ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ТЕМА: «ЖИТЕЛИ КРАСНОГО ЗАМКА СТРАНЫ БУКВОЗВУК» ЗАНЯТИЕ: «ЗВУК И БУКВА А»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Шурина

 

Создание положительного настроя,пробуждение интереса к познанию.Развитие воображения и творческой фантазии,Развитие слухового внимания

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_obuchenie_gramote_v_starshey_gruppe_mbdou.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Обучение грамоте в старшей группе  МБДОУ «детский сад№444»

Тема: «Жители красного замка страны Буквозвук»

Занятие: «Звук и буква А»

Цель: Создание положительного настроя, пробуждения интереса к познанию.

           Развитие воображения и творческой фантазии.

           Развитие  мышечной мускулатуры.

           Совершенствовать фонематический слух.

            Развитие слухового внимания.

            Развивать  умение определять место в звукобуквенном городе.

           Закреплять умение отвечать на вопросы. Активизировать словарь;

            Развитие познавательной сферы. Навыков ориентировки в пространстве.

            Знакомство с буквой А. Закрепление  навыка написания печатным шрифтом буквы А

Материал: Предметные картинки (антенна, аист, автомобиль, автобус.), фрукты или  муляжи (ананас, айва, апельсин, абрикос), неваляшка с красным кармашком, символ звука А, красный кружок и звуковой домик(каждому ребёнку),счётные палочки, глобус ,картинки континентов, картинка айсберга.

Ход занятия.

Организационный момент: Ребята, представьте, что вы купили в магазине ананас, абрикос, апельсин и арбуз. Сейчас мы их помыли, разрезали на дольки, положили на тарелочку. А теперь «съешьте»  по дольке ананаса, апельсина, абрикоса, арбуза и покажите свои ощущения. По выражению вашего лица, я должна догадаться, что долька очень…..(кислая, сладкая и Т.Д.)

Релаксация: Вы подкрепились, набрались сил. Покажите, какими стали сильными. Почувствуйте в руках напряжение. Ваши руки как у Буратино. Теперь расслабьтесь, руки стали слабыми как у куклы. Напряжение ушло и всё тело расслабленно.

Сегодня мы с вами отправимся в Страну Буквозвук. Надеюсь, наше путешествие будет интересным ,иногда трудным. Вы узнаете много нового о звуках словах и буквах.(Выставляется красный замок и его хозяйка Неваляшка в красном наряде).Познакомьтесь, хозяйка красного замка- Анна. Она расскажет нам  о жителях замка

Даётся детям характеристика звука А по акустическим и артикуляционным признакам.

Прислушайтесь, как красиво звучит первый звук имени АННА.

-Скажем хором имя хозяйки (дети говорят: Анна)

-Какой первый звук в слове Анна (ответы детей: А)

Анна предлагает спеть  нам  звук (А-А-А-А)

Представьте, что у вас в руке ниточка. Растягиваем эту ниточку и поём (А-А-А)

Ниточка короткая или длинная? (ответы детей: длинная)

Намотайте ниточку в клубок. Вот какой большой клубок получился!

Звук (А) мы можем петь и тянуть (показ иллюстраций)

Посмотрите, как широко открывается рот, нет никакой преграды для воздушной струи.

Звук (А) называется гласным (от слова голос, глас), Гласные звуки живут в красном замке. Мы будем звук (А) обозначать красным кружком. (У каждого ребенка на столе красный кружок)

Нажмите указательным пальчиком на кружочек «оживите» его (Дети нажимают пальчиком на кружок красного цвета и произносят звук (А))

Игра « Поймай звук»  Педагог  произносит  ряд звуков, дети хлопают, услышав звук (А).

Потом можно усложнить игру, произнося слова со звуком (А)

У хозяйки красного замка есть красивый сад.

Как вы думаете, что растёт в саду? (ответы детей-фрукты)

Игра « Потерялся звук» Педагог выставляет картинки или предметы, относящиеся к саду, в словах должен быть звук (А) и макет  звукового домика с тремя квадратными окошечками. Определяется позиция звука (А) в словах и его место в окошечке звукового домика.

А теперь назовите только фрукты? (Предлагаются картинки или муляжи)

Физкультминутка: Пантомима «В саду» - распределение ролей.

Пригласили Анну в сад.

Дети шли, шли, шли и  в фруктовый сад зашли.(дети показывают как красиво в саду )

А там  собака Авва сторожит сад. Покажите, какая собака сердитая и сторожит (дети показывают)

А вот - сторож Антон, мы улыбнёмся ему и покажем свои добрые лица и попросим немного фруктов

На этом дереве растёт айва.  Потянитесь и сорвите айву, попробуем, она ещё не дозрела

По вашим лицам я  должна догадаться ,что айва не вкусная ( дети показывают)

А вот Антоновка, попробуем, она вкуснее,                                 (дети показывают)

Посмотрите, какие чудесные цветы, растут на клумбе!             (Показывают удивление)

 Это – астры. Повторите название цветов                                   (Дети повторяют)

Теперь, скажем все вместе слова астра, айва, апельсин.           (Произносят тихо - громко)

Какими фруктами  мы угостили Анну?                                           (Дети дают ответы)

Посмотрите, над садом летит птица с длинными, красными

 ногами и таким же клювом! Кто это?                                              (Ответы детей)

Изобразите, как ходит аист, как он стоит на одной ноге                (Дети показывают)

Ребята, мы сбились с дороги. Спросим у аиста:                           (дети хором повторяют)

-Аист, аист, длинноногий,

Покажи домой дорогу.

