Речевое развитие. ООД "Семья"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Ламанова Лариса Юрьевна

пополнить и активизировать словарь детей на основе углубления знаний о составе семьи.                                                                                             

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ood_semya.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образованием Администрация муниципального района Туймазинский район Республика Башкортостан                                                                                           Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 6    г. Туймазы муниципального района Туймазинский район

Конспект

Организованной образовательной деятельности

                          Образовательная область: «Речевое развитие»

                          Раздел: Развитие речи

                          Тема: «Семья»

                          Возрастная группа: средняя

   

                                                                                  Выполнил: воспитатель Ламанова Л.Ю.

                                                                                  Квалификационная категория: высшая

Стаж работы в данной должности: 36 лет

2019 г

Цель: систематизация знаний детей о семье.                                                   Задачи:                                                                                                    Образовательные:                                                                                                      - пополнить и активизировать словарь детей на основе углубления знаний о составе семьи.                                                                                             Развивающие:                                                                                                                      - развивать умение образовывать форму множественного числа существи-тельных;                                                                                                                      - развивать речевую и познавательную активность.                       Воспитательные:                                                                                                             - воспитывать уважение к традиционным семейным ценностями, стремление участвовать в коллективной деятельности.

Интеграция образовательных областей: социально- коммуникативное разви-тие, познавательное развитие.

Методические приемы:                                                                                               наглядные: «Портрет семьи» на магнитах (формат А2); videoplayback  «Семья»;                                                                                                            словесные: загадка, объяснение, беседа;                                              практические: дидактические игры и упражнения;                                      игровой: пальчиковая игра, физкультминутка.

Средства реализации:                                                                                           экран, проектор; videoplayback «Семья»; «Портрет семьи» на магнитах (фор-мат А2); набор домиков (формат А4), расписанные в технике «Эбру» и лами-нированные фигурки членов семьи по количеству детей; мяч.

Словарная работа:                                                                                                          «Семь» и «Я» - семья; старше - младше; глаголы – что делает, что делают; существительные во множественном числе много- пап, мам, дедушек, бабу-шек, братьев, сестер.

Ход организованной образовательной деятельности:                                                                                                                            I. Вводная часть                                                                                     Воспитатель: Здравствуйте дети, сегодня мы поговорим о самом дорогом, что есть у человека.                                                                                    

II. Основная часть                                                                                                    Загадка                                                                                                                     1.Без чего на белом свете                                                                                          Взрослым не прожить и детям                                                                                       Кто поддержит вас друзья                                                                                       Только дружная ….(семья)

2.Беседа                                                                                                 Воспитатель: Попробуйте произнести слово «Семья» вот так: «Семь-я». Дети: «Семь-я».

Воспитатель: Как вы думаете, что это значит? (предполагаемые ответы детей: семья)

Воспитатель: Прежде всего это слово состоит из таких слов, как «семь» и «я» т.е. нескольких людей, которые похожи на меня: папа, мама, я, братик или сестричка, а также бабушки и дедушки.

Воспитатель: Как вы думаете, зачем люди создают семью?                        (предполагаемые ответы детей: чтобы жить вместе, помогать друг другу, растить детей).

Воспитатель: Можно сказать, что семья - это близкие люди.

3.Пальчиковая гимнастика « Мальчик- пальчик»

- Мальчик- пальчик   (сжимают и разжимают пальцы рук)                                         Где ты был?                                                                                                                 - С эти братцем   (соединяют большой с указательным)                                                 В лес ходил,                                                                                                                  С этим братцем  (соединяют большой со средним)                                                   Щи варил,                                                                                                                      С этим братцем (соединяют большой с безымянным)                                         Кашу ел,                                                                                                                       С этим братцем (соединяют с мизинцем)                                                             Песни пел.

Воспитатель: Кто может быть членом семьи: чужие люди или только родственники? (предполагаемые ответы детей: родственники)

4. Дидактическая игра «Моя семья»

Воспитатель: Давайте вместе составим портрет семьи.                                             Кто самый старший в этой семье?                                                                      (предполагаемые ответы детей: дедушка, бабушка).                                                                            Воспитатель: Кто следует за дедушкой и бабушкой?                                          (предполагаемые ответы детей: папа, мама.

Воспитатель: Кто самый младший?                                                                            (предполагаемые ответы детей: дети - мальчик, девочка и малышка).

5. Дидактическое упражнение «Кто кому кем приходится?»

Воспитатель: Кто кому кем приходится?                                                                Кто для дедушки и бабушки - папа, мама?                                                                                                                           (предполагаемые ответы: детей сын, дочь)

Воспитатель: Кто для дедушки и бабушки - мальчик, девочка?                                (предполагаемые ответы детей: внук, внучка)

Воспитатель: Кто для папы и мамы - мальчик, девочка?                                 (предполагаемые ответы детей: сын, дочь)

Воспитатель: Кто мальчик для девочки?                                                                    (предполагаемые ответы детей: брат)

Воспитатель: Кто девочка для мальчика?                                                           (предполагаемые ответы детей: сестра)

Воспитатель: Все они живут в одной семье и являются близкими родственни-ками, т.е. родными.

