игры на формирование словаря имен существительных
методическая разработка по развитию речи

Черненко Елена Александровна

Для родителей и педагогов игры на развитие словаря имен существительных

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игры на формирование словаря существительных.

Детеныши

  1. Цель. Расширить словарный запас детей.

Ход игры. Дети стоят в кругу. Педагог дает задание и по кругу передает мяч. Ребенок придумывает слово и передает мяч соседу и т.д.

коза-козленок

корова-теленок

овца-ягненок

свинья-поросенок

лошадь –жеребенок

волк-волчонок

лиса-лисенок

заяц-зайчонок

Карлики-великаны

2. Цель. Расширить словарный запас детей.

Ход игры. Расширить словарный запас уменьшительно-ласкательных существительных у детей.

         Ход игры. Дети стоят по кругу. Педагог кидает мяч ребенку, ребенок    ловит, быстро отвечает и кидает мяч педагогу.

стол-столик

ложка-ложечка

ключ-ключик

стол-столик

замок-замочек

книга-книжечка

Единственное-множественное число

3.Цель. Учить образовывать новые слова. Расширять словарь существительных.

         Ход игры. Дети стоят по кругу. Педагог кидает мяч ребенку, ребенок    ловит, быстро отвечает и кидает мяч педагогу.

Ухо-уши

Руки-руки

Мяч-мячи

Повар-повара

Бык-быки

Что у нас какого цвета-мы расскажем вам об этом?

4.Цель. Учить образовывать новые слова. Расширять словарь существительных.

         Ход игры. Дети стоят по кругу. Педагог кидает мяч ребенку, ребенок    ловит, быстро отвечает и кидает мяч педагогу.

Н-р: красный-мак, огонь, флаг…

«Третий лишний»

5.Цель. Развивать мышление.

         Ход игры. Дети стоят по кругу. Педагог кидает мяч ребенку, ребенок    ловит, быстро отвечает и кидает мяч педагогу.

Яблоко, апельсин, свекла

Елка, береза, клен

Кастрюля, ложка, стол

Стрекоза, ласточка, филин

Домино

6. Цель.Учить правильно слово с изображением предмета.

Оборудование. Любое детское домино («Животные», «Фрукты»)

Ход игры. Первый играющий положит на стол одну из своих карточек. Второй играющий должен приложить к ней  справа или слева, свою карточку с таким же рисунком и назвать, что нарисовано на карточке. Если у играющего такой карточки нет, он пропускает ход. Выигрывает тот, кто выложит все свои карточки.

Подбери словечко

7. Цель. Расширить словарный запас, развивать умение согласовывать  прилагательное с существительным

Играть можно с мячом , перекидывая его друг другу.

Про что можно сказать: свежий (воздух, хлеб, огурец, запах), старый (пень, человек, дом)

Что растет в лесу

8. Цель. Обогащать словарь слов-предметов, представления об окружающем мире, развивать сообразительность, логическое мышление.

Ход игры. Играют по очереди с ребенком, перечисляя ряд растений. Если названо растение , которое растет в лесу, ребенок (вы) хлопает в ладоши. В случае ошибки ребенок должен называть ряд растений. Например: сосна , помидоры, ель, осина, костяника, маслята ит.д.

Что  из чего состоит?

9.Цель. Обогащать представление о ближайшем  окружении и активизировать словарный запас. Уточнять названия и назначения предметов. Учить детей различать и называть существенные детали и части предметов

Оборудование. Картинки с изображением предметов

Ход игры. Педагог держит в руке несколько картинок с изображением предметов

 

У платья (рукава, карманы, пуговицы, воротник)

Сходные предметы

10.Цель. Обращать внимание детей на некоторые сходные по назначению предметы. Уточнять названия и назначения предметов.

Оборудование. Картинки с изображением предметов

Ход игры. Педагог держит в руке несколько картинок с изображением предметов

Тарелка-блюдце, стул-табурет-скамейка, шуба, пальто-дубленка

Я один

11.Цель. Упражнять в названии имен существительных в единственном числе.

Оборудование. Картинки с изображением обуви (по одному предмету )

Ход игры. Педагог держит в руке несколько картинок с изображением обуви

Один – ботинок, туфель, сапог и.т.д.

Многозначные слова

12.Цель. Познакомить со словами. Объяснять значение слов. Составить с ними предложения.

