АПО Тема опыта Активизация речевого развития детей дошкольного возраста посредством использования в образовательной деятельности игровых обучающих ситуаций
материал по развитию речи

Санькова Ирина Анатольевна
Тема опыта Активизация речевого развития детей дошкольного возраста посредством использования в образовательной деятельности игровых обучающих технологий. Педагогические наблюдения показали, что в последнее время возросло число детей, имеющих недоразвитие речи. Речевые нарушения затрудняют общение, отрицательно влияют на мыслительную деятельность, ведут к изменениям в эмоциональной сфере ребенка, ограничивают овладение понятийными значениями и речевыми образцами. Детские рассказы страдают скудностью, наличием слов – повторов, длительными паузами, а главным является то, что ребенок сам не строит рассказ, а копирует предыдущий с незначительными изменениями, словарный запас ограничен. В общении друг с другом дети мало проявляют речевую активность или вовсе не вступают в разговор. Для выявления уровня речевого развития детей дошкольного возраста нами были использованы диагностические методики по обследованию разных сторон речи детей дошкольного возраста, рекомендованные Ушаковой О.С., Струниной Е.М.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл apo.docx70.52 КБ

Предварительный просмотр:

Санькова Ирина Анатольевна, Потапова Елена Анатольевна

СОДЕРЖАНИЕ

Информация об опыте ……………………………………………………2

Технология опыта ……………………………………………………...…6

Результативность опыта ………………………………….........………..11

Библиографический список ……………………………………..………12

Приложение ……….……………………………………………………..13

Тема опыта Активизация речевого развития детей дошкольного возраста посредством использования в образовательной деятельности

 игровых обучающих ситуаций

Раздел I

Информация об опыте

Условия возникновения и становления опыта. Свою педагогическую деятельность педагоги Санькова Ирина Анатольевна и Потапова Елена Анатольевна осуществляют в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении детском саду №32 «Дружные ребята» Старооскольского городского округа.

МБДОУ ДС №32 «Дружные ребята» посещают дети с ОВЗ с функциональными нарушениями зрения, поэтому в   дошкольном учреждении реализуются адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования детей с амблиопией и косоглазием.

Педагогические наблюдения показали, что в последнее время возросло число детей, имеющих недоразвитие речи. Речевые нарушения затрудняют общение, отрицательно влияют на мыслительную деятельность, ведут к изменениям в эмоциональной сфере ребенка, ограничивают овладение понятийными значениями и речевыми образцами. Детские рассказы страдают скудностью, наличием слов – повторов, длительными паузами, а главным является то, что ребенок сам не строит рассказ, а копирует предыдущий с незначительными изменениями, словарный запас ограничен. В общении друг с другом дети мало проявляют речевую активность или вовсе не вступают в разговор.

Для выявления уровня речевого развития детей дошкольного возраста нами были использованы диагностические методики по обследованию разных сторон речи детей дошкольного возраста, рекомендованные Ушаковой О.С., Струниной Е.М. (Приложение №1).

Проведенная начальная педагогическая диагностика дошкольников показала, что у 65% дошкольников наблюдается скудный словарный запас, 35 % детей не четко проговаривают звуки в словах, не умеют образовывать название детенышей животных, затрудняются в изменении слов по падежам, 80% дошкольников употребляют в своей речи только простые предложения.

Анкетирование родителей «Значение развитие речи в полноценном развитии ребёнка» подтвердило необходимость в активизации работы детского сада и семьи по речевому развитию дошкольников, а также выявило недостаточную компетентность родителей в системе речевого развития ребенка. По мнению большинства родителей (79%) развитие речи в дошкольном возрасте - это основа развития человека, как социальной личности; с речью развивается мышление и память, что важно для дальнейшего успешного обучения в школе. К сожалению, есть родители (18%), которые не осознают важности занятий по развитию речи в дошкольном возрасте. 55% родителей нуждаются в помощи воспитателя детского сада по проблеме речевого развития ребёнка (словарная работа; произношение; воспитание интереса к чтению книг; скороговорки, звук «р»; уделять внимание пересказу), 39% родителей не ответили на этот вопрос, 6% родителей – не нуждаются в помощи.