Воспитатель: Попрошу в кружок всех встать и со мною поиграть.

Физминутка                                                                                                          Будем прыгать и скакать! Раз, два, три, четыре, пять! (прыжки на месте). Наклонился правый бок (наклон вправо),                                                   Наклонился левый бок (наклон влево).                                                                      А, сейчас, поднимем ручки (поднимаем руки вверх)                                               И дотянемся до тучки!

6. Игра с мячом « Кто что делает»

Дети встают в круг, воспитатель объясняет правила игры:                      Воспитатель: Сейчас мы будем передавать мяч друг другу и говорить кто какими домашними делами занимается в вашей семье.  

Воспитатель: Что делает мама?                                                                                                            (предполагаемые ответы детей: гладит, стирает)

Воспитатель: Что делает папа?                                                                        (предполагаемые ответы детей: ходит на работу, смотрит ТВ)

Воспитатель: Что делает дедушка?                                                                   (предполагаемые ответы детей: читает, играет с внуками)

Воспитатель: Что делает бабушка?                                                                            (предполагаемые ответы детей: готовит, моет посуду, нянчит внуков)

Воспитатель: А кто же играет с детьми?                                                                  (предполагаемые ответы детей: дедушка, папа)

Воспитатель: Игру продолжаем, теперь посчитаем.

Дидактическая игра «Один - много» .

Одна - мама, много – мам                                                                                             Один - папа, много – пап;                                                                                                                        Одна – бабушка, много – бабушек;                                                                                                                  Один – дедушка, много – дедушек;                                                                                                                         Один – брат, много – братьев;                                                                                                                          Одна – сестра, много – сестер.

Воспитатель предлагает детям пройти за столы, напоминает об осанке.

III. Заключительная часть

Дидактическое упражнение «Моя семья».

Воспитатель: Раз, два, три, четыре, кто живет у вас в квартире?

Воспитатель: У каждого из вас есть расписные домики. Сейчас вы поселите в них вашу дружную семью.

Воспитатель: Этот пальчик дедушка (дети находят дедушку, помещают в дом. Аналогично дети находят всех членов семьи и помещают в доме). Воспитатель: И последний это я - вот и вся моя семья.  А сейчас, внимание, на экран. (videoplayback «Семья»)

Рефлексия

Воспитатель: (приглашает детей пройти к столу, где лежат смайлики). Дети, а что же такое семья? (предполагаемые ответы детей: папа, мама, я, братик). Перед вами лежат смайлики: улыбающиеся и грустные. Кому было интерес-но и всё понятно, возьмите улыбающийся смайлик, а, если нет - грустный.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы и методы познавательно- речевого развития. Образовательные области «Речевое развитие», «Познавательное развитие»

Данная презентация отражает основные методы и приёмы познавательно-речевого развития....

Конспект НОД по речевому развитию с учетом интеграции познавательных областей: "Речевое развитие", "Физическое развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Познавательное развитие" на тему "Рассказывание по сюжетным картинкам"

Конспект непосредственно образовательной деятельности воспитателя с учетом интеграции образовательных областей:«Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «...

Взаимодействие работы логопеда и воспитателя в речевом развитии дошкольников Из опыта работы РМО «Речевое развитие дошкольников в современной образовательной системе. Направления речевой работы с детьми в соответствии с ФГОС ДО»

Взаимодействие  работы логопеда и воспитателя в речевом развитии дошкольников  Сегодня произошли изменения в системе Российского образования, обновления его качества. В связи с утверждением ...

Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию «Путешествие в сказку» ООД по речевому развитию в подготовительной группе «Моделирование как средство речевого развития дошкольников»

Конспект  организованной образовательной деятельности по речевому развитию «Путешествие в сказку» ООД по речевому развитию в подготовительной группе «Моделирование как средство ...

Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» (Музыка), «Речевое развитие» (Развитие речи), «Физическое развитие» (Физическая культура) "Летаем, ползаем, скачем"

Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей "Познавательное развитие", "Художественно-эстетическое развитие" (Музыка), "Речевое развитие" (Развитие речи),...

Конспект по познавательно-речевому развитию на тему «Одежда, обувь, головные уборы». Старшая группа. Образовательная область: познавательное развитие, речевое развитие.

Цель: закрепление и систематизация знаний детей об одежде, обуви и головных уборах.Задачи:- формировать обобщающие понятия «одежда», «обувь», «головные уборы»...

Речевое развитие детей 4-5 лет. Рекомендации по развитию речи ребенка в семье и в ДОУ. Профилактика задержки речевого развития.

    У детей пятого года жизни отмечаются значительные успехи в умственном и речевом развитии. Речь его становится разнообразней, точнее и богаче по содержанию. Возрастает устойчивость...