Оборудование. Картинки с изображением предметов

Ход игры. Педагог держит в руке несколько картинок с изображением предметов

Иголки бывают разные – швейные, вязальные, машинные, у елки, у ежика, у сосны, у кактуса.

Какие вы щетки знаете? Зубная, обувная, для одежды

Съедобное-несъедобное

12.Цель. Упражнять в названии имен существительных «съедобных-несъедобных».

Оборудование. мяч

Ход игры. Педагог или ребенок бросает мяч , называя существительное съедобное или несъедобное. Ребенок ,если съедобное ,должен поймать мяч, если несъедобное – не ловить.



Предварительный просмотр:

Игры на формирование словаря существительных.

Лото

  1. Цель. Учить правильно слово с изображением предмета.

Оборудование. Любое детское лото («Играем и работаем», «Картинное лото», «Лото для самых маленьких»)

Ход игры. Детям раздают большие карты, а маленькие берет педагог и называет последовательно каждую из них. Говорит четко, повторяет 2-3раза. Ребёнок, у которого находится называемый предмет, поднимает руку и говорит: «У меня..» - и называет предмет.

В более упрощённом виде эта игра проводится на «Картинках малышам». Дети получают по пять-шесть карточек этого лото и раскладывают их на своих картах. Педагог спрашивает: «У кого собака?» У кого окажется картинка с собакой, поднимает её и называет.

Кто это?

  1. Цель. Закрепление понятий по теме «Животные и птицы».

Оборудование. Картинки с изображением животных и птиц.

Ход игры. Педагог держит в руке несколько картинок с изображением животных и птиц. Ребёнок вытягивает одну картинку так, чтобы остальные дети не видели. Он подражает крику животного и его движениям, а остальные дети должны угадать, какое это животное.

Кто больше слов придумает?

  1. Цель. Активизация словаря.

Оборудование. Мяч, фанты.

Ход игры. Педагог называет какой-нибудь звук и просит детей придумать слова, в которых встречается этот звук.

Затем дети образуют круг. Один из играющих бросает кому-нибудь мяч. Поймавший мяч должен сказать слово с условленным звуком. Он получает фант. Тот, кто не придумал слово или повторяет уже сказанное кем-либо, фант не получает. Победитель определяется по количеству набранных фантов.

Скажи по-другому.

  1. Возрастная группа. Старшая, подготовительная

Цель игры.  Учить понимать многозначность слов.

      Ход игры.

      Ребёнку показывают и называют парные картинки (например, хвост

      лисы и хвост самолёта), ему необходимо подобрать к ним синонимичные

названия. К первой паре картинок взрослый даёт образец названий.

Материал:

*спинка малыша (головка, ножка, нос) - часть тела человека; спинка стула -

часть стула (дивана), предназначенная для удобства во время сидения

человека;

* мамина шляпка - головной убор; грибная шляпка - верхняя часть гриба;

* серая мышь - грызун, мелкое животное; мышь - компьютерный пульт;

* звезда - небесное тело; орден Красной Звезды - правительственная

награда;

* ласточка - птица; ласточка - гимнастическая фигура;

* тарелка - предмет посуды; тарелка - музыкальный инструмент; и т.д.

Охотник

  1. Цель. Упражнять детей в умении классифицировать и называть животных, рыб, птиц и т. д.

      Игровые правила. Перешагнуть в следующую клетку можно только               после того, как назовешь зверя. Победителем, хорошим охотником будет тот, кто дойдет до леса, назвав столько зверей, сколько по дороге в лес клеточек.

        Игровые действия. Перешагивать через черту, называть, не повторяясь, диких зверей. Кто не может вспомнить, возвращается.

        Ход игры. Где-нибудь на свободном месте в одном конце двора или площадки стоит группа играющих. Это дом. На расстоянии нескольких шагов от дома — чем дальше, тем лучше — положена какая-нибудь метка и проведена черта. Это лес, где водятся разные звери. В этот лес и отправляется охотник — один из играющих. Стоя на месте, он произносит такие слова: «Я иду в лес на охоту, буду охотиться за. . .» Здесь он делает шаг вперед и говорит: «. . .зайцем»; делает второй шаг: «. . .медведем»; делает третий шаг: «. . .волком»; четвертый шаг: «. . .лисицей»; пятый:  «барсуком. . .». При каждом шаге охотник называет какого-нибудь зверя. Нельзя два раза называть одного и того же зверя. Нельзя называть и птиц, но если играть в охоту на птиц, то нужно называть только птиц.

