Методическое пособие « Сказка о разноцветных человечках»
методическая разработка по развитию речи по теме

 

Цель методического пособия :облегчить процесс обучения чтению и письму

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon skazka_o_raznocvetnyh_chelovechkah.doc592.5 КБ

Предварительный просмотр:

               Муниципальное дошкольное учреждение

           « Детский сад комбинированного вида № 124»  

                            Методическое пособие

     « Сказка о разноцветных человечках»

                                                                      Разработала воспитатель

                                                                            высшей категории

                                                                            Подсобляева С.К.

                   Саратов 2011 г

   Методическое  пособие  

                                                                 

               « Звуковые человечки»

Цель: облегчить процесс обучения чтению и письму

 

Задачи:

    Познакомить со звуками родного языка, в  занимательной форме                 (театрализация сказки) учить слышать и  воспринимать их характер, дать понятие  «гласные и согласные звуки», определять на слух звонкие и глухие, твердые и мягкие согласные, учить самостоятельно образовывать слоги и читать их, производить звуковой анализ слова.

    Развивать слуховое восприятие, логическое мышление, зрительную  память, внимание, творческое  воображение.

    Воспитывать интерес к родному языку, желание постигать его тайны.

         1 этап: гласные и согласные звуки    

         Сказка о разноцветных человечках

 

    В одном разноцветном городе была необычная разноцветная улица, на которой всегда раздавались какие-то необычные звуки, летали необычайно красивые бабочки, цвели необычные цветы. На этой улице стояли необычные  разноцветные дома, в которых жили  необычайно смешные, круглые человечки. Они были очень веселые и забавные.

    В красном домике жили очень музыкальные красные человечки. Они всегда выходили на улицу, садились на красный бочонок и пели приятным голосом (выходит красный звуковой человечек с открытым ртом и тянет :   А-А-А, О-О-О, У-У-У, дети вместе с ним под сопровождение  фортепиано распевают  звуки).  Звуки, которые тянуться и поются ,  все жители этого чудо- города стали  называть ГЛАСНЫМИ . Голос, глас.

                                Отсюда и пошел слух:

   

            в красном домике живут гласные. 

                           Запомните:

              ГЛАСНЫЙ, значит КРАСНЫЙ !

Дети зарисовывают красный домик и красного человечка.

    В синем же домике жили синие человечки, которым вовсе не хотелось петь.

   Они были достаточно хмурыми на вид, любили сидеть в луже, и  согласны были издавать совсем другие звуки, которые не тянутся, не поются, трудно

Произносятся.

 

    На пути этих звуков встречались всяческие преграды, но синие человечки согласны были бороться с этими преградами и рады были произносить их. Они то шипели (Ш), то свистели (С), то рычали (Р), то мычали (М), то пыхтели (П), то тарахтели (Т), то хрипели (Х) (рисуют синего человечка).

В общем, жизнь в этом необычном городе была не тихой, а звучной.

    Итак, звуки бывают гласные (красные) и согласные (синие)

2 этап: заучивание стихотворения о гласных и согласных звуках.

    Затем с помощью этого же пособия « Звуковые человечки» обыгрывается стихотворение о гласных и согласных.

                               Гласные тянуться в песенке звонко,

                               Могут заплакать и закричать.

                               В темном лесу могут звать и аукать,

                               Но не желают свистеть и ворчать.

                                                       А согласные согласны

                                                       Шелестеть, шептать, свистеть,

                                                       Даже фыркать и хрипеть,

                                                       Но не хочется им петь.

Дети зарисовывают себе 2 домика (синий и красный) и звуки в них.

Обыгрывают сами игровую ситуацию и заучивают стихотворение наизусть.

     3 этап: твердые и мягкие согласные.

  Когда у жителей синего домика было плохое настроение, они выходили и садились в темную синюю лужу (сажаем в лужу хмурого синего человечка) Они были такие сердитые, твердые (ударяем кулачком о ладошку, хмурим

брови). Произносим звуки твердо: Б, В, Г, Д, К, Л, М, Н, П, Р, С, Т, Ф,

   Когда же они просыпались в хорошем настроении,  выходили на улицу, садились на молодую зеленую травку  и сливались с нею, становились добрыми, мягкими и пушистыми (переворачиваем синего человечка на зеленую сторону, здесь он добродушный и улыбчивый. Дети мягко, ласково поглаживают ладошку о ладошку) Произносим мягко:  Б, В, Г, Д, К, Л….

  В общем, синие человечки, как и мы с вами, бывают в разном настроении.  А ! …Вот еще забыла вас познакомить с очень добродушными человечками. Звуковички Ч и Щ в любое время суток и в любую погоду очень добродушные и веселые. Они всегда мягкие (зеленые). А вот звуковички     Ш ,Ж, и Ц, напротив, всегда только твердые и хмурые (синие).

   Дети зарисовывают синий домик, а рядом с ним хмурого синего человечка (в луже) и доброго зеленого (на травке). Закрепляем.

 Игра « Покажи хмурого и доброго человечка» (мимическая).

   Затем детям раздаются синие и зеленые человечки, педагог называет то твердые, то мягкие согласные звуки, а дети поднимают соответствующих человечков.                                                                                                             Итак, мы поняли: согласные бывают твердыми и мягкими.

    4 этап: звонкие и глухие согласные.

