Конспект проведения занятия «Весна пришла – птиц позвала» в старшей группе.
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Пименова Елена Александровна

Конспект занятия по развитию речи составлен для старшей группы, с использованием социоигровой технологии. Используются разные методы и приемы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_kamen.docx24.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект проведения интегрированного занятия «Камни. Свойства камней» в старшей группе

Цель: развивать интерес к камням, умение обследовать их и называть свойства.

Задачи:

Образовательная: формировать представление о камнях, роли камней в жизни человека, выделять особенности разных камней, описывать их и сравнивать, делать элементарные выводы.

Развивающая: активизировать речь и обогащать словарь детей; развивать эмоциональную отзывчивость, любознательность, интерес к природным ресурсам.

Воспитательная: воспитывать доброжелательность и коммуникативность в отношениях со сверстниками; культуру общения (вежливость, сострадание, совестливость, скромность, дружелюбие).

Материал: 2 конверта, письмо, картинки с изображением различных камней, картинки с изображением различных предметов, изготовленных из камней, коробка, камешек

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие»

Ход:

- Ребята, подойдите все ко мне. Давайте все сядем на ковер в круг.  Посмотрите, у меня есть небольшой камень. Но он не простой, он волшебный. С его помощью мы можем узнать много интересного о себе. Вы хотели бы проверить,  насколько он волшебный? (да)

- Хорошо, давайте проверим. Мы будем передавать этот камешек друг другу и говорить такие слова: «я дарю тебе этот камешек, потому что ты ….». Можно назвать любое слово, которое вы хотели бы сказать о том человеке, которому вы отдаете камешек.

- Например, «Артем, я дарю тебе этот камешек, потому что ты добрый». Так,  мы передаем камешек дальше (передают камешек, называют слова).

-  Ребята, вот видите, насколько этот камешек волшебный. При помощи него вы так много сказали  и услышали доброго и хорошего друг о друге.

-  Ой, я совсем забыла. Меня же попросили передать вам письмо. (достаю письмо, открываю)

- Я вам его сейчас прочитаю, послушайте внимательно («Здравствуйте дорогие дети, отправляю вам посылку. Она зеленая, перевязана розовой лентой. Надеюсь, что посылка уже у вас в группе. Надо ее найти. Хозяйка медной горы».

- Хозяйка медной горы отправила вам посылку. Посылку действительно надо найти. Вы запомнили, какая она? (да, она зеленая, прямоугольной формы, перевязана розовой лентой). Ребята, она находится за синей дверцей, на самом большом шкафу.

- Хорошо, давайте приступим к поискам. (Дети ищут посылку, находят зеленую коробку, перевязанную розовой лентой). (Вот она! Нашли)

- Молодцы, нашли. Смотрите, здесь записка. Давайте ее прочтем (читает). Присаживайтесь все на ковер.

- «Открыть меня вы сможете только тогда, когда отгадаете загадку:

В сережках у мамы огнем он горит,

В пыли на дороге ненужным лежит.

Меняет он форму, меняет он цвет,

А в стройке годится на тысячу лет.

Он может быть мелкий – в ладошке лежать

Тяжелый, большой – одному не поднять.

- Кто, дети, загадку мою отгадал?

- Кто узнал этот предмет по приметам? (Это камень. Это разные камни.)

- Давайте проверим, правильно ли мы отгадали загадку (открывает посылку).

- Смотрите, в посылке камни. Значит, мы с вами правильно отгадали загадку. А как вы догадались? (бывают тяжелые, маленькие, большие и т.д.)

- Давайте теперь о камнях и побеседуем. 

- Ребята, что такое камень? (камень – это твердый предмет).

- Камень – это минерал или твёрдая горная порода природного происхождения.

- Как вы думаете, нужны ли кому-нибудь камни? (да)

- Где можно обнаружить камни? (на улице, в горах, на море)

- Правильно.  Камни приносят пользу? (да)

- Верно, от камней мы можем получить пользу. Подумайте и скажите, что можно делать с камнями или из камней.

- Какие предметы можно сделать? (забор, украшение и т.д.)

- Правильно, посмотрите, из камней можно сделать много разных предметов, например, памятники, стены, ограды, посуду, мосты, орудия труда, поделки.

