Конспект непрерывной образовательной деятельности в старшей группе «В гости к Кузе»
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Мироненко Олеся Алексеевна

Цель : Познакомить детей с понятиями - монолог, диалог.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_k_kuze_na_pomoshch.docx30.07 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Начальная школа» ЭМР Саратовской области

Конспект непрерывной образовательной деятельности  

в старшей группе

«В гости к Кузе»

Подготовила:

воспитатель высшей кв. категории

Мироненко Олеся Алексеевна

2019 г.

Цель: Познакомить детей с понятиями - монолог, диалог.

Образовательные задачи: Формировать представления, что монолог может идти от любого лица, либо предмета, живого или неживого существа.

Формировать у детей умение анализировать выражение лица, позволяющее окружающим правильно понимать их.

Развивающие задачи: Продолжать развивать артистические способности, формировать умение использовать различные средства выразительности, необходимые в межличностном общении, устраняющие барьеры в общении детей друг с другом.

Воспитательные задачи: Развивать эмоциональную отзывчивость, радоваться достигнутому результату.

Оборудование к занятию:  ширма, игрушки: Домовёнок Кузя, Петрушка; чугунок, ухват, ложки деревянные, презентация к занятию, мяч, верёвка.

Предварительная подготовка: чтение сказки Г. Александровой «Приключения домовёнка Кузьки», беседы, знакомство с русской народной игрушкой - Петрушка, разыгрывание пантомим.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Дети заходят в группу и становятся в круг.

Приветствие.

Здравствуйте девочки…

Здравствуйте мальчики…

Здравствуйте, здравствуйте все!

В детский сад пришли друзья

Это радует меня!

  • Нам часто в жизни приходится что - то кому-то объяснять, кого - то о чём-то просить, извиняться или благодарить, кого-то поздравлять с днём рождения или с праздником. И оттого, как мы это сделаем, зависит, поймут ли нас, исполнят ли нашу просьбу, обрадуются ли нашему поздравлению.

Сегодня мы с вами будем учиться строить, но строить не дом, а нашу речь, строить так, чтобы нас было приятно слушать.

(Из-за ширмы появляется домовёнок Кузя).

  • Кто ты гость нежданный? Проходи, пожалуйста! КУЗЯ: Да, я гость, но не ребёнок.

Кузя я, я - домовёнок,

Я живу в избе за печкой,

Знаю много я словечек.

К вам пришёл я не случайно -

Грамотным хочется стать мне отчаянно!

Научите красиво меня говорить,

Буду я с вами играть и дружить!

  • Здравствуй, Кузя, милости просим! Будь гостем желанным. Проходи к нам и узнавай новое вместе с ребятами. Вот сейчас ты нам поведал о себе, кто ты. Где живёшь, чего хочешь.

Твой рассказ-это монолог. Монолог-это, когда говорит один человек.

КУЗЯ: Да! Вот вы говорите, что монолог - это когда один человек говорит, а если у меня в избе разные предметы разговаривают? Чугунки, ухваты, ложки всякие, тогда как?

  • Очень интересно! А давайте поиграем. Придумаем диалог - повествование, от какого-нибудь предмета, ну, например, от чугунка. Как вы думаете, для чего он предназначен? (Воспитатель демонстрирует чугунок). Вот он какой: чугунный, тяжёлый, чёрный. В чугунке раньше готовили еду: кашу, щи, картошку.

(Если дети затрудняются, воспитатель задаёт наводящие вопросы, а затем ребёнок самостоятельно ведёт монолог - повествование от лица предмета).

  • Кто ещё хочет рассказать о себе от лица, какого-нибудь предмета?

КУЗЯ: Ой, как интересно, совсем как у меня в избе. А вот мы часто вечерами беседуем с моим большим другом - котом Васькой. Рассказываем друг другу, как день прошёл, что интересного было или играем в мою любимую игру «Аюшки». Давайте и с вами в неё поиграем. Я спрячусь, а вы меня зовите.

