Методическая разработка "Воспитание сказкой".
методическая разработка по развитию речи (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Коршунова Ольга Александровна

Методическая разработка поможет воспитателям и родителям, самостоятельно и вместе с детьми сочинить авторскую, творческую сказку на любую волнующую их тему. В метериале представлен алгоритм сочинения и примеры авторских сказок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_skazka.docx30.52 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка на тему:

«Воспитание через сказку»

Автор: Коршунова Ольга Александровна

воспитатель ГБДОУ ЦРР – детский сад №29

Красносельского района СПб

Актуальность: сказка входит в жизнь ребёнка с самого раннего возраста и сопровождает на протяжении всего детства. Именно со сказки у ребёнка начинается знакомство с миром человеческих взаимоотношений и с окружающим миром в целом. Через сказку ребёнок получает первые представления о добре и зле, дружбе и предательстве, отваге и трусости. Именно сказки в доступной форме объясняют малышу, что такое хорошо и плохо, закладывают моральные и социальные ценности, формируют характер и воспитывают душу. Воспитание через сказку – это прекрасная возможность сохранить с ребёнком близкие, доверительные отношения, без скучных наставлений, которые вызывают у ребёнка лишь отрицательные эмоции.

Воспитание через сказку не имеет границ. Для этой цели прекрасно подходят как народные, так и авторские сказки. Отличный приём – сочинить сказку вместе с ребёнком. В таком случае, воспитательный эффект будет сильнее, ведь он будет направлен на конкретного ребёнка, с учётом его характера и той проблемы, которую нужно решить.

Сказка – это вымышленная история, в которой может произойти всё что угодно, и которая, как правило, заканчивается хорошо и благополучно.

Придумать сказку – это творческое задание, которое развивает у детей речь, воображение, память, фантазию, творческое мышление, эстетические чувства, коммуникацию. Эти задания помогают ребёнку создать сказочный мир, где он является сказочным героем, формируя у ребёнка такие качества, как доброта, мужество, смелость, патриотизм.

Сочинять сказку вместе с детьми – весело и познавательно. Ведь у них самое интересное и живое воображение.

Как самим сочинить сказку

1.Выберите жанр сказки

  • Приключения
  • Социально-бытовая
  • Волшебная
  • Небылица
  • Детектив
  • Роман
  • Небылица
  • Сатирическая

2. Выберите начало для сказки

  • Жили – были…
  • В одной далёкой стране…
  • В одном царстве, в одном государстве…
  • В сказочном лесу…

3. Придумайте героев, назовите героев сказочными именами, опишите их внешний вид, наделите индивидуальными чертами характера или внешности.

  • Домашние или дикие животные.
  • Девочка или мальчик.
  • Сказочные персонажи.
  • Бытовые приборы и предметы окружающей среды.
  • Природные явления.

4. Опишите случай, который произошёл с героями. Не забудьте о том, что герои очеловечены и живут в сказочном мире.

  • Однажды…
  • Как то раз…
  • И встретил он на пути…
  • Вдруг появился…
  • И вдруг он увидел…

Главный герой может:

  • встретиться с другими персонажами,
  • отправиться в путешествие или в гости,
  • пойти искать что-либо или кого-либо,
  • найти что-либо необычное на своём пути,
  • спасти, обидеть кого-либо,
  • сам испытать трудности и преграды на пути,
  • получить задание от других персонажей.

   Именно здесь, в непривычной ситуации, проявляются ярче черты характера героя сказки. Он может измениться к лучшему, пройти испытания, трудности, которые научат его важным способностям и качествам.

5. Завершение сказки – подведение итогов.

  • Герой возвращается домой, но уже другим.
  • Герой помирился, подружился с другими героями.
  • Узнал что-то важное, извлёк жизненный урок.
  • Если было волшебство - как оно повлияло на итог сказки.

Правила для сочинения сказок.

1.История должна соответствовать возрасту ребёнка, стоит избегать непонятных ситуаций.

2.Рассказывать сказку эмоционально, с выражением, побуждая к этому ребёнка.

3.Следить за интересом малыша. Если ему скучно, можно по-другому развить сюжет или вместе придумать продолжение.

4.Если в сказку добавить диалоги, то одного персонажа может озвучивать взрослый, а другого – ребёнок.

5.Завести альбом или книжку, куда записывать сказки, рисовать картинки вместе с ребёнком.

