ООД "Путешествие в страну Этикет по социально- коммуникативному развитию в старшей группе
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Хораськина Галина Николаевна

ООД учит составлять мини-рассказ о сказочном герое с использованием синквейн

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon puteshestvie_v_stranu_etiket_sin.doc245 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Большеатменская средняя общеобразовательная школа»

Красночетайского района Чувашской Республики

КОНСПЕКТ

Организованной образовательной деятельности

по образовательной области

 «социально-коммуникативное развитие»

в старшей группе 

                                                                                 

Подготовила:

                                                                        Воспитатель

                                                                       Хораськина Г.Н.

                                                                                   

                                                   Д.Кумаркино 2018

Образовательная область: социально-коммуникативное развитие

Возрастная группа: Старшая  группа (5-6  лет)

Продолжительность: 25 минут

Технологии:

ИКТ (электронная презентация),  оздоровительные технологии (двигательные паузы); метод синквейна

Аннотация:

Место занятия в учебной программе

Занятие проводится согласно учебной рабочей программы старшей группы и календарно-тематического плана.

Занятие представляет образовательную область (определенное направление развития и образование детей)  «речевое развитие». Соблюдены принципы интеграции: образовательных областей,  в ходе выполнения  методических приемов решаются задачи образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие» (игровая деятельность); «физическое развитие»;  «Речевое развитие» (речевая деятельность, восприятие художественной литературы), художественно-эстетическое развитие (продуктивная деятельность).

Вид: закрепление, обобщение

Тип занятия: сюжетно-игровое

Целевая аудитория: Дети старшей группы 

Цель: формирование норм общения в соответствии с правилами  речевого этикета.

Задачи:                                                                                                                                      Образовательные 

Формировать опыт речевого этикетного поведения и закрепить  знания основных речевых этикетных формул, правил их использования в различных ситуациях общения;

Учить составлять мини-рассказ о сказочном герое с использованием синквейна;

Учить использовать в речи формы выражения вежливости (попросить прощения, извиниться, поблагодарить, сделать комплимент).

Учить детей решать спорные вопросы и улаживать конфликты с помощью речи: убеждать, доказывать, объяснять.

Развивающие

Развить внимание, воображение, творческое мышление, творческие способности, способность сопереживать. Словарь: «этикет», «тактичность».

Воспитывающие

Формировать элементарные представление о хороших и плохих поступках, умение правильно оценивать себя и других.

Воспитывать умение вести себя в соответствии с правилами и нормами этикета. Способствовать формированию коммуникативных навыков общения.

Организационные параметры:

Проводится как с подгруппой детей (до 10-12 чел.), так и со всей группой.

Состоит из трех частей: организационной, основной, заключительной.

Требования к  помещению:

Просторное помещение группы: должна быть возможность свободного передвижения участников. Должны быть  предусмотрены зоны для работы за столами, зоны работы с демонстрационным материалом, в том числе использования интерактивного оборудования (ноутбук, медиаустановка, экран, звуковое устройство).

Используемая литература:

1.Программа «От рождения до школы/ Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ 2015 г,

 2.Т.Н.Вострухина, Л.А.Кондрынинская. Планирование работы по календарю. творческий центр Москва2012г.

3. Ушакова О. С., СтрунинаЕ. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. – Владос – Москва,2010.

4.Ушакова О. С. «Развитие речи и творчества дошкольников». – Т. Ц. Сфера, 2005.

5.Ушакова О. С. «Придумай слово». – Т. Ц. Сфера, 2010

6. Князева О.Л. «Я-ты-мы» Программа социально-эмоционального развития дошкольников. – Москва: Мозаика синтез, 2005г.

Материалы и оборудование:

 «море», «капли» из бумаги, картинки сказочных героев, домик и карточки для синквейна, слайд-презентация; лепестки волшебного цветка.

                                                                                                                                      Предварительная работа: просмотр развивающего мультфильма «Лунтик и его друзья. Изучаем правила», чтение С.А. Насонкина «Уроки этикета».

Методические приемы:

1 часть:

1)Приветствие

2)Игровой прием: электронное звуковое письмо

3)Игровая мотивация: путешествие в страну «Этикета»

2 часть:

4) Речевая игра «Волшебные слова»

5)Двигательное упражнение «волшебный лес»

6)Составление синквейна «Сказочные герои»

7)Разбор ситуации (просмотр  звукового слайда)

8)Игра «Мирилка»

9)Развивающая   игра и «Верно - не верно»

10)просмотр звукового слайда (Фея благодарит)

11)Работа в парах – тактильное упражнение « руки и наши чувства»

12) игра «Соберем цветок из вежливых слов»

3 часть:

13) завершение игровой мотивации

14) дарим смайлики

   

План-конспект:

Воспитатель: Я рада сегодня вас видеть! Давайте пожелаем друг другу доброго утра, и пусть это пожелание будет теплым и искренним.

Дети: Доброе утро, всем!

