Картотека игр для дошкольников по теме "Чтение через игру"
картотека по развитию речи (подготовительная группа)

Сяина Яна Борисовна

- Развивать у детей внимание, память, мышление, наблюдательность,концентрацию внимания.

- Закрепить знание букв, умение читать короткие слова, ориентирование на плоскости.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kartoteka_igr_chtenie_cherez_igru.doc73 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека игр для дошкольников по теме «Чтение через игру»

Игра № 1 «Геоконт. Алфавит» – найди букву по адресу, скажи адрес буквы»

Возраст детей – 5-7 лет.

Категория детей: воспитанники с нормой развития (дети с ОВЗ выполняют задания, когда будут знать буквы).

Форма работы: индивидуальная, подгрупповая.

Образовательные области согласно ФГОС ДО: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Задачи игры:

- развивать у детей внимание, память, мышление, наблюдательность, концентрацию внимания;

- закрепить знание букв, умение читать короткие слова, ориентирование на плоскости;

Материалы и оборудование: «Геоконт. Алфавит», таблицы № 1 и № 2 с заданиями, листы бумаги или «Игровизор» с маркером.

Игровая ситуация: Слоник Лип-Лип первый раз гулял по Чудесной Поляне Золотых Плодов и заметил, что у каждого гвоздика есть название – «Что это значит?» (дети отвечают, что это буквы, которые можно читать).

Ход игры:

Воспитатель предлагает детям:

- помочь Слонику узнать буквы и записать их на листах бумаги или на «Игровизоре»;

- назвать адрес каждой буквы (на каком лучике и в какой точке находится – буква А имеет адрес Ф4, у буквы Б адрес Б4, у буквы В адрес К4 и т.д.);

- назвать, какая буква находится по данному адресу: адрес С4 – буква Ж, адрес Ц – буква Я и т.д.).

Воспитатель раздает детям таблицы:

1. В таблице № 1 зашифрованы слова (односложные и из 2 слогов) – написаны адреса букв. Детям нужно найти буквы по адресу на «Геоконте. Алфавит» и записать их в таблицу, прочитать получившиеся слова;

2. В таблице № 2 написаны слова. Детям нужно прочитать слово, найти буквы на «Геоконте. Алфавит» и записать их адрес в таблицу.

Таблица № 1

Г3

С3

К2

Ж3

З4

К4

К4

Б2

Ф4

О4

Ж4

Ж2

Б4

Б4

С3

О3

Б2

Ж1

К2

З1

З4

Ж3

З1

ЗЗ

Ф4

О3

Ф2

Ж3

С3

О2

К2

Ж1

Б2

З4

Ж4

Ф4

К2

О2

С3

Г3

Таблица № 2

М

А

Я

К

Щ

У

К

А

О

Р

Е

Х

И

Г

Р

А

И

Г

Л

А

Ю

Б

К

А

В

О

И

Н

О

Б

Е

Д

Ю

Р

Т

А

И

З

Ю

М

З

А

Я

Ц

О

В

Ц

А

Ю

Н

Г

А

С

Т

А

Я

И

Ю

Н

Ь

Игра № 2 «Муха рисует узоры на «Геоконте. Алфавит» и на «Геовизоре»

Возраст детей – 5-7 лет.

Категория детей: воспитанники с нормой развития (дети с ОВЗ выполняют задания, когда уже знают буквы).

Форма работы: индивидуальная, подгрупповая.

Образовательные области согласно ФГОС ДО: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Задачи игры:

- развивать у детей внимание, память, мышление, наблюдательность, концентрацию внимания;

- закрепить знание букв, умение читать короткие слова, ориентирование на плоскости;

Материалы и оборудование: «Геоконт. Алфавит» – на доске воспитателя, «Игровизор» с листами из «Игрового калейдоскопа» – лист «Геоконт. Алфавит» – каждому ребенку, схемы фигур из «Геоконта», «Геовизор» – каждому ребенку, «Геоконт «Малыш» («Великан») – для построения и проверки полученных фигур, маркеры.

Игровая ситуация: Муха летала по Чудесной Полянке Золотых Плодов и садилась отдохнуть на Царские гвоздики. Паук Юк наблюдал за ней и заметил, что она летает не просто так, а по какому-то принципу. Присмотревшись к ее полету, он заметил, что в результате получаются разные узоры. Давайте их зарисуем.