Сюжет сказки можно направить:

  • На воспитание нравственных качеств.
  • На формирование культурно-гигиенических и социально - бытовых навыков.
  • На умение ориентироваться в разных жизненных ситуациях.
  • На исправление вредных привычек.
  • На воспитание воли и характера.
  • На расширение кругозора.
  • На закрепление знаний основ навыков безопасности.

У ребёнка с помощью сказки вы можете воспитать:

  • Веру в себя – умение противостоять неудачам.
  • Смелость – самообладание, бесстрашие, умение вести себя достойно.
  • Волю – сложное и многогранное качество личности.
  • Трудолюбие – нежелание сидеть без дела, стремление к полезному труду.
  • Настойчивость – терпение и выдержку при достижении цели.
  • Обязательность – умение держать слово.
  • Оптимизм – веру в успех, увлечённость, душевный подъём.
  • Целеустремлённость – умение определять цель и настойчиво добиваться её достижения.
  • Доброту и честность.

Примеры сказок .

1.«Сказка про непослушного Зайчонка».

Жил в лесу Зайчишка со своими родителями: мамой – Зайчихой и папой – Зайцем. Не слушался Зайчишка ни маму, ни папу и делал всё, что ему захочется (можно придумать самим, что не правильно делал Зайчик).

Как-то раз выскочил он из дома и поскакал в лес - искать приключения. (можно придумать разные его цели посещения леса).

Деревце, за деревце, кустик, за кустик – и оказался он в глухом лесу. И пить захотелось и есть захотелось Зайчику. Видит – посреди полянки лужица. Наклонился Зайчик и стал жадно пить. Тут на полянку выбежал Ёжик и говорит Зайчику:

- (придумываем монолог)

Но Зайчик же был не послушный и ответил Ёжику очень некрасиво:

- (придумываем монолог)

Рассердился Ёжик и сказал:

-(придумываем монолог)

Зайчик ничего не ответил (может и ответить) и поскакал дальше. А кушать то хочется. Видит, растёт под ёлкой гриб, да такой красивый: красный с белыми горошинками. (Можно напомнить, что заяц не слушал ни маму, ни папу). Сорвал он гриб и начал с удовольствием его есть.

Увидела это Белочка, подбежала к Зайчику, да как закричит:

-(придумываем монолог)

Заяц спрятал гриб за спину и грубо ей сказал:

-(придумываем диалоги) (Можно придумать несколько диалогов)

Обиделась Белочка, убежала, а Зайчик поскакал дальше.

И тут на пути появилась широкая канава (яма, речка). Решил Зайчик её перепрыгнуть. Мимо шёл Медведь, он понял, что Зайчишка может провалиться в канаву и прорычал:

- (придумываем монолог)

Но Зайчик не послушал его и прикрикнул ещё:

-(придумываем монолог)

Разбежался, прыгнул и провалился в канаву. Никак не выбраться самому.

Сидит, плачет. И никто к нему на помощь не идёт, зверей он обидел, грубо  

со всеми разговаривал. А тут ещё и живот разболелся. (напомнить про воду

из лужи и мухомор).

Совсем расстроился Зайчишка и вдруг увидел на краю канавы маму Зайчиху

и папу Зайца. Зайчиха наклонилась к сыну и сказала:

-(придумываем монолог)

Папа - Заяц погрозил лапкой и строго сказал:

-(придумываем монолог)

Зайчик понял, что он был непослушным ребёнком, что хотел, то и делал; и

маму с папой обижал. Он заплакал и сказал родителям:

- (придумываем монолог)

Папа вытащил Зайчишку из канавы, обнял его и сказал:

-(придумываем монолог)

Мама тоже обняла сыночка и сказала:

-(придумываем монолог)

Зайчишка радостно им ответил:

-(придумываем монолог)

И стал Зайчик умным и добрым, он попросил прощение у всех зверей,

которых обидел, и всегда  слушался маму и папу. (Можно придумать, какие

 качества ещё появились у Зайчика)

2.«Петушок и солнышко.»

Стоял в поле теремок и жил там Петя-Петушок.

Выглянул Петушок в окошко – а солнышка то и нет. «Куда делось солнышко?» - подумал Петушок, -

«Надо попасть в другие сказки и найти этого зверя, который спрятал солнышко». Но как? И тут Петушок вспомнил, что растёт у него волшебный Цветок, который исполняет желания.