Включаем аудиозапись «Аист».

Топни правой ногой, топни левой ногой.

Шагни правой ногой, шагни левой ногой

Так и прейдете домой.                                                                          (Дети  повторяют движения)

Вот мы и дома.                                                                                      (Вносится глобус)

 Смотрите, что это?                                                                               (Предположения детей)

Это наша Земля! Путешественники посещают разные страны и континенты.

Вы хотите быть путешественниками?                                                 (ответы детей)

Мы побываем в тех странах, названия которых начинаются со звука А

Вот – Америка. Есть Южная и Северная Америка

А вот - Англия. Из Англии  мы отправляемся на Север.

 Он называется Арктикой.

На волшебном самолёте  сделаем перелёт на Южный полюс холода. Это-Антарктида. У берегов Антарктиды

мы можем встретить айсберг. Что это такое?                                     (Ответы детей)

Объяснение педагога смысла слова айсберга.

.А теперь полетим  в Австралию. Там очень жарко. Где ещё жарко? (Предположение детей) Правильно, это Африка! Повторите, где мы с вами побывали.           (Ответы детей)

Дети ,чтобы стать  хорошими путешественниками, надо научиться читать.

Чтобы научиться читать, надо знать буквы.

Чтение стихотворения В.Измайлова « Как появились буквы»

Затем демонстрируется элементы букв. Затем буква А

Что вам напоминает буква А?                                                                  (Ответы детей)

Вот шалашик буква А.                                                                                (Показ картинки)

Дети выкладывают буква А из счётных палочек.

 Сложить букву А из пальчиков                         (для детей, которые быстро справились с заданием).

Находим букву А среди других букв                                                          (касса букв)

Сравниваем заглавную и строчную букву А                                               (Дети сравнивают)

Итог занятия: Пора возвращаться домой.

 Какую букву вы сегодня узнали ?(Ответы детей)

 Какие эти буквы?

 Какой это звук?

 Попрощайтесь с феей Красной страны  Анной. И мы обязательно ещё с ней встретимся!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно организованная деятельность по обучению грамоте в старшей группе Тематическая неделя «Опасные профессии» Тема «Согласный звук [с], [с\'], буква С.»

Непосредственно организованная деятельность по обучению грамоте в старшей группеТематическая неделя «Опасные профессии»Тема «Согласный звук [с], [с\'], буква С.»...

Непосредственно организованная деятельность по обучению грамоте в старшей группе Тематическая неделя «Опасные профессии» Тема «Согласный звук [с], [с\'], буква С.»

Непосредственно организованная деятельность по обучению грамоте в старшей группеТематическая неделя «Опасные профессии»Тема «Согласный звук [с], [с\'], буква С.»...

Непосредственно организованная деятельность по обучению грамоте в старшей группе Тематическая неделя «Опасные профессии» Тема «Согласный звук [с], [с\'], буква С.»

Непосредственно организованная деятельность по обучению грамоте в старшей группеТематическая неделя «Опасные профессии»Тема «Согласный звук [с], [с\'], буква С.»...

Конспект ОД по обучению грамоте в старшей логопедической группе Тема: «В гостях у Смешариков (звук и буква С) »

Данная   игровая деятельность содержит подробное изложение хода логопедического занятия. В нём отражены коррекционные задачи. Занятие содержит этапы работы, которые взаимосвязаны между собой.Конс...

Конспект интегрированного познавательно – игрового занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе детского сада № 45 по теме: « Звук и буква «к» на лексическом материале «домашние животные».

ЗАДАЧИ:- уточнение артикуляции звука К, акустических признаков;- развитие слухо-речевой памяти, фонематического восприятия, интонационной выразительности;- уточнение и расширение лексического запаса, ...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (5 – 6 ЛЕТ) по теме: «Звук и буква «Б»

Цель – знакомство с согласным звуком БЗадачиОбразовательные познакомить со звуками [б], [б’], буквой Б.уточнить артикуляцию звука [б];научить давать характеристику звуку Б;познакомить с гр...

Конспект ООД по обучению грамоте в старшей логопедической группе для детей с ОНР. Тема: «Звук [Э ], буква Э».

Фронтальное логопедическое занятие по подготовке к обучению грамоте по теме: «Звук [Э]. Буква Э» в старшей логопедической  группе для детей с ОНР. (2 занятие)...