Воспитатель: Сегодня  к нам на электронную почту пришло письмо:

Помогите! Мне страшно.  В страну «ЭТИКЕТ» злые посланники Снежной  королевы - Северные ветра, принесли холод и стужу.

        Жителями страны грустные и постоянно ссорятся, так как никто не соблюдает правила речевого этикета.

        И только с вашей помощью, в страну вновь вернется веселье и радость, а жители  станут вежливыми!

Фея Вежливости».

        

Воспитатель: Нам с вами надо принять решение. Как мы поступим?

Ребята, а как мы сможем добраться до страны Этикет? (Ответы детей.) Да, вариантов много, но самый доступный для нас – воздушный шар.

Как только я скажу: «Земля прощай!», - а вы мне ответите: «В добрый путь!», - взлетаем, легко и плавно летим за мной.

  • Земля прощай!

Дети: В добрый путь!

Все ребята и педагог пластически изображают полет на воздушном шаре и оказываются в стране Этикет.

Воспитатель: Приземляемся. Мы оказались в стране Этикет.

        Звучит мелодия, отображающая звуки  «льда».

Воспитатель: Северный ветер заморозил Море Добрых слов в этой стране.  Он вырвал из нее добрые, волшебные слова.  Теперь жители страны Этикет не могут использовать их в своей речи. Требуется наша помощь, продолжите эти строки «волшебными словами».  

- Растает ледяная глыба, от слова теплого (спасибо).

- Зазеленеет старый пень, когда услышит (добрый день).

- Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь (здравствуйте).

- Если больше есть не в силах, скажем маме мы (спасибо).

- Когда бранят за шалости, говорят (прости, пожалуйста).

- Всем вам с большой любовью, желаю крепкого (здоровья).

Воспитатель: Эти «волшебные» слова мы используем в своей речи, когда говорим с другими людьми, и от них людям становится теплее и радостнее. Доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту, рассеять плохое настроение. А сейчас возьмите по одной капле и, называя «волшебное слово», добавьте его в наше море –и мы его разморозим.

Воспитатель: Ваши ответы помогли оживить море Добрых слов. (Слышаться шум моря)

Воспитатель: Наше путешествие продолжается. И дорога проходит через волшебный лес.

Упражнение «Волшебный лес»

Дети выполняют движения в соответствии с текстом вместе с педагогом.

Мы пришли в волшебный лес.                  Ходьба по кругу.

Сколько здесь вокруг чудес!               Развести руки в стороны.

Справа берёзка в шубке стоит            Руку отвести вправо и 

                                                                посмотреть на неё.  

Слева ёлка на нас глядит.                    Отвести руку влево и 

                                                                проследить за ней взглядом. 

Снежинки в небе кружатся,                 Кружатся.

На землю красиво ложатся.                  Приседают.

Вот и зайка поскакал,                            Прыжки на двух ногах 

От лисы он убежал,                                на месте. 

Серый волк рыщет,                                 руки на поясе, наклоны

Он себе добычу ищет!                            в стороны.

Все мы спрячемся сейчас,                      медленно присесть, прячась.

Не найдёт тогда он нас. 

Лишь медведь в берлоге спит,               имитируют сон.

Так всю зиму он проспит.

Прилетают снегири,                                имитируют полёт птиц.

Ух, красивые они! 

В лесу красота и покой                           развести руки в стороны.

Вот только холодно зимой.                    Обхватить руками плечи.

Воспитатель: Вот мы  с вами прошли сквозь «волшебный лес» и  попали  на Сказочную поляну. —  Вы любите сказки?  Но в сказках добру противостоит зло, и между ними постоянно идет борьба.

 Воспитатель: Я буду называть героя, если герой добрый  и вежливый – вы улыбаетесь, а если -  злой и грубый – закрываете лицо руками:

 Дюймовочка, Иван – царевич, Гуси – лебеди, Золотая рыбка, Кощей Бессмертный, Золушка, Баба – Яга, Мальчик – с – пальчик, Бармалей, Доктор Айболит.                                                                                                                 Воспитатель: Фея нам оставила волшебную карточку о сказочных героях Синквейн Дюймовочка и доктор Айболит) Работа проводиться с пособием «Волшебный домик» (Приложение № 1)

Дети составляют пятистрочие со сказочным героем.  

Пример:

 1.Дюймовочка    

2.Крохотная, трудолюбивая,

3.помогает, убирает, спасает

4.спасаетсает ласточку от болезни

5.девочка

  1. Айболит    
  2. добрый, смелый
  3. Помогает, лечит, спасает

4.Лечит от болезней зверей  

5.Доктор

Воспитатель: Путешествие продолжается, и мы с вами попадаем на Аллею Уважения. Жители страны Этикет потеряли много хороших качеств, таких как доброта, уважение, и  тактичность.

Предлагаются послушать звуковой слайд, а дети дают оценку.

Озвучка слайда:

Мальвина: здравствуй ,  Буратино.