    Синим звуковым человечкам (согласным) понравился приятный голосок соседей (красных гласных) и им тоже захотелось так же звонко звучать. Звучать, но не петь. Чтобы их голосок издалека было слышно. Здорово у них получалось! Звонко, как у этого желтого колокольчика-звоночка (звоним в желтый колокольчик и надеваем на синего человечка желтую шапочку в форме колокольчика). Вот так: Б, В, Г, Д, Ж, З, М, Н, Р.(ставим ладошку к горлышку.) Спрашиваем: « Включаем голос?» « Да» Голос звучит, значит согласные  эти звонкие

   Но…   жители синего домика, посидев в холодной луже, часто простывали, у них пропадал голос и даже слух, т.е. они становились совсем  глухими:     П, С, Т, К, Ч, Ш, Х, Ф.( ставим ладошку к горлышку, произносим с детьми эти звуки и приходим к выводу, что мы не включаем голос, значит звуки глухие). С горя они натягивали на уши черную глубокую шляпу.

    Итак, жители синего домика (согласные) бывают звонкие и глухие.

   Обыгрываем парные согласные:    Б, В, Г, Д, Ж, З

      А вот их глухие братья:             П, Ф,К, Т, Ш,С

   Дети зарисовывают человечков в разных шапочках.

   5 этап : закрепление 

       С помощью « Звуковых человечков» создаем  различные побудительные  игровые ситуации для закрепления гласных и согласных звуков, их дифференциации. Раздаем детям каждому либо красного, либо зеленого, либо синего человечка и с помощью персонажа мультфильма или сказки произносим разные звуки. ( А, П( мягкий), О, Р, С( мягкий). Дети поднимают своих человечков в зависимости от характера звуков, объясняя    персонажам.     И другие, например: « Из какого домика издается звук?», « Познакомь Лунтика с его звуком »( Л - синий человечек в желтой шапочке), « Научи Незнайку искать  своего человечка» (Н(мягк.)- зеленый в желтой шапочке),   « Определи и покажи начальный звук своего героя»  Сова( С – синий человечек в черной шапочке), Пятачок( П – тот же) и т. д.  ( раздаем каждому ребенку картинку какого-либо персонажа).

                             

   6 этап: образование обратных  слогов.

                           

   В один замечательный день гласные красные человечки и согласные синие вдруг услышали друг друга и подружились. Стали ходить друг к другу в гости, вместе гулять, зацепились парами (показываем).

   Жителям синего домика (согласным) нравилась песенка соседей из красного домика: А-А, О-О, У-У,  Ы-Ы, Э-Э и т.д. Они зацеплялись парами и издавали каждый свой звук. Получалось так: АС, ОС, УС, ИС, ЫС. Попробуйте сами подружить синих и красных человечков.

   7 этап : образование прямых слогов

   Но не всегда они дружно жили. Порой, как и вы, они ссорились. Синим согласным человечкам тоже хотелось встать впереди. Они дрались с красными гласными и кричали: « Давай меняться, теперь мы будем первыми!» Те, как ни странно, соглашались. Послушайте, какой получился слог: СА, СО, СУ, СЫ, СЭ (действие происходит на синей стороне).

Они просто сливались в единый слог (тянем гласный).

  А иногда жители синего домика  просыпались, слышали другую песенку красных человечков : И-И-И, Е-Е-Е, Ю-Ю, Я-Я-Я . Она им нравилась больше. От радости они  выбегали на пушистую молодую травку, становились такими  же мягкими и зелеными (переворачиваем, здесь  зеленый  человечек с добрым лицом. Дети  поглаживают ладошку о ладошку). Послушайте, какой получился слог: СИ, СЕ, СЮ, СЯ.(тянем гласный звук)

    8 этап: составление коротких слов

По той же схеме обыгрываем « дружбу звуков» и составляем с помощью звуковых человечков схему слов (звуковой анализ)

                                  РАК   

         

                                 РИС

ПИР


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

сказка о разноцветных человечках

Муниципальное дошкольное учреждение            « Детский сад комбинированного вида № 124»             ...

Учебно-методическое пособие «Сказка в гости к нам пришла»

Учебно-методическое пособие реализуется посредствомпреемственности содержания работы;используемых форм и технологий взаимодействия с воспитанниками;интеграции содержания работы специалистов ДОУ;единог...

Учебно-методическое пособие: Сказка «Новые приключения Белочки – Белозубки».

Жила-была в парке Лесотехнической Академии Белочка. Не то чтобы она была какой-то особенной, наоборот, самая обыкновенная: рыженькая с мягкой шерсткой и сильными лапками. Зубы у Белочки были острые, з...

Методическое пособие «Сказка про Мышонка»

Пособие позволяет на примере главного героя демонстрировать ситуации, в которые могут попасть дети на улице и инициировать вопросным методом их на принятие решений о выходе из сложившихся ситуацийЦель...

Методическое пособие "Сказка за сказкой" по сказкотерапии и развитию творческих способностей детей групп общеразвивающей направленности от 3-х лет до 4-х лет и от 4-х лет до 5-ти лет.

Методическое пособие «Сказка за сказкой» направлено на развитие творческих способностей и интеллектуального потенциала детей младшего и среднего дошкольного возраста.В этой работе педагоги...

Методическое пособие «Сказки разные важны, сказки детям так нужны»

Целью данного пособия является разработка и апробация в условиях  детского сада комплекса занятий с использованием сказок , способствующие развитию  процессов мышления детей с...

Мои разработки Методическое пособие дидактическая игр " Разноцветный дождик"

пособие изготовлено из картона и цветной бумаги.цель игры : Воспитывать интерес к матемтике, окружающему миру, способность к исследованию и творческому поиску, желание и умение учиться...