НОД в старшей группе. Тема: «Путешествие в зимний лес».
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

НОД  в  старшей группе. Тема: «Путешествие в зимний лес».

Цель: обогащать представления детей о зимней природе средствами интеграции  познавательной  и  речевой деятельности.

Задачи:

1.Обобщить и систематизировать представление детей о времени года зима, о диких животных.

2.Обогащать и активизировать   словарь  детей по теме «Зима».   

3.Совершенствовать лексико-грамматический строй речи через подбор прилагательных и глаголов.

4. Развивать  логическое  мышление, память, воображение.

5. Уточнить знания о правилах поведения в лесу.

6. Воспитывать любовь  к  живой  природе.

Методы: словесные, наглядные, игровые.

Материал:  ноутбук, презентация, 4 «дорожки»,  деревья для оформления группы,  игрушки (звери), зимняя музыка, письмо.

Предварительная работа:  наблюдение примет зимы в природе с воспитателями и родителями, беседы о зиме, рассматривание иллюстраций, составление описательных рассказов (из личного опыта, по серии сюжетных картин), чтение художественной литературы, прогулки.

Ход образовательной деятельности.

1. Организационный момент.   

Собрались все дети в круг.

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

- Ребята, чтобы у нас было  весь день  хорошее настроение,  улыбнемся друг другу.

2. Введение в тему.  (Письмо из лесу).

Воспитатель:

Ой, ребята, конверт большой.

Как попал ты в группу нашу?

Разберемся! Ой, постой!

На конверте адрес наш,

А обратный чей? Лесной!

От кого пришло письмо,

Вам ведь хочется узнать?

Тогда надо постараться

Все загадки угадать.

 

1. Вперевалку зверь идет

По малину и по мед

Любит сладкое он очень.

А когда приходит осень,

Лезет в яму до весны,

Где он спит и видит сны. (Медведь). Слайд 1.

 

2. Сердитый недотрога

Живет в глуши лесной.

Иголок очень много,

А нитки ни одной? (Еж). Слайд 2.

 

3. Кто по елкам ловко скачет

И взлетает на дубы,

Кто в дупле орехи прячет,

Сушит на зиму грибы? (Белка). Слайд 3.

 

4. Рыжая плутовка

Спряталась под ёлкой.

Зайца ждёт хитрюга та.

Как зовут её? … (Лиса). Слайд 4.

 

5. Все время по лесу он рыщет,

Он в кустах кого-то ищет.

Он из кустов зубами щелк,

Кто скажите это….(Волк). Слайд 5.

6. У кого нет берлоги,

Не нужна ему нора.

От врагов спасают ноги,

А от голода - кора. (Заяц). Слайд 6.

 

Воспитатель:   Скажите, как можно назвать всех этих животных?  Слайд 7.

Дети:  Лесные, звери, дикие.

 Воспитатель: А  почему  лесных  животных называют дикими?

Дети: Сами добывают пищу, строят жилище, живут на воле.

Воспитатель: Да,  мы  получили  письмо  от диких  животных  и  отправимся путешествовать в зимний лес.     

Дидактическое упражнение «Выбери дорожку».

Воспитатель:    Посмотрите, тут  4  дорожи.  Как вы думаете,  по какой  дорожке нам надо пойти к зимний  лес? Почему? (Дети  рассматривают   дорожки).         

3. Основная часть.     

1) Путешествие в   зимний  лес.  Беседа  с  детьми.

Воспитатель: А на чем мы доберемся в лес?

Дети: На лыжах.

Воспитатель: Хорошо, поедем на лыжах!

Двигательное  упражнение   «Лыжники». (Дети встают и под музыку имитируют ходьбу на лыжах. Звучит  музыка  -  скрип  снега.)         

В лес сегодня на прогулку

Приглашают нас пойти.

Интересней приключенья

Нам, ребята, не найти.

По дорожкам, по тропинкам,

По лесу гулять пойдём.

И лесных зверей мы с вами

Обязательно найдём.

