Главные вкладки

    Конспект занятия по развитию речи для средней группы "Составление описательного рассказа об игрушке с использованием схемы"
    план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

    Проскурина Инесса Анатольевна

    Обучение детей 3-4 лет составлять связный  рассказ по схеме

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt.docx36.26 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект занятия по развитию речи для средней группы

    Тема: «Составление описательного рассказа об игрушке с использованием схемы».

    Программное содержание:

    - Учить детей составлять описательный, связный и последовательный рассказ об игрушках с использованием схемы.

    - Закрепить умения обследовать предмет от восприятия его в целом к выделению существенных признаков.

    - В описании - определять объект, последовательно описывать части, свойства (цвет, форма, величина, качества, действия с ним, в конце высказывать оценочное суждение.

    - Употреблять в речи названия предметов, их частей, деталей, материалов, из которых они сделаны.

    - Закреплять умения детей определять и называть местоположение предмета (слева, около, рядом, между, сзади,  продолжать закреплять умения детей употреблять в речи слова с обобщающим значением: игрушки.

    - Развивать мышление, воображение, наблюдательность, зрительную память.

    - Воспитывать интерес к родному языку, культуру общения, доброжелательность.

    Словарная работа:

    - обогащение: мягкая игрушка, плюшевая;

    - активизация - слова - определения:  резиновая, пластмассовая, деревянная, меховая; слова - действия:   скликала,  грузить,  катать,  собирать, бросать, ловить, кормить, гулять, возить в коляске и т. д.

    Материальное  оснащение:

    - сундучок, игрушки для описания: машина, мишка, мяч, кукла, пирамидка,

    загадки об игрушках, стихотворение «Пусть игрушки дружат с нами».

    Предварительная работа:

    -рассматривание игрушек, заучивание стихотворения, словесные игры.

    Ход занятия

    I. Организационный момент.  Дети сидят полукругом напротив воспитателя.

    Педагог: Ребята, к нам в гости пришел Мишка и привел с собой гостей.

    Давайте пригласим Мишкиных гостей.

    II. Введение в тему.

    Приготовьте левую ладошку и средний палец правой руки. Вместе со мной повторяем слова и показываем

    Сорока, сорока

    Сорока-белобока,

    Кашу варила,

    На порог скакала,

    Гостей скликала.

    П:Как скликала, звала гостей сорока? (Приходите к нам, милости просим).

    П: Как еще можно гостей позвать? (Приходите,  пожалуйста, приглашаем в гости, ждем вас).

    Педагог  достаёт  сундучок из- под  стола.

    П: Ребята, гости почему-то спрятались. Давайте у Мишки спросим«Мишка, а почему гости спрятались?».

    П: Ребята, Мишка говорит, что гости хотят, чтобы вы отгадали про них загадки. Внимательно слушайте загадки и прежде чем ответить подумайте.

    III. Загадывание загадок:

    Зверь забавный,

    Сшит из плюша

    Есть и лапы, есть и уши.

    Меду зверю дай немного

    И устрой ему берлогу. (Плюшевый мишка).

    Ростом мал, да удал,

    От меня он ускакал.

    Хоть надут он всегда –

    С ним не скучно никогда. (Мяч).

    Не летит, не жужжит жук

    А по улице бежит.

    И горят в глазах жука

    Два блестящих огонька. (Машина).

    Глазки голубые,

    Кудри золотые,

    Губки розовые. (Кукла).

    Разные колечки

    На палочке стоят.

    На елочку похожи,

    Ребяток веселят. (Пирамида).

    IV. Составление рассказа.

    П: Ребята, так кто же пришел к нам в гости вместе с Мишкой? (Мишка, машина, мяч, кукла, пирамидка).

    П: Как можно назвать одним словом все это? (Игрушки).

         П: Правильно, молодцы. Это все игрушки. Ребята, а Мишка привел с собой игрушки не просто так. Он хочет , чтоб вы ему объяснили как с ними играть. Поможем Мишке?(Да).

         П.: Ребята, вам надо будет составить рассказы об игрушках. А поможет вам в составлении рассказа вот эта схема. Давайте посмотрим на схему. (Задаю вопросы по схеме).

    П : По цвету какие бывают игрушки? (Красные, желтые, зеленые, синие).

