте картинка с изображением скворечника и птенцов

- Мы помогли птицам собрать яйца и они уже вывели птенцов, какая птица любит жить в домике(скворец)

- Я предлагаю вам сегодня выучить стихотворение про скворцов. Называется оно «Мы построили скворечник». Написала его детская поэтесса Елена Тараховская

Мы построили скворечник.

Елена Тараховская

Мы построили скворечник

Для веселого скворца

Мы повесили скворечник

Возле самого крыльца

Все семейство вчетвером

Проживает в доме том

Кормит матушка скворчат

Целый день птенцы кричат

Мы хотим добавку

Муху и козявку.

Заучивание стихотворения, используя мнемотаблицы.

• Вытянули лепесток с №3 (с буквой Н)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

В конверте картинка с силуэтами десяти птиц и цифрой 10

Проводится игра «10 птичек – стайка»

С нами поиграй – ка, 10 птичек стайка

Эта птица – соловей

Эта птица – воробей

Эта птица совушка, сонная головушка

Эта птица – свиристель

Эта птица – коростель

Эта птица скворушка, черненькое перышко

Эта – зяблик, эта – стриж, эта – развеселый чиж

Ну а эта – злой орлан, птички, птички по домам.

• Вытянули лепесток с № 4 (с буквой И)

В конверте ребусы с названиями птиц

Например: КАКУШКУ (кукушка, КУТА (утка…

• Вытянули конверт с № 5 (с буквой К)

Задание «Посади птицу на дерево»

Из волшебного мешочка дети вытягивают силуэты птиц ЛАСТОЧКА и СИНИЦА

Ласточки придумывают названия птиц в которых встречается звук Р

Синицы – звук С

• Вытянули последний 6 лепесток (буква И)

Задание «Сложи конверт» конструирование из бумаги

В конверте картинка голубя и конверт. Голубь – птица мира, почтальон…

Давайте дети посмотрим, какую оценку нам сегодня поставил цветик – шестицветик.

Дети читают слово УМНИКИ

-А какую оценку вы сами себе поставили?

Рассуждения детей. Выставление оценки.

-Какое задание было для вас самым сложным? Самым простым?

Переход на другой вид деятельности: предложить сделать для птиц кормушки.



Предварительный просмотр:


Конспект ООД комбинированного вида в подготовительной группе «Весна, птицы» (развитие речи и ознакомление с окружающим)

ТемаВеснаптицы.

Программное содержание:

Развивающие задачи:

Способствовать закреплению представлений детей о весенних признаков, умения делить птиц на зимующих и перелетных.

Продолжать формировать умение отгадывать загадки, решать ребусы, заучивать стихотворение, используя мнемотаблицы, находить слова с заданным звуком, работать с бумагой (складывать в разных направлениях, работать по показу и по словесной инструкции.

Воспитательные задачи: воспитывать в детях желание помочь друг другу, умение работать в парах, сопереживать ближнему, умение объективно оценить свою работу и работу детей.

Материалы: картинки зимующих и перелетных птиц, карточки со схематичным изображением признаков весны, цветик- семицветик (шестицветик)с отрывающимися лепестками, ребусы с зашифрованными названиями птиц, овалы (яйца,разрезаны пополам фигурно, картинка с изображением гнезда, с изображением скворечника и птенцов, шесть конвертов, два дерева (по 12 силуэтов птиц ласточка и синица, квадраты по количеству детей (для конструирования).

Предварительная работа:

Чтение книг и рассказов о прилете птиц, повторить перелетных и зимующих птиц, признаки весны, закрепить умение детей соотносить название птиц с изображением, выучить слова игры 10 птичек стайка

Ход:

- Дети послушайте загадку:

Зазвенели ручьи,

Прилетели грачи

В дом свой – улей пчела

Первый мед принесла

Кто скажет, кто знает

Когда это бывает? (Весной)

Дети вытягивают карточки со схематичным изображением признаков весны, не показывая друг другу. Ребенок должен объяснить, что у него изображено на карточке, а дети называют признак весны.

Например:

- У меня нарисованы солнце и месяц, (день становится длиннее, а ночь короче).