Таким образом, на основании полученных результатов педагоги пришли к выводу, что традиционные подходы и методы по развитию речи дошкольников в образовательной деятельности не достаточны и требуется применение более эффективных методов для активизации речевой деятельности дошкольников.

Актуальность опыта

Речевое развитие ребенка – одно из основных условий становления личности в дошкольные годы. Речь является непременным условием и необходимым компонентом осуществления любой деятельности. С помощью речи дети приобретают сведения об окружающей действительности, понимают друг друга, обмениваются накопленным опытом и знаниями, своими впечатлениями, интересами. Неполноценная речевая активность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и волевой сферы.

Потребности современного общества делают проблему речевого развития весьма значимой, поскольку в любой сфере деятельности и в любом возрасте требуется умение активно отстаивать словом свою позицию, убеждать, проявлять себя как «языковая личность». Низкий уровень речевого развития ограничивает возможность самореализации человека.

Проблема развития речи у детей особенно актуальна в последние годы, когда живое общение заменяется компьютерными технологиями. Причинами такого негативного фактора являются:

- существенное снижение объема «живого» общения родителей и детей

- глобальное снижение уровня речевой культуры в обществе

- дисбаланс семейного воспитания в вопросах развития речи, что проявляется либо в его необоснованной интенсификации (стремление к раннему обучению письменной речи в ущерб устной), либо в равнодушном к нему отношении.

Программа дошкольного образования в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования предусматривает решение образовательных задач в совместной деятельности педагога и детей, в поддержке инициативы детей в различных видах деятельности, соответствующих возрасту ребенка; в создании условий для развития  дошкольника,  открывающих  возможности для его позитивной социализации и личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками; в сотрудничестве дошкольного учреждения с семьёй [1].

Одним из ведущих подходов к развитию ребенка как субъекта детской деятельности является создание образовательной педагогической ситуации, обеспечивающей активное участие ребенка как партнера в речевом развитии.

Образовательная ситуация обеспечивает возможность опоры на социальный опыт ребенка и включение в интересную деятельность, позволяет проявить свою смекалку, творчество и инициативу, стать активным субъектом детского творчества.

К сожалению, временной интервал (1 ООД – в младших и средних группах, 2 – ООД в старших и подготовительных группах), отведенный образовательной программой для организованной образовательной деятельности по развитию речи, не позволяет достичь высокой эффективности работы по речевому развитию дошкольников.

Исходя из вышеизложенного, возникают следующие противоречия:

- между необходимостью речевого развития дошкольников и ограниченностью времени в режиме дня в детском саду на проведение организованной образовательной деятельности по развитию речи детей;

- между необходимостью активизации речевого развития детей и отсутствием эффективных методов и последовательной системы их использования в образовательной деятельности с дошкольниками;

- между необходимостью активизации речевого развития детей и недостаточной компетентностью родителей в этой области.

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в активизации речевого развития дошкольников через использование системы игровых обучающих ситуаций в образовательной деятельности.

Длительность работы над опытом

Работа над опытом охватывает период с сентября 2014 года по май 2017 года.

Свою работу педагог строила в три этапа:

С сентября по октябрь 2014 года – Аналитико-диагностический. Проведение диагностики по выявлению знаний и практических умений, сбор информации и анализ методической и художественной литературы по теме, составление игровых обучающих ситуаций, изготовление дидактических игр, пособий.

С ноября 2014 года по апрель 2017 года - Практический. Составление примерного плана организации дидактических игр (Приложение № 2), проведение в единой системе игровых обучающих ситуаций, работы с родителями.

С апреля 2017 года по май 2017 года – Обобщающий. Проведение диагностики уровня развития речи дошкольников, подведение итога работы.

Диапазон опыта представлен системой игровых обучающих ситуаций в   образовательной деятельности во взаимодействии “Педагог – дети – родители”.

Теоретическая база

Речь является очень важной и неотъемлемой составляющей частью человеческой жизни. Посредством речи человек общается с другими людьми, передает информацию, получает новые знания [2].

Педагог всегда стремится к развитию осознанной и активной речи детей. Именно речевая активность, ее объем, и характер становятся главными показателями успешности познавательной, игровой, коммуникативной, трудовой и других видов деятельности [3].