Воспитатель: Вот мы и в  зимнем  лесу.  (Показ  слайда  с зимним пейзажем.  Слайд 8.)   Ребята, давайте вспомним правила поведения в лесу.

Дети: Не оставлять мусор в лесу, не ломать ветки и деревья.  А ещё в лесу надо вести себя тихо, не шуметь, а то можно испугать зверей.

Вопросы для  беседы:

- Вам нравится  в  зимнем  лесу?

- Почему?

- Что происходит в природе зимой?  (Холодно, на  земле лежит  снег, деревья голые…)

2) Словесная игра «Подбери слова».

Воспитатель:  Зимой бывает разная погода. То метель разыграется, то мороз сильный, то снегопад.  Я буду называть природное явление, а вы   отвечайте.               

Мороз (что делает?) — трещит, щиплет, кусает…                                                                       

Метель (что делает?) — вьется, бушует, воет, метет….                                                      

Снег (что делает?) — идет, летит, падает, кружится….                                                             

3) Встреча со зверями.

Воспитатель:  Интересно, увидим ли мы зверей в лесу, которые нас пригласили в гости?  Ой, ребята, смотрите, кто-то маленький, длинноухий, пугливый…сидит под кустиком. Вы догадались кто это? (Заяц).

Воспитатель: Да, конечно, это заяц.  Но он очень грустный. Что могло с ним случиться?

Дети:  Испугала лиса, холодно ему, морковки нет…

Воспитатель:  Давайте поднимем ему настроение, называя его ласково….

Игра «Скажи ласково».

Дети: Зайка, зайчишка, зайчик, заинька.

Воспитатель: А как же зайчик готовится к зиме?

Дети:   Он линяет и шерсть становится у него пушистая, теплая и белая для того, чтобы зайца не было заметно на белом снегу, и чтобы его не заметили лиса и волк. Осенью заяц не делает запасы, потому что зимой он грызет кору деревьев и питается молодыми веточками.

Воспитатель: Вот так он сидел под кустом и менял шубку. А когда вышел, то не нашел своих друзей. Давайте поможем найти ему друзей.

Игра «Угадай кто это?»

Бурый, косолапый, неуклюжий…. (медведь)

Маленький, колючий…. (ежик)

Воспитатель: Скажите, ребята, куда пропали ежик и медведь?

Дети:  Ежик наедается грибами, мышами, жуками, червяками, найдет укромное убежище под корнями деревьев, устроится на сухих листьях и мхе, засыпает на всю зиму до весны.

Воспитатель: Давайте найдем его норку.

Воспитатель:  А где же мишка?

Дети: Медведь осенью тоже наедается хорошенько. У него под кожей накапливается жир, а зимой он впадает в спячку.

Воспитатель: Где он спит?

Дети:  Он спит в берлоге, натаскает сухие ветки и листья, чтобы было тепло. Берлогу зимой завалит снежным одеялом и медведю тепло.

Воспитатель:  Говорят, что медведь сосёт лапу.  Расскажу почему.  Происходит смена жёсткого кожного покрова на подушечках лап, при этом старая кожа лопается, шелушится, и сильно зудит, и чтобы хоть как-то уменьшить эти неприятные ощущения животное облизывает свои лапы.

Воспитатель: Давайте найдём его берлогу.

Воспитатель: Посмотрите, что-то ветки шевелятся, а ветра нет. Кто бы это мог быть?   (Белка).  Как вы узнали?

Дети:  Грибы на ветке остались, дупло на дереве.

Воспитатель: Еще один маленький пушистый житель леса, который меняет цвет своей шубки к зиме.  Белка все лето была рыженькая, а к зиме становится серенькой.   Как она подготовилась к зиме?

Дети:  Белка  все лето и осень собирала грибы, ягоды и прятала их в различных местах. Зимой она свои запасы ищет.

Воспитатель:   Но, к  сожалению, белка не всегда  находит  свои  запасы.     Зато на том месте, где были спрятаны шишки или орешки, весной может появиться маленький росточек и через несколько лет здесь будет расти новое дерево или куст.

