Презентация "Использование технологии ТРИЗ на занятиях по развитию речи"
презентация по развитию речи

Презентация

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon razvitie_rechi_triz.ppt1.84 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ

Слайд 2

ТРИЗ — ТЕОРИЯ РЕШЕНИЯ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧ автор — отечественный изобретатель, писатель-фантаст Генрих Саулович Альтшуллер. (15.10.1926 - 24.09.1998) Начал поиски и аспекты своей программы и системы в 1945 году, но в начале он и его последователи внедряли ТРИЗ в технику, а сейчас это очень важное направление используется для развития многих технологических систем. С 1987 года ТРИЗ пришёл в детские сады .

Слайд 3

ТРИЗ – ЭТО ТЕХНОЛОГИЯ ТВОРЧЕСТВА, ЦЕЛЬ КОТОРОЙ – СТИМУЛИРОВАТЬ ВООБРАЖЕНИЕ, НАУЧИТЬ МЫСЛИТЬ СИСТЕМНО И ВМЕСТЕ С ТЕМ НЕСТАНДАРТНО. ТРИЗ РАСПОЛАГАЕТ КОНКРЕТНЫМИ ПРИЁМАМИ, ПРАВИЛАМИ, ИНСТРУМЕНТАМИ ТВОРЧЕСТВА . В работе с детьми, по данной технологии педагоги придерживаются следующего: Выслушивать каждого желающего. Давать только положительные оценки, они раскрепощают! Говорить: интересно, необычно, любопытно! Импровизировать в беседах на занятиях и идти за логикой ребёнка, подчиняясь ей, не навязывая своего мнения. Учить детей возражать взрослым и друг другу, но возражать аргументировано, предлагая что–то взамен или доказывая.

Слайд 4

В результате занятий с применением технологии ТРИЗ у детей снимается чувство скованности, преодолевается застенчивость, развивается воображение, речевая и общая инициатива, повышается уровень познавательных способностей, что помогает детям освободиться от инерции мышления. ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр, занятий призванная не заменять основную программу, а максимально увеличить её эффективность.

Слайд 5

СОГЛАСНО ТЕОРИИ ТРИЗ ТВОРЧЕСКИ ОДАРЁННЫЕ ЛИЧНОСТИ СОСТАВЛЯЮТ - ДЕТИ В 5 – ЛЕТНЕМ ВОЗРАСТЕ ДАЮТ ДО 90% ОРИГИНАЛЬНЫХ ОТВЕТОВ, А В 7 –ЛЕТНЕМ – 20% , А ВЗРОСЛЫЕ – ЛИШЬ 2%.

Слайд 6

ТРИЗ НООД по различным областям Кружковая работа Работа с педагогами ДОУ Работа с родителями Праздники Вечера развлечений Индивидуальная работа с детьми Физминутки

Слайд 7

Основная задача ТРИЗ- технологии – это не сообщение новых знаний, а обучение способам самостоятельного добывания информации, что возможно и через поисковую деятельность, и через организованное коллективное рассуждение, и через игры и тренинги. Начинать занятия с детьми нужно с постановки проблемы, поиска, цепочки вопросов: Как? Откуда? Зачем? Для чего? Чем можно заменить? Чем хорош? Чем плох? Чем полезен? Чем неудобен? Что делать? Где можно использовать? Как быть если…?

Слайд 8

Противоречие — предъявление к одному объекту противоположных требований. Например, один и тот же объект хороший и плохой, большой и маленький, крепкий и некрепкий, горячий и холодный и т. п. Приемы разрешения противоречий — объяснение, как один объект может обладать противоположными признаками. Наиболее распространенные приемы разрешения противоречий: во времени - в одно время объект обладает одним признаком, в другое -- противоположным (например, сосулька и большая и маленькая: вначале большая, потом маленькая -- растаяла); в пространстве - одна часть объекта обладает одним признаком, другая -противоположным (например, утюг и холодный и горячий: подошва горячая, а ручка холодная); в системах - один объект обладает одним признаком, но вместе с другими объектами обладает противоположным (например, спички и креп­кие и некрепкие: одна спичка легко ломается, а много спичек трудно сломать); в отношениях - объект для одного обладает одним признаком, а для другого — противоположным (например, фильм и хороший и плохой: кому-то нравится (хороший), а кому-то нет (плохой)). МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ТРИЗ