- Скажите, а камни все одинаковые? (разные).

- Да, камни бывают разные. Чтобы узнать поподробнее о том, какие бывают камни, мы с вами разделимся на компании и сядем на столы.  Хозяйка медной горы перепутала все карточки, ваша задача собрать на столе единую картину. Будьте внимательны (деление на компании).

- Все сели за столы. Спинки выровняли, сели ровно.

- Сейчас каждая компания выберет капитана и придумает название компании. Компании посовещайтесь (представление компаний).

- Спасибо, молодцы!  Сейчас мы с вами узнаем, какие бывают камни.

- На ваших столах лежат конверты, откройте их. Там картинки разных камней. Ваша задача убрать лишние картинки с изображением  камней, а оставшиеся назвать одним словом и рассказать о них.

Какой они формы, цвета, что из них можно делать, где их можно найти, почему они такой формы. Например,  посмотрите, это морские камни. По форме они овальные, потому что камни трутся друг от  друга и становятся гладкими. Они имеют разный цвет: белый, черный, коричневый, желтый, такие камни чаще всего можно увидеть на берегу моря. Такие камни могут служить украшением для клумбы, можно делать разные поделки.  Компании посовещайтесь (представление компаний).

- Хорошо, молодцы. Мы с вами выслушали выступление каждой кампании.  Давайте еще раз повторим, о каких камнях вы рассказывали.

- Это драгоценные камни; это разноцветные; это большие.

- Давайте построим гору из камней. Сделаем физминутку. Все встаем на ковер и повторяем за мной слова и движения (выполнение физминутки «Гора»).

Стоит гора – старушка (подняли руки вверх)

До небес макушка (тянутся на цыпочках)

Ее ветер обдувает, (обмахивают себя кистями рук)

Ее дождик поливает (встряхивают кистями рук)

Стоит гора, страдает, камешки теряет (прикладывают ладошки к щекам, качают головой)

И каждый день, и каждую ночь катятся, катятся камешки прочь (дети расходятся по сторонам)

Раскатились камешки, и с той поры ничего не осталось от нашей горы! (двумя руками показывают на пустое место)

- Вот мы с вами немножко отдохнули. Ребята, что такое камень мы с вами узнали, какие бывают камни, тоже узнали.  А сейчас я предлагаю вам  побыть немножко исследователями или  учеными, и узнать, какими свойствами обладают камни.

 -  Закрыли глаза, повернулись вокруг себя. Теперь мы с вами ученные. Давайте  с вами пройдем в лабораторию.

-  Как вы думаете, для чего нужна лаборатория? (чтобы проводить опыты).

- Правильно,  сейчас мы с вами тоже будем проводить опыты. Садимся все на свои места.

-  Возьмите камень в руку, и скажите, какой он  на ощупь? (гладкий, шероховатый) (спрашиваю у всех компаний)

- Правильно, камень шероховатый. На нем много неровностей, углублений, ямочек.  А у меня камень  гладкий.  Наверно, это камень с моря. В морской воде камни бьются друг о друга, вода обтачивает их края, и они становятся гладкими-гладкими – без единого уголка.

- Значит,  какой вывод мы можем сделать? (камни бывают гладкие и шероховатые)

- Правильно. Камень твердый? (да) Он меняет форму?  (нет)

- Давайте проверим. Возьмите камень в руку и сожмите крепко-крепко. Изменил он форму? (нет)

- Верно, нет.

-  Почему? (Он твердый).

- Значит, что мы можем сказать? (камень твердый)

- Правильно, ребята, камень твердый. Он имеет цвет? (да)

- У всех камней цвет одинаковый? (нет)

- Рассмотрите свой камень, какого он цвета? (черный, коричневый и т.д)

-  Какой вывод мы можем сделать? (у всех камней разный цвет)

- Правильно, все камни имеют разный цвет.

-  Ребята, что произойдет с камнем, если его опустить в воду? (утонет)

- Сейчас мы с вами проверим. Посмотрите, я опускаю камень в воду.  (проводим эксперимент).

