Весна
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Лазарева Валерия Игоревна

Занятие по развитию речи в старшей группе га тему "Весна"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_otkrytoe.docx205.46 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Средняя школа №1  

Непосредственно образовательная деятельность

«Речевое развитие» (Развитие речи)

По программе «От рождения до школы» Н.Вераксы

Для детей старшей группы

5 – 6 лет

Подготовила воспитатель:

Лазарева В. И.

г. Петропавловск-Камчатский

Тема: Составление рассказа «Весна»

Программное содержание:

Обучающие задачи:

✓закрепить и расширить словарь детей по теме «Весна»;

✓совершенствовать грамматический строй речи (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, согласование существительных с прилагательными);

✓упражнять детей в умении рассказывать о временах года (весна) с использованием наглядных пособий, связно, в логической последовательности;

✓закреплять понятия причинно-следственных связей и закономерностей в явлениях природы.

 Развивающие задачи:

✓ продолжать развивать умение детей соотносить знаковые символы с образами;

✓продолжать развивать психические процессы: память, внимание, наглядно-образное мышление.

Воспитательные задачи:

✓ продолжать воспитывать доброе отношение к природе, проявлять заботу о ней, пробуждать эмоциональную отзывчивость детей — пожалеть, помочь, утешить;

✓ продолжатьвоспитывать внимательное, бережное отношение к природе.

Наглядный материал: мнемотаблицы «Весна» (разные варианты), письмо, мяч.

Предварительная работа:

✓экскурсии и наблюдения в природе;

✓чтение потешек, стихов, рассказов, сказок о весне;

✓рассматривание альбомов, иллюстраций по теме «Весна»;

✓рисование по теме «Весна»;

✓разучивание стихотворения с одним из детей;

✓разучивание поговорок, пословиц, народных примет о весне, о птицах;

✓        дидактические игры: «Когда это бывает?», «Нарисуй портрет весны», «В гости к весне».

Ход занятия

Дети стоят полукругом.

Утренний ритуал-приветствие «Здравствуйте! »

Здравствуйте, ручки! Хлоп-хлоп-хлоп!

Здравствуйте, ножки! Топ-топ-топ!

Здравствуйте, щечки! Плюх-плюх-плюх!

Пухленькие щечки? Плюх-плюх- плюх!

Здравствуйте, глазки! Миг-миг-миг!

Здравствуйте, губки! Чмок-чмок-чмок!

Здравствуйте, зубки ! щелк-щелк-щелк!

Здравствуй, мой носик! Бип-бип-бип!

Здравствуйте, детишки! Раз, два, три.

Девчонки и мальчишки, здраааавствуууйтеее!

Воспитатель. Ребята, отгадайте загадку:

 Светает рано по утрам.

Проталины и тут, и там.

Ручей шумит как водопад, Скворцы к скворечнику летят,

Звенят под крышами капели, Медведь с еловой встал постели.

Всех солнышко тепло ласкает. Кто это время года знает?

Дети. Это время года — весна.

Воспитатель. Правильно, это весна. Мы сегодня с вами поговорим о весне. А весной хочется говорить только ласковые слова. Я скажу — солнце, а вы ласково — солнышко, ветка, ручей, капля, цветок, лист,  пчела, (Дети называют слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.)

Воспитатель вносит в группу письмо         

Воспитатель. Ребятки, к нам в группу  пришло  необыкновенное письмо. Вот оно. И на нем какая то картинка. Кто это?

Дети. Это наша красавица весна.

Воспитатель. Наша красавица весна, хочет узнать много ли вы знаете о весне?

Воспитатель. Ну, что ребята расскажем мы весне, что мы знаем о ней. Садитесь на стульчики. Назовите мне признаки Весны?

Дети. Солнце светит ярче, тает снег, висят сосульки, на деревьях набухают почки, появляются проталины, прилетают птицы и т. д.

Воспитатель. Молодцы, а сейчас мы с вами поиграем в игру: «Закончи предложение». Я начну предложение, а вы должны будете продолжить. Но, когда будете отвечать, обязательно надо произнести начало предложения.

  1. Я люблю весну за то, что …   (красивая, теплая и т.д.)
  2. Весной солнце … (греет, припекает и т.д.)
  3. Весной сугробы снега от солнечного тепла … (оседают, тают и т.д.)
  4. Весной на деревьях почки … (набухают, лопаются и т.д.)
  5. Весной птицы … (возвращаются, прилетают и т.д.)
  6. Весной птицы гнезда … (вьют, строят и т.д.)
  7. Весной на проталинах первые цветы … (появляются, распускаются и т.д.)                                                                                                                                                              

Воспитатель. Молодцы, ребятки, много придумали красивых предложений.