- У меня нарисована шуба (звери меняют шубку)

- У меня нарисована снежинка (тает снег…

Посмотрите, дети, какая была картинка у …Оли. (прилетели птицы)

- Значит они какие? (перелетные)

- А какие еще есть птицы(зимующие)

- Почему их так называют? (они не боятся морозов и проводят зиму с нами)

- Сейчас мы устроим соревнование. Девочки называют только перелетных птиц, а мальчики только зимующих (по очереди). Мозговой штурм (игра проводится в быстром темпе)

- Молодцы вы все очень старались

- Сегодня мы снова работаем с цветком, как он называется (цветик – семицветик)

- У нас шесть лепестков, значит у нас? (шестицветик)

- Первый лепесток будет тянуть тот, кто первым отгадает загадку:

На дереве домик без крыши

И не достанут его мыши

А вот птицы любят его

Что же это такое?. (гнездо)

• Вытянули первый лепесток с №1 (поместили на наборное полотно с буквой У)

Конверт № 1 «Найди пару»

В конверте картинка с изображением гнезда

- Дети, что это? (гнездо)

- Как вы думаете, для чего оно пригодится? (чтобы вывести птенцов)

- У нас есть гнездо, а вот яйца из гнезда выпали и разбились. Наша задача помочь птицам их собрать.

Детям раздаются или дети самостоятельно вытягивают половинки яиц, разрезанных фигурно. Дети ищут половинку своего яйца…

Ребенка, который первым тянул лепесток, спрашивают, кто будет следующим

Ребенок называет имя.

• Вытянули лепесток с № 2 (с буквой М)

Задание № 2 «Нарисуй стихотворение»

В конверте картинка с изображением скворечника и птенцов

- Мы помогли птицам собрать яйца и они уже вывели птенцов, какая птица любит жить в домике(скворец)

- Я предлагаю вам сегодня выучить стихотворение про скворцов. Называется оно «Мы построили скворечник». Написала его детская поэтесса Елена Тараховская

Мы построили скворечник.

Елена Тараховская

Мы построили скворечник

Для веселого скворца

Мы повесили скворечник

Возле самого крыльца

Все семейство вчетвером

Проживает в доме том

Кормит матушка скворчат

Целый день птенцы кричат

Мы хотим добавку

Муху и козявку.

Заучивание стихотворения, используя мнемотаблицы.

• Вытянули лепесток с №3 (с буквой Н)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

В конверте картинка с силуэтами десяти птиц и цифрой 10

Проводится игра «10 птичек – стайка»

С нами поиграй – ка, 10 птичек стайка

Эта птица – соловей

Эта птица – воробей

Эта птица совушка, сонная головушка

Эта птица – свиристель

Эта птица – коростель

Эта птица скворушка, черненькое перышко

Эта – зяблик, эта – стриж, эта – развеселый чиж

Ну а эта – злой орлан, птички, птички по домам.

• Вытянули лепесток с № 4 (с буквой И)

В конверте ребусы с названиями птиц

Например: КАКУШКУ (кукушка, КУТА (утка…

• Вытянули конверт с № 5 (с буквой К)

Задание «Посади птицу на дерево»

Из волшебного мешочка дети вытягивают силуэты птиц ЛАСТОЧКА и СИНИЦА

Ласточки придумывают названия птиц в которых встречается звук Р

Синицы – звук С

• Вытянули последний 6 лепесток (буква И)

Задание «Сложи конверт» конструирование из бумаги

В конверте картинка голубя и конверт. Голубь – птица мира, почтальон…

Давайте дети посмотрим, какую оценку нам сегодня поставил цветик – шестицветик.

Дети читают слово УМНИКИ

-А какую оценку вы сами себе поставили?

Рассуждения детей. Выставление оценки.

-Какое задание было для вас самым сложным? Самым простым?

Переход на другой вид деятельности: предложить сделать для птиц кормушки.



Предварительный просмотр:

Логопедическое занятие по развитию связной речи в старшей группе

ТЕМА: ПЕРЕСКАЗ ОПИСАТЕЛЬНОГО РАССКАЗА ОБ ОВОЩАХ

С ОПОРОЙ НА СХЕМУ.

Учитель-логопед Константинова Э.Н.

 ЦЕЛИ:

Коррекционно-образовательные:

—  учить детей пересказывать рассказ с опорой на схему описания;

—  соотносить внешний вид овощей с геометрическими формами;

—  учить узнавать овощи по описанию.

Коррекционно-развивающие:

—  развивать у детей умение отвечать на вопросы полным предложением;

—  активизировать словарь по теме «Овощи»;

—  развивать внимание и мышление, обращая внимание на детали в описании.

Коррекционно-воспитательная:

—  воспитывать у детей аккуратность и гигиенические навыки.

Оборудование: картинки с изображением овощей, схема описания овощей и фруктов, геометрические фигуры (круг, овал, треугольник) по количеству детей.

