Конспект непосредственно – образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию в подготовительной к школе группе. Тема: «Путешествие в зимний лес».
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Дети путешуствуют по зимнему лесу. Во время путешествия выполняют здоровьесберегающие технологии (дыхательное упражнение, зрительная гимнастика, игра СУ - Джок шариками, физ-минутка, самомассаж); коммуникативные игры ("Доброе утро", "Какая?", "Доскажи словечко").

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_v_zimniy_les._.docx47.32 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: Обобщение и систематизация знаний детей  о зиме и зимних приметах.

Задачи:

  •  Создать положительное, доброжелательное  эмоциональное состояние и атмосферу взаимопонимания друг друга.
  • Формировать умение составлять рассказ о зиме  по мнемотаблице.
  • Закреплять умение подбирать однородные определения к существительным (зима, снег).
  • Совершенствовать грамматический строй речи в подборе существительных к прилагательному.
  • Способствовать снятию мышечного напряжения с помощью релаксационных упражнений.
  • Способствовать развитию словесно - логического мышления, внимания, памяти.
  •  Активизировать словарь по теме.
  • Вызвать желание  слушать своих товарищей, не перебивая их.
  • Закреплять умение подбирать однокоренные слова, образовывать притяжательные прилагательные.
  • Совершенствовать навыки самомассажа.
  • Способствовать развитию и укреплению дыхательной мускулатуры с помощью дыхательного упражнения.
  • Стимулировать биологически активные точки с помощью СУ – ДЖОК терапии.
  •  Снимать зрительное утомление, укреплять и расслаблять мышцы глаз.

Методы и приемы: прием, обеспечивающий эмоциональную активность; прием , повышающий интерес к занятию (использование художественного слова), игровая деятельность : игра «Какая», игра «Доброе утро»; диалогический метод; составление рассказа по мнемотаблице; здоровьесберегающие технологии (физминутка, дыхательная  гимнастика, гимнастика для глаз, самомассаж, релаксационное упражнение); метод мозгового штурма;  СУ – ДЖОК терапия;  д\игры «Чей след», «Доскажи словечко», анализ.

Предварительная работа:

 Ежедневные наблюдения, рассматривание иллюстраций о зиме, зимних явлениях, зимних развлечениях. Чтение произведений о зиме; знакомство с пословицами, стихотворениями о зиме; разгадывание загадок о зимних явлениях. Беседы о животных, составление описательных рассказов, заучивание стихотворений о зиме, знакомство с народными приметами и пословицами.

Материалы и оборудования: магнитофон, кассета с записью, иллюстрации , СУ ДЖОК шарики, картинки со следами животных и человека, снежинки.

Ход занятия:

Воспитатель. Ребята, поздороваемся друг с другом и скажем  доброе утро.

Коммуникативная игра:  «Доброе утро! ».

Придумано кем-то
Просто и мудро.                                                                                                                          При встрече здороваться:
Доброе утро.          ( правые руки выставляют вперед и                       прислоняют ладошки)
Доброе утро!          (левые руки выставляют вперед и прислоняют ладошки)
Солнцу и птицам.     (поднимают руки вверх, тянутся)
Доброе утро!                (машут правой рукой)
Улыбчивым лицам.     (улыбаются друг другу)
И каждый становится
Добрым, доверчивым. 
Пусть доброе утро. 
Длится до вечера.

Воспитатель. Хотите отправиться в госте к Зимушке – зиме? (да)

Физминутка.

 «На прогулке».

                   Мы шли, шли, шли        (шагаем на месте).

                   И на речку пришли,

                   А на речке лед

                   Прокатились по льду и дальше пошли.   (катимся на коньках по           льду).

                   Мы шли, шли, шли.

                   И на горку пришли,

                   Съехали с горы на лыжах и дальше пошли. (спускаемся на лыжах).

                   Мы шли, шли, шли,

                   И в лес пришли.

         - Ребята, я вам предлагаю погостить в зимнем лесу.

Полюбуйтесь красотой зимнего леса!

- Какие деревья в лесу зимой? (дети рассматривают иллюстрации деревьев)

Дети. Они стоят голые, без листьев, только сосна и ель зеленые.

Воспитатель. В лесу тихо, но иногда можно услышать, как стучит дятел по стволу дерева, ищет спящих букашек.

Воспитатель.  Ребята, послушайте стихотворение А.С.Пушкина «Идет волшебница зима».

Пришла, рассыпалась, клоками повисла на суках дубов.

