Занятие по развитию речи в старшей группе «В царстве Снежной королевы».
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Трибушинина Оксана Валерьевна

Цель: обобщение и уточнение знаний детей о зиме и зимних забавах.

Задачи:

1)образовательные: активизировать словарь за счёт слов-действий, слов-признаков, однокоренных слов; развивать связную речь (составление рассказа по теме «Зимние забавы»); совершенствовать грамматический строй речи.

2)развивающие: развивать умение подбирать нужные глаголы, прилагательные; образовывать уменьшительно – ласкательные формы существительных; употреблять существительные в родительном падеже.

3)воспитательные: воспитывать чувство отзывчивости, товарищества; подвести к пониманию силы добра.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_po_razvitiyu_rechi_v_starshey_gruppe.docx30.94 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по развитию речи в старшей группе «В царстве Снежной королевы»

Направление  деятельности: речевое развитие

Цель: обобщение и уточнение знаний детей о зиме и зимних забавах.

Задачи:

1)образовательные: активизировать словарь за счёт слов-действий, слов-признаков, однокоренных слов; развивать связную речь (составление рассказа по теме «Зимние забавы»); совершенствовать грамматический строй речи.

2)развивающие: развивать умение подбирать нужные глаголы, прилагательные; образовывать уменьшительно – ласкательные формы существительных; употреблять существительные в родительном падеже.

3)воспитательные: воспитывать чувство отзывчивости, товарищества; подвести к пониманию силы добра.

Работа над словарём: производные от слов пороша, вьюга, стужа

Создание среды для организации и проведения НОД: «дворец» Снежной королевы со светодиодной гирляндой, диск  балета П. И. Чайковского «Щелкунчик», картина «Снежные забавы», рисунки со снеговиками по количеству детей, цветные карандаши, снежинки с загадками, медведь (игрушка), белое покрывало, игрушечные ели, «снежок», корзина, шишки.

Предварительная работа: изучение лексических тем «Зима» и  «Зимние забавы», наблюдения в природе, беседы по данным темам, чтение сказки «Снежная королева».

Виды детской деятельности в НОД: речевая, физическая, художественная, познавательная.

Ход НОД:

Воспитатель: Ребята, я сейчас проходила мимо окна и и на улице увидела плачущую девочку. Может быть пригласить её сюда и спросить что случилось? Как вы считаете? (ответы детей)

Воспитатель уходит и возвращается с девочкой. Дети здороваются с девочкой и спрашивают о причине её слёз.

Герда: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Герда. Когда-то я жила счастливо в далёкой стране со своим названным братцем Каем. Но однажды случилось несчастье: Кая похитила Снежная королева и с тех пор я повсюду разыскиваю его. Так я и очутилась в вашем городе. Снежная королева рядом, так как на улице зима, идёт снег и трещат морозы, но одной мне освободить Кая не под силу.

Воспитатель: Ребята, что же делать? (дети предлагают помочь Герде)

Герда: Спасибо вам, ребята! А вы не побоитесь отправиться в гости к Снежной королеве? Ну тогда в путь!

(дети с Гердой подходят к сверкающему дворцу Снежной королевы. Звучит «Вальс снежных хлопьев»  и к детям выходит Снежная королева)

Снежная королева: Кто посмел нарушить мой покой? Зачем пожаловали? (дети просят освободить Кая).

Снежная королева: Вы просите меня освободить Кая? Хорошо, я освобожу его, если вы справитесь с моими заданиями. Слушайте внимательно моё первое задание: я хочу выяснить, что вы знаете о зиме. Садитесь вокруг меня и тот, к кому покатится мой волшебный снежок, должен будет ответить на вопрос «Какой бывает зима?» (дети выполняют задание на словообразование имён прилагательных)

Если на часто идёт снег, то зима… (снежная). Если часто дует ветер, то зима…(ветреная). Если на дворе стужа, то зима … (студёная). Если часто  трещит мороз, то зима…(морозная). Если на улице холод, то зима…(холодная). Какой ещё может быть зима? (дети самостоятельно подбирают прилагательные)

А что зима умеет делать? (дети продолжают выполнять  задание уже на словообразование глаголов)

