Речевая готовность к школьному обучению
презентация к уроку по развитию речи (подготовительная группа)

Синякова Наталья Эдуардовна

  В презентации рассматриваются умения, составляющие речевую готовность детей, поступающих в первый класс, а также приводится перечень ошибок возникающих вследствие не сформированности выделенных умений. Даны рекомендации по выявлению нарушений устной речи, ее профилактике и совершенствованию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevaya_gotovnost_k_shkolnomu_obucheniyu_2.docx42.82 КБ

Предварительный просмотр:

Речевая готовность к школьному обучению

Подготовила:
учитель-логопед Синякова Наталья Эдуардовна

СП №213   ГБОУ СОШ №324

                                                        Москва, 2017

Критерии речевой готовности к обучению

  • Речевая коммуникация

Активность в общении, умение слушать и понимать речь, строить общение с учетом ситуации, легко входить в контакт, ясно выражать свои мысли, пользоваться формами речевого этикета.

  • Связная речь

Умение пересказывать рассказы и сказки, связно излагать текст.

  • Грамматический строй речи

Правильное образование, согласование слов, построение предложений.

  • Словарный запас

Понимание и применение достаточно большого количества слов.

  • Фонематическое восприятие, анализ и синтез

Различение звуков речи, установление их порядка и количества в словах

  • Звукопроизношение

Правильное произношение всех звуков родного языка

Письменная речь

У ребенка на начальном этапе процесс чтения состоит из:

  • зрительного восприятия слова,
  • различения и узнавания букв,
  • соотнесения звука и буквы,
  • слогового анализа,
  • прочитывания,
  • понимания прочитанного.

Процесс письма включает:

  • смысловое программирование,
  • соотнесение мысли со структурой предложения,
  • анализ предложения, деление его на слова,
  • анализ слоговой структуры слова,
  • определение последовательности звуков,
  • проговаривание,
  • соотнесение звука со зрительным образом буквы,
  • воспроизведение с помощью движения руки зрительного образа буквы.

Возможные трудности

Причина:Неправильное произношение звуков

Следствие:

  • пропуски, замены и смешения дефектно произносимых звуков
  • артикуляторно-акустическая дисграфия, дислексия
    «Косноязычие в письме»

Неободима коррекция нарушений звукопроизношения до поступления в школу!

  • голка-горка
  • масына-машина
  • кайтоска-картшока

Причина:Нарушение слуховой дифференциации, распознавания звуков речи

Следствие:

  • замены и смешения акустически близких звуков в устной речи
  • замены букв, обозначающих акустически сходные звуки в письменной речи
  • акустическая дисграфия

  • с-ш, з-ж
  • звонкие-глухие
  • тведые-мягкие

  • писмо-письмо
  • мач-мяч
  • восла-весла

Профилактика данных нарушений.

Формирование фонематического восприятия, анализа и синтеза

Умение определять:

  • наличие и место заданного звука в слове,
  • первый и последний звук в слове,
  • последовательность,
  • количество звуков в слове.

Умение различать:

  • гласные и согласные,
  • твердые и мягкие согласные,
  • слова, отличающиеся одним звуком,
  • понятия «слово», «слог», «звук».

Игры и упражнения

  1. «Игра с кубиком»: подобрать слово с количеством звуков, соответствующим выпавшему числу на кубике.
  2. «Шифровка»: разгадать слово, составив его из первых или последних звуков названных слов.
    Муха, осы, лужа, обувь, день, ель, цирк – МОЛОДЕЦ.
    Кенгуру, дом – УМ.
  3. «Кто быстрее?»: в течение двух минут подобрать как можно больше слов на определенный звук.
  4. «Цепочка слов»: каждое следующее слово должно начинаться с последней буквы (звука)  предыдущего.
  5. «Составь слово»: из букв данного слова нужно составить как можно больше других слов.
    КАРТИНКА – карта, рана, тина, тара, рак, кит, нитка, танк, тир, кран, Рита…

Возможные трудности

Причина:Недоразвитие лексико-грамматического строя речи

Следствие:

  • изменение падежных окончаний
  • неправильное употребление предлогов, рода, числа
  • нарушение порядка слов
  • нарушение смысловых связей в предложении и между предложениями

  • слитное написание двух самостоятельных слов или написание слов с предлогами (влесу)
  • раздельное написание частей слова(со чинила)
  • перестановка букв

Профилактика данных нарушений

1.Развитие лексико-грамматического строя речи

Образование:

  • множественного числа имен существительных(ухо-уши, яйцо-яйца)
  • родительного падежа множественного числа существительных(есть уши – нет ушей, есть стулья – нет стульев)
  • творительного падежа существительных (Чем режут ткань – ножницами, чем пилят бревно – пилой, а рубят чем – топором.)
  • приставочных глаголов(Девочка шла по дороге, перешла улицу, подошла к дому.)
  • относительных прилагательных (Ручка из дерева. – Какая? – Деревянная. Чашка из фарфора. – Какая? –Фарфоровая.)
  • сложных слов (Трамвай водит кто? – Вагоновожатый. Голубые глаза – голубоглазый.)
  • уменьшительно-ласкательной формы существительных и прилагательных с помощью упражнения «Назови ласково»: дом-домик, лист-листик, кошка-кошечка и т.д. Зеленый-зеленький, сладкий-сладенький, узкий-узенький и т.д.)
  • согласование прилагательных с существительными (Мяч зеленого цвета. – Какой мяч? – Зеленый. Трава – зеленая, платье – зеленое, листья – зеленые).
  • сочетание существительных с числительными (одна кукла, две куклы… пять кукол; один стол, два стола… пять столов)
  • предложно-падежные формы (Где сидит кошка? – Под столом, на стуле, в ящике… Откуда выглядывает щенок? – Из-за стула. Откуда он выползает? – Из-под кресла.)
  • названия детенышей животных (Как называется детеныш коровы? Лошади? Курицы? Свиньи? Козы? Овцы?)