        Победителем считается тот, кто дошел до леса, при каждом шаге называя нового зверя. Тот, кто не смог этого сделать, возвращается домой, а на охоту отправляется следующий. Неудачливому охотнику можно разрешить еще раз пойти на охоту. Возможно, на этот раз охота будет удачной.

Примечание. По принципу этой игры можно провести игру «Рыболов». Рыболов говорит: «Пойду на рыбалку и поймаю. . . щуку, карася, окуня». И т. д.

Лексикон

  1. Цель. Расширить словарный запас детей.

Ход игры. Дети стоят в кругу. Педагог дает задание и по кругу передает мяч. Ребенок придумывает слово и передает мяч соседу и т.д.

Назовите:

вкусные слова (вафли, булка, халва, шоколад, мороженое, леденцы..);

веселые слова (радость, праздник, цирк, веселье…);  

грустные слова (слёзы, болезнь, наказание, прощай…);

звонкие слова (колокольчик, звонок, перезвон, эхо…).

Или назовите предметы:

тяжёлые;  мягкие;  лёгкие;   твердые;  металлические;  деревянные;  съедобные;  круглые; длинные.

Или более сложный вариант. Скажите, что может быть:

и лёгким, и тяжёлым? (сумка, камень, книга…)

и твердым, и жидким? (лёд, мороженое…)

и высоким, и низким? (человек, столб…)

и широким, и узким? (лента, дорога…)

и толстым, и тонким? (человек, книга…)

и гладким, и шершавым? (стол, камень…)

и острым, и тупым? (нож, карандаш…)

и коротким, и длинным? (шарф, тропинка…)

и горячим, и холодным? (чай, утюг…)

Отвечайте быстро

  1. Цель. Расширить словарный запас существительных и глаголов у детей.

Ход игры. Дети сидят или стоят по кругу. Педагог задаёт вопрос и кидает мяч ребенку, ребенок ловит, быстро отвечает и кидает мяч педагогу.

Вопросы. Кто

Кукарекает?

Мычит?

Пищит?

Ревет?

Каркает?

Жужжит?

Фыркает?

Воет?

Чирикает?

Кудахчет?

Поёт?

Квакает?

Крякает?

Хрюкает?

Шипит?

Кукует?

Блеет?

Лает?

Магазин посуды

   8.Цель игры. Расширять словарь существительных.
 Ход игры. Для этой игры лучше использовать настоящую посуду. Инструкция логопеда: Давай поиграем в «магазин». Я буду покупателем, а ты - продавцом. Мне нужна посуда для супа — супница. Посуда для салата — салатница; посуда для хлеба — хлебница; посуда для молока — молочник; посуда для масла — маслёнка; посуда для конфет — конфетница; посуда для сухарей — сухарница; посуда для соли — солонка; посуда для сахара — сахарница.

После проговаривания всей имеющейся посуды, можно поменяться ролями. Наша задача побуждать ребёнка произносить названия посуды самостоятельно.

Составляем слово из двух

9. Цели. Учить образовывать новые слова. Расширять словарь существительных.

Ход игры. Педагог называет два слова. Ребенок образует новое слово и отвечает.

Сам варит – самовар

 Сам летит – самолёт

 Сам катит – самокат

 Сам сваливает – самосвал

 Пыль сосёт – пылесос

 Везде ходит — вездеход

 Хлеб печёт — хлебопечка

 Кофе варит – кофеварка

 Варит на пару – пароварка

 Мясо рубит – мясорубка

 Сок выжимает – соковыжималка

 Рыбу ловит – рыболов

 Пчёл разводит – пчеловод

 Землю копает – землекоп

 Пешком ходит – пешеход

 Лес рубит – лесоруб

 Трубы чистит – трубочист

 Листья падают – листопад

 Снег падает — снегопад

По слову

11. Цель. Развивать  словарный запас и память.

Ход игры. Играть в неё нужно в группе. Задается лексическая тема.  Первый человек называет слово, второй повторяет его и добавляет свое. Таким образом, мы собирает по слову «цепочку». Как только кто-то забывает одно из слов этой «цепочки», она «разрывается», и игра начинается заново.

Игра с мячом «Я знаю три названия животных (цветов)» или «Я знаю три имени девочек (пять имен мальчиков)»

12.Цель. Расширять словарный запас детей за счет употребления обобщающих слов, развитие быстроты реакции, ловкости.