Оторвал Петушок лепесток и очутился в сказке «Репка». Смотрит, а там Мышка-норушка, Кошка и Жучка что-то несут - надрываются.

Подскочил Петушок к ним и прокричал:

- (придумываем монолог)

Мышка испугалась Петушка, спряталась за Жучку и пропищала:

- (придумываем монолог)

А Кошка, закрывая репку хвостиком, промурлыкала:

- (придумываем монолог)

Петушок очень расстроился и сказал им:

- (придумываем монолог)

Понял Петушок, что ошибся, не забирали герои этой сказки солнышко.

Оторвал Петушок второй лепесток и очутился в сказке «Маша и медведь». Смотрит – на дереве сидит медведь и что-то прячет в дупло.

«Ага» - подумал Петушок – «Вот он»!

Петушок забил крыльями, да как закричит:

- (придумываем монолог)

Медведь от неожиданности уронил из лап пирожок и удивлённо сказал:

- (придумываем монолог)

Расстроился Петушок, и в этой сказке нет его солнышка.

Оторвал Петушок лепесток и очутился в сказке «Волк и семеро козлят». Смотрит - идёт Волк с большим круглым пузом. «Вот он, страшный зверь, который украл солнышко, да ещё и проглотил его» - решил Петушок.

Петушок взял палку, погрозил ей и громко прокричал:

- (придумываем монолог)

Волку было очень тяжело нести такой живот, он сказал Петушку;

- (придумываем монолог)

Но Петушок не поверил и, размахивая палкой, прокричал ещё громче:

- (придумываем монолог)

Тут пузо у Волка лопнуло, вывалились козлята и наперебой стали кричать:

- (придумываем монологи козлятам)

Волк испугался, поджал хвост и побежал.

Вздохнул Петушок, и в этой сказке солнышка не было.

Оторвал Петушок лепесток, и очутился в сказке «Лисичка со скалочкой».

Смотрит, идёт Лиса Патрикеевна, несёт лукошко и поёт:

- (придумываем монолог)

Петушок вспомнил, сколько всего натворила Лиса в разных сказках, она, наверное, и стащила солнышко.

Подлетел Петушок к Лисе и прокричал:

- (придумываем монолог)

Лиса прижала лукошко к себе и хитро ответила:

- (придумываем монолог)

Махнула Лиса хвостом и убежала.

Совсем расстроился Петушок, нигде нет солнышка! И тут он вспомнил, что его Цветочек может исполнять любые желания.

Он оторвал лепесток и попросил исполнить его главное желание:

И тут случилось чудо: тучи разошлись, и на небе появилось яркое солнышко.

Петушок замахал крыльями и радостно воскликнул:

- (придумываем монолог)

Петушок радовался, что он сделал доброе дело и всем теперь будет тепло и весело. Оторвал Петушок последний лепесток и попросил вернуть его в свою сказку. (Можно сделать выводы, чему научился Петушок во время своего путешествия, дать оценку героям).

3.«Как Зайчик искал солнышко».

Хорошо в лесу летом: тепло, светло, цветочки цветут, бабочки летают, птички поют. Все животные радуются. Вот и зайчику летом жилось очень хорошо: прыгал зайчик, резвился, нюхал цветочки, кушал вкусную травку, играл с бабочками. Лето закончилось, и наступила осень.

Выскочил зайка на полянку, огляделся - что случилось? Как всё изменилось в лесу: листочки на деревьях пожелтели, травка начала засыхать, исчезли цветочки и ягодки, не видно ни жучков, ни бабочек. Куда всё пропало? Посмотрел зайка на небо – а солнышка то и нет. Только тучи плывут одна за другой. «Куда делось солнышко» - подумал зайчик, - «плохо без него, темно и холодно. Солнышко наверное кто-то спрятал, надо найти этого зверя и спасти солнышко».

Потужил зайка, съел для храбрости морковку, и отправился выручать солнышко. Скачет зайка по лесу, торопится, вдруг рядом что-то зафырчало и зашуршало. Зайка отпрыгнул и увидел в куче опавших листьев ёжика.