Потребности современного общества делают проблему развития речевой активности весьма значимой, поскольку в любой сфере деятельности и в любом возрасте требуется умение активно отстаивать словом свою позицию, убеждать, проявлять себя как «языковая личность». Низкий уровень речевой активности ограничивает возможность самореализации человека.

Еще К.Д. Ушинский писал: «Язык, не есть что-нибудь прирожденное, и не дар, упавший с небес. Это плод долгих трудов человечества, усваивая который, ребенок овладевает огромным богатством». Поэтому так важно, чтобы каждый ребенок с детства научился содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. В то же время, речь должна быть живой, непосредственной, выразительной.

Идеи К.Д. Ушинского разрабатывала Е.И. Тихеева, которая является основоположником методики развития речи. Она считала, что владеть всеми видами и проявлениями речи - значит владеть орудием умственного развития человека.

Изучению речевой активности дошкольников посвящен ряд исследований Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина А. Н. Гвоздева, М. Р. Львова, О. С. Ушаковой и др.

Под термином «речевая активность» понимается – стремление ребенка общаться, получать необходимую информацию, узнавать что-то новое [4].

Великие педагоги и психологи Д.Б. Эльконин, Г.А. Фомичева отмечали, что чем богаче и правильнее речь ребенка, тем шире его возможности познания окружающей действительности, тем содержательнее и полноценнее его отношения со взрослыми и сверстниками.

Развитие познавательной активности ребенка и речевое развитие взаимосвязаны. Чем больше ребенок познает объектов окружающего мира, тем больше обогатит словарный запас, сможет выразить свое отношение к окружающей действительности.

Проявить себя, как самостоятельная личность ребенок сможет только вовлеченный в позицию активного субъекта речевой деятельности, которую может обеспечить участие его в обучающей игровой ситуации.

Методологической основой опыта являются игровые обучающие ситуации, обозначающие по словарю Д.Н. Ушакова как «совокупность обстоятельств, условий, создающих те или иные отношения, обстановку или положение». Идея игровых обучающих ситуаций принадлежала педагогам Николаевой С.Н. и И.А. Комаровой, которые предложили использовать сюжетно- ролевые игры и разнообразные игровые ситуации в практике работы с дошкольниками [7].

По их мнению, игровая обучающая ситуация - это полноценная, но специально организованная сюжетно-ролевая игра. Ее характеризуют следующие моменты:

- она имеет короткий и несложный сюжет, построенный на основе жизненных событий или сказочного, либо литературного произведения, которое хорошо знакомо дошкольникам;

- оснащена необходимыми игрушками, атрибутикой; для нее специально организуются пространство и предметная среда;

- в содержание игры заложены дидактическая цель, воспитательная задача, которым подчинены все ее компоненты - сюжет, ролевое взаимодействие персонажей и пр.;

- игру проводит воспитатель: объявляет название и сюжет, распределяет роли, берет одну роль на себя и исполняет ее, поддерживает воображаемую ситуацию в соответствии с сюжетом;

- воспитатель руководит всей игрой: следит за развитием сюжета, исполнением ролей детьми, ролевыми взаимоотношениями; насыщает игру ролевыми диалогами и игровыми действиями, через которые и осуществляется дидактическая цель.

Игровые обучающие ситуации многообразны. Основой игровой речевой ситуации всегда выступает дидактическая игра – доступный, полезный, эффектный метод познавательного и речевого развития детей. В дидактической игре создаются такие условия, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации или с определенными предметами, приобретая собственный действенный и чувственный опыт [5].

Новизна опыта заключается в обогащении познавательной деятельности дошкольников системой игровых обучающих ситуаций, активизирующих речевое развитие каждого ребенка.

Характеристика условий, в которых возможно применение данного опыта

Данный опыт может быть реализован в дошкольных образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по основным и адаптированным образовательным программам дошкольного образования, а также может быть использован в практике семейного воспитания с детьми дошкольного возраста.

                                                              РАЗДЕЛ II

Технология опыта

Целью опыта является обеспечение положительной динамики речевого развития детей дошкольного возраста в процессе использования игровых обучающих ситуаций в образовательной деятельности.

Для достижения цели были обозначены задачи:

- разработать систему игровых обучающих ситуаций для использования в образовательной деятельности с дошкольниками;

- создать развивающую предметно-пространственную среду для реализации игровых обучающих ситуаций в процессе познавательной деятельности дошкольников;

- повысить компетентность родителей в области речевого развития и включить их в активное участие в образовательной деятельности в условиях детского сада и семьи.