 Буратино:- Привет, Мальвинка.

Мальвина: почему ты меня так называешь?

Буратино - Что такого? Я ещё про тебя стишок сочинил. Мальвинка - пелеринка, вышла на лужок. Мальвинка – пелеринка нарвала цветов вагон.

Мальвина: - Мне не нравится такое стихотворение.

Буратино - Почему это оно тебе не нравится? Очень даже смешное.

Мальвина: - Вот поэтому и не нравится. Это не стих, а какая – то дразнилка. Я не хочу слушать тебя.

- Буратино Ну и не надо, подумаешь, стихи ей мои не понравились.

Мальвина: - Я ухожу, до свидания.

Буратина - Пока, пока. Мальвинка - пелеринка.

Воспитатель: Ребята, почему между Буратино и Мальвиной  произошла ссора? (Ссора произошла, потому что Буратино грубо называла её и придумал прозвище).

- Можно ли давать другим обидные прозвища? (нет)

- Почему? (Это может расстроить, обидеть нас).

- Можно ли исправить эту ситуацию? Да.

  Как?  (Нужно называть друзей и товарищей по имени.)

- К человеку нужно всегда обращаться по имени, называть грубыми словами, дразнить – это очень некрасиво и может обидеть любого из ваших друзей. А давайте мы  помирим Буратино и  Мальвину, ведь мы с вами знаем мирилку. Возьмитесь за руки, смотрите в глаза и повторяйте слова:

Не сердись, улыбнись,

Крепче за руки возьмись.

Ты меня извини,

И обиды не держи.

Воспитатель: Я предлагаю поиграть в игру «Верно – не верно »

 (1 хлопок – верно, 2 притопа ногами  – не верно.)

  • Поздороваться при встрече.
  • Толкнуть, не извиниться.
  • Во время беседы быть тактичным.
  • Не выслушивать своего собеседника.
  • Обратиться к незнакомцу: «Эй, ты, как тебя зовут?»
  • Перебить во время разговора взрослого или ребенка.
  • Поблагодарить за подарок…

Воспитатель: Молодцы!

Вот мы с вами и оказались  у Дворца феи  Вежливости, но чтобы двери дворца открылись, мы должны будем назвать пословицы и поговорки о добре, вежливости, дружбе. (Дети называют пословицы и поговорки)

Фея Вежливости (звуковой слайд):  Добрый день ( дети отвечают). Я очень рада, что вы откликнулись на мое письмо и преодолели все препятствия, теперь жители страны Этикет будут добрыми и вежливыми. Добрый человек, всегда поможет другим в трудную минуту.  

Работа в парах.

 — Выберите себе друга, потрогайте руки друг друга. Что можно о них сказать? Может ли человек обидеть другого, если у него такие теплые руки? Могут ли руки помочь подружиться? Поблагодарите, погладьте руки своего друга и свои. Как мы можем руками поблагодарить всех? (Аплодисменты)  

Фея Вежливости: А сейчас  давайте с вами соберем цветик-семицветик из вежливых слов, которые делают нашу жизнь добрее и лучше.

Воспитатель: Этот цветок нам дарит фея Вежливости, который  будет в вашей группе, чтобы, глядя на него, вы всегда будем помнить о всех его лепестках, и были  вежливыми, аккуратными и культурными. Ведь быть вежливым это не только говорить вежливые слова, но и стараться сделать приятное другим людям. Дарите всем по солнышку –

Частичку света, доброты.

Слова любви и нежности

Дарите людям, как цветы.

Раздаются всем присутствующим и детям смайлики.

Воспитатель: А нам пора отправляться в обратный путь, в детский сад, воздушный шар ждет нас.

Приложение  № 1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию в старшей группе « Путешествие в страну здоровья»

Конспект занятия  социально -коммуникативному развитию в старшей группе  " Путешествие в страну здоровья"Обучающая:• Формировать представление детей о здоровье как одной из гл...

Конспект непосредственно непрерывной образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию в старшей группе «Страна безопасности».

Закрепить знания о безопасности, правила поведения в быту и на улице, правила поведения при пожаре, учить сопереживать сказочному герою; вызывать желание помочь ему. ...

Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию в старшей группе с использованием ИКТ технологии. "Путешествие в страну Дружбы"

Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию с использованием ИКТ технологии. "Путешествие в страну Дружбы"...

Интегрированное занятие по социально-коммуникативному развитию в старшей группе: " Страна Вкусляндия".

Данное занятие воспитывает у детей желание заботиться о своём здоровье. Продолжать знакомиться с витаминами, рассказать о пользе витаминов, их значении для жизни, взаимосвязи и питания. Учить детей ра...

Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию в старшей группе Тема занятия: «Путешествие в сказочную страну Доброты»

Тема занятия:     «Путешествие в сказочную страну Доброты»Цель: создание условий для формирования нравственных взаимоотношений дошкольников через формирование...