Легла волнистыми коврами среди полей, вокруг холмов.

Брега с недвижною рекою сравняла пухлой пеленою.

Блеснул мороз! И рады мы проказам матушки зимы.

Ребята, вы рады зиме?  (да)

- Сейчас мы с вами поиграем с мячом.  Вспомните, пожалуйста, слова  какая бывает зима.

 Игра: «Какая ?» Подбор однородных определений к слову зима: холодная, ранняя, поздняя, снежная, злая, суровая, морозная, теплая, ветреная, веселая, нарядная и т. д.

В это время года мы часто говорим слово «снег». А какой снег? (белый, холодный, пушистый, хрустящий, серебристый, блестящий, скрипучий, мокрый, липкий и т.д.) С чем можно сравнить снег? (с ковром, покрывалом, одеялом и т.д.)

Вот сколько интересных и красивых слов можно сказать о снеге.

 «Зима» Иван Суриков

Белый снег, пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.

И под утро снегом
Поле побелело,
Точно пеленою
Всё его одело.

Тёмный лес что шапкой
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко, непробудно…

Божьи дни коротки,
Солнце светит мало,
Вот пришли морозцы -
И зима настала.

Релаксационное упражнение «Солнце и вьюга».

Посмотрите, выглянуло солнышко! Протяните свои руки к солнцу и почувствуйте тепло солнечных лучиков.

Воспитатель:

(звучит музыка вьюги)

НО вдруг завертелась вьюга, словно карусель.

Медленно сначала, а потом быстрей.

Ничего не видно, всё белым – бело,

Наконец – то стихло, землю замело.

(звук вьюги затихает)

Воспитатель: Покажите, как вы замёрзли?

(дети показывают)

Воспитатель: Ребята, давайте с вами согреемся!

(звучит мелодия)

Самомассаж.

Руки в кулачки сожмем

И немножко подождем.

 На ладошки мы подуем,

Все снежинки мы с них сдуем.

Каждый пальчик мы возьмем,

Сильно на него нажмем.

Каждый пальчик мы возьмем,

Сильно на него нажмем.

Мы ладошки растираем

И лицо обогреваем.

Растираем лобик тоже,

Теплым стать ему поможем.

Щечки надуваются.

Губки улыбаются.

 (Дети выполняют соответствующие движения)

Послушайте рассказ воспитателя «Гостья зима»

 «Пришла зима. Она накрыла землю белым покрывалом.

Идёт снег. Дует ветер. Трещит мороз.

Зима пришла не с пустыми руками. Она принесла подарки: снегопады, сугробы, метели, лед. Эти подарки нужны людям для того, чтобы кататься на лыжах, коньках, санках. А еще можно слепить снеговика, построить крепость, поиграть в снежки. Мы очень любим зиму».

Первичное восприятие рассказанного воспитателем: - Кто пришел к нам в гости? - Какое время года было до этого? - Чем зима накрыла землю? - Какие подарки принесла зима? - Для чего людям нужны эти подарки? - Что такое зимние забавы?

Дети рассказывают по мнемотаблице рассказ «Гостья зима».

Воспитатель.

Мы снежинки, мы пушинки

Покружиться мы не прочь.

Мы танцуем день и ночь.

Встанем вместе все в кружок –

Получается снежок.

(Дети выполняют движения под текст стихотворения)

Воспитатель. Ребята, посмотрите какая у меня волшебная снежинка, как она кружится в воздухе. Последите за её движением.

Зрительная гимнастика «Последи, как летит снежинка».

Воспитатель вращает снежинку на разной высоте, дети следят за её полетом (4-5 раз)

Дидактическая игра  «Доскажи словечко»

- Зимой все покрыто белым, пушистым снегом. Хотите  поиграть  с этим словом. Я буду читать стихотворение, а вы заканчивайте строчку словами, похожими на слово «снег».

Тихо, тихо, как во сне, падает на землю…(снег)

С неба все скользят пушинки – серебристые…(снежинки)

На деревья, на лужок тихо падает…(снежок)

Вот веселье для ребят – все сильнее…(снегопад)

Все бегут вперегонки, все хотят играть в…(снежки)

Словно в белый пуховик нарядился…(снеговик)

На снегу – то, посмотри, - с красной грудкой …(снегири)

Словно в сказке, как во сне, землю всю украсил…(снег)

Воспитатель. Какие вы слова добавляли? На какое слово они похожи.

