Экологическое воспитание дошкольников с ОВЗ через игры
статья

Кузнецова Татьяна Николаевна

Экологическое воспитание дошкольников  с ОВЗ  через игры

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskoe_vospitanie_doshkolnikov.docx18.1 КБ

Предварительный просмотр:

«Экологическое воспитание дошкольников  с ОВЗ  через игры»

Понимание природы, гуманное, бережное отношение к ней – один из элементов нравственности, частица мировоззрения.

К. Паустовский

   

             Сегодня экологическое образование в мире считается приоритетным направлением обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства.

               В это время закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и окружающим людям.

Дошкольное детство является таким возрастным периодом, когда активно формируются основы мировоззрения ребёнка: его отношение к себе, другим людям, окружающему миру.

                Как раз в дошкольном возрасте, когда ребёнок впервые приобщается к миру природы, богатству и разнообразию её красок и форм, необходимо формировать первые представления об экологии, воспитывать бережное отношение и любовь к живому миру вокруг нас, частицей которого мы являемся.

               Без системы непрерывного экологического образования нельзя решить экологические проблемы. Дети должны знать, что растения и животные - живые существа, они дышат, пьют воду, растут, а самое главное, чувствуют боль.

                  Воспитание не станет экологическим, если уже в младшем возрасте дети не поймут: комнатным растениям нужна вода; птичке – семена, вода; животным – корм и вода; а воробьям и синицам зимой – крошки хлеба.

         Правильное отношение к живым существам является конечным результатом и воспитывается оно в совместной со взрослым деятельности, игре.

               У детей в период дошкольного детства происходит интенсивное социальное развитие, которое осуществляется при его взаимодействии с окружающими, взрослыми и сверстниками. Чтобы сохранить себя, человек должен сохранить природу, но, чтобы суметь это сделать, он должен развить себя. Каков человек, такова и его деятельность, таков и мир, который он создаёт. Поэтому экологическое образование должно быть направлено на созидание более совершенного человека, способного жить в гармонии с окружающим. Ребёнку необходимо с ранних лет внушать, что любить природу – значит творить добро, заставлять задумываться над тем. Что можно сделать ,чтобы наш Дом стал краше и богаче.

             Экологическое воспитание – это новое направление, которое отличается от традиционного – ознакомления детей с природой. В настоящее время одной из приоритетных педагогических проблем является формирование экологической культуры детей, а это возможно лишь при условии реализации идеи непрерывного экологического образования и воспитания, которая может быть обеспечена созданием определённой системы.

            Игра, несомненно, является ведущим видом деятельности дошкольника.  Игра основана на восприятии представленных правил, тем самым ориентирует ребёнка на соблюдение определённых правил взрослой жизни. Игра привлекает ребёнка больше, чем любая другая деятельность. В ней происходит развитие эмоциональной сферы, напрямую связанной с отношениями. Следовательно, пережитая в игре ситуация становится собственным эмоциональным опытом ребёнка.

           Играя с растениями и животными, дошкольники учатся распознавать настроение живого существа, его своеобразие, он упражняется в навыках поведения и общения с ними. Дошкольник не замечает того, что учится, поскольку здесь он решает свою игровую задачу, а не учебную задачу заданную взрослым.  Игра способствует воспитанию положительного отношения к природному окружению, дети проявляют сочувствие, помогают всем нуждающимся в помощи, заботятся о растительном и животном мире, воспринимают красоту природы, учатся сохранять и беречь то, что их окружает.

Экологические игры можно условно разделить на несколько видов:

1. Ролевые экологические игры (творческие игры) .

Они основаны на моделировании социального содержания экологической деятельности, например, «Строительство города будущего» (её участники выполняют роли строителей, архитектора, жителей города; цель игры – формировать представления о том, что при условии соблюдения экологических норм и правил надо производить постройки, не нарушая баланс природной зоны) .

Яркие впечатления, полученные ребёнком во время посещения зоопарка, вероятно трансформируются в игру. Он начнёт строить из кубиков, кирпичиков или другого материала клетки для животных и птиц, заселять их игрушечными животными. Видя, как малыш увлечён игрой, взрослый поддерживает её новыми игровыми действиями. На машине (или самолётом, поездом, пароходом) в зоопарк прибывает новая партия новых животных, например, африканские слоны, обезьяны, крокодилы (ещё не задействованные в игре животные) .Взрослый, взяв на себя роль шофёра, который доставил зверей, просит ребёнка – «директора «зоопарка» принять груз, расписаться в квитанции и устроить животных получше (в просторных и светлых клетках, так как они долго ехали в тесноте и устали. Такое включение в игру займёт у взрослого немного времени, но даст ребёнку толчок для развития сюжета. Теперь он сам будет привозить новых животных и устраивать их в зоопарке. Где будет жить крокодил? Какой надо построить аквариум? Сколько воды необходимо? Чем кормить? В какую клетку надо поместить слона? Какая растительность должна быть рядом с отгороженной местностью зоопарка, если есть возможность выпустить их погулять? Как надо следить за чистотой клеток, какими средствами надо их мыть? Из какого материала должны быть сделаны клетки? Что должно находиться в клетке? (пеньки, ветки, гнёзда, солома и так далее). Дальше подвести детей к тому, кто будет привозить корм и еду. Какая должна быть еда? (мясо, рыба, зерно, вода, витамины). Затем спросить детей о том, где должна хранится еда. У детей появляется новый сюжет, надо правильно кормить, заботиться о их жизни. Дети получают не только знания о жизни животных, о внешнем виде, среде их обитания, но и учатся за ними ухаживать и заботится о них. Они строят красивые, большие, удобные клетки, кормят их, моют клетки. Распределяют обязанности, контролируют работу друг друга (директор, сторож, шофёр )