- Что произошло с камнем? (он утонул)

- А почему он утонул? (он тяжелый)

- Да, вы правы, камень тонет в воде, потому что он тяжелый. Значит,  какой вывод можно сделать? ( Камень тонет в воде).

-  Ребята, мы с вами узнали свойства камня. Давайте еще раз повторим свойства. Камень твердый; бывает гладкий и шероховатый; все камни имеют разный цвет; камень тонет в воде (на магнитной доске вывешены все свойства камня).

-  Молодцы, ребята, вы были очень хорошими ученными и узнали много нового и интересного.  

- Мы уже с вами узнали, что камень имеет различные свойства, он приносит пользу, из него делают различные предметы и украшения. Еще в посылке, которую прислала хозяйка медной горы, я нашла еще одну записку.

- Давайте узнаем,  что там написано: «Дорогие ребята! Я надеюсь, что задания, которые я для вас приготовила, были интересными для вас,  и вы многое узнали.  Но я еще хочу дать вам последнее задание».

- Выполним еще задание, которое приготовила для нас хозяйка медной горы? (да)

- Хорошо. Она предлагает нам, повторить скороговорку. Послушайте внимательно. «Я по камешкам пошел, Шубу шелкову нашел»

- Первая компания повторит эту скороговорку тихо – медленно, вторая компания – громче –быстрее, а третья компания – громко - быстро.  (представление компаний)

- Молодцы, ребята. С  этим заданием вы тоже хорошо справились.

- Ребята, давайте  с вами поиграть. Все встанем в круг.  Игра называется « Скажи наоборот». Я  буду бросать вам мячик, и называть слово, а вы должны его поймать и назвать слова противоположное по смыслу. Например, лето – зима. Начнем! Будьте внимательны.

Тяжелый – легкий

Холодный – горячий

Твердый – мягкий

Цветной – бесцветный

Белый – черный

Плывучий – тонущий

Большой – маленький

Высокий – низкий

Чистый – грязный

Гладкий – шероховатый

- Молодцы, ребята. Все противоположные слова назвали правильно.

- Ребята, вы знаете, что на камнях можно рисовать? (да).

-  Посмотрите, какие красивые рисунки получаются (показ иллюстраций)

- Вы бы хотели рисовать так же? (да)

- Хорошо, но для того чтобы так рисовать, нужно много тренироваться. Сначала мы потренируемся на бумаге, а затем в дальнейшем, мы с вами будем рисовать на камнях. (рисуют)

- Посмотрите, какие разные камни у всех получились.  На первый раз неплохо.  Молодцы, ребята.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект проведения занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе "Берёзка" МДОУ "Детский сад №15 "Лужок"

Конспект проведения занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе " Березка"МДОУ " Детский сад №15 " Лужок"Воспитатель Мокрова Елена Николаевна 2012 год.Тема: Ознакомление спрял...

МДОУ « Детский сад» №6 Г. Ярославль. ПРОЕКТ «Весна пришла, птиц позвала…» ВОСПИТАТЕЛЬ: МОЛЧИНА Л.А. Группа №13

Актуальность; Многие великие мыслители и педагоги писали о том, что развитие ребёнка в первые годы жизни в значительной степени зависит от природного окружения. Воспитание бережного и заботливого отно...

Конспект проведения занятия «Мы идем в театр» в старшей группе

Для формирование связной речи и коммуникативных умений детей в театрализованной деятельности был составлен конспект для старшей группы....

План – конспект проведения занятия по изобразительной деятельности с детьми старшей группы «Осенний букет»

Материал рассказывает, как с помощью природного материала (листьев деревьев) маленькие художники смогут передать красоту осеннего букета....

Конспект проведения занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе

Конспект проведения занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе на тему: « Сохраним глаза здоровыми»...

Конспект музыкального занятия "Весна" с элементами логоритмики в старшей группе

Ожидаемый результат: В итоге – у детей повышается уровень мелкой и крупной моторики, координации движений. Закрепляются навыки общения (умение устанавливать зрительный, эмоциональный, рече...

Консультация «Весна пришла птиц позвала»

laquo;Весна пришла птиц позвала» Зима позади. Позади суровые морозы и метели. С первыми лучами весеннего солнца природа преображается. Температура неуклонно растет, повсюду слышны птичьи т...