На первом этапе работы над опытом педагоги изучили и проанализировали научно – методическую литературу по исследуемой проблеме, подобрали диагностический материал и провели педагогическую диагностику развития речи дошкольников.

На втором этапе разработали конспекты организованной образовательной деятельности по познавательному развитию дошкольников, различных интегрированных мероприятий, создали каталог игровых обучающих ситуаций.

Одним из действенных средств речевого развития дошкольников является игра: во время игры ребенок имеет возможность отразить знания об окружающем мире, поделиться с этими знаниями с товарищами, найти единомышленников по интересам.

В организованных формах образовательной деятельности речевым развитием дошкольников педагоги занимались на чисто «речевых» занятиях, а также интегративно в процессе познавательной деятельности. Проводимые игровые обучающие ситуации обогащались речевым содержанием в соответствии с возрастными возможностями дошкольников и программным содержанием речевого развития на данном возрастном этапе.

Закреплением и упражнением формируемых на занятиях речевых умений педагоги занимались в свободной совместной и индивидуальной деятельности. Ежедневно в течение дня в режим дня включались речевые дидактические игры и упражнения. Целенаправленно и последовательно осуществлялась индивидуальная работа с детьми, испытывающими трудности в развитии речи.

Таким образом, в деятельности педагогов и дошкольников сложилась последовательная система речевого развития дошкольников на каждом возрастном этапе.

В младшем возрасте формирование словаря находится в тесной связи с работой по обогащению знаний и представлений дошкольников о предметах и явлениях окружающей действительности. Знакомясь с предметным окружением и формируя родовые понятия (мебель-одежда-посуда), педагоги разыгрывали игровую ситуацию «А что у вас?», в которую включали дидактические игры «Что в коробке?», «Куда что положить?», в ходе которых каждый ребенок не только называл предмет, но и давал ему определенную характеристику: мягкий-твердый, большой-маленький, определял цвет предмета. Обязательно педагог задавал вопрос «Большой стул, а маленький как мы назовем?».

Определение цвета предмета наиболее важное понятие, формируемое в данном возрасте, которые осуществляется не только при ознакомлении с окружающим, но и в математическом развитии. Разыгрывая игровую ситуацию «Починим одежду зайчатам" (Приложение 2), воспитатели упражняли детей в определении цвета, формы, а также обогащали словарь детей названиями одежды, умением описывать ее, давать характеристику ее качеству. При этом педагоги усложняли задание формированием грамматически правильной речи, а именно изменением по родам и числам (красная лента, красные ленты, красное пальто, красный пояс).

В свободной деятельности в течение дня с детьми педагоги организовывали игровые ситуации в утренние и вечерние часы, а также на прогулке. Каждая из предложенных ситуаций носила интегрированный характер, то есть речевое задание тесно переплеталось с познавательным содержанием. Например, в утренние часы предлагались такие ситуации «Потерялись», «Чей голос?», «Дружные ребята», способствующие соотнесению названия взрослых животных с названиями их детенышей, активизации в речи названий детенышей животных.

В вечернее время с детьми проводили такие игровые ситуации, как «Теремок», «Волшебный сундучок», «Чего не стало?», ориентирующих детей на правильную постановку окончания при согласовании слов в роде, а также упражняющих в образовании форм родительного падежа множественного числа существительных.

Прогулка наиболее благоприятное время для проведения игровых обучающих ситуаций и дидактических упражнений на развитие артикуляционного аппарата, правильного дыхания посредством таких игр как «Ветерок», «Бабочка, лети!», и другие.

Таким образом, у детей младшего дошкольного возраста развивалась речь и формировалось целостное представление об окружающем мире.

В среднем возрасте педагоги продолжают знакомить дошкольников с предметным окружением, при этом обращается внимание на существенные признаки этого предмета: форму, цвет, величину, материал, назначение этого предмета («Игра в загадки», «Где что лежит»). Таким образом, описывая предмет, составлялся небольшой описательный рассказ.