Слайд 9

«ДА- НЕТКА» -- ВИД ЗАГАДКИ, В КОТОРОЙ ОТГАДЫВАТЬ НУЖНО ПРИ ПОМОЩИ ВОПРОСОВ, НА КОТОРЫЕ МОЖНО ОТВЕТИТЬ ТОЛЬКО «ДА» ИЛИ «НЕТ». Задачи «Да- нетки» решаются постепенным сужением круга поиска. «Да- нетки» бывают объектные (загадывается один объект) ситуационные — «детективные» (загадывается ситуация, нужно выяснить, что произошло). числовые «да- нетки» (загадывается число, которое нужно отгадать при минимальном количе­стве вопросов), линейная «да- нетка» (предметы выстраиваются в линию, нужно определить, какой загадали), плоскостная (предметы располагаются на плоскости), объемная (предметы располагаются в пространстве).

Слайд 10

Например: – Я загадала слово (кошка). – Это растение? – Нет. – Это что-то неживое? – Нет. – Это животное? – Да. – Оно пушистое? – Да. И т.д., пока слово не будет угадано.

Слайд 11

МЕТОД ФОКАЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ — Цель его – установить ассоциативные связи с различными, случайными объектами. Суть метода заключается в следующем: детям предлагается назвать три любых объекта. Затем ребята называют как можно больше выбранных свойств предметов. Дальше выбираем объект, который будем модифицировать, и поочередно приписываем ему выбранные свойства, а дети объясняют, как это выглядит и когда это бывает. Предметы получаются необычные и интересные, поэтому предлагается детям зарисовать то, что у них получилось.

Слайд 12

Например Фонарик. Случайные объекты Очки, валенок, парашют. Характерные свойства или признаки случайных объектов Очки: солнечные, защитные, модные. Валенки: теплые, мягкие, деревенские. Парашют: раскрывающийся, цветной, надежный. Новые сочетания Фонарик солнечный, фонарик защитный, фонарик модный. Фонарик теплый, фонарик мягкий, фонарик деревенский. Фонарик раскрывающийся, фонарик цветной, фонарик надежный. Новые идеи Фонарик с подзарядкой от солнечного света, фонарик с электрошоком, фонарик в виде украшения. Фонарик плюс обогреватель, фонарик в виде мягкой игрушки, фонарик-маячок для домашних животных. Фонарик складной, фонарик с цветными фильтрами, фонарик ударопрочный.

Слайд 13

СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ Цель: учить анализировать, обобщать и систематизировать Подсистемы -составные части (элементы), из которых состоит система. Надсистема - система более высокого ранга, в которой рассматриваемая система является частью. Системный оператор- способ анализа системы, подсистем и надсистем объекта в прошлом, настоящем и будущем.

Слайд 14

СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ Мышление обычного человека несистемно. Если человеку говорят «дерево» - он видит ДЕРЕВО. Мышление творческого человека одновременно «зажигает» 3 экрана : - Дерево (система) Группа деревьев (надсистема) Ствол, ветки, листья, корень (подсистема )

Слайд 15

СИСТЕМНЫЙ ОПЕРАТОР зайчонок Каким был? заяц Кто? Этапы: 1этап - (младшие группы) только по горизонтали

Слайд 16

2 этап – средние группы – Продолжаем открывать экраны по горизонтали зайчонок Каким был? заяц Кто? Зайчище Каким будет?

Слайд 17

3 этап- открываем экраны по вертикали (вниз) Заяц Кто? Какие части тела?

