"Дидактические игры по формированию способов словообразования существительных у детей с ОНР".
учебно-методический материал по развитию речи

Стержанова Виктория Сергеевна

Методические рекомендации для педагогов. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Дидактические игры по формированию способов словообразования существительных у детей с общим недоразвитием речи седьмого года жизни». Методические рекомендации для педагогов ...»

Название

Цель игры

Материал, содержание игры

Закрепить способы словообразования уменьшительно – ласкательных существительных с продуктивным суффиксом -ИК- (с существительными мужского рода).


ПОДАРКИ

Цель. Упражнять детей в использовании уменьшительно ласкательных существительных с суффиксом -ИК-.

Материал. Игрушки двух размеров (большой кот и маленький котик), игрушки, предметы двух размеров: стол, зонт, мяч, шар, кирпич, жилет, шарф, ключ, дом.

Содержание игры. Логопед показывает игрушки: «К нам в гости пришли большой кот и маленький котик. Сегодня у них день рождения. Они хотят, чтобы вы, дети, подарили им подарки. Но кот любит, чтобы подарки были большого размера, а котик ждёт подарки маленького размера».


СКАЗКА ПРО ДВУХ БРАТЬЕВ

Цель. Дать детям понятие об образовании уменьшительно - ласкательных существительных мужского рода с помощью суффикса -ИК-.

Материал. Магнитный театр (гном, дом, куст, хвост, карандаш, лист, халат).

Содержание. Логопед рассказывает и показывает детям:«Жили два брата. Одного звали Гном, а другого Гномик. Как звали этого братца, а этого? Гном построил дом, а гномик… домик. Что построил гном, гномик? У дома Гнома рос куст, а у домика Гномика рос кустик.Что это? ( куст, кустик).

А теперь я расскажу какими были эти братья. Гном был большой, а Гномик – маленький. У Гнома был большой рот, курносый нос, широкий лоб, толстый живот, а у Гномика был маленький ротик, носик, животик, глазик, лобик.

Как звали большого братца? (Гном).Как звали маленького братца? (Гномик). А теперь вы расскажите про братьев и о том, как они жили?

Дети рассказывают. Надо следить, чтобы дети правильно использовали существительные с уменьшительно – ласкательным значением с суффиксом


КТО ЛУЧШЕ ИЗМЕНИТ СЛОВО

Цель. Развитие словообразовательной функции речи на основе упражнения детей в использовании существительных с уменьшительно -ласкательными суффиксами.

Материал. Картинки (кот, хвост, глаз, нос, ус, лоб, живот, куст, зонт, букварь, фонарь, шар, кирпич).

Содержание игры. Игровой момент: кот Мурзик принес картинки.

-Как можно ласково назвать кота? (котик, Мурзик).

Показывая картинки, кот Мурзик называет их, а дети должны назвать ласково, используя существительные с суффиксом ИК-. За каждое слово кот Мурзик вручает фишки.


НАЗОВИ ЛАСКОВО

Цель. Научить детей способам словообразования существительных мужского рода с помощью суффикса -ЧИК-.

Материал. Предметы, игрушки (стакан, диван, стул, помидор, апельсин, кувшин, чемодан, светофор, флакон, альбом).

Содержание игры. Логопед показывает предметы, игрушки, спрашивая:- Можно ли сказать ласково? (стульчик).Предложить детям называть показываемые предметы, игрушки ласково, используя суффикс -ЧИК-, следить за чётким произношением его. За правильное ласковое слово дети получают красный кружок. Выигрывает тот, у кого их больше.


ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ МАТРЕШЕК

Цель. Научить детей способам словообразования существительных мужского рода с помощью суффикса -ЧИК-.

Материал. Две матрешки (большая – Машенька, маленькая – Дашенька), предметы, игрушки двух размеров - большой, маленький (шкаф, стакан, костюм, стул, диван, кувшин, чемодан, флакон, альбом).

Содержание игры. Логопед показывает двух матрешек сестричек. Одна большая - Машенька, другая маленькая -Дашенька. У них день рождение. Надо подарить им подарки. Но Машенька любит подарки большие, а Дашенька - маленькие. Логопед даёт образец:

«Машенька, поздравляю тебя с днём рождения, дарю тебе кувшин», «Дашенька, поздравляю тебя с днём рождения, дарю тебе кувшинчик».


ПАРНЫЕ КАРТИНКИ

Цель. Научить детей способам словообразования существительных мужского рода с помощью суффикса -ЧИК-.

Материал. Карточки с изображением предметов разной величины (большие, маленькие):

Содержание игры. Детям раздаются картинки с изображением больших по размеру предметов. Логопед предлагает назвать их, а потом найти парные картинки с изображением меньших по размеру предметов.

Выигрывает тот, кто быстрее выполнит задание, правильно назовёт предметы (существительным с суффиксом -ЧИК- и без него.