4) Физкультминутка.

Зайка беленький сидит (присели на корточки)

И ушами шевелит. (показали руками длинные ушки)

Зайке холодно сидеть, (встают)

Надо лапочки погреть. (гладят ручки)

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать. (прыжки на месте)

Кто-то зайку напугал —

Зайка — прыг — и убежал! (прыгают к воспитателю)

Воспитатель: Ребята, а кто же зайчика мог напугать?  (Лиса и волк).  Это хищные звери.   У лисицы есть дом – нора, там она может спрятаться от зимней стужи, а у волка – волчье логово.  Как  вы думаете,  меняют  ли  лиса и волк  свои шубки на новые, зимние?

Воспитатель:  Да,  меняют. Летом и мы с вами носим одежду легкую, чтобы было не жарко, а зимой надеваем более теплую, вот и животные также должны переодеться. Это не значит, что они снимают свои шкурки и надевают новые, просто у них отрастает другой, более теплый мех.  Период, когда животные меняют свой мех  называется линькой.   Цвет шерсти у них остается такой же, потому что им не от кого прятаться и маскироваться.   Они — сами хищники  и   ходят по лесу в поисках добычи.

5) Дидактическое упражнение "Подбери определения".

Воспитатель:      Я надеваю на вас маски животных, а вы называете признаки «своего» зверя.

Волк, ты какой? – я серый, зубастый, страшный, …

Медведь, ты какой?– я бурый, косолапый, неуклюжий, …

Лиса, ты какая? – хитрая, пушистая, рыжая, …

Ёж, ты какой? – я колючий, маленький, …

Заяц, ты какой? – длинноухий, пугливый, трусливый, маленький…

Белка, ты какая?– я рыжая, пушистая, …

 

6) Игра «Назови семью».

 

Папа-заяц, мама –зайчиха, детеныш-зайчонок.

Папа- еж, мама- ежиха, детеныш-ежонок.

Папа-медведь, мама-медведица, детеныш- медвежонок.

 7) Игра «Один – много».

К зиме готовится не один волк, а много… (волков)

Не один заяц, а много… (зайцев)

Не один ёж, а много… (ежей)

Не один медведь, а много… (медведей)

Не одна белка, а много… (белок)

Не одна лиса, а много… (лис)

 

Воспитатель:    А теперь нам пора в группу. Встали на лыжи, поехали. Двигательное  упражнение   «Лыжники». Звучит  музыка – скрип  снега.

4. Анализ занятия.

Воспитатель: Наше путешествие закончилось. Вам  понравилось? Каких зверей мы встретили  в  лесу?

-Кто из зверей впадает в спячку?

-Кто делает запасы на зиму?

-Как готовятся звери к зиме, чтобы им не было холодно?

-Зачем заяц и белка меняют цвет шерсти?

-Какие дикие животные  обитают в лесах   нашего   края?  (Лиса, еж, волк, белка,  заяц).

-А какие не обитают в нашем краю?  (Медведь).

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkr._zanyatie.docx25.05 КБ

Предварительный просмотр:

НОД  в  старшей группе. Тема: «Путешествие в зимний лес».

Цель: обогащать представления детей о зимней природе средствами интеграции  познавательной  и  речевой деятельности.

Задачи:

1.Обобщить и систематизировать представление детей о времени года зима, о диких животных.

2.Обогащать и активизировать   словарь  детей по теме «Зима».    

3.Совершенствовать лексико-грамматический строй речи через подбор прилагательных и глаголов.

4. Развивать  логическое  мышление, память, воображение.

5. Уточнить знания о правилах поведения в лесу.

6. Воспитывать любовь  к  живой  природе.

Методы: словесные, наглядные, игровые.

Материал:  ноутбук, презентация, 4 «дорожки»,  деревья для оформления группы,  игрушки (звери), зимняя музыка, письмо.