             Ход игры. Раз и два, и три, четыре всё мы знаем в этом мире.

Ребенок, подбрасывая или ударяя мячом об пол, произносит: «Я знаю пять имен мальчиков: Саша раз, Витя два, Коля три, Андрей четыре, Володя пять». Можно использовать следующие виды движений: бросание мяча об пол одной или двумя руками и ловля двумя руками; бросание мяча вверх двумя руками и ловля двумя руками; отбивание мяча правой и левой рукой на месте.

Закончи предложение

13. Цель. Расширять словарный запас детей по теме «Зима».

      Ход игры. Проводится предварительная работа по лексической теме «Зима». Дети добавляют слова в предложения по смыслу.

Ударили…(морозы).

Бушует… (непогода, ветер).

Метут… (метели, вьюги).

Замерзли… (реки, озера, пруды).

Зимой небо… (серое, хмурое, бывает ясное, солнечное).

Солнце показывается …(редко), светит… (не ярко), совсем … (не греет).

Сладко спит в берлоге … (медведь), заснули… (хомяки, суслики, бурундуки, кроты, ежи, барсуки, енотовидные собаки…).

Белки и зайчики сменили цвет своих…(шубок). Белки стали… (серыми), а зайцы - … (белыми).

Голодный волк рыщет в лесу в поисках… (добычи).

На дворе большие, снежные…(сугробы).

Дети играют в …(снежки), лепят… (снежную бабу), катаются на … (санках, лыжах, коньках).

Мороз разрисовал стёкла замысловатыми, сказочными…(узорами).

Закончи предложение

14. Цель. Расширять словарный запас детей по теме «Осень».

      Ход игры. Дети добавляют слова в предложения по смыслу.

      Осенью небо (какое?) (хмурое, серое, облачное, безоблачное, голубое, покрытое тучами, бывает и ясное).

       Солнце светит (как?) (мало), поднимается (как?) (невысоко) и греет (как?) (слабо).

        Дни становятся … (все короче), а ночи … (все длиннее).

        Дожди стали выпадать…(чаще).

        Дождь или …(моросит), или как сквозь сито… (сеет), или как из ведра …(льёт).

         Осенью дожди … (холодные, надоедливые, мелкие).

         Дуют …(ветры). Осенью ветер … (холодный, пронизывающий, резкий, сильный…) гнет… (деревья, кустарники, траву), срывает … (листья).

          Трава… (жухнет, вянет, желтеет, сохнет).

          С деревьев опадают …(листья).

          Листья разноцветные: жёлтые с …(берез), бурые с … (тополя, ольхи), красные – с (рябины, осины, клёна). Это время называют … (листопадом).

Зелёными остаются только … (сосны и ели).

           Отцветают осенние последние цветы:… ( астры, георгины, ноготки…).

          В лесу много грибов: … (маслят, сыроежек, белых, лисичек, опят…).

          На болоте созрела … (клюква).

         Улетают перелётные птицы: … (кукушки, трясогузки, соловьи…).

          Ежи, хомяки, барсуки, еноты, сурки, бурундуки, суслики, медведи … (впадают в спячку).

         Звери готовятся к зиме: … (утепляют свои норы, меняют цвет шерсти, делают запасы пищи на зиму).

         Люди надевают … (теплую одежду), не выходят из дома без … (зонтов), собирают … (урожай овощей, фруктов, ягод, злаков, грибов).

Аналогии

15. Цели. Развивать мышление. Активизировать словарь существительных.

       Ход игры. Подумайте и добавьте нужное слово.

       Нога-обувь, рука - …(перчатка).

       Корова – молоко, курица - …(яйца).

       Собака – кость, заяц - …(морковь), обезьяна - …(банан), медведь - …(нора), человек - …(дом).

      Оса – улей, собака - …(конура), медведь - …(берлога), лиса - …(нора), человек - …(дом).

      Зонтик – дождь, лыжи (санки) - …(снег), коньки - …(лёд).

      Яблоки – дерево, смородина - …(куст), огурец - …(грядка).

      Птица – гнездо, белка - …(дупло), мышь - …(норка), волк - …(логово).

      Птица – перья, рыба - …(чешуя).

      Огурец – овощ, ромашка – … (цветок).

      Учитель – школа, врач - …(больница).