ВОЛШЕБНЫЙ СУНДУЧОК

Цель. Научить детей способам словообразования существительных мужского рода с помощью суффикса -ЧИК-.

Материал. Фланелеграф, картинки с изображением предметов: заяц, зал, палец, мизинец, журнал, огурец, пенал, костер, узор, газон, вагон, костюм, трамвай, рукав.

Содержание игры. Логопед вносит сундучок, говоря: «У меня сундучок с картинками. Здесь много картинок. Кого я вызову, тот подойдет, вынет картинку из волшебного сундучка, ласково назовет, что нарисовано на ней. Слушайте внимательно, кого я буду вызывать:

Ребёнок подходит, вынимает из сундучка картинку, называет её существительным с суффиксом -ЧИК-, кладёт картинку на фланелеграф.

Научить детей способам словообразования уменьшительно ласкательных существительных с использованием суффикса -К-

ЛАСКОВЫЕ ИМЕНА

Цель. Научить детей образованию ласкательных собственных имён существительных мужского и женского рода на -а, я с помощью суффиксов -ОЧК -, - ЕЧК -.

Содержание игры. Логопед предлагает детям встать в круг. Дети водят хоровод, поют:

Потом поочерёдно передают флажок друг другу, называя каждого ласковыми именами.

Затем проводится работа над словообразованием неодушевлённых существительных женского рода. Используется следующий речевой материал:

Для обучения детей практическому усвоению образования нарицательных имён существительных с помощью суффиксов -ОЧК -, ЕЧК- проводятся следующие игры:



БРАТ И ЕГО СЕСТРИЧКА

Цель. Дать представление о способах образования уменьшительно- ласкательных существительных женского рода с суффиксом -ИЧК -.

Материал. Картина «Брат и сестра» (из пособия Г.

Тумаковой «Звучащее слово»).

Содержание игры. Логопед предлагает картину «Брат и сестра», говоря: «На картине мальчик и девочка. Наверно, они родственники. Можно сказать, брат и сестра, но, вероятно, брат постарше, а сестра – младше, поэтому можно сказать не сестра, а сестричка. У кого из вас есть старшая сестра или младшая сестричка?

Как их зовут?».

Дети отвечают: «Моя сестра Аня» или, «Моя сестричка Таня».

Указывая на заплетённую косу девочки, спросить: «Что это?» (коса). Как ласково можно сказать? У сестрички - …(косичка).

Любит сестричка умываться… (водичкой). Любимая игрушка сестрички – лиса.

Как можно ласково назвать лису? (лисичка)».


РАЗЛОЖИ КАРТИНКИ

Цель. Дать представление о способах образования уменьшительно- ласкательных существительных женского рода с суффиксом -ИЧК -.

Материал. Карточки двух размеров с изображением предметов: на большой карточке предмет большого размера, на маленькой карточке – предмет меньшего размера (вода – водичка, коса – косичка, сестра – сестричка, пуговица – пуговичка, луковица – луковичка, лиса – лисичка, земляника – земляничка, рукавица – рукавичка, теплица – тепличка).

Содержание игры. Логопед раздаёт детям картинки, обращая внимание на то, что карточки разного размера, и нарисованные на них предметы тоже разные по величине: на больших карточках – большие предметы, на маленьких – маленькие.

Предложить выбрать сначала карточки большого размера, назвать изображённые на них предметы, затем под каждую большую карточку подложить меньшую, с изображением того же предмета.

Предложить назвать ласково (земляничка, рукавичка и т.п.).



ПОМОЖЕМ ПЕТРУШКЕ

Цель. Закрепить навыки образования нарицательных существительных мужского и женского рода без изменения звуковой структуры корня слова.

Содержание игры. Петрушка приходит к детям грустный.

Логопед: «Петрушка, что случилось? Почему ты такой грустный?».

Петрушка: «Мне друзья прислали письмо с заданием назвать ласково слова, чтобы в них всегда слышалось -ОНЬК -, - ЕНЬК -, а я не могу придумать такие слова. Поэтому и не могу отослать письмо, а ведь друзья ждут».

Логопед: «Не волнуйся, Петрушка. Дети тебе помогут.

Поможем, дети, Петрушке? Читай, Петрушка, письмо».

Петрушка называет слова, написанные в письме, дети называют с помощью логопеда или самостоятельно словасуществительные с суффиксом -ОНЬК -, - ЕНЬК -.

Слова с суффиксами -ОНЬК -, - ЕНЬК - произносятся несколько раз детьми, Петрушкой и логопедом.

По окончании игры Петрушка благодарит детей и прощается.




ДВЕ ПОДРУЖЕНЬКИ


Цель. Упражнять в образовании нарицательных существительных с суффиксами -ЕНЬК -, - ОНЬК - с изменением структуры корня слова.

Материал. Фланелеграф, фигурки двух девочек, дорога, река.

сопровождая его показом фигурок и их действий на фленелеграфе, побуждая детей договаривать, используя существительные с суффиксом –ОНЬК -, - ЕНЬК -.

