Конспект непосредственной образовательной деятельности по обучению грамоте тема: «Путешествие в Космос» для детей подготовительной группы.
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)

Раднаева Дарима Цыренжаповна

Конспект  непосредственной образовательной деятельности  по обучению грамоте  тема: «Путешествие в Космос» для детей подготовительной группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_radnaeva_d.ts_gramota.docx35.05 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 16 комбинированного вида Красносельского района

Санкт- Петербурга.

Конспект

непосредственной образовательной деятельности

по обучению грамоте

тема: «Путешествие в Космос»

для детей подготовительной группы.

Подготовила:

 воспитатель Раднаева Дарима Цыренжаповна

первая квалификационная категория

Санкт-Петербург

2017-2018 учебный год.

Конспект

 непосредственной  образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной к школе группе на тему:

 «Путешествие в космос».

Цель: закрепить знания и умения детей, полученные на занятиях по обучению грамоте. 
Задачи:
•        Совершенствовать навык анализа и синтеза слов;

•        Совершенствовать грамматический строй речи: образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

•        Формировать  представления о космосе, уточнить представления о труде космонавтов, о необходимости и важности их труда;

•        Развивать зрительное внимание и навыки конструирования  в работе с развивающей игрой «Сложи Ракету!»

•        Развивать умение удерживать и воспроизводить информацию;

•        Развивать зрительное восприятие, внимание, мышление, творческое воображение;

•        Развивать общую моторику, координацию речи с движением;

•        Формировать навыки сотрудничества, взаимодействия, самостоятель-ности, инициативности.

Активизация словаря:  обогащать экспрессивный словарь детей словами – антонимами:  далекая – близкая, быстрая – медленная, смелый – трусливый, злой – добрый, веселый – грустный, тяжелый – легкий.

Развивающая предметно-пространственная среда:  дидактическая игра «Сложи Ракету!», картинки с изображением планет, фишки для звукового анализа, картинки с портретами космонавтов (Гагарин Ю.А., Терешкова В.В., Леонов А.А.)

Используемые технологии (методы):

Здоровьесберегающие технологии: организация   учебного   процесса в   соответствии с возрастными, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями; использование пальчиковой гимнастики, подвижной игры.

Наглядные: использование наглядного материала, карточки-помощники, показ артикуляции.

Словесные: вопросы, объяснение.

Практические: упражнения для детей, наблюдение за работой детей, советы.

Технологии игрового обучения: образовательная цель ставится перед детьми в форме игровой задачи; деятельность детей подчиняется правилам игры; деятельность детей вводится элемент соревнования, который переводит образовательную задачу в игровую; успешное выполнение задания связывается с игровым результатом.

Ход НОД:

1.Организационный момент

Игра: «Приветствие».

Воспитатель: Здравствуйте дети, предлагаю вам поздороваться с гостями и друг с другом.

Игра: «Приветствие».

Воспитатель: 

Собрались все дети в круг

Я твой друг, и ты мой друг.

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Воспитатель: Ребята, послушайте загадку, о чем она?

Океан бездонный, океан бескрайний,

Безвоздушный, темный и необычайный,

В нем живут Вселенные, звезды и кометы,

Есть и обитаемые, может быть планеты.

Предполагаемые ответы детей. 

 Эта загадка о космосе.

Воспитатель: Правильно! Вы все знаете, что мы живем на планете Земля. Она – наш дом. Земля – огромный шар, плывущий в бескрайнем просторе космоса и вращающийся вокруг Солнца. И вот сегодня я предлагаю вам ненадолго превратиться в космонавтов и отправиться в космическое Путешествие. Согласны?

Предполагаемые ответы детей.

Воспитатель: А как вы думаете, чтобы стать космонавтом, какими мы должны быть?

Предполагаемые ответы детей.

 Воспитатель: 

Чтоб ракетой управлять,

Нужно смелым, сильным стать,

Слабых в космос не берут,

Ведь полет – нелегкий труд!

И еще должны мы знать –

Каждый день, всегда, везде,

На занятиях и в игре

Громко, четко говорить,

И нисколько не спешить!

Вот сейчас и проверим, готовы ли вы стать настоящими  космонавтами!

Воспитатель: У космонавта должна быть хорошая память и внимание. Он должен помнить названия всех планет, звезд, как они расположены на небе. И вот вам первое задание: Игра «Повтори!». Сядет на стул тот, кто запомнит и повторит следующие слова:

АВТЫ – АВТЫ – АВТЫ – в ракете космонавты;                                      

ИТ – ИТ – ИТ – в космос ракета летит;          

КЕТА – КЕТА – КЕТА – вверх летит ракета;

КЕТА – КЕТА – КЕТА - в космос летит ракета;                                              

ТА – ТА – ТА - в космосе темнота;                                                                        

КЕТЕ – КЕТЕ – КЕТЕ - космонавт в ракете;                                  

ДА – ДА – ДА - яркая звезда;                                    

АНДР – АНДР – АНДР - на космонавте скафандр;      

НА – НА – НА - круглая луна;                            