Слайд 18

4 этап- СТАРШИЕ ГРУППЫ – ВЫХОДИМ В НАДСИСТЕМУ (вверх) Среда обитания ГДЕ ВСТРЕЧАЕТСЯ? Заяц Кто? Какие части тела?

Слайд 19

В СТАРШИХ ГРУППАХ ВЫХОДИМ СНАЧАЛА НА «ПЯТИЭКРАНКУ» ГДЕ ВСТРЕЧАЕТСЯ ? КЕМ БЫЛ? КТО? КЕМ БУДЕТ? ЧАСТИ ТЕЛА

Слайд 20

Метод маленьких человечков (ММЧ ) — прием, позволяющий объяснить и смоделировать внутреннее строение объектов и взаимодействия между ними. ММЧ позволяет наглядно описать агрегатное состояние вещества. Для этого используются «маленькие человечки», обладающие разными характеристиками: «твердые человечки» крепко держатся за руки и стоят на одном месте; «жидкие человечки» не держатся за руки, могут слегка касаться и перемещаться; «газообразные человечки» быстро бегают.

Слайд 21

МЕТОД МОЗГОВОГО ШТУРМА Он необходим тогда, когда обсуждается ситуация, из которой, на первый взгляд, нет реального выхода. Например, с детьми можно решать такие проблемы : -Как спасти колобка от лисы. -Как выгнать лису из зайкиной избушки. -На чем рисовать, если нет бумаги. Благодаря мозговому штурму дети поймут, что из любой, казалось бы, безвыходной ситуации всегда можно найти выход. Таким образом у них формируются основы рационального мышления.

Слайд 22

МЕТОД КАТАЛОГА Его цель – составить сказку из слов, выбранных наугад. Для этого можно взять любую книгу, обычно берут хрестоматию, и задают вопросы, на основе которых и будет строиться сюжет, а ответ дети ищут в тексте. Можно предложить вот такой ход сказки: -Жил- был… -И был он какой… -Умел делать что… -Делал он это потому, что…и тд. Дети очень любят составленные таким образом сказки, так как сюжеты получаются интересными, благодаря неожиданным характеристикам и сравнениям.

Слайд 23

МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ Цель его – установить ассоциативные связи с различными, случайными объектами. Суть метода заключается в следующем: детям предлагается назвать три любых объекта. Затем ребята называют как можно больше выбранных свойств предметов. Дальше выбираем объект, который будем модифицировать, и поочередно приписываем ему выбранные свойства, а дети объясняют, как это выглядит и когда это бывает. Предметы получаются необычные и интересные, поэтому можно предложить детям зарисовать то, что у них получилось.

Слайд 24

Как играть со старшим дошкольником в игры с использованием этого приема? Предложите ему 2 картинки (из двух разных классификационных групп –«игрушки» и «посуда») и предложите объединить их: «Что получится если к машинке прибавить кастрюлю?... Конечно, это же машина для перевозки молоки, бензина, воды!». Разберите с малышом их прежние функции и новую: «С машинкой можно было просто играть: катать ее, скатывать с горки. В кастрюле можно было сварить суп, компот. А теперь машина везет кастрюлю с супом (водой)». Продумайте форму, размер нового предмета: «Конечно, машина должна быть достаточно большой, чтобы увезти кастрюлю, на ней надо сделать специальную подставку. Или наоборот, кастрюлю нужно взять поменьше, чтобы уместилась на машине…и т.д.» Можно придумать с ребёнком новые виды растений, зданий, транспорта, одежды – до чего угодно!

Слайд 25

УЧИМСЯ ЗАГАДЫВАТЬ ЗАГАДКИ Рассмотрим на примере: котята сонные и подвижные. Сонный – погружённый в сон, спящий. Подвижный – быстрый, в движении. Находим на иллюстрации сонных и подвижных котят, сравниваем их по наглядным характеристикам. На полуактивном этапе попросим детей найти сонные и подвижные объекты на примере другой иллюстрации. Для активного этапа, используем задания с применением сравнения, составление загадок. Используем схему, в которой загадываемый объект описывается взрослым, Какой? Что такое же? Котёнок - сонный - девочка - пушистый - тигр - тёплый - одеяло Поставим между столбиками «но не», загадка будет звучать: Сонный, но не девочка, Пушистый, но не тигр Тёплый, но не одеяло.

