Конспект занятия по развитию речи для средней группы "Составление описательного рассказа об игрушке с использованием схемы"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Проскурина Инесса Анатольевна

Обучение детей 3-4 лет составлять связный  рассказ по схеме

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx36.26 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи для средней группы

Тема: «Составление описательного рассказа об игрушке с использованием схемы».

Программное содержание:

- Учить детей составлять описательный, связный и последовательный рассказ об игрушках с использованием схемы.

- Закрепить умения обследовать предмет от восприятия его в целом к выделению существенных признаков.

- В описании - определять объект, последовательно описывать части, свойства (цвет, форма, величина, качества, действия с ним, в конце высказывать оценочное суждение.

- Употреблять в речи названия предметов, их частей, деталей, материалов, из которых они сделаны.

- Закреплять умения детей определять и называть местоположение предмета (слева, около, рядом, между, сзади,  продолжать закреплять умения детей употреблять в речи слова с обобщающим значением: игрушки.

- Развивать мышление, воображение, наблюдательность, зрительную память.

- Воспитывать интерес к родному языку, культуру общения, доброжелательность.

Словарная работа:

- обогащение: мягкая игрушка, плюшевая;

- активизация - слова - определения:  резиновая, пластмассовая, деревянная, меховая; слова - действия:   скликала,  грузить,  катать,  собирать, бросать, ловить, кормить, гулять, возить в коляске и т. д.

Материальное  оснащение:

- сундучок, игрушки для описания: машина, мишка, мяч, кукла, пирамидка,

загадки об игрушках, стихотворение «Пусть игрушки дружат с нами».

Предварительная работа:

-рассматривание игрушек, заучивание стихотворения, словесные игры.

Ход занятия

I. Организационный момент.  Дети сидят полукругом напротив воспитателя.

Педагог: Ребята, к нам в гости пришел Мишка и привел с собой гостей.

Давайте пригласим Мишкиных гостей.

II. Введение в тему.

Приготовьте левую ладошку и средний палец правой руки. Вместе со мной повторяем слова и показываем

Сорока, сорока

Сорока-белобока,

Кашу варила,

На порог скакала,

Гостей скликала.

П:Как скликала, звала гостей сорока? (Приходите к нам, милости просим).

П: Как еще можно гостей позвать? (Приходите,  пожалуйста, приглашаем в гости, ждем вас).

Педагог  достаёт  сундучок из- под  стола.

П: Ребята, гости почему-то спрятались. Давайте у Мишки спросим«Мишка, а почему гости спрятались?».

П: Ребята, Мишка говорит, что гости хотят, чтобы вы отгадали про них загадки. Внимательно слушайте загадки и прежде чем ответить подумайте.

III. Загадывание загадок:

Зверь забавный,

Сшит из плюша

Есть и лапы, есть и уши.

Меду зверю дай немного

И устрой ему берлогу. (Плюшевый мишка).

Ростом мал, да удал,

От меня он ускакал.

Хоть надут он всегда –

С ним не скучно никогда. (Мяч).

Не летит, не жужжит жук

А по улице бежит.

И горят в глазах жука

Два блестящих огонька. (Машина).

Глазки голубые,

Кудри золотые,

Губки розовые. (Кукла).

Разные колечки

На палочке стоят.

На елочку похожи,

Ребяток веселят. (Пирамида).

IV. Составление рассказа.

П: Ребята, так кто же пришел к нам в гости вместе с Мишкой? (Мишка, машина, мяч, кукла, пирамидка).

П: Как можно назвать одним словом все это? (Игрушки).

     П: Правильно, молодцы. Это все игрушки. Ребята, а Мишка привел с собой игрушки не просто так. Он хочет , чтоб вы ему объяснили как с ними играть. Поможем Мишке?(Да).

     П.: Ребята, вам надо будет составить рассказы об игрушках. А поможет вам в составлении рассказа вот эта схема. Давайте посмотрим на схему. (Задаю вопросы по схеме).