НЕТЫ – НЕТЫ – НЕТЫ - разные планеты;          

ЧО – ЧО – ЧО - у солнца горячо;

МЕТА – МЕТА – МЕТА - длинносхвостая комета;                                                

УН – УН – УН - голубой «Нептун»;                              

ЛЯ – ЛЯ – ЛЯ - круглая «Земля»;    

МОС-МОС-МОС – бескрайний космос;

НИК-НИК-НИК – на орбите спутник;

ЗДА-ЗДА-ЗДА – полярная звезда;

УТЬ-УТЬ-УТЬ – далекий млечный путь;

ЕТА-ЕТА-ЕТА – вверх летит ракета;

АВТ-АВТ-АВТ – в ракете космонавт;

НУ-НУ-НУ – вижу я луну;

ОНЦЕ-ОНЦЕ-ОНЦЕ – греет Землю Солнце;

АРС-АРС-АРС – полетим на Марс;

АНЕ-АНЕ-АНЕ – на Марсе – марсиане;

ИТ-ИТ-ИТ – летит метеорит;

ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ – наша планета Земля;

ОИД-ОИД-ОИД – огромный астероид;

ЕТА-ЕТА-ЕТА – хвостатая комета.

Дети повторяют и садятся на стулья.

Воспитатель: Молодцы ребята, с памятью у нас все «Отлично!».  А теперь проверим вашу сообразительность. Задание следующее: «Скажи наоборот!». Вы знаете, как играть?

Предполагаемые ответы детей: (все говорить наоборот)

Воспитатель:

Чтобы стать космонавтом надо быть не трусливым, а …. (смелым, храбрым).

Не злым пилотом, а …..(добрым  пилотом).

Мы оденем не тяжелый скафандр, а …. (легкий скафандр).

Мы полетим не на близкую планету, а …..(на дальнюю планету).

Мы полетим не на медленной ракете, а …..(на быстрой ракете).

На далекой планете мы встретим не грустного инопланетянина, а ….( веселого инопланетянина).

Молодцы, и с этой задачей вы справились. Осталось проверить силу и выносливость.  Дети выполняют движения динамической паузы.

Воспитатель:

Чтобы сильным стать и ловким

Приступаем к тренировке.

Поднимаем ручки выше, опускаем руки вниз.

Ты достань сначала крышу, пола ты потом коснись.

Выполняем 3 наклона, наклоняемся до пола,

А потом прогнемся сразу глубоко назад 3 раза.

Выполним рывки руками – 1,2,3,4,5,

А теперь мы приседаем,

Чтоб сильней и крепче стать.

Вверх потянемся потом, шире руки разведем,

Мы размялись от души и в ракету мы спешим.

Воспитатель: Мы проверили память, внимание, стали сильными, ловкими и теперь готовы к полету. Но, чего-то нам не хватает?

Ни пера, ни крыла,

А быстрее орла.

Только выпустит хвост –

Понесется до звезд.

(Предполагаемые ответы детей).

Воспитатель: Правильно, нам не хватает ракеты!

Раздаются схемы постройки ракеты и наборы «Сложи Ракету!», дети выполняют задание. Ракета собрана.

Воспитатель: Надеваем специальную одежду для космонавтов. Как она называется?

Предполагаемые ответы детей:

Воспитатель: Запускаем приборы нашего корабля, проверяем исправность двигателя. Внимание! Выявилась неисправность в подаче топлива.

 Упражнение «Лошадка».

 (артикуляционное упражнение « Лошадка»). А какой звук издается в вашей части ракеты?

Дети выполняют упражнение «Лошадка».

Воспитатель:

Рот широко открываю,

К нёбу язык прижимаю.

Прыгает вниз язычок,

И раздаётся щелчок.

Надо устранить неполадки, неисправность в подаче топлива, возможно, нам надо продуть шланги подачи топлива.

Продуваем шланги подачи топлива. Вдох носом, плечи не поднимаем, выдох через рот, щеки не надуваем. Проверяем двигатель повторно.

Артикуляционное упражнение «Барабанщик».

Воспитатель: Вот теперь другое дело, а у вас какой звук издает двигатель.

Улыбнитесь, откройте рот, ударяйте кончиком языка за верхними зубами, произнося звук (Д), сначала медленно, а затем быстрее. Помните, рот обязательно должен быть открыт, работает только кончик языка.

Молодцы! В путь!

Воспитатель: Пока мы летим, давайте придумаем название нашей ракете

Предполагаемые ответы детей.

Совместно с детьми выбираем название ракете.

 Воспитатель: назовем ее ………., но инопланетяне, к которым мы летим, не умеют читать. Поэтому мы высветим название нашей ракеты огнями. У нас есть красные, синие и зеленые огни. Нам надо столько огоньков, сколько звуков в названии нашей ракеты. А что же такое звуки?

Предполагаемые ответы детей.

Воспитатель: Правильно. Звуки мы слышим и произносим, а буквы?

Предполагаемые ответы детей.

Воспитатель: А буквы мы пишем и читаем. Скажите, а как мы поймем какого цвета огоньками высветить название нашей планеты?

Предполагаемые ответы детей.