2.Расширение словарного запаса

подбор глаголов и прилагательных к существительным:
Что делает кошка? – Бегает, прыгает, мяукает, ловит, лакает и т.д.
Мяч какой? –Резиновый, цветной, красивый, круглый, большой и т.д.

  • подбор предмета к действиям:
    Кто умеет летать? – Птицы, бабочки, мухи и т.д.
  • обобщения:
    Посуда, одежда, обувь, овощи, фрукты, ягоды, деревья, игрушки, мебель, животные (дикие, домашние), птицы (домашние, зимующие, перелетные), транспорт, профессии и т.д.
  • подбор антонимов: веселый – грустный, узкий – широкий, легкий – тяжелый и т.д.
  • подбор синонимов: веселый, радостный; храбрый, смелый, отважный и т.д.
  • назвать предметы, о которых можно сказать:
     «он», «мой» (мяч, карандаш, лист, цветок, стол, нож и т.д.);
    «она», «моя» (кукла, машина, книга, майка, лампа, девочка и т.д.)
  • образование притяжательных прилагательных:
    Хвост лисы (чей?) – лисий, берлога медведя (чья?) – медвежья, кольцо мамы (чье?) – мамино и т.д.)
  • образование названий предметов, служащих для хранения чего-либо: игла – игольница, соль – солонка, хлеб – хлебница и т.д.
  • образование названий профессий: камень – каменщик, музыка – музыкант, учит – учитель…

3.Развитие связной речи

  1. Рассказ по картинке
  • рассмотреть
  • ответить на вопросы (кто или что нарисовано, кто что делает, каков результат действий)
  • самостоятельно составить небольшой рассказ
  1. Рассказ по серии сюжетных картин
  • определить последовательность событий: начало, середина, конец
  • установить причинно-следственные связи
  • рассмотреть каждую картинку и составить рассказ
  1. Пересказ сказки
  • подберите произведения, доступные для понимания
  • прочитайте текст
  • задайте вопросы, касающиеся его содержания
  • прочитав еще раз, попросите малыша рассказать о том, что он запомнил, обращая внимание на соблюдение логической последовательности
    Пересказ = это не заучивание наизусть! Ребенок должен своими словами передать основное содержание прочитанного.
  1. Стихотворение наизусть
  • прочитайте стихотворение
  • объясните значение непонятных слов
  • выясните, правильно ли ребенок понял смысл произведения
  • обращайте внимание на соблюдение ребенком норм литературного произношения

Возможные трудности

Причина:Несформированность зрительно-пространственных функций:

  • зрительного узнавания
  • зрительной памяти
  • зрительного анализа и синтеза
  • пространственных представлений

Следствие:

  • трудности запоминания и воспроизведения зрительного образа буквы
  • замены графически сходных букв(и-ш, п-т, т-ш, в-д, б-д, л-м, э-с)
  • «зеркальное» письмо
  • оптическая дисграфия, дислексия

  • лишка-мишка
  • делка-белка
  • еверь-зверь

Профилактика данных нарушений

Развитие зрительно-пространственных функций

  • ориентация в собственном теле (право-лево)
  • ориентация в пространстве (право-лево, верх-низ, над-под-на, в-из, выше-ниже)
  • ориентация на плоскости
  • «Что изменилось?», «Чего не стало?», «Что добавилось?», «Сделай, как было»
  • штриховка в разных направлениях, обводка
  • орнамент по памяти
  • лепка
  • мозаика, пазлы
  • Лабиринт: нарисовать лабиринт на бумаге в клеточку под диктовку: «Одна клеточка вниз, две налево, одна вверх, три клеточки вниз и т.д.

Возможные трудности

  • смешения  замены букв, схожих по написанию
  • плохой, «корявый» почерк
  • соскальзывание строки

Профилактика данных нарушений

Развитие мелкой моторики

  • Лепка из пластилина
  • Спички и палочки
  • Нитки, веревочки, шнурки
  • «Ниткография»
  • «Маленький портной»
  • Пуговицы
  • Шарики, бусинки
  • Бумага
  • Ножницы
  • «Фасоль и горох»
  • Пробки, камешки, прищепки
  • Проволока

Как облегчить малышу процесс овладения грамотой?

  • Исправлятьнарушения звукопроизношениядо школы
  • Формировать умение слышать и различать звуки речи
  • Совершенствовать грамматический строй речи
  • Расширять словарный запас
  • Развивать зрительное восприятие и оптико-пространственную ориентировку
  • Развивать мелкую моторику


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевая готовность к школьному обучению - один из важнейших итогов развития ребенка в первые семь лет его жизни.

Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Переход от игровой деятельности к учебной существенно влияет на мотивы и поведение реб...

Речевая готовность к школьному обучению

Презентация с представлением основных возможных трудностей при овладении письменной речью, направления работы по их предупреждению....

Речевая готовность к школьному обучению

Совсем скоро Ваш относительно беззаботный малыш станет первоклассником. И говоря о готовности к школьному обучению, необходимо подчеркнуть именно уровень речевого развития ребенка, поскольку именно пр...

"Речевая готовность к школьному обучению".

quot;Речевая готовность к школьному обучению". В чем она заключается?...

Консультация для родителей с мультимедийным приложением "Речевая готовность к школьному обучению"

  Когда говорят о      "готовности к школе", то имеют в видуне отдельные умения и знания, а их определенный набор, в котором присутствуют все основн...

Речевая готовность к школьному обучению.

В презентации четко представлены основные критерии речевой готовности ребенка к процессу школьного обучения, а так же направления работы для родителей....