Зайка поздоровался с ёжиком и спросил:

- (придумываем монолог)

Ёжик очень удивился, нахмурился, отбросил в сторону листья и сказал:

- (придумываем монолог)

Зайка понял, что ошибся, ёжик так был занят своими делами, что не мог спрятать солнышко. Поскакал зайка дальше. Вдруг сверху упала шишка, потом ещё одна. Что такое? Зайка посмотрел наверх и увидел между ветками двух белок. Они быстро перескакивали с ветки на ветку и что-то прятали в лапках. «Вот это наверное они и спрятали солнышко» - подумал зайчик и нахмурившись, громко крикнул:

- (придумываем монолог)

Белки от неожиданности уронили из лапок шишки и удивлённо сказали:

- (придумываем монологи)

Зайка расстроился, но ему очень хотелось вернуть солнышко на небо. Он попрощался с белками и поскакал дальше. Вдруг поднялся ветер и пошёл холодный осенний дождь. Из кустов поблизости зайка услышал жалобный писк.

Зайка пригляделся и увидел синичку, она сидела на ветке и плакала. Зайке стало жалко птичку, он поинтересовался у неё:

- (придумываем монолог)

Синичка сбросила с крылышек капли дождя и сказала:

- (придумываем монолог)

Зайка рассказал синичке, что он ищет зверя, который спрятал солнышко, и спросил у неё:

- (придумываем монолог)

Синичка жалобно запищала и ответила:

- (придумываем монолог)

Пока зайка разговаривал с синичкой, из-за кустов на него с аппетитом поглядывала лиса. Лиса с удовольствием облизнулась и сказала:

- (придумываем монолог)

 Синичка первая заметила лису и закричала:

- (придумываем монолог)

Зайчик, увидев лису, отпрыгнул в сторону, прижал ушки и задрожал. Но вдруг он подумал, что именно этот хитрый зверь и мог забрать себе и спрятать от всех солнышко. Зайчику было очень страшно, но ему очень хотелось вернуть всем солнышко.

Он смело подпрыгнул к лисе и грозно прокричал:

- (придумываем монолог)

Лиса очень удивилась смелости зайца и сказала:

- (придумываем монолог)

Но зайка не успокаивался, он шустро напрыгивал на лису и кричал:

- (придумываем монолог)

Лиса уже испугалась сама и жалобно попросила зайчишку:

- (придумываем монолог)

И тут случилось чудо, тучи все исчезли, дождик прекратился и на небе выглянуло солнышко. Оно правда было уже не такое тёплое, как летом, но всё равно, с солнышком жизнь была теплее и веселее. Зайчик весело прокричал:

- (придумываем монолог)

Он понял, кто спрятал солнышко, засмеялся и сказал:

- (придумываем монолог)

После чтения обсудите вместе с ребёнком героев, их поступки. Предложите ребёнку подумать, как он поступил бы в той или иной ситуации. Постарайтесь не навязывать ребёнку мораль, пусть он сам сделает выводы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие « Сказка о разноцветных человечках»

Цель методического пособия :облегчить процесс обучения чтению и письму...

Методическая разработка сказки "Приключение Ванечки и Танечки в лесу"

Методическая разработка сказки "Приключение Ванечки и Танечки в лесу"...

Учебно-методическое пособие «Сказка в гости к нам пришла»

Учебно-методическое пособие реализуется посредствомпреемственности содержания работы;используемых форм и технологий взаимодействия с воспитанниками;интеграции содержания работы специалистов ДОУ;единог...

Учебно-методическое пособие: Сказка «Новые приключения Белочки – Белозубки».

Жила-была в парке Лесотехнической Академии Белочка. Не то чтобы она была какой-то особенной, наоборот, самая обыкновенная: рыженькая с мягкой шерсткой и сильными лапками. Зубы у Белочки были острые, з...

Путешествие по сказкам. Методическая разработка «Сказки это интересно! »

Путешествие по сказкам. Методическая разработка «Сказки это интересно! »...

Методическая разработка сказки "Стрекоза и муравей"

Интересный спектакль как для детей, так и для взрослых. Театр всегда был чем-то особенным, необычным. Это всегда праздник...

Методическое пособие "Сказка за сказкой" по сказкотерапии и развитию творческих способностей детей групп общеразвивающей направленности от 3-х лет до 4-х лет и от 4-х лет до 5-ти лет.

Методическое пособие «Сказка за сказкой» направлено на развитие творческих способностей и интеллектуального потенциала детей младшего и среднего дошкольного возраста.В этой работе педагоги...