Звуковая культура речи
консультация по развитию речи (младшая группа)

Емельянова Виктория Алексеевна

Играем пальчиками – развиваем речь

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osobennosti_rech._razvitiya_u_detey_doshk._vozrasta.doc28.5 КБ

Предварительный просмотр:

Играем пальчиками –

развиваем речь

Без речевого общения невозможно полноценного развития ребёнка. Речь включает в себя несколько составляющих сторон: фонетико-фонематический (звуковая культура), лексическая, грамматический строй, связная речь. На протяжении дошкольного возраста связанная речь развивается в направлении от диалогической к монологической.

Дети 3-х – 4-х лет.

Звуковая культура речи. В возрасте 3 лет у ребенка возрастает внимание к звуковой стороне речи, что влияет на его произносительные умения. Хотя в большинстве случаев в звуковом отношении речь детей этого возраста далеко несовершенна: она нечетка, характеризуется общей смягченностью. Многие звуки не произносятся. Но это не означает, что не следует заниматься с детьми, чтобы речь была внятной, неторопливой и громкой (варьировать и слух голоса, высоту и темп речи). Лучшим образцом служит речь взрослого. Замечания – не самый хороший способ исправить ошибки ребенка, тем более, что вполне естественны в этом возрасте.

Как правило, дети демонстрируют свои умения и артикуляции и произношении во время звукоподражательных упражнений: ква-ква-ква, иго-го, тук-тук-тук, ме-э-э, у-у-у, ы-ы-ы, пи-пи-пи, ду-ду-ду и т.п. Ребенок с удовольствием подражает знакомым зверям и персонажам: лягушке, лошадке, козе, волку, медведю, мышонку, дудочке и др. При этом он копирует их движения, эмоционально и интонационно окрашивая свои действия. В это время ребенок старается правильно произносить гласные звуки. Тем более, если во время произнесения их дольше потянуть: каар-каар, мууу-мууу, игооо-гооо и т.п. Силу голоса малыш может легко и свободно попробовать на примере как бы удаляющегося парохода (у-у-у – тише и тише) и приближающегося (у-у-у – громко и громче); вороны-мамы и вороненка (кар-кар-кар – громко и кар-кар-кар – тихо) и т.п. Аналогично можно включать в упражнения и темп речи: медведь – топ-топ-топ (медленно), медвежонок – топ-топ-топ (быстро) и т.д.

Дети самостоятельно гимнастикой речевого дыхания не владеют. Здесь помогают упражнения, игры: дети могут дуть на полоски бумаги, на снежинки, изображая ветерок; произносить протяжно на одном выдохе гласные и согласные звуки, небольшие фразы, шутки, чистоговорки.

Если ребенок в возрасте 3 лет не произносит или неправильно произносит согласные звуки, особенно шипящие (ш,х,ч,щ), свистящие (с,з,ц), сонорные (р,л) – это надо воспринимать как явление вполне допустимое. Поскольку он только овладевает произношением этих трудных звуков. Вместе с тем упражнения, направленные на их постановку у ребенка, очень нужны. Это звукоподражания ветру (ш-ш-ш), мотору (р-р-р или рь-рь-рь), часам (тик-так), насрсу (с-с-с или сь-сь-сь), водичке (ль-ль-ль) и др.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация индивидуальной звуковой работы по звуковой культуре речи с детьми Младшей группы.

Конспектоткрытого просмотра организации индивидуальной работыпо звуковой культуре речи с детьми II - й младшей группы №5 в режимных моментах в первой половине дня.Воспитатель: Гараева Любовь Сте...

Звуковая культура речи. Особенности овладения детьми дошкольного возраста звуковой стороны языка.

 Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шири его возможности в поз...

Методическая разработка Конспект непосредственно - образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию речи звуковая культура речи. Звук «К»

Методическая разработка Конспект непосредственно  -  образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию р...

Конспект НОД по речевому развитию в средней группе «Звуковая культура речи. Знакомство со звуком [Т]» Тема: «Звуковая культура речи: звук [Т]»

Конспект НОД по речевому развитию в средней группе «Звуковая культура речи. Знакомство со звуком [Т]»Тема: «Звуковая культура речи: звук [Т]»Цель :Формировать способность чётко...

Блок «Развиваем слуховое внимание, фонематическое восприятие и навык звукового анализа» (Игры по звуковой культуре речи)

Игры этого блока помогут подготовить органы слуха ребенка к восприятию правильных речевых звуков. Фонематическое восприятие отвечает за возможность различать звуки речи на слух, а слуховое внима...

Конспект занятия по звуковой культуре речи в средней группе «Звуковая культура речи: звук «Ш»

Конспект занятия по звуковой культуре речи в средней группе «Путешествие в сказочную страну»...