Конспект НОД по развитию речи Тема: «Весна пришла»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Конспект НОД по развитию речи

Тема: «Весна пришла»

 

Цель: активизация и обогащение словаря детей понятиями, обозначающими  весенние явления и поведение животных весной.

Развивающие:

1. Активизировать словарь детей понятиями из темы занятия.

2. Развивать связную речь: умение понятно для окружающих выражать свои мысли.

3. Развивать диалогическую и монологическую (объяснительную) речь, умение правильно строить сложноподчиненные предложения с союзами и союзными словами: что, когда, какая, потому что.

Воспитательные:

1. Воспитывать уважительное отношение к ответам сверстников. 

2. Способствовать формированию интереса детей к природе.

Словарная работа: весна – красна, капель, набухают почки, сокодвижение,  солнечный, ручьи, вьют гнёзда, проталина, просыпаются от спячки.

Предварительная работа: наблюдения детей в природе, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций.

Материалы к занятию: иллюстрации с изображением природных явлений в разные периоды весны; мяч; цветные нитки (голубые, зелёные, жёлтые, оранжевые, синие, серые, белые), 2 фланелеграфа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_vesna_prishla.docx17.43 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по развитию речи

Тема: «Весна пришла»

Конспект составила воспитатель Реброва Любовь Николаевна

Цель: активизация и обогащение словаря детей понятиями, обозначающими  весенние явления и поведение животных весной.

Развивающие:

1. Активизировать словарь детей понятиями из темы занятия.

2. Развивать связную речь: умение понятно для окружающих выражать свои мысли.

3. Развивать диалогическую и монологическую (объяснительную) речь, умение правильно строить сложноподчиненные предложения с союзами и союзными словами: что, когда, какая, потому что.

Воспитательные:

1. Воспитывать уважительное отношение к ответам сверстников. 

2. Способствовать формированию интереса детей к природе.

Словарная работа: весна – красна, капель, набухают почки, сокодвижение,  солнечный, ручьи, вьют гнёзда, проталина, просыпаются от спячки.

Предварительная работа: наблюдения детей в природе, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций.

Материалы к занятию: иллюстрации с изображением природных явлений в разные периоды весны; мяч; цветные нитки (голубые, зелёные, жёлтые, оранжевые, синие, серые, белые), 2 фланелеграфа.

Ход занятия:

Мы грачей на заре повстречали,

Озорные ручьи зажурчали;

Раскрываются первые почки –

Зеленеют чудесно листочки.

Солнце ласково светит и греет,

Ветерок восхитительный веет,

Лес и поле, и луг оживают…

Подскажите, когда это бывает? (Весной)

После, какого времени года наступает весна?

-Ребята, подумайте и скажите, почему ушла “ зима”? (Пригрело солнышко, стало теплее).

- Да, вот и наступила Весна – красна. Так в народе называли весну, потому что она очень красивая, ее приходу все радовались: и дети, и взрослые.

- Послушайте, ребята, как в народе называли весенние месяцы и попробуйте угадать почему?

Март-капельник, протальник.

Апрель-водолей, березень.

Май-травень, цветень.

- Весна – это праздник пробуждения природы. Все люди, животные, растения ждёт от весны радости и тепла.

На доске расположены иллюстрации, изображающие весенние явления в разные периоды,

животных и растений весной. По мере необходимости обращаемся к ним вместе с детьми.

- Ребята, давайте вспомним и посмотрим на картинки, какие изменения происходят в природе весной.

- Каким весной становится небо? (Голубое, светлое, безоблачное). А солнце? (Тёплое, яркое, ласковое, весеннее).

- Что происходит со снегом? (С наступлением тёплых дней на снегу появляются проталины, снег начинает таять, текут ручьи, с крыш свисают сосульки).

лучами, и капельки воды часто-часто капают с крыш).

- Правильно. В это время вся земля пропитывается влагой, у деревьев и кустарников начинается сокодвижение. 

- Догадайтесь, что такое сокодвижение? 

Выслушиваю детские предположения и обобщаю:

- От корней к каждой веточке поступает сок, который питает каждую почку. Они увеличиваются в размерах, набухают.

- А что происходит с почками дальше? (Они лопаются, и распускаются маленькие клейкие

листочки).

- А что же еще веселит наш глаз? В молодую дымку зелени одеваются не только деревья и

кустарники. (Земля покрывается травкой).

Тает снежок, ожил лужок,

День прибывает. 

Когда это бывает?

- Конечно, весной. А как вы понимаете слова “День прибывает”? (Дни становятся длиннее, а ночи короче.)