Предварительная работа:  наблюдение примет зимы в природе с воспитателями и родителями, беседы о зиме, рассматривание иллюстраций, составление описательных рассказов (из личного опыта, по серии сюжетных картин), чтение художественной литературы, прогулки.

Ход образовательной деятельности.

1. Организационный момент.   

Собрались все дети в круг.

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

- Ребята, чтобы у нас было  весь день  хорошее настроение,  улыбнемся друг другу.

2. Введение в тему.  (Письмо из лесу).

Воспитатель:

Ой, ребята, конверт большой.

Как попал ты в группу нашу?

Разберемся! Ой, постой!

На конверте адрес наш,

А обратный чей? Лесной!

От кого пришло письмо,

Вам ведь хочется узнать?

Тогда надо постараться

Все загадки угадать.

1. Вперевалку зверь идет

По малину и по мед

Любит сладкое он очень.

А когда приходит осень,

Лезет в яму до весны,

Где он спит и видит сны. (Медведь). Слайд 1.

2. Сердитый недотрога

Живет в глуши лесной.

Иголок очень много,

А нитки ни одной? (Еж). Слайд 2.

3. Кто по елкам ловко скачет

И взлетает на дубы,

Кто в дупле орехи прячет,

Сушит на зиму грибы? (Белка). Слайд 3.

4. Рыжая плутовка

Спряталась под ёлкой.

Зайца ждёт хитрюга та.

Как зовут её? … (Лиса). Слайд 4.

5. Все время по лесу он рыщет,

Он в кустах кого-то ищет.

Он из кустов зубами щелк,

Кто скажите это….(Волк). Слайд 5.

6. У кого нет берлоги,

Не нужна ему нора.

От врагов спасают ноги,

А от голода - кора. (Заяц). Слайд 6.

 

Воспитатель:   Скажите, как можно назвать всех этих животных?  Слайд 7.

Дети:  Лесные, звери, дикие.

 Воспитатель: А  почему  лесных  животных называют дикими?

Дети: Сами добывают пищу, строят жилище, живут на воле.

Воспитатель: Да,  мы  получили  письмо  от диких  животных  и  отправимся путешествовать в зимний лес.     

Дидактическое упражнение «Выбери дорожку».

Воспитатель:    Посмотрите, тут  4  дорожи.  Как вы думаете,  по какой  дорожке нам надо пойти к зимний  лес? Почему? (Дети  рассматривают   дорожки).        

3. Основная часть.      

1) Путешествие в   зимний  лес.  Беседа  с  детьми.

Воспитатель: А на чем мы доберемся в лес?

Дети: На лыжах.

Воспитатель: Хорошо, поедем на лыжах!

Двигательное  упражнение   «Лыжники». (Дети встают и под музыку имитируют ходьбу на лыжах. Звучит  музыка  -  скрип  снега.)         

В лес сегодня на прогулку

Приглашают нас пойти.

Интересней приключенья

Нам, ребята, не найти.

По дорожкам, по тропинкам,

По лесу гулять пойдём.

И лесных зверей мы с вами

Обязательно найдём.

Воспитатель: Вот мы и в  зимнем  лесу.  (Показ  слайда  с зимним пейзажем.  Слайд 8.)   Ребята, давайте вспомним правила поведения в лесу.

Дети: Не оставлять мусор в лесу, не ломать ветки и деревья.  А ещё в лесу надо вести себя тихо, не шуметь, а то можно испугать зверей.

Вопросы для  беседы:

- Вам нравится  в  зимнем  лесу?

- Почему?

- Что происходит в природе зимой?  (Холодно, на  земле лежит  снег, деревья голые…)

2) Словесная игра «Подбери слова».

Воспитатель:  Зимой бывает разная погода. То метель разыграется, то мороз сильный, то снегопад.  Я буду называть природное явление, а вы   отвечайте.                

Мороз (что делает?) — трещит, щиплет, кусает…                                                                      

Метель (что делает?) — вьется, бушует, воет, метет….                                                      

Снег (что делает?) — идет, летит, падает, кружится….                                                              

3) Встреча со зверями.