«Жили – были две девочки, они дружили, значит это подруги. Как ласково сказать? (Подруженьки). Однажды решили они пошли…(ноженьками) по…(дороженьке). Подошли они к реке и говорят:

- Река - …(реченька), куда ты течёшь?

-Теку к своей старшей подруге, дорогой моей…(подруженьке).

Рассказ можно продолжать, используя другие слова: овца, собака. Затем предложить детям рассказать так же, используя фланелеграф. Выигрывает тот, кто больше назовёт в рассказе словсуществительных с суффиксами -ОНЬК -, - ЕНЬК -.

Цель. Дать детям понятие о способе образования существительных с суффиксом -НИЦ - со значением вместилища (посуды).

Материал. Предметы на столе: хлеб, сахар, конфеты, мыло; посуда для них: хлебница, сахарница, конфетница, мыльница.

Содержание игры. Логопед предлагает назвать предметы, лежащие на столе (хлеб, сахар, конфеты, мыло).

- Где хранятся эти предметы? (хлеб – в хлебнице, сахар – в сахарнице, конфеты – в конфетнице, мыло – в мыльнице).

Предложить детям положить хлеб в хлебницу, сахар в сахарницу, конфеты в конфетницу, мыло в мыльницу. По мере раскладывания предметов, называть посуду. Еще раз спросить: «Где лежит хлеб?», «Где лежит сахар?», «Где лежат конфеты?», «Где лежит мыло?»

МАГАЗИН


Образование существительных с суффиксом -НИЦ -.

Материал. Витрина магазина «Посуда», предметы посуды (хлебница, сухарница, селёдочница, супница, чайница, соусница), кукла Нина, шкаф для посуды.

Содержание игры. Логопед говорит, что вчера устроили для куклы Нины комнату, поставили разную мебель, есть даже шкаф для посуды. Но посуды там нет. Зато есть продукты (хлеб, сухари, селёдка, суп, чай, соус, салат, сахар, конфеты).

Логопед предлагает детям отправиться в магазин «Посуда»

и купить для Нины посуду.

- Только продавец продаст вам посуду в том случае, если вы правильно назовёте её и скажите, для чего она. Например, « Я хочу купить для Нины хлебницу. Хлебница – для хлеба».

Ребёнок, купивший посуду, уходит, садится, ставит посуду на стол перед собой.

Цель. Дать детям понятие о способе образования существительных с помощью суффикса -ИНК -, показать значение уменьшительности в образованных словах.

Материал. Бусы, изюм, солома, виноград, пружина.

Содержание игры. Логопед предлагает детям рассмотреть бусы, изюм, солому, виноград, пружину, разложенные в отдельных подносах или плоских коробочках. Логопед обращает внимание на то, что бусы состоят из отдельных частичек.

- Как называется эта частичка бус? (бусинка).

-Возьми одну бусинку. Что ты взял? (бусинку). Положи одну бусинку на поднос. Что ты сделал? (положил бусинку).

Так рассматривается изюм, солома, виноград, пружина.

Дети берут по одной соломинке, виноградинке, смородинке, пружинке, называют их.

В заключении логопед, указывая на поднос с чем – либо, просит договаривать слово с суффиксом -ИНК -

Список литературы:

  1. Лозбякова М.И. Учимся правильно и чётко говорить: Пособие для логопедов, воспитателей, родителей. М.: Вентана- Графф, 2003. — 304 с.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры на формирование культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста

Подборка дидактических игр, направленных на формирование кгн у детей раннего возраста...

«Влияние дидактической игры на формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста »

В материале даны рекомендации по организации работы с детьми младшего дошкольного возраста по формированию культурно-гигшиенических навыков....

Музыкально- дидактические игры в формировании основ музыкального вкуса у детей 6-7 лет.

Формирование предпочтений, интересов, потребностей, вкусов детей, то есть элементов музыкально-эстетического сознания....

Дидактические игры по формированию элементарных математических представлений для детей 4 – 5 лет

«Геометрическое лото»:Детям  раздают карточки, на которых в ряд изображены три геометрических фигуры разного цвета и формы. Карточки отличаются расположением геометрических фигур, сочетанием их п...

КАРТОТЕКА: «Дидактические игры по формированию элементарных математических представлений, у детей старшего дошкольного возраста".

Игры с цифрами и числами, игры на ориентирование в пространстве, игры путешествия во времени, игры с геометрическими фигурами и их преобразованием. Индивидуальна работа с детьми старшего дошколь...

Дидактические игры по формированию здорового образа жизни для детей старшего возраста.

Данные игры способствуют формированию основ здорового образа жизни....

Интерактивная дидактическая игра по формированию элементарных математических представлений для детей старшего дошкольного возраста "Числовые домики""

Интерактивная дидактическая игра по формированию математических представлений для детей старшего дошкольного возраста "Числовые домики"Разработала воспитатель высшей квалификационной категор...