Дыхательное  упражнение «Снежинка» (2 минуты)

Воспитатель: Представьте  себе, к вам   на  варежку  упала  снежинка. Попробуйте  ее  сдуть

(вдох  носом и  короткий  сильный  выдох),

(вдох  носом и  медленный выдох  через  сомкнутые  губы).

Теперь  на  варежку  упало    несколько  снежинок  (вдох  носом  и  медленный  прерывистый  выдох).

Воспитатель. Посмотрите, пока мы играли со снежинками , к нам на поляну прилетели другие снежинки. Они не простые, на них написаны слова. Нам надо подобрать к ним нужные слова. О чем так можно сказать?

  • Трескучий – мороз;
  • Зимняя – дорога;
  • Ледяные – горки, реки, озера, сосульки;
  • Снежный – ком, дом;
  • Холодное – утро, солнце, дыхание;
  • Морозный – день, воздух, узор, вечер, ветер;
  • Снежная – горка, дорога, улица, баба;
  • Колючий – снег, ветер, мороз.

Воспитатель. Зимой,  ветер колючий, морозный.

(воспитатель предлагает взять СУ – ДЖОК шарики и под музыку сделать массаж ладоней)

Крутим шарик на ладошке

Кружит вьюга по дорожке.

Воспитатель раздает нарисованные следы: человека, животных.

Дети должны отгадать, чей след.

Дидактическая игра «Чей след»

    -Ребята, а теперь вспомним какие пословицы о зиме вы знаете , которые предупреждают нас, что зима – холодное, суровое время года.

                   Зима не лето, в шубу одета.

                   Мороз не велик, да стоять не велит.

                   Береги нос в большой мороз.

                   В зимний холод всякий молод.

 Игра по ТРИЗУ   «Зима - хорошо или плохо»

Хорошо, потому что:

- Много снега, можно лепить снежки;

- Можно кататься на санках, лыжах, коньках;

- Снег укрывает растения от мороза;

- Деревья отдыхают.

Плохо, потому что:

- Снег засыпал все: птичкам и животным нечего есть;

- Скользко, можно упасть;

- Холодно, морозно, можно заболеть.

Воспитатель.   Ребята, наша прогулка по лесу заканчивается и нам пора возвращаться в детский сад.

          Мы идем, мы идем,

         (дети маршируют)

По дорожке мы идем.

Мы идем, мы идем,

Звонко песенку поем:

«Ля-ля-ля…»

Через сугробы мы шагаем,

Ноги выше поднимаем

(шагают, высоко поднимая колени)

Все равно вперед идем,

Смело песенку поем:

«Тра-та-та…»

А теперь на лыжи встали,

(двигаются скользящим шагом)

Очень быстро побежали,

Мчимся с горки, не молчим,

А задорно так кричим:

«Ух!...»

Воспитатель. 

Вот мы и вернулись из путешествия по зимнему лесу.

Рефлексия.

Воспитатель. Давайте вспомним, чем мы сегодня занимались? Что вам больше всего понравилось? Как вы считаете, хорошо вы потрудились?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственной образовательной деятельности по познавательно-речевому и художественно-эстетическому развитию по теме: " Путешествие в весенний лес" для детей 2 младшей группы.

Путешествуя по  лесу, дети знакомятся с признаками весны. Свои впечатления дети отражают в картине, которую создают с помощью сухой аппликации....

Сценарий комплексной непосредственной образовательной деятельности по познавательно – речевому развитию с детьми средней группы «Б»: «Путешествие с капелькой!», Составила воспитатель: Трунова Ирина Сергеевна

Данная НОД была разработтана для открытого показа на уровне ДОУ, с использованием ИКТ, опытами и эксперементами, в рамках введения новых образовательных стандартов и использования в работе педагогов д...

Организованно-образовательная деятельность по рисованию для подготовительной к школе группе Тема: «Зимние напевы»

Занятие обобщающего характера. Использовала нетрадиционный метод рисования. Очень много музыки по теме "Зима" Вивальди и Чайковского. По теме подобраны физкультминутки....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по грамоте в подготовительной к школе группе Тема: «Космическое путешествие»

Цель:  Закрепление знаний в области «Развитие речи» у детей подготовительной к школе группе....

Конспект непосредственно - образовательной деятельности по познавательно - речевому развитию детей старшей группы на тему: « Путешествие по сказкам»

Цель: Углублять и расширять знания детей о сказках, Формирование речевого развития детей через игровую деятельность....