Собственная методическая разработка
план-конспект занятия по развитию речи

Фальковская Елена Михайловна

Закреплять знания о диких животных, знакомить с их жилищами.  Расширять и активизировать словарный запас по темам «Дикие животные». Формировать практические навыки правильного употребления относительных прилагательных, закреплять умение согласовывать существительные с прилагательными.  Развивать навыки связного высказывания, познавательные способности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekty.docx124.7 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми младшего дошкольного возраста по познавательно - речевому развитию

На тему: «Кто, где живет?»

Программное содержание:

Учить детей образовывать однокоренные слова. Упражнять в согласовании слов в предложении. Познакомить с понятием домашний адрес, номер дома и квартиры. Активизировать в речи названия дома – животных. Воспитывать организованность, дисциплинированность.

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций на тему: «Лесные жители», «Деревня», «Город». Дидактические игры: «Узнай по описанию», «Кто, где живет»,  «Найди свой дом».

Ход занятия:

Стоит в поле теремок – теремок,

Он не низок – не высок, не высок,

Кто, кто в теремочке живет,

Кто, кто в не высоком живет.

Дети: Лягушка, мышка, волк, заяц.

 Воспитатель: Правильно. Но ведь все эти звери живут вместе только в сказке. А в жизни у каждого из них свой дом. А где живет заяц?

Дети: В лесу.

Воспитатель: Лиса и волк  тоже живет в лесу. Лягушка живет в болоте. Ребята, а вы знаете, что домик каждого из зверей имеет свое название. Так дом волка называется логово.  Дом собаки называется конура, будка. Дом птицы называется гнездо. Дом медведя называется берлога. Дом лисы называется нора. Дом мышки называется норка. Но некоторые дома имеют названия схожие с именем хозяина. Угадайте, кто живет в курятнике?

Дети: В курятнике живут куры.

Воспитатель: Кто живет в конюшне?

Дети: В конюшне живут лошади.

Воспитатель: Кто живет в коровнике?

Дети: В коровнике живут коровы.

Воспитатель: Кто живет в свинарнике?

Дети: В свинарнике живут свиньи.

Воспитатель: В скворечнике?

Дети: В скворечнике живут скворцы.

Воспитатель: В лягушатнике?

Дети: В лягушатнике живут лягушки.

Воспитатель: Молодцы! Угадали все. А теперь давайте поиграем. Выходите все сюда и слушайте внимательно, я буду называть животное, а вы будете двигаться, так как двигается это животное. Итак, что делает заяц? Прыгает. Птица? Летает. Рыба? Плавает. Дети выполняют движения, соответствующие движениям животных.

Раз – два, Раз – два вот и кончилась игра. Дети мы с вами говорили о том, где живут животные и как называются их дома. А мы с вами, где живем?

Дети: Люди живут в домах.

Воспитатель: Люди живут в каменных и  деревянных домах. Если мы посмотрим, то увидим вокруг нас много домов. Как мы с вами сможем узнать, где живет каждый из нас? Что нам надо знать?

Дети: Адрес.

Воспитатель: Правильно. Каждый из нас должен знать свой адрес - это название улицы, номер дома и  номер квартиры.  А кто из вас знает свой адрес? Дети по очереди называют свой домашний адрес.

Воспитатель: Сегодня мы с вами узнали, что название домов бывают разные. От чего это зависит? Зависит от того места, где живет животное. А еще дом имеет название от  имени хозяина - животного. А у людей дом имеет адрес. Вы сегодня молодцы ребята, очень хорошо потрудились, а теперь давайте посмотрим презентацию «Где кто живет?». После просмотра детям предлагается нарисовать понравившийся дом животного или человека.

Совместная деятельность воспитателя с детьми среднего дошкольного возраста по познавательно – речевому развитию

На тему: «Кто где живет?»

Цели:

 Закрепить знания детей о домашних и диких животных. Отмечать характерные признаки диких животных. Закрепить умения сравнивать,  находить сходства и различие. Закрепить характерные особенности домашних животных в городских местностях. Закрепить характерные особенности домашних животных в сельской местности. Развивать память, мышление, воображение. Развивать внимание, слуховую, зрительную, двигательную память, мелкую моторику. Воспитывать у детей любовь к родному краю. Развивать у детей интерес к живой природе, эмоциональную отзывчивость. Воспитывать у детей доброе отношение к животным, вызвать желание помогать им.

Методические приемы:

 Беседа, художественное слово, рассматривание, сравнение домашних и диких животных, загадки, игры, превращение детей в животных.