Знакомство с родовыми понятиями осуществлялось при ознакомлении с природой. Так, дошкольники расширяли свои представления об овощах и фруктах (игры «Какой овощ?», «Чего не стало?»), а также о деревьях, кустарниках и травянистых растениях (игры «Узнай, чей лист», «Дерево, кустарник, цветок»).

 При проведении игр «Кто как передвигается?», «Кто больше назовет действий» дошкольники учились подбирать глаголы, обозначающие действия, во время игры «Животные и их детёныши», упражнялись в словообразовании, игры «Прятки», «Что за насекомое?» помогало детям освоить применение предлогов.

В свободной деятельности в утренние и вечерние часы организовывались игровые ситуации «Что умеют делать звери?», «Знаешь ли ты?», «Кто же я?», позволяющие детям пополнить словарный запас, поупражнять в звуковой культуре речи.

Во время организованного наблюдения за объектами природы педагоги обращали внимание на появление в речи детей сложноподчиненных и сложносочиненных предложений, которые возникают в ответ на вопрос воспитателя о качестве и свойстве предмета, а также при выявлении причинно-следственных связей «Третий лишний» (растения)», «Брать — не брать», «Какое время года?» и другие.

Игровая обучающая ситуация «Веселый счет» помогла дошкольникам правильно согласовывать существительные с числительным, «Разложи по полочкам» - ориентировке в пространстве и звуковой культуре речи, а разыгрывание ситуаций «Когда ты это делаешь?» и «Что потом?» знакомили ребят с частями суток и прививали грамматически правильную речь.

В старшем возрасте дошкольник овладевает всей системой родного языка: умеет полно и последовательно излагать свои мысли, четко строить сложные развернутые предложения, логически обосновывать свои высказывания, свободно пересказывать рассказы и сказки, правильно произносить все звуки и многосложные слова. Чтобы эти функции своевременно появились и полноценно реализовывались, важно чтобы они находили применение в практической деятельности, а именно, в игре.

Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности ребенка, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской активности, направленной на обнаружение нового. Поэтому преобладающими становятся вопросы: «Почему?», «Зачем?», «Как?». Дети не только спрашивают, но пытаются сами найти ответ, использовать свой маленький опыт для объяснения непонятного, а порой и провести «эксперимент». Познание тесно переплетается с речевыми возможностями ребенка. Чем больше ребенок познает, тем богаче становится его словарный запас, который он употребляет для выражения своих мыслей, умозаключений. Естественная потребность к познанию активизирует и речь ребенка. Поэтому педагоги максимально включали речевые игры и упражнения в игровые обучающие ситуации в процессе познавательной деятельности дошкольников.

Обогащение словаря детей происходило в форме поиска. Например, давая характеристику дню педагог называла его пасмурным, предлагала детям рассказать об их представлениях данной погоды. Особенно дошкольникам нравилось подбирать синонимы новым словам, смысл которых ранее был непонятен детям (плутовка, неуклюжий).

Во время наблюдений за природными объектами создавалась такие игровые обучающие ситуации как: «Определи на ощупь», «Кто заметит больше», «Десять прикосновений» и другие. Педагог предлагал дошкольникам составлять небольшие рассказы об увиденном, согласовывая слова в предложении, а также задавали наводящие вопросы, ответы на которые подразумевали составление сложноподчиненных и сложносочиненных предложений (игры «Объясните, почему…», «Добавь слова», «Зачем нам эти вещи»).

В старшем возрасте дошкольники произносят все звуки, поэтому воспитатели направили свою работу на четкое произношение всех звуков, речевое дыхание и интонационную выразительность речи через проведения таких игр «Каждому звуку свою комнату», «Кого в гости позовут», «Разгадай ребус» и другие.

Речевое творчество воспитатели ввели в игровые ситуации, проводимые в утренние и вечерние часы: «Закончи рассказ», «Жили были..»,  «Придумай новую пословицу», «Подбери рифму» и т.д. Такие  игровые ситуации позволили развить у дошкольников воображение, мышление и фантазию, которые в дальнейшем позволили сочинять сказки, рассказы и даже стихи.

Активизации речевого развития способствовала и новая форма проведения организованной образовательной деятельности в виде таких игровых ситуаций, как «Телефонный разговор» (приложение 2), телепередача. Эта форма позволила научить детей не только самим выступать, но и слушать своих товарищей, дополнять их ответы, поправлять и делать выводы.