Ход игры:

Воспитатель говорит детям точки полета Мухи (в них зашифрованы схемы предметов для «Геоконта»).

Дети отмечают точки на листе из «Игрового калейдоскопа» – лист «Геоконт. Алфавит» или на «Геовизоре», и рисуют фигуры, полученные при этом, затем делают  полученную фигуру резиночками на «Геоконте».

Например: а). буква А (адрес Ф4), 2 шага вправо, буква В (адрес К4), 3 шага влево вниз – Лань, буква Щ (адрес К1), 2 шага вниз, буква Ы (адрес Ж1), 3 шага вправо вниз – Пони, буква Д (адрес Ж4), 2 шага влево, буква Ё (адрес Г4), 3 шага вправо вверх – Павлин, буква З (адрес Г1), 2 шага вверх, буква Ч (адрес Ф1), 3 шага влево вверх – Лев, буква А (адрес Ф4) – получились Песочные часы;

б). точки контура фигуры: ЗЙЯЛН - флажок, АИВТДМЕЦ - звезда, ЗИЪГДУЕЧО - конь, ЗЙЩЛНЧ – ваза.

Можно подготовить заранее варианты полета Мухи.

Игра № 3 «Прочитай слова на «Коврографе»

Возраст детей – 6-7 лет.

Категория детей: воспитанники с нормой развития (дети с ОВЗ выполняют задания при умении складывать слоги и читать односложные слова).

Форма работы: индивидуальная, подгрупповая.

Образовательные области согласно ФГОС ДО: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Задачи игры:

- развивать у детей внимание, память, мышление, наблюдательность, концентрацию внимания;

- закрепить знание букв, умение читать короткие слова, ориентирование на плоскости;

Материалы и оборудование: «Коврограф Ларчик», буквы из пособия «Буквы и знаки Ларчик», «МиниЛарчики», кассы букв и слогов для детей на столах, «Игровизор», приложение «Лабиринты Букв», маркеры, веревочки.

Игровая ситуация: Слоник Лип-Лип узнал и выучил некоторые буквы и теперь со своими друзьями играет в игру «Найди букву, прочитай слово».

Ход игры:

  1. На «Коврографе»  расположены буквы в разных частях игрового поля.

Спросить детей:

- какие буквы, на каких рядах и в каких столбиках они стоят;

- можно ли из них составить какое-то слово; прочитать получившееся слово; соединить буквы в слово веревочками;

- на своих «МиниЛарчиках» расположить буквы в таком же порядке, как и на «Коврографе», соединить буквы в слово веревочками.

  1. На «Коврографе» расположены слоги: по два слога из одного слова (ка-фе, ка-ша, ли-па, ок-но, ли-са и т.д.) на одном ряду в разных клеточках.

Попросить детей назвать, в каких рядах и столбиках располагаются слоги, прочитать их, соединить в слова, прочитать эти слова.

Ответить на вопросы:

- в каких столбиках и рядах нет ни одного слога; в каких расположены один слог, два слога;

- можно ли составить слово из слогов из разных столбиков (специально подбирать такие слоги, чтобы можно было составить из них много коротких слов).

  1. На своих «МиниЛарчиках» дети располагают разные буквы (слоги), чтобы можно было из них составить маленькие слова и меняются «МиниЛарчиками»  с соседом, чтобы выполнить задание: прочитать слова, соединить веревочками буквы в слово, описать какие буквы и где расположены.
  2. Задания из приложения «Лабиринты Букв» перенести на «МиниЛарчики» и «Коврограф»: расположить в разных местах игрового  поля буквы с одного листа приложения и соединить их веревочками, чтобы можно было прочитать слова; описать, где расположены буквы – в каком ряду и столбике

(можно задать вопросы по ориентированию на плоскости: какая буква выше-ниже, справа-слева, под-над, между; сколько клеточек между соседними буквами)

(когда воспитатель размещает  буквы на «Коврографе», можно специально сделать ошибки в изображении букв, перевернуть, наклонить, чтобы дети заметили неправильность написания буквы и исправили)