Предварительная работа:

 Дидактическая игра «Домашние и дикие животные». Рассматривание макета «Домашних и диких животных», картинки с животными, загадки о животных, беседы на темы «Домашние и дикие животные нашего края».

Материал:  картинки с животными, волшебная палочка, мяч.

Ход занятия

Воспитатель:  Ребята, помните,  мы с вами рассматривали картину с изображением леса. Хорошо  в лесу. Красиво, тихо, кажется – в лесу никого нет. Но это не так. В лесу много лесных жителей. Я вам загадаю загадки, а вы отгадайте, кто это.

Всех зверей она хитрей, шубка рыжая на ней.(Лиса)

Серовата, зубовато, по полю рыщет, телят ягнят ищет. ( Волк)

Кто в берлогу спать ложится, волк, медведь или лисица? (Медведь)

Молодцы, ребята, правильно отгадали. А кто скажет, как можно назвать всех одним словом?

Дети: Животные.

Воспитатель: Правильно. А где живут эти животные?

Дети: В лесу.

Воспитатель: Молодцы, ребята. Как правильно можно назвать этих животных?

Дети: Дикими животными.

Воспитатель: Правильно, ребята, молодцы.

(Воспитатель и дети рассматривают диких животных на иллюстрациях).

Воспитатель: Ребята, посмотрите, а животные чем-то похожи друг на друга. Чем похожи?

Дети: У них есть лапы, хвост, шерсть, глаза, уши.

Воспитатель: Правильно, ребята. А как вы думаете, у диких животных есть в лесу дома, где они живут?

 (дети отвечают )

Воспитатель: Молодцы, ребята.

 Давайте поиграем. Представьте, что вы не дети, а дикие животные. Придумайте, кто каким животным хочет быть. Я дотронусь волшебной палочкой и каждый из вас превратится в дикое животное. А я постараюсь отгадать в какое животное вы превратились.

(Воспитатель хвалит детей за точное копирование движений)

Воспитатель: А сейчас дотронусь волшебной палочкой и вы превратитесь опять в детей.

Ребята отгадайте ещё загадки.

Голодна – мычит, сыта – жует, маленьким ребяткам молочка даёт.(Корова)

Кто я – догадайтесь сами. Я везу зимою сани, что легко скользят по снегу, летом я везу телегу.(Лошадь)

Кто в курятнике живет, яйца свежие несёт. (Курица)

(дети отгадывают).

Воспитатель: Молодцы, ребята, правильно отгадали. Скажите пожалуйста, про каких животных были загадки?

Дети: Про домашних животных.

Воспитатель: О каких ещё домашних животных вы знаете?

(Дети перечисляют).

Ребята, а теперь давайте поиграем

 Игра «Кто что делает?»

 Я брошу мячик и назову животного, а вы ловите мячик и говорите, что делает это животное?

– Корова.

Дети: – Дает молоко и ест траву.

Воспитатель: – Кошка.

Дети: – Лакает молоко и ловит мышей.

Воспитатель: – Лошадь.

Дети: – Возит телегу.

Воспитатель: – Собака.

Дети: – Охраняет дом.

Воспитатель: Молодцы, ребята, правильно отвечали. Скажите, а можно таких домашних животных держать в городе у себя дома?

(Корова, лошадь, утка).

Дети: Нет.

Воспитатель: Почему нет?

(Ответы детей).

 А каких же домашних животных можно держать дома? Я сейчас загадаю загадки, а вы отгадайте.

С хозяином дружит, дом сторожит, живет под крылечком хвост колечком. (Собака).

Молочко пьёт, песенки поёт. Чисто умывается, а с водой не знается. (Кошка).

(Ответы детей).

Воспитатель: Правильно, молодцы, ребята.  

Скажите пожалуйста, а кто ухаживает за дикими животными в лесу?

Дети: Сами ухаживают за собой .

Воспитатель: А кто ухаживает за домашними животными?

Дети: Люди

Воспитатель: Правильно, молодцы, ребята. Но и  домашние животные помогают человеку в жизни (обеспечивают человека продуктами питания, помогают выполнять трудную работу, охраняют наше жилище)

Запомните ребята, надо беречь животных и природу, потому что   все в природе взаимосвязано. Человек не сможет прожить без животных.

Ребята, а теперь давайте посмотрим, где живут домашние и дикие животные (показ презентации «Кто где живет»)

http://img.bibo.kz/3093/3093633.JPG

Совместная деятельность воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста по формированию лексико-грамматического строя речи

На тему: «Кто где живет?»