2. Имитационные экологические игры.

Данные игры основаны на моделировании экологической деятельности.

Так, игра «Экосистема водоёма» позволяет проследить роль каждого компонента этой системы, смоделировать последствия антропогенного воздействия на биоценозы, а игра «Экологическая пирамида» помогает показать пищевые цепи (ребёнок наглядно видит, что нарушение одного звена в пищевой цепочке ведёт к гибели остальных) .

Например, рыбы. Высохнут реки, моря – погибнет рыба. Если не будет света, тепла, воды - погибнут растения и животные. Не будет насекомых, то погибнут птицы и так далее.

3. Соревновательные экологические игры.

Такие игры стимулируют активность их участников в приобретении и демонстрации биологических знаний, навыков и умений. К ним относятся: конкурс – аукцион, конкурс – марафон, КВН, экологическая викторина, «Поле чудес» и так далее.

Это игры, в которых дети демонстрируют свои знания. Логически мыслят, быстро принимают решения. А также и выполняют практическую деятельность.

4. Игры – путешествия.

Широко применяются в практике данные игры, в которых дети с помощью ТСО попадают на Северный полюс, на дно океана или моря, на солнечную планету. Данные игры также способствуют расширению знаний о мире, правильно относиться к предметам окружения и стремление больше узнать. Способствуют экологическому воспитанию: не загрязнять воздух, моря и океаны, беречь животных и создавать им природные условия места их обитания.

5. Дидактические игры.

Эти игры носят разнообразный характер: речевые игры, развивающие, математические. Например, «Кто где живёт? ». Дети должны правильно по среде обитания определить место нахождения животных, птиц и дать сопроводить свой ответ аргументами. Лиса живёт в лесу, она роет для себя нору, она не впадает в спячку, так как меняет шубку (шерсть становится более тёплой и густой, сама достаёт корм, она санитар леса (уничтожает мышей, больных животных) .

Дети также классифицируют птиц, животных, цветы, растения по заданному признаку. Различные настольно – печатные и развивающие игры позволяют не только узнавать по внешнему признаку, но и знакомиться с местом обитания, дети учатся правильно относиться к природному окружению.

6. Игры с природным материалом.

Детям очень нравятся такие игры, в которых напрямую связаны с природой. Они сами заготавливают материал, не причиняя вреда природе, учатся применять его на практике. Также дети любят играть с песком, водой, они определяют свойства, качества материала, проводят опыты.

          В процессе игровой деятельности у детей формируется умение осознать себя частью мира, формируется и углубляется система представления детей о явлениях и объектах неживой природы как факторах экологического благополучия, обобщаются знания природоохранного характера, формируются основы планетарного экологического сознания, дается понятие о том, что мы живём на планете Земля и мы являемся хозяевами. У всех людей, какой бы они ни были национальности, в какой стране они ни жили, у них одна забота – сохранить нашу планету.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс для родителей: "Экологическое воспитание детей посредством игры"

Мастер-класс для родителей «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста посредством игры»Подготовила воспитатель:   ...

тема: Экологическое воспитание через подвижные игры. Интеграция областей «Физическая культура» и «Познание».

Задачи:1.     Продолжить обучать и систематизировать представление о насекомых.2.     Развивать внимание и мышление при помощи отгадывания загадок.3....

Экологическое воспитание через подвижные игры (картотека игр)

Экологическое воспитание через подвижные игры...

Консультация для педагогов по экологическому воспитанию. Тема: «Дидактические игры в экологическом воспитании»

Консультация для педагоговпо экологическому воспитанию.Тема: «Дидактические игры в экологическом воспитании»(Экологические игры и методика их проведения)...

Конспект по экологическому воспитанию дошкольников «Дидактическая игра «Зелёный дом»

Конспектпо экологическому воспитанию дошкольников «Дидактическая игра «Зелёный дом»...

Консультация для педагогов по экологическому воспитанию. Тема: «Дидактические игры в экологическом воспитании» (Экологические игры и методика их проведения)

Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Главная цель экологического воспитания – формирование начал э...

Мастер-класс для воспитателей: "Экологическое воспитание дошкольников через игры экологической направленности.

Данный материал может быть интересен педагогам, работающим по теме экологическое воспитание. Педагог использующий игры в своей работе, найдет для себя что-то новое, а не работающий, поймет на сколько ...