Воспитатель: Красного цвета огни обозначают гласные звуки, а синего цвета согласные, а какие звуки высвечивать зелеными огоньками? А как мы различаем гласные и согласные звуки?

Предполагаемые ответы детей.

Воспитатель: Правильно, гласные звуки мы можем тянуть и петь, а согласные не можем, нам мешают губы, зубы и язык. Попробуем произнести вместе.

Дети повторяют за воспитателем, произнося по очереди согласные и гласные звуки. Далее приступают к звуковому анализу слова, которым назвали ракету.

Воспитатель: Ребята, посмотрите в иллюминаторы. Чем дальше мы улетаем от Земли, тем меньше становятся предметы.

Игра: «Назови ласково!» (Закрепление употребления уменьшительно-ласкательных суффиксов)

На Земле мы видели дом, а теперь домик.

На Земле  мы видели дерево, а теперь….   Деревце

На Земле мы видели трамвай, а теперь ….  Трамвайчик

  По морю плавал корабль, а теперь …. Кораблик,

А если мы посмотрим вокруг, мы увидим планеты Солнечной системы.

 Кто знает и назовет – планеты Солнечной системы?

Предполагаемые ответы детей.

Воспитатель: Молодцы! Давайте посчитаем:

Пальчиковая гимнастика:

По порядку все планеты

Назовёт любой из нас:

Раз — Меркурий,

Два — Венера,

Три — Земля,

Четыре — Марс.

Пять — Юпитер,

Шесть — Сатурн,

Семь — Уран,

За ним — Нептун.

Он восьмым идёт по счёту.

А за ним уже, потом,

И девятая планета

Под названием Плутон.

Дети по очереди загибают пальцы.

Воспитатель: Вот мы и прилетели, нас встречают доброжелательные инопланетяне. Они говорят, что много космонавтов прилетает к ним в гости, но особенно они запомнили этих гостей (выкладываются фото : Гагарина Ю.А., Терешковой В.В и Леонова А.А.)

Воспитатель: А вы знаете кто эти люди? Как вы думаете, почему именно они запомнились инопланетянам?

Предполагаемые ответы детей.

 Воспитатель:  Космонавт — это человек, который испытывает космическую технику и работает в космосе. Сейчас космонавты есть во многих странах. Первым космонавтом был Юрий Алексеевич Гагарин. 12 апреля 1961 года он совершил полет в космос на корабле «Восток-1» и облетел Землю за 1 час 48 минут. Вернулся назад живым и здоровым.

Юрий Гагарин всегда останется в нашей памяти как первый космонавт. Его именем названы города, улицы, проспекты. Космонавты — мужественные люди, они много тренируются, должны много знать и уметь, чтобы управлять космическим кораблем.

        Первой женщиной - космонавтом была Валентина Терешкова. Она выдержала 48 оборотов вокруг Земли, провела почти трое суток в космосе, делала фотографии, которые использовались для изучения атмосферы.

        В 1965 году Алексей Леонов впервые вышел из ракеты в открытый космос. Одетый в скафандр он несколько минут висел рядом с кораблем в пустом пространстве.

        Очень понравились мы инопланетянам, и они не хотят, чтобы мы улетали, но нам пора обратно. Подрастем и прилетим еще к Вам!   До свидания!

Дети и воспитатель садятся в «ракету» и  обсуждают, что им понравилось в этом космическом Путешествии, что запомнилось, о чем они расскажут дома родителям.

Дается положительная оценка деятельности детей на занятии.

Воспитатель:  Мы вернулись! До новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непрерывной непосредственно образовательной деятельности познавательно-речевой направленности "Путешествие в космос" для детей подготовительной группы

Конспект непрерывной непосредственно образовательной деятельности познавательно-речевой направленности  "Путешествие в космос" для детей подготовительной группы с использованием технологий: ...

Конспект организованной образовательной деятельности по обучению грамоте. на тему: «Путешествие в космос». для детей подготовительной группы.

Данный НОД адресован педагогам и детям по обучению грамоте в подговительной группе.Увлекательное путешествие в космос.Можно использовать,как открытое занятие....

Образовательная деятельность по ФЭМП "Путешествие в космос" для детей средней группы

Образовательная деятельность по ФЭМП "Путешествие в космос"...

Конспект штурмовой квест-игры на тему: «Путешествие в космос» для детей подготовительной группы.

Изменения, происходящие в современном обществе, требуют развития новых педагогических технологий, способствующих максимальному раскрытию потенциальных возможностей развития детей. Одной из таких техно...

Непосредственно образовательная деятельность по образовательной области «Познавательное развитие» на тему: «КОСМОС». для детей подготовительной группы

Цель: обогатить знания детей по теме «Космос», закрепить навыки и умения работы с интерактивной доской.Задачи:Речевое развитие:- закреплять активный словарь по теме «Космос»;- ...

Сюжетно-ролевая игра "Путешествие в космос" для детей подготовительной группы

Игра способствует формированию игровых навыков детей, навыков связной речи, помогает отработать ролевое поведение в игре, познакомить детей с "космическими терминами"....