П : По цвету какие бывают игрушки? (Красные, желтые, зеленые, синие).

П : По форме игрушки бывают? (Круглые, квадратные, треугольные).

П : По величине бывают какие игрушки? (Большие, маленькие).

П : У игрушек есть части, например: у зайца - голова, на голове уши, глаза, нос, туловище, хвост, лапы; у вертолета - кабина, хвост, колеса.

П : Игрушки делают из различных материалов. (Показываю на схему, где материал). Из пластмассы какие игрушки? (Пластмассовые).

Из железа? (Железные).

Из дерева? (Деревянные).

Из меха? (Меховые). Или мы говорим мягкая игрушка. А еще такие игрушки называют плюшевые. Давайте все вместе повторим « плюшевые».

П .: Ладошка нам говорит о том, как можно играть игрушками? Например, с куклой как можно играть? (Катать на коляске, кормить, раздевать и одевать, укладывать спать, качать).

П .: Молодцы. А сейчас еще раз посмотрим на схему. Кратко повторим, как надо описывать игрушку: цвет, форма, величина, из каких частей состоит, из какого материала сделана, как можно играть.

П .: Сейчас послушайте, как красиво надо рассказать об игрушке.

V. Рассказ педагога.

П .: Ребята, прежде чем вы начнете рассказывать, давайте немного поиграем и Мишку пригласим с нами поиграть.

П .: Мишке так понравилось с нами играть. Но мы должны научить Мишку играть с игрушками. Кто хочет рассказать об игрушке? (Детские рассказы).

П .: Хорошо, молодцы. Очень красивые и интересные рассказы у вас получились. Послушав ваши рассказы, Мишка научился играть с игрушками. Он говорит вам большое спасибо.

VI. Физкультурно-оздоровительный момент.

VII. Д/игра « Кто сидит рядом с мишкой?»

П .: Ребята, а давайте еще поиграем с Мишкой и его игрушками. Внимательно посмотрите, как сидят игрушки? (Машина, пирамидка, кукла, мяч мишка).

П .: Кто сидит рядом с куклой? (Мяч и пирамидка).

П .: Кто находится между мишкой и куклой? Мяч).

П .: Кто сидит слева от мячика? (Кукла).

П .: А теперь закройте глаза, не подсматривайте? (Меняю игрушки местами).

П .: Что находится сзади куклы? (Машина).

П .: Что находится между мячом и мишкой? (Пирамидка).

П .: Молодцы. Все были внимательны. Ребята, а после того, как мы поиграли, что надо делать? (Убирать игрушки на место).

П .: Ребята, давайте Мишке расскажем стихотворения про игрушки.

С детьми рассказываем стихотворение «Пусть игрушки дружат с нами».

VIII. Итог занятия.

П .: Молодцы. Ребята, Мишка говорит вам спасибо. Он научился играть с игрушками, а после вашего стихотворения он будет убирать игрушки на места.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в средней группе Пересказ рассказа Е. Чарушина «Курочка»

Цели: познакомить с произведением, учить слушать и понимать содержание текста. Учить пересказывать близко к тексу, сохраняя стилистику автора, с помощью вопросов воспитателя.Образовательные задачи: до...

Конспект занятия по развитию речи по теме: "Составление описательных рассказов по картинке" (зайчата потерялись), для детей средней группы.

Конспект занятия разработан для открытого просмотра на основе занятия О. С. Ушаковой "Развитие речи".Предназначен для проведения с детьми среднего возраста.В данном занятии используются ЦОР и технолог...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе. Составление рассказа об игрушке. Звук «ш».

Программное содержание: -Учить составлять короткий описательный рассказ об игрушке. воспитывать у детей дружеские отношения друг к другу. -Учить согласовывать существительные и прилагательные в р...

Конспект занятия по развитию речи на тему "Составление описательного рассказа о синичке"

Данный конспект поможет педагогам и родителям научить детей 5-6 лет в игровой форме составлять описательный рассказ о синичке, используя метод образца педагога с элементами пересказа и заучивания худо...