Воспитатель:  Интересно, увидим ли мы зверей в лесу, которые нас пригласили в гости?  Ой, ребята, смотрите, кто-то маленький, длинноухий, пугливый…сидит под кустиком. Вы догадались кто это? (Заяц).

Воспитатель: Да, конечно, это заяц.  Но он очень грустный. Что могло с ним случиться?

Дети:  Испугала лиса, холодно ему, морковки нет…

Воспитатель:  Давайте поднимем ему настроение, называя его ласково….

Игра «Скажи ласково».

Дети: Зайка, зайчишка, зайчик, заинька.

Воспитатель: А как же зайчик готовится к зиме?

Дети:   Он линяет и шерсть становится у него пушистая, теплая и белая для того, чтобы зайца не было заметно на белом снегу, и чтобы его не заметили лиса и волк. Осенью заяц не делает запасы, потому что зимой он грызет кору деревьев и питается молодыми веточками.

Воспитатель: Вот так он сидел под кустом и менял шубку. А когда вышел, то не нашел своих друзей. Давайте поможем найти ему друзей.

Игра «Угадай кто это?»

Бурый, косолапый, неуклюжий…. (медведь)

Маленький, колючий…. (ежик)

Воспитатель: Скажите, ребята, куда пропали ежик и медведь?

Дети:  Ежик наедается грибами, мышами, жуками, червяками, найдет укромное убежище под корнями деревьев, устроится на сухих листьях и мхе, засыпает на всю зиму до весны.

Воспитатель: Давайте найдем его норку.

Воспитатель:  А где же мишка?

Дети: Медведь осенью тоже наедается хорошенько. У него под кожей накапливается жир, а зимой он впадает в спячку.

Воспитатель: Где он спит?

Дети:  Он спит в берлоге, натаскает сухие ветки и листья, чтобы было тепло. Берлогу зимой завалит снежным одеялом и медведю тепло.

Воспитатель:  Говорят, что медведь сосёт лапу.  Расскажу почему.  Происходит смена жёсткого кожного покрова на подушечках лап, при этом старая кожа лопается, шелушится, и сильно зудит, и чтобы хоть как-то уменьшить эти неприятные ощущения животное облизывает свои лапы.

Воспитатель: Давайте найдём его берлогу.

Воспитатель: Посмотрите, что-то ветки шевелятся, а ветра нет. Кто бы это мог быть?   (Белка).  Как вы узнали?

Дети:  Грибы на ветке остались, дупло на дереве.

Воспитатель: Еще один маленький пушистый житель леса, который меняет цвет своей шубки к зиме.  Белка все лето была рыженькая, а к зиме становится серенькой.   Как она подготовилась к зиме?

Дети:  Белка  все лето и осень собирала грибы, ягоды и прятала их в различных местах. Зимой она свои запасы ищет.

Воспитатель:   Но, к  сожалению, белка не всегда  находит  свои  запасы.     Зато на том месте, где были спрятаны шишки или орешки, весной может появиться маленький росточек и через несколько лет здесь будет расти новое дерево или куст.

4) Физкультминутка.

Зайка беленький сидит (присели на корточки)

И ушами шевелит. (показали руками длинные ушки)

Зайке холодно сидеть, (встают)

Надо лапочки погреть. (гладят ручки)

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать. (прыжки на месте)

Кто-то зайку напугал —

Зайка — прыг — и убежал! (прыгают к воспитателю)

Воспитатель: Ребята, а кто же зайчика мог напугать?  (Лиса и волк).  Это хищные звери.   У лисицы есть дом – нора, там она может спрятаться от зимней стужи, а у волка – волчье логово.  Как  вы думаете,  меняют  ли  лиса и волк  свои шубки на новые, зимние?