 Цели:

 Закреплять знания о диких животных, знакомить с их жилищами.  Расширять и активизировать словарный запас по темам «Дикие животные». Формировать практические навыки правильного употребления относительных прилагательных, закреплять умение согласовывать существительные с прилагательными.  Развивать навыки связного высказывания, познавательные способности.

 Ход занятия:

 Сегодня к нам на занятие пришли гости. Угадайте, кто это? По деревьям скок-скок, да орешки щелк-щелк.

 Дети. К нам пришла белка.

 После каждого ответа прикрепляется на доску картинку с изображением животного.

 А как вы догадались?

 Дети. Белка питается орехами. Она быстрая, легко прыгает.

 Воспитатель: Ходит летом косолапо, а зимой сосет он лапу.

Дети. Медведь.

Воспитатель:  А как вы понимаете слово косолапо?

 Дети предлагают варианты лексического значения данного слова, которые, как правило, не точны.

 Воспитатель поясняет: «Ходить косолапо — ступать пятками врозь, неуклюже, неловко». Рыжая, хитрая, кур крадет.

Дети. Лиса.

Воспитатель: А что значит хитрая?

 Дети. Умная. Она обманывает всех.

Воспитатель:  Лиса скрывает свои намерения (желания).. Ползун ползет, иголки на себе везет

 Дети. Ежик.

 Воспитатель: А что вы еще можете сказать о еже?

 Дети. У него колючие иголки. Он ест яблоки. Зимой спит долго.

Воспитатель:  Длинное ухо, комочек пуха, прыгает ловко, любит морковку.

 Дети. Заяц.

Воспитатель: А что еще можно сказать о зайце?

Дети. Он меняет шубку, зимой она белая. Заяц всех боится.

 Воспитатель: Кто зимой холодной ходит злой, голодный?

 Дети. Волк.

 Проведение игр

 «Один-много» 

Лиса-лисы. Счет до 5 со словом лиса. Заяц — зайцы. Счет до 5 со словом заяц. Медведь — медведи. Счет до 5 со словом медведь. Волк — волки. Счет до 5 со словом волк. Еж – ежи. Счет до 5 со словом еж.

«Назови детеныша»

 У лисы — лисенок. У белки — бельчонок. У волка – волчонок. У медведя – медвежонок. У ежа – ежонок.

 « Четвертый лишний»

 Назовите лишнее животное и объясните почему

 1. Корова – волк – лиса – медведь. 2. Лиса – верблюд – волк – медведь. 3. Волк – лиса- петух – еж. 4. Лиса – медведь – волк – морж. 5. Волк- кошка- лиса-заяц.

 Воспитатель: Молодцы, справились с заданием.  Посмотрите на картинки, которые появились на доске. Назовите наших гостей одним или двумя словами.

Дети. Звери. Дикие животные.

Воспитатель: Почему этих животных называют дикими?

 Дети. Они живут в лесу, боятся человека. Это неприрученные животные.

Воспитатель: Сейчас мы продолжим разговор о диких животных, их жилищах. Как вы понимаете слово «жилище»? Дети предлагают варианты лексического значения данного слова.

Воспитатель поясняет: «Жилище — место обитания животных вдали от человеческого жилья». Названия некоторых жилищ животных вы знаете. А вот как они выглядят, мы посмотрим.

 Закройте глаза и представьте себе все, о чем я буду вам рассказывать. На улице осень. Холодно..  Мы надели на ноги теплые сапоги и отправились  в лес на прогулку. В лесу тихо. Под ногами на земле красные, желтые и  коричневые листья. Ветви деревьев в резных разноцветных листьях..  Стоит подуть ветерку, как листочки срываются с веток и летят. Давайте легонько подуем, словно мы ветерок. И это так красиво. Теперь откроем глаза. (Показ презентации «Кто где живет?»)

 В дупле сидит белка. Белкин дом называется дуплом. Белка сама не может выдолбить себе дупло. Откуда это дупло? Как вы думаете? Белки поселяются в дупле, которое остается после дятла. Они утепляют его мхом, сухими листьями и травой. (Раскрывает корзиночку, опрокидывает ее, орехи  раскатываются.) Ой! Что я наделала. Как вы думаете, откуда это?

 Дети. Это запасы белки на зиму. Она сама собирала.

Воспитатель: Возьмите орех или шишку и положите на ладошку. Рассмотрите их.

Давайте поиграем с орехами.