А теперь давайте немного поиграем. Встаньте в круг. Я буду бросать вам мяч и называть слово, а вы ловите мяч и повторяйте это же слово, но ставьте перед ним слова «весенний», «весенняя», «весеннее», например: день — весенний день, погода — весенняя погода, солнце — .., настроение — .., проталины — гроза — .., месяц — .., лучи — дерево — .., листва — .., цветы — ... (Дети называют словосочетания.)

Воспитатель.  Молодцы, ребятки, много придумали красивых слов про весну. Ребятки, а почему в народе говорят: «Вода с гор потекла, весну принесла»?

Дети. Потому что весной пригревает солнышко, и снег от его тепла тает, превращаясь в бурные ручейки.

 Воспитатель: Хорошо, Молодцы! Ребята, давайте немного отдохнем и представим себе, что мы с вами синие лужицы весны.

Физ. минутка.

Голубые, синие небо и ручьи (руки через стороны вверх)

В синих лужах плещутся стайкой воробьи (приседание)

На снегу прозрачные льдинки – кружева (прыжки на месте)

Первые проталинки, первая трава (хлопки в ладоши).

Воспитатель: Воспитатель выставляет картину "Весна ", предлагает детям внимательно рассмотреть ее и ответить на вопросы:

-Какое время года здесь изображено? (На картине изображена весна)

-Как вы догадались, что это весна (Потому что на земле ещё лежит снег и только в некоторых местах видны проталины, деревья стоят голые)

-Как можно назвать эту картину? (ответы детей)

Дети выходят к доске и составляют рассказ по карине.

 Весной пригревает яркое солнышко. На крышах домов тают сосульки, а на земле появляются лужи и ручейки. На деревьях набухают почки, из которых скоро появятся первые зеленые листочки. Из далеких стран начинают прилетать птицы: ласточки, скворцы. Я очень люблю весну!

Воспитатель. Молодцы ребятки!

Воспитатель. Спасибо, ребятки. Я записала ваши рассказы о весне и могу отправить ответ ей.

А сейчас сядьте спокойно, руки свободно положите на колени, закройте глазки... и слушайте... Положите ладонь на живот и почувствуйте, как он поднимается, когда вы делаете вдох, и опускается, когда вы выдыхаете; плечи не поднимайте. Вдох-выдох.

 (Дети выполняют движения 3 раза.) Весной природа пробуждается от зимнего снега, и мы с вами сейчас откроем глазки, опустим руки, встряхнем ими... (Дети открывают глаза и выполняют движения.) Весной появляются первые цветочки, они тянутся к солнышку. И мы с вами медленно поднимаем руки вверх, встаем и потянемся... (Дети потягиваются.) Опустите ручки, сядьте. Молодцы.

Воспитатель. Как называется явление природы, когда с крыши тают сосульки и капают вниз?

Дети. Это явление природы называется капель.

А теперь давайте вспомним, чем мы сегодня занимались на занятии. Говорили о приметах весны. Составляли предложения и рассказы о весне. Играли с мячом. Играли в игру «Назови ласково». Учились правильно дышать.

Воспитатель. Чей рассказ вам понравился? И почему?

Дети рассказывают.

Воспитатель. Молодцы, ребятки, вы все хорошо занимались. А за вашу отличную работу на занятии, весна прислала нам угощения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкальное фольклорное развлечение "Весна, весна красная, приди, весна ясная"

В этом музыкальном развлечении дети знакомятся с календарными фольклорными играми, танцами, песнями, закличками, припевками....

Проект- презентация "Весна,весною,о весне."

Закрепление знаний о весенних изменениях в живой и неживой природе....

По планете шагает весна. Приход ее радует детей и взрослых. Тянется к теплу все живое. Оживает природа, воздух насыщен теплом и светом. Кругом пахнет весною. Начало весны -это большой праздник. Пусть весенний ветерок принесет Вам удачу! А пргулка в весенн

По планете шагает весна. Приход ее радует детей и взрослых. Тянется к теплу все живое. Оживает природа, воздух насыщен теплом и светом. Кругом пахнет весною. Начало весны -это большой праздник. Пусть ...

Весна, весна, весне дорогу!

            Весна, весна, весне дорогу!Вот и весна: март, апрель, май. Все чувствуют её чудесные моменты; словно расцвета...