    П : По форме игрушки бывают? (Круглые, квадратные, треугольные).

    П : По величине бывают какие игрушки? (Большие, маленькие).

    П : У игрушек есть части, например: у зайца - голова, на голове уши, глаза, нос, туловище, хвост, лапы; у вертолета - кабина, хвост, колеса.

    П : Игрушки делают из различных материалов. (Показываю на схему, где материал). Из пластмассы какие игрушки? (Пластмассовые).

    Из железа? (Железные).

    Из дерева? (Деревянные).

    Из меха? (Меховые). Или мы говорим мягкая игрушка. А еще такие игрушки называют плюшевые. Давайте все вместе повторим « плюшевые».

    П .: Ладошка нам говорит о том, как можно играть игрушками? Например, с куклой как можно играть? (Катать на коляске, кормить, раздевать и одевать, укладывать спать, качать).

    П .: Молодцы. А сейчас еще раз посмотрим на схему. Кратко повторим, как надо описывать игрушку: цвет, форма, величина, из каких частей состоит, из какого материала сделана, как можно играть.

    П .: Сейчас послушайте, как красиво надо рассказать об игрушке.

    V. Рассказ педагога.

    П .: Ребята, прежде чем вы начнете рассказывать, давайте немного поиграем и Мишку пригласим с нами поиграть.

    П .: Мишке так понравилось с нами играть. Но мы должны научить Мишку играть с игрушками. Кто хочет рассказать об игрушке? (Детские рассказы).

    П .: Хорошо, молодцы. Очень красивые и интересные рассказы у вас получились. Послушав ваши рассказы, Мишка научился играть с игрушками. Он говорит вам большое спасибо.

    VI. Физкультурно-оздоровительный момент.

    VII. Д/игра « Кто сидит рядом с мишкой?»

    П .: Ребята, а давайте еще поиграем с Мишкой и его игрушками. Внимательно посмотрите, как сидят игрушки? (Машина, пирамидка, кукла, мяч мишка).

    П .: Кто сидит рядом с куклой? (Мяч и пирамидка).

    П .: Кто находится между мишкой и куклой? Мяч).

    П .: Кто сидит слева от мячика? (Кукла).

    П .: А теперь закройте глаза, не подсматривайте? (Меняю игрушки местами).

    П .: Что находится сзади куклы? (Машина).

    П .: Что находится между мячом и мишкой? (Пирамидка).

    П .: Молодцы. Все были внимательны. Ребята, а после того, как мы поиграли, что надо делать? (Убирать игрушки на место).

    П .: Ребята, давайте Мишке расскажем стихотворения про игрушки.

    С детьми рассказываем стихотворение «Пусть игрушки дружат с нами».

    VIII. Итог занятия.

    П .: Молодцы. Ребята, Мишка говорит вам спасибо. Он научился играть с игрушками, а после вашего стихотворения он будет убирать игрушки на места.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия по развитию речи в средней группе Пересказ рассказа Е. Чарушина «Курочка»

    Цели: познакомить с произведением, учить слушать и понимать содержание текста. Учить пересказывать близко к тексу, сохраняя стилистику автора, с помощью вопросов воспитателя.Образовательные задачи: до...

    Конспект занятия по развитию речи по теме: "Составление описательных рассказов по картинке" (зайчата потерялись), для детей средней группы.

    Конспект занятия разработан для открытого просмотра на основе занятия О. С. Ушаковой "Развитие речи".Предназначен для проведения с детьми среднего возраста.В данном занятии используются ЦОР и технолог...

    Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Составление рассказов по картинам с использованием мнемотаблицы».

    Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Составление рассказов по картинам с использованием мнемотаблицы»....

    Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Пересказ рассказа Н. Калининой «Про снежный колобок» с опорой на мнемотаблицу»

    Конспект занятия для детей средней группы по развитию речи с использованием мнемотаблицы. В занятии используется сюрпризный момент, поисковый момент, использование мнемотаблицы, физминутка, дыхвтельна...

    Конспект занятия по развитию речи в средней группе. Составление рассказа об игрушке. Звук «ш».

    Программное содержание: -Учить составлять короткий описательный рассказ об игрушке. воспитывать у детей дружеские отношения друг к другу. -Учить согласовывать существительные и прилагательные в р...