Воспитатель:  Да,  меняют. Летом и мы с вами носим одежду легкую, чтобы было не жарко, а зимой надеваем более теплую, вот и животные также должны переодеться. Это не значит, что они снимают свои шкурки и надевают новые, просто у них отрастает другой, более теплый мех.  Период, когда животные меняют свой мех  называется линькой.   Цвет шерсти у них остается такой же, потому что им не от кого прятаться и маскироваться.   Они — сами хищники  и   ходят по лесу в поисках добычи.

5) Дидактическое упражнение "Подбери определения".

Воспитатель:      Я надеваю на вас маски животных, а вы называете признаки «своего» зверя.

Волк, ты какой? – я серый, зубастый, страшный, …

Медведь, ты какой?– я бурый, косолапый, неуклюжий, …

Лиса, ты какая? – хитрая, пушистая, рыжая, …

Ёж, ты какой? – я колючий, маленький, …

Заяц, ты какой? – длинноухий, пугливый, трусливый, маленький…

Белка, ты какая?– я рыжая, пушистая, …

6) Игра «Назови семью».

Папа-заяц, мама –зайчиха, детеныш-зайчонок.

Папа- еж, мама- ежиха, детеныш-ежонок.

Папа-медведь, мама-медведица, детеныш- медвежонок.

 7) Игра «Один – много».

К зиме готовится не один волк, а много… (волков)

Не один заяц, а много… (зайцев)

Не один ёж, а много… (ежей)

Не один медведь, а много… (медведей)

Не одна белка, а много… (белок)

Не одна лиса, а много… (лис)

Воспитатель:    А теперь нам пора в группу. Встали на лыжи, поехали. Двигательное  упражнение   «Лыжники». Звучит  музыка – скрип  снега.

4. Анализ занятия.

Воспитатель: Наше путешествие закончилось. Вам  понравилось? Каких зверей мы встретили  в  лесу?

-Кто из зверей впадает в спячку?

-Кто делает запасы на зиму?

-Как готовятся звери к зиме, чтобы им не было холодно?

-Зачем заяц и белка меняют цвет шерсти?

-Какие дикие животные  обитают в лесах   нашего   края?  (Лиса, еж, волк, белка,  заяц).

-А какие не обитают в нашем краю?  (Медведь).

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию в подготовительной к школе группе. Тема: «Путешествие в зимний лес».

Дети путешуствуют по зимнему лесу. Во время путешествия выполняют здоровьесберегающие технологии (дыхательное упражнение, зрительная гимнастика, игра СУ - Джок шариками, физ-минутка, самомассаж); комм...

План - конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе. Тема. Путешествие в зимний лес.

План - конспект Нод с детьми в старшей группе. Тема. Путешествие в зимний лес. нод должно сопровождаться с презентацией....

Конспект занятии по речевому развитию во IIй младшей группе Тема: «Путешествие в зимний лес»,

Программное содержание:Расширить представление детей об особенностях жизни диких животныхв лесу, учить составлять рассказ по мнемотаблице, формировать простыепредложения, осваивая систему окончаний су...

Конспект занятии по речевому развитию во IIй младшей группе Тема: «Путешествие в зимний лес»,

Программное содержание:Расширить представление детей об особенностях жизни диких животныхв лесу, учить составлять рассказ по мнемотаблице, формировать простыепредложения, осваивая систему окончаний су...

Конспект занятии по речевому развитию во IIй младшей группе Тема: «Путешествие в зимний лес»,

Программное содержание:Расширить представление детей об особенностях жизни диких животныхв лесу, учить составлять рассказ по мнемотаблице, формировать простыепредложения, осваивая систему окончаний су...

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе тема: "Путешествие в зимний лес"

Задачи:1.     Познакомить детей с некоторыми правилами поведения в лесу;2.     Уточнить знания детей о диких животных;3.     Развить у детей...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте детей подготовительной группы. Тема: "Путешествие в зимний лес".

Закреплять навык дифференцирования звуков, умение оперировать понятиями « буква», «слог», « слово», знание букв, их графических образов.Совершенствовать навык слогового и звукового анализа слов,...