      Стол – скатерть, пол – … (ковер).

       Утро – завтрак, вечер - …(ужин).

       Человек – руки, кошка - …(лапы).

        Рыба – вода, птица - …(воздух).

       Красный – стоять, зелёный - …(идти).

       Осень – дождь, зима - …(снег).

Мир вокруг нас.

16. Цель. Активизировать словарь существительных.

     Ход игры. Педагог задаёт вопросы детям. Дети называют и показывают на картинке, соответствующий предмет. Какой предмет нужен, чтобы:

    измерять время? (Часы.)

    разговаривать на расстоянии? (Телефон.)

    наблюдать за звёздами? (Телескоп.)

    измерять вес? (Весы.)

    измерять температуру? (Градусник.)

    измерять атмосферное давление, погоду? (Барометр.)

    наблюдать за микробами? (Микроскоп.)

Назови одним словом

17. Цель. Активизировать в словаре обобщающие слова.

      Ход игры. Назовите, одним словом.

      Суп, каша, гуляш, кисель. (Еда.)

      Курица, гусь, индейка, утка. (Птица домашняя.)

      Австрия, Германия, Индия, Россия. (Страны.)

       Лошадь, корова, овца, свинья. (Домашние животные.)

       Волк, лиса, медведь, заяц. (Дикие животные.)

       Капуста, картофель, лук, свекла. (Овощи.)

       Пальто, куртка, шарф, костюм. (Одежда.)

       Туфли, сапоги, кроссовки, босоножки. (Обувь.)

        Шапка, кепка, тюбетейка, берет. (Головные уборы.)

        Липа, берёза, ель, сосна. (Деревья.)

        Запад, восток, север, юг. (Стороны горизонта, света.)

         Зелёный, синий, желтый, красный. (Цвета.)

         Шар, куб, ромб, квадрат. (Геометрические фигуры.)

        Телевизор, утюг, пылесос, холодильник. (Электроприборы.)

        Пароход, трамвай, автобус, самолёт. (Транспорт.)

      Саша, Миша, Серёжа, Денис. (Имена мальчиков.) и т.д.

Игры на синонимы

На что похоже?

1.        Цель. Приучать детей к осмысленному употреблению слов в речи; учить подбирать синонимы, сравнения, подводить к пониманию образных выражений в загадках.

           Предварительная работа: наблюдения в живой и неживой природе, рассматривание картинок, сравнения и описания предметов, работа по лексическим темам.

     Ход игры. Детям предлагается подобрать похожие слова (сравнения) с опорой на зрительное восприятие (картинки).

      Белый снег похож на (что?)…

      Снежинки похожи на (что?)…

      Синий лед похож на (что?)…

      Пушистый зайчонок похож на (что?)…

         «Подбери сравнение - закончи предложение.»

      Земля покрыта снегом, как…

      Лед на речке блестит, как…

      Дождинки текут по лицу, как…

      Маленький зайчонок, словно…

Похожие слова

2.Цель игры: расширение словаря синонимов, развитие умения определять схожие по смыслу слова.

Ход игры: Называем ребёнку ряд слов, и просим определить, какие два из них похожи по смыслу и почему. Объясняем ребёнку, что похожие слова — это слова-приятели. А называют их так, потому что они похожи по смыслу.

Например: приятель —друг —враг;

грусть —радость —печаль;

еда —очистки —пища;

труд —завод —работа;

танец —пляска —песня;

бежать —мчаться —идти;

думать —хотеть —размышлять;

          шагать —сидеть —ступать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Дидактические игры в формировании словаря детей старшего дошкольного возраста"

Как научить ребенка успешно чему-то, чтобы у него не возникло трудностей в усвоении нового материала? Эту проблему вполне  могут решить игровые технологии. Организация педагогического проце...

Методическая разработка. Тема: «Роль дидактической игры в формировании словаря у детей пятого года жизни".

Материал, раскрывающий значение дидактической игры в формировании словаря у детей средней группы....

Формирование словоизменения имен существительных.

Анализ литературных данных по проблеме овладения детьми словоизменением  позволяет структурировать информацию о времени возникновения, возрастных границах и этапах детского словоизменения....

Картотека речевых игр. Игры и упражнения по развитию звуковой культуры речи. Игры по формированию словаря.

Картотека речевых игр. Игры и упражнения по развитию звуковой культуры речи. Игры по формированию словаря....