 «ОРЕХИ» 

Мы научимся орехи между пальцами катать

 Это в школе нам поможет Буквы разные писать.

 Катание ореха круговыми движениями; перекладывание из одной руки в другую ореха. У вас очень хорошо все получилось. Положите орехи  в корзиночку и оставьте их белке.

Воспитатель: Медведь устраивает берлогу в большой яме, обязательно в сухом месте, под вывернутым с корнями деревом и там засыпает, а тревожить медведя не будем, пусть спит в своей берлоге. А кто еще спит зимой?

 Дети. Еж.

Воспитатель: А какое жилище у ежа?

Дети. Он спит в листьях.

 Ежи спят полгода. Они забираются под кучу листьев, травы, веток, а иногда под корни старых деревьев.

 Физминутка.

 Сейчас мы превратимся с вами в зайчиков

 Зайка серенький сидит и ушами шевелит.

Зайке холодно сидеть нужно лапочки погреть

 Лапки вверх – лапки вниз на носочки поднимись

 Лапки ставим на бочок на носочках скок-скок-скок

Топай правою ногой топай левою ногой

 Снова правою ногой снова левою ногой

А теперь вприсядку , чтобы не мерзли лапки.

Воспитатель: Зайцы не строят себе постоянного жилища. Они отдыхают, спят под кустиком. Зимой могут спрятаться в снежной ямке. Ямки и кустики каждый раз разные. А кого боятся зайцы?

Дети. Волка.

Воспитатель: Жилище волка называется логово — небольшая яма, в ней много травы, листьев, сучьев. Сверху она прикрыта ветками, старыми сучьями, поэтому снег не проваливается в яму. Волк в логове спит, прячется, отдыхает.

 А теперь нужно поочередно ответить полным предложением на мои вопросы. Где живет лиса?

 Дети. Лиса живет в норе.

Воспитатель: Значит, это чья нора?

 Дети. Это лисья нора.

 Воспитатель: Где живет белка?

 Дети. Белка живет в дупле.

Воспитатель: Дупло чье?

Дети. Это беличье дупло.

Воспитатель: Где живет медведь?

 Дети. Медведь живет в берлоге.

 Воспитатель: Это чья берлога?

 Дети. Это медвежья берлога.

 Воспитатель: Где живет заяц?

 Дети. У зайца нет дома. Он живет под кустиком.

Воспитатель: Где живет ежик?

 Дети. Ежик прячется на зиму в норке.

Воспитатель: Значит это чья норка?

Дети. Ежовая

Лес — дом для животных. Как вы думаете, зверям хорошо жить в лесу? Им там уютно. Лес их кормит. А как люди должны вести себя в лесу?

Дети. В лесу нельзя ничего ломать, преследовать насекомых и животных. Надо беречь красоту. Лес нельзя загрязнять.

Воспитатель: Вы порадовали меня своими ответами. Каждый из вас чем-то отличился. Вы умели слушать ответы своих друзей, были доброжелательны, поэтому на прощание подарим друг другу улыбку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Собственная методическая разработка по теме "Коррекционно-развивающие приемы в работе с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи при воспитании юного петербуржца" планирование работы по возрастным группам

За многие годы работы в детском саду, я часто задумывалась о том, что дети-дошкольники, живущие в таком прекрасном городе, по праву носящем звание культурной столицы России, очень мало знают о его кул...

Собственные методические разработки

Мои собственные методические разработки...

Собственная методическая разработка. Презентация посвященная 9 мая

Материал предназначен для тематического  занятия, утркенника,  посвященным 9 мая. Слайды сопровождаются текстом....

Рекомендации для родителей об активной двигательности детей (собственная методическая разработка)

В данном материале предоставлены рекомендации для родителей, которые могут им в реализиции активной двигательности детей...

Собственные методические разработки

Непосредственно образовательная деятельность. Познавательно-речевое развитие. Познание. Коммуникация. Социализаця. Формирование элементарных математических представлений с использованием развивающих и...

Собственная методическая разработка конспекта по познавательно-речевому развитию

Цель:  создание оптимальных условий для развития речи детей посредством  игровых ситуацийЗадачи:Продолжать учить детей взаимодействовать и сотрудничать друг с другом; приобретать ...

Собственная методическая разработка "К маминому острову" утренник 8 марта подготовительная группа

Активные и способные ребята подготовительно группы, решили сами написать сценарий к 8 марта, составив план путешествия на корабле к маминому острову. Корабль проложит путь через: Бабушкин, Сказочный, ...