Слайд 26

РАССКАЗЫВАНИЕ ПО КАРТИНЕ МЕТОДИКА «КАРТИНКА БЕЗ ЗАПИНКИ» В гости приходит волшебник «Дели – давай» первым шагом мы называем шаг «дели» , то есть определение состава картины. Наводим нашу камеру или бинокль или подзорную трубу на объект и начинаем рассматривать картину, выделяя детали. шаг второй, «давай» (нахождение связей). Соединяем между собой два объекта и объясняем их взаимосвязь. Чтобы их применить необходимо, перешагнуть рамки картины: Закройте глаза и представьте, что вы попали в картину, вот здесь вы стоите. Наши глазки закрываем В мир волшебный попадаем Руки вверх, руки вниз Глаза открой и удивись. - Что слышат наши уши? (мурлыканье котят, голос хозяйки и т.д.) - Мы вошли в картину, давайте походим по ней, послушаем, потрогаем, понюхаем: котята мягкие, пол твёрдый и т.д. - Вдохнули носиком, что мы почувствовали, какой запах поймали? (запах молока, супа, который готовит хозяйка и т.д.) - А теперь давайте попробуем этот вкусный суп, только не обожгитесь, ведь он горячий, подуйте.

Слайд 27

Наш бинокль «Дели – давай» рассмотрел все участки картины. Закончилась ли его работа? Нет. Ведь у нас есть ещё один друг и помощник – «Отставай – забегай». Он поможет нам узнать, что было, а что будет, выстроить события в нужной последовательности. Выбираем одного из героев и представим, что он делал раньше, до появления на этой картине, а что будет делать потом. Следующий шаг - разные точки зрения. Определяем состояние одного из героев, превращаемся в персонаж (с детьми, возможно, разыграть ситуацию из жизни героя), и описываем события с точки зрения этого героя. Ситуации предлагает педагог, а затем и дети. -Представьте себе, что вы –это девочка, которая кормит кур. Какое у вас настроение? Что вы видите вокруг? Каким вам кажется все вокруг? Можно предложить составить рассказ от лица одного из цыплят, которых кормит девочка, рассказать ,что видит и чувствует цыпленок. После анализа с помощью методики «Картинка без запинки» дети составляют связный рассказ. Конечно, не обязательно все этапы методики проводить на одном занятии. Может быть проведено 2-3 занятия по одной картине, в зависимости от цели, которую ставит педагог и от уровня развития детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение здоровьесберегающих технологий на фронтальных занятиях по развитию речи у слабослышащих дошкольников через двигательную активность.

Обобщение накопленного опыта по применению здоровьезберегающих технологий в подготовительной группе слабослышащих дошкольников...

Статья на тему: ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ПОДХОД ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ.

В статье проводится анализ инновационных технологий используемых в дошкольном образовании. Описывается опыт интеграции здоровье сберегающих, игровых технологий и ИКТ (информационно-коммуникационных те...

Открытое занятие по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром и развитию речи с использованием технологии ТРИЗ в старшей группе №5 «Солнышко»

Открытое  занятие по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром и развитию речи с использованием технологии ТРИЗ в старшей группе №5 «Солнышко»...

Использование технологии ТРИЗ в работе по развитию речи дошкольников

В условиях ФГОС, где дошкольное образование впервые рассматривается как первый уровень общего образования, коммуникативная деятельность направлена на решение задач, связанных с развитием свободного об...

Использование технологий ТРИЗ в работе по развитию речи дошкольников

Использование технологий ТРИЗ в работе по развитию речи дошкольников...