Методическая разработка "Использование приемов ТРИЗ в работе педагога-психолога
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)

Фелькер Татьяна Юрьевна

Предлагаю вашему вниманию разработку развивающего занятия педагога-психолога с детьми подготовительной группы с использованием приемов ТРИЗ в виде Квеста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kvest.docx36.57 КБ

Предварительный просмотр:

Развивающее занятие педагога-психолога с детьми подготовительного к школе возраста (6-7 лет), с использованием приемов ТРИЗ - «Квест»

Дошкольное детство-это тот особый возраст, когда ребенок открывает для себя мир, когда происходят значительные изменения во всех сферах его психики (когнитивной, эмоциональной, волевой) и которые проявляются в различных видах деятельности: коммуникативной, познавательной, преобразующей. Это возраст, когда появляется способность к творческому решению проблем, возникающих в той или иной ситуации жизни ребенка (креативность). Умелое использование приемов и методов ТРИЗ успешно помогает развить у дошкольников изобретательскую смекалку, творческое воображение, диалектическое мышление.

Цели ТРИЗ- не просто развить фантазию детей, а научить их мыслить системно, с пониманием происходящих процессов.

Квест.

Инструкция для детей:

У нас спрятан объект, мы не знаем что или кто это. Чтобы его найти необходимо, собрать подсказки. А подсказки даются после выполнения заданий.

1 Задание.  «Нарисовать животное».

Вам необходимо нарисовать животное, но не простое, а соединить в одном животном части  разных. Используя таблицу.

голова

туловище

Ноги, лапы

хвост

Например, собака

Например, курица

Например, жираф

Например, свинья

Из имеющихся карточек, выбирается 4 животных. И располагаются карточки по одной в каждом столбике по желанию для каждого участника. С каждого животного берется 1 часть тела (голова, туловище, ноги, лапы, хвост) и рисуется животное.

После того как все нарисовали свое уникальное животное, желающие высказываются, кто у них получился, дают ему название, имя. Характеризуют его : добрый или злой, какой он по характеру и т.д.

После выполнения первого задания - дается карточка-подсказка.

1

2

1

  2

  1

    2

2 Задание.  Решение  проблемной ситуации.  («Изменить сюжет сказки». « Как сделать так, чтобы лиса не съела колобка.»)

Нужно переделать сказку, с помощью волшебников, чтобы у главного героя все было хорошо. Для начала вспоминаем сказку. Находим в ней проблемную ситуацию: «Лиса съела колобка. Что делать?» переформулировать из проблемы в задачу (из «Что делать?» переходим в «Как сделать?»).

«Как сделать так, чтобы лиса не съела колобка?» или «Как сделать так, чтобы колобок остался жив и здоров?». Далее формулируем Идеальный конечный результат Например,  ИКТ - «Лиса не захотела съесть колобка». В работе помогают волшебники (увеличение/уменьшение, оживление/окаменение, дробление/объединение, и т.д.), либо можно без них. Все предложения схематично зарисовываются на доске.

Здесь идет обсуждение каждого придуманного варианта. Из всех предложенных способов выбирается наиболее лучший, с точки зрения экологии природной и душевной.

Завершающий этап- Проверка выбранного способа, все довольны и всем хорошо, никто от нашего решения не пострадал.

Решение таких задачек помогает детям  познавать мир, сопереживать героям, учиться решать задачи и противоречия. Также в таких сказках ребенок сам участвует, придумывает свой сюжет и ход развития событий, развивает мышление и учится искать пути решения из сложных ситуаций.

После выполнения первого задания - дается карточка-подсказка.

1

2

1

  3

  2

   

3 Задание. «По порядку становись!»

Все участники делятся на команды по 7 человек.  Участникам каждой команды на спину прикрепляют карточку с изображением героя из сказки «Репка». Участник не знает, что за герой у него. Команде без слов и подсказок необходимо выстроиться по порядку (сначала репка, потом дед, потом баба и т.д.).

После выполнения первого задания - дается карточка-подсказка.

4

1

4

  2

  3

   

   

4. «Зашифрованный графический диктант»

После сбора всех подсказок, необходимо понять , для чего нам они, что с ними делать. Когда станет понятно, что это графический диктант, необходимо написать его на доске. Что получилось?

Рефлексия. Обсуждение.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Гуткович, И. Я., Формирование системного мышления дошкольников/ И.Я.Гуткович, ,   Т.А.Сидорчук, -  АО «Первая Образцовая типография», филиал «УЛЬЯНОВСКИЙ ДОМ ПЕЧАТИ», 2015. - 80 с.

2. Сидорчук, Т. А. Методы формирования навыков мышления, воображения и речи дошкольников./  Т.А.Сидорчук,.– АО «Первая Образцовая типография», филиал «УЛЬЯНОВСКИЙ ДОМ ПЕЧАТИ», 2015. - 248 с.

педагог-психолог БДОУ «Детский

сад №128 комбинированного вида»

Фелькер Т.Ю.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии: приемы и формы работы педагога-психолога в ДОУ.

В данной работе представлено занятие  "Добрые поступки" с использованием приемов здоровье сберегающих технологий при работе с детьми дошкольного возраста: дыхательная гимнастика,релаксация....

Цикл занятий для работы педагога-психолога с детьми 6-7 лет по подготовке их к школе с использованием методов "ОТСМ-ТРИЗ-РТВ"

Цель этих занятий - формировать психологическую и мотивационную готовность детей 6-7 лет к обучению в школе. На этих занятиях дети овладевают основными универсальными учебными навыками будущего школьн...

Презентация технологии ТРИЗ в работе педагога-психолога

методы и премы ТРИЗ в работе педагога-психолога...

Методическая разработка "Использование приемов ТРИЗ в работе педагога-психолога"

Предлагаю вашему вниманию разработку развивающего занятия педагога-психолога с детьми подготовительной группы с использованием приемов ТРИЗ в виде Квеста...

Самообразование на тему: «Использование нейропсихологических приемов (игр, упражнений, приемов) в коррекционной работе педагога-психолога с детьми дошкольного возраста».

С каждым годом увеличивается количество детей в дошкольных организациях с различными нарушениями развития, которые нуждаются в специализированной помощи. Но не всегда есть возможность оказать такую по...