- Влияет ли это как-то на состояние природы, погоды? (Когда много солнца, погода становится теплее).

- Теплее становится еще и оттого, что солнышко все выше и выше поднимается на небосклоне, согревая все вокруг своим теплом. 

- Почему весной становится так много птиц? Чем они так озабочены? (Прилетели из теплых краев, вьют гнезда).

- Зимой птицы питались сохранившимися семенами растений, но этого им было мало. Вспомните, чем мы им помогали? (Подкармливали: в кормушки подсыпали различный корм.)

- А весной чем они питаются, ведь прилетели насекомоядные птицы? (Весной появляются

насекомые, ими и кормятся птицы).

- Верно. Жучки, пауки, куколки насекомых всю холодную зиму провели под корой деревьев,

прятались в старых пнях, в земле, под опавшей листвой – они были неподвижны. Отогревшись, они выползают из своих убежищ.

- А что происходит с теми животными, которые еще с поздней осени впали в спячку? (Ежи, медведи, барсуки весной просыпаются от зимней спячки).

- Да, ребята. Весной вся природа словно пробудилась от зимнего сна. Какими красивыми словами можно сказать о весне? (Весна-красна, солнечная, ласковая, теплая, зеленая, красивая и т.д.)

Физкультминутка:

Если речка голубая

Пробудилась ото сна                      (Руки через стороны вверх, потянулись)

И бежит в полях, сверкая,

Значит, к нам прищла весна.         (Прыжки на месте, хлопки в ладоши)

Если снег везде растаял,

И трава в лесу видна,                     (Приседания)

И поет пичужек стая –

Значит, к нам пришла весна.          (Хлопки в ладоши)

Если солнце разрумянит

Наши щеки докрасна,                     (Наклоны головы к плечам поочередно)

Нам еще приятней станет –

Значит, к нам пришла весна.           (Прыжки на месте)

Воспитатель предлагает детям встать в круг. Воспитатель – в центре круга с мячом в руках.

- Ребята, давайте поиграем в игру “Один и много”. Я называю один предмет, а тот, кто поймал мяч – много этих же предметов. Начали: 

Ручей – ручьи

Дождь – дожди

Солнце – солнце

Скворец – скворцы

Гнездо – гнёзда

Сосулька – сосульки

Проталина – проталины

Лист – листья

Капель – капель

Насекомое – насекомые

Дерево – деревья  и т.д.

- Ребята, весной в природе появились новые яркие цвета. Какие? (Листья, трава – зеленые; небо,сосульки  - голубые; солнце – ярко-желтое; много первых цветов ярких окрасок и т.д.). 

- Я вам предлагаю заняться необычным делом: из этих цветных шнурков на фланелеграфе нужновыложить весенние картинки. Подумайте, что нужно сделать, чтобы они получились интересными?

У нас только два фланелеграфа. (Подвожу детей к выводу о том, что надо объединиться понескольку человек, чтобы получилось две группки детей, и договориться о том, кто и что будет выкладывать из шнурков.)

Дети выполняют задуманное, после чего они рассказывают о содержании своих “картинок”.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ занятия по развитию речи Тема : « Весна пришла».

КОНСПЕКТзанятия по развитию речиТема : « Весна пришла». Образовательные цели: обобщить и закрепить словарь детей по теме «Весна»; определение позиции звука в начале и в конце слова; обучение сост...

Конспект НОД по развитию речи "К нам пришла весна"

Конспект НОД по развитию речи во второй младшей группе "К нам пришла весна"...

КОНСПЕКТ ИТОГОВОГО ЗАНЯТИЯ В ПЕРВОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ТЕМА: «ВЕСНА-КРАСНА КО ВСЕМ ПРИШЛА».

На основе расширения ориентировки детей в окружающем, развивать понимание речи и активизировать словарь. Учить детей по словесному указанию педагога находить картинки....

Конспект НОД по развитию речи. Тема: «Весна в лесу»

конспект НОД по развитию речи в средней группе...

Конспект занятия по развитию речи тема: « Весна пришла».

Конспект занятия по развитию речи тема: « Весна пришла».Образовательная область: «Речевое развитие».Интеграция: «Познание», «Социализация», «...

Конспект ОД по художественно-эстетическому развитию на тему "Весна пришла"

Данное занятие позволяет в легкой, непринужденной форме закрепить и углубить знания детей о временах года - весне....

Конспект непосредственно образовательной деятельности взрослого с детьми раннего возраста по развитию речи Тема: «Весна пришла».

Конспект по развитию речи с детьми раннего возраста направлен на формирование элементарных представлений о весне....