  • Кузя!
  • Аюшки!
  • Где был?
  • У бабушки!
  • Что принёс?
  • Оладушки!
  • Где же они?
  • Под лавкой!
  • Экий, ты Кузя, чудак!
  • А вы, детки, как?
  • А мы бы оладушки на стол положили да и съели.
  • Ладно, в другой раз так и сделаю (прячется).
  • Кузя!
  • Аюшки! (выглядывает).
  • Где был?
  • У бабушки!
  • Что принёс?
  • Сапожки!
  • Где они?
  • А я сделал, как вы велели: на стол поставил и съел!
  • Ну, Кузя, рассмешил ты нас. Спасибо тебе за интересную игру. А знаете, ребята, что играя с Кузей мы вели диалог. Когда беседуют два лица или более - это называется диалог.
  • (Появляется Петрушка).
  • Я не травка, я - игрушка,
  • А зовут меня Петрушка.
  • Приготовьтесь хохотать,
  • Начинаю сочинять.
  • Кузя, отгадай, с каким настроением пришёл к нам Петрушка.
  • Он грустит. О чём Петрушечка грустишь, чем мы тебе можем помочь?
  • Ребята, правильно угадал настроение Петрушки Кузя? Как вы, думаете. Почему?
  • Верно, по внешнему виду мы вполне можем отличить грустного человека от весёлого, злого от доброго, испуганного от удивлённого. Мы можем узнать о настроении человека по выражению лица или по его мимике.
  • Давайте поиграем с вами в такую игру: я буду вам предлагать различные ситуации, а вы при помощи мимики изобразите то или иное эмоциональное состояние:
  • Вы кушаете нелюбимую кашу;
  • Вы съели кислый лимон;
  • Вам подарили игрушку, о которой вы давно мечтали;
  • Вы укололись иглой.
  • Вот видите, вы не сказали ни слова, но всем сразу стало ясно, что вы испытываете: испуг, радость, боль по вашему выражению лица - по мимике.
  • Ребята, а в ситуации, когда вы укололись иглой, что вы сделали?
  • Верно, одёрнули руку. Отгадайте, что вам хочет сказать Петрушка?
  • (Петрушка жестами показывает: встаньте, идите ко мне, стойте на месте, тихо, до свидания...)
  • Молодцы, а как вы догадались, что нужно делать, ведь он не сказал вам ни слова?
  • Верно. Петрушка показывал вам руками те действия, которые вы должны выполнить. Движения руками называются жестами.
  • Без мимики и жестов наша речь будет совсем невыразительной.
  • ПЕТРУШКА: А сейчас я произнесу волшебные слова, и вы превратитесь в артистов, которые без слов, используя только мимику и жесты, покажут нам, что они делают, что при этом испытывают. Готовы?
  • В море кот,
  • На диване - пароход,
  • Под водой - картошка,
  • В поле - рыбёшка.
  • ПЕТРУШКА: Передайте друг другу этот мячик, как будто это: тяжёлый камень; грязная тряпка; стакан, до краёв наполненный водой.
  • КУЗЯ: А теперь я! Возьмите со стола нитку, как будто это: змея; горячая, печёная картошка.
  •  ПЕТРУШКА: Представьте, что вы: солдат; старый, больной человек; мишка в лесу.
  • Вы все талантливые артисты! Всем стало ясно без слов, что вы нам показали. А показали вы пантомиму, маленькую сценку без слов, используя только жесты и выражение лица - мимику.
  • Ребята, о чём вы сегодня узнали? (ответы детей).
  • Правильно, мы можем общаться при помощи слов: монолога или диалога, а так же при помощи жестов и мимики.
  • КУЗЯ: Ой, как интересно было у вас в гостях, а я думал, что учиться можно, только сидя с книжкой за столом.
  • Нет, дорогой, учиться можно всегда и везде. Ум любит простор.
  • Приходите к нам с Петрушкой в гости, многое узнаете, многому научитесь.

ПЕТРУШКА: Спасибо, обязательно придём.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непрерывной образовательной деятельности в старшей группе по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" (с элементами аппликации) « Цветы для мамы»

Цель: С помощью нетрадиционной техники рисования развивать у детей стойкий интерес к изобразительной деятельности.Задачи:Обучающие: Формировать умение самостоятельно выбирать цветовую гамму красок, со...

конспект непрерывной образовательной деятельности в старшей грyппе" В гостях y Феи Звyколандии"

конспект непрерывной образовательной деятельности в старшей грyппе" В гостях y Феи Звyколандии"...

Конспект непрерывной образовательной деятельности в старшей группе по здоровьесбережению " В гости к Здравушке"

Конспект непрерывной образовательной деятельности по здоровьесбережению для детей старшей группы «В гости к Здравушке» Задачи:·         ...

Конспект Непрерывной образовательной деятельности детей старшей группы . Тема: «Волшебная капелька». Технология исследовательской деятельности.

В конспекте представлены цель, задачи и ход непрерывной образовательной деятельности детей старшей группы на тему "Волшебная капелька" с использованием технологии исследовательской деятельно...

Конспект непрерывной образовательной деятельности в старшей группе Тема: «Роспись дымковской игрушки конь» Образовательные технологии: личностно-ориентированные, здоровьесберегающие, информационно-коммуникационные, формирование эстетической направленност

Непрерывная образовательная деятельность осуществляется с детьми старшей группы, в возрасте от 5 до 6 лет, группа общеразвивающей направленности.Реализация содержания программы в образовательных облас...