Зима пришла с морозами и всё…(заморозила). Метель мела и все тропинки …(замела). Река покрылась льдом и вся…(заледенела). Снежная пороша все дорожки…(запорошила). Зима позвала вьюгу и всё…(завьюжила). А что делает вьюга, снег, мороз, пурга? (дети подбирают нужные глаголы)

Ну что же, я вижу что вы много знаете о зиме, это похвально. С первым заданием вы справились. Следующим заданием будут загадки, да не простые, а  «снежные». Слушайте внимательно:

Тихо, тихо, как во сне, падает на землю…(снег)

С неба всё скользят пушинки – серебристые …(снежинки)

На дорожки, на лужок всё снижается…(снежок)

Вот веселье для ребят – всё сильнее…(снегопад)

Все бегут вперегонки, все хотят играть в …(снежки)

Словно в белый пуховик нарядился...(снеговик)

Рядом снежная фигурка – это девочка…(Снегурка)

На снегу-то, посмотри – с красной грудкой…(снегири)

Словно в сказке, как во сне, Землю всю украсил…(снег)

(дети отгадывают все загадки, Снежная королева хвалит их)

Снежная королева: Вы справились уже с двумя заданиями, но для выполнения третьего испытания от вас потребуется смелость. Вы готовы? Тогда слушайте: вы должны будете отправиться в лес и набрать мне шишек с сосны, растущей над медвежьей берлогой.

(дети отправляются в «лес», где играют в подвижную артикуляционную игру «Тишина», тихо говоря: «Тише, тише, мишка спит, а кто мишке помешает, того мишка догоняет». После этих слов дети хватают по шишке и убегают от медведя в «домик» - отведённое воспитателем место. После того как медведь уснёт игра повторяется ещё раз. Затем дети с «трофеями» возвращаются к дворцу Снежной королевы)

Снежная королева:Ну что же, ребята! Вы показали не только ум, но и храбрость. А теперь я проверю ваше внимание и умения. По моей просьбе Кай нарисовал снеговиков, но в его рисунках есть ошибки. Найдите их и исправьте!

(каждый ребёнок берёт рисунок и  рассказывает о том, чего не хватает снеговику и что он собирается дорисовать, например «У моего снеговика нет… Я дорисую ему…»)

Снежная королева: Вы справились со всеми моими заданиями, но мне очень грустно оттого, что все считают меня суровой, злой.

Герда: Ребята, а давайте скажем Снежной королеве что-нибудь приятное, ласковое.

(дети играют в игру «Скажи ласково», преобразуя слова зима, снег, лёд, мороз, метель и пр.)

Воспитатель: Все дети любят тебя, ведь без тебя не было бы игры в снежки, а ещё …(далее дети продолжают список: катания на санках, коньках, лыжах,  Нового года, лепки снеговиков и т.д.).

Снежная королева: Я очень растрогалась, ребята, и в благодарность за ваши добрые слова могу перенести вас на эту весёлую картину (показывает картину «Зимние забавы»). Для этого вам нужно лишь повторить волшебное заклинание: «Раз, два, покружись, на картину перенесись!»

(дети повторяют заклинание и «переносятся» на картину, выбирая себе персонаж по вкусу и далее от его имени рассказывают о себе, своих ощущениях и впечатлениях. По окончании произносят заклинание «Раз, два покружись, всё на место вернись!»).

Снежная королева:Ребята! Своей добротой, вниманием вы растопили лёд в моём сердце и я поняла, что по Каю очень скучают его родители, Герда и друзья. Забирайте его, возвращайтесь домой и оставайтесь всегда такими же умными, смелыми и добрыми. Доброго вам пути! (Снежная королева удаляется под звуки «Вальса снежных хлопьев» и вскоре  в дверь заходит Кай и благодарит всех за своё освобождение).

 Герда:Нам пора возвращаться домой. Большое вам спасибо! До новых встреч! (уходит вместе с Каем).

Воспитатель: Вот и закончилось наше сказочное путешествие. Кому мы сегодня помогли? Что вам запомнилось? Что понравилось?

(воспитатель хвалит ребят и обещает новые сказочные встречи)