Предварительная работа: рассматривание овощей и картины «Натюрморт». Аппликация «Корзина с овощами». Лепка овощей из пластилина. Чтение русской народной сказки «Вершки и корешки», стихотворения Ю. Тувима «Овощи». Игра «Угадай на вкус» (с использованием натуральных овощей).

Ход занятия /.

 Организационный момент.

Дети заходят в группу и видят корзину, прикрытую салфеткой.

Логопед в костюме осени: Это подарки Осени. А что в корзинке вы должны догадаться сами, отгадав загадки:

Желтый бок, круглый бок — Сидит на грядке колобок. (Репка.)

Сидит дед, во сто шуб одет. (Лук).

Красная девица сидит в темнице, А коса на улице. (Морковь.)

Логопед (снимает салфетку и показывает детям овощи): Как одним словом мы можем назвать подарки Осени, которые лежат в корзинке? (Овощи.)

2.  Объявление темы.

Логопед: Сегодня мы с вами будем учиться рассказывать об овощах.

3.  Игра «Узнай по описанию».

Логопед: Узнайте овощи по описанию.

•    Круглый, красный, сочный, полезный, мягкий? (Помидор.)

•    Овальный, зеленый, вкусный, шершавый, твердый? (Огурец.)

•    Треугольная, оранжевая, твердая, вкусная, хрустящая? (Морковь.)

•    Круглая, зеленая, твердая, сочная? (Капуста.)

•    Круглый, жгучий, твердый, витаминный? (Лук.)

•    Круглая, бордовая, твердая, полезная? (Свекла.)

Дети узнают по описанию овощи, а логопед выставляет картинки с их изображениями на наборное полотно.

4.  Игра «На что похоже?».

На столах у детей находятся геометрические фигуры: треугольник, овал, круг. Логопед предлагает детям подойти к наборному полотну и поставить свою форму к тому овощу, к которому она подходит. При этом обязательно свои действия нужно сопровождать речью: «Треугольник подходит к моркови — она треугольная по форме». И т.д.

5.  Знакомство со схемой описания.

Логопед знакомит детей с каждым условным обозначением, рассказывает о том, как схема будет помогать детям составлять рассказы об овощах.

План рассказа:

1. Что это за предмет?

2. Где растет (сад, лес, огород)?

3. Какой овощ на вкус? Какой на ощупь?

4. Какой формы овощ?

5. Какого цвета овощ?

6. Что можно приготовить из овоща?

 Образец рассказа.

Логопед: Послушайте мой рассказ, который я составила с помощью этой схемы-помощницы.

Это помидор. Помидор это овощ. Он растет в огороде, на грядке. Помидор это вкусный, сочный и сладкий овощ. На ощупь он мягкий. Помидор круглый, красного цвета. Из помидоров можно приготовить салат, их можно солить и есть сырыми.

7. Рассказы детей.

Логопед предлагает двум детям пересказать услышанный рассказ.

Физкультминутка «Огород». Выполнение движений по тексту стихотворения.

Огород у нас в порядке — Мы весной вскопали грядки. Мы пололи огород, Поливали огород.

Действия по тексту.

В лунках маленьких не густо Рассадили мы капусту.

«Сажают».

Лето все она толстела,              Показывают руками круг перед собой.

Разрасталась вширь и ввысь.    Руки в стороны, а затем вверх.

А теперь ей тесно белой,           Руки разведены в стороны.

Говорит — посторонись!           Отталкивающие    движения руками.

Е. Стюарт   После  физкультминутки  логопед   предлагает еще несколько аналогичных образцов рассказов о других овощах. Дети пересказывают их.

 8. Итог занятия.

Логопед (подводит итог занятия): Какой подарок прислала нам щедрая Осень? Что можно сказать об овощах? (Они вкусные, полезные, витаминные.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Автоматизация звука [р] в слогах, словах, предложениях по теме "Животные жарких стран"

Цель: Закрепление правильного произношения звука [Р] в слогах, словах, предложениях по теме "Животные жарких стран".Коррекционно-образовательные задачи.Активизация и актуализация словаря по теме...

Автоматизация звука [р] в слогах, словах, предложениях по теме "Животные жарких стран"

Цель: Закрепление правильного произношения звука [Р] в слогах, словах, предложениях по теме "Животные жарких стран".Коррекционно-образовательные задачи.Активизация и актуализация словаря по теме...

Автоматизация звука Ш в слогах, словах, предложениях.

Конспект индивидуального занятия "Автоматизация звука Ш"....

Автоматизация звука Ш в слогах, словах, предложениях.

Презентация поможет в увлекательной форме закреплять правильное произношение звука Ш....