Развитие речевой активности детей на занятиях по опытно – экспериментальной деятельности.
статья по развитию речи (подготовительная группа)

Трибушинина Оксана Валерьевна

В процессе поисково – исследовательской деятельности не только происходит развитие ребёнка как субъекта познания, но и совершенствуется и обогащается речь, формируется речевая культура .В старшем дошкольном возрасте происходит активное развитие диалогической речи, в недрах диалогического общения зарождается и формируется новая форма речи -  монолог. Кроме того, дети учатся  правильно формулировать вопросы, рассуждать, делать самостоятельные умозаключения. Таким образом,  речь становится необходимым инструментом исследования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие речевой активности детей  на занятиях по опытно – экспериментальной деятельности

В дошкольном возрасте процесс познания у ребёнка происходит эмоционально – практическим путём, основывается на том, что каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Поэтому на современном этапе всё больше внимания уделяется практической поисково – исследовательской деятельности (в частности - детскому экспериментированию), так как развитие и активность мышления обнаруживается лишь там, где есть возможность и потребность преобразовать способ практического действия и его предмет в соответствии с содержанием знания.

В рамках исследовательского подхода обучение идёт с опорой на непосредственный опыт ребёнка, на его расширение в ходе поисково – исследовательской деятельности. Детям не сообщают готовые знания, не предлагают способы деятельности. Создаётся проблемная ситуация, решить которую ребёнок сможет, если привлечёт свой опыт, установит в нём иные связи, овладевая при этом новыми знаниями и умениями.

В процессе поисково – исследовательской деятельности не только происходит развитие ребёнка как субъекта познания, но и совершенствуется и обогащается речь, формируется речевая культура .В старшем дошкольном возрасте происходит активное развитие диалогической речи, в недрах диалогического общения зарождается и формируется новая форма речи -  монолог. Кроме того, дети учатся  правильно формулировать вопросы, рассуждать, делать самостоятельные умозаключения. Таким образом,  речь становится необходимым инструментом исследования.

Детское экспериментирование имеет чёткую структуру:

1)Постановка, формулирование познавательной задачи.

2)Выдвижение гипотез, отбор способов проверки.

3)Проверка гипотез.

4)Анализ полученных результатов

5)Формулирование выводов

6)Фиксация результатов.

В ходе решения проблемной ситуации дети учатся задавать вопросы («почему это происходит?», «что произойдёт, если…» и т.д.). На первом этапе эксперимента дети учатся формулировать основную познавательную задачу (что нужно сделать). На втором этапе эксперимента дошкольники активно выдвигают гипотезы, последовательно и аргументированно выдвигают способы проверки( как, с помощью чего, что получается), что развивает связную речь, учит рассуждать. При анализе полученных результатов развивается монологическая речь, умение сравнивать, рассуждать. При формулировании выводов дети учатся делать самостоятельные умозаключения.  И, наконец, одним из способов фиксации результата является составление рассказа, что опять-таки способствует развитию связной  монологической речи.                  

Подводя итоги, можно с уверенностью сказать, что опытно – экспериментальная деятельность не только даёт реальное представление о различных сторонах изучаемого объекта, но и учит  формулировать проблему, анализировать, рассуждать, делать самостоятельные умозаключения, что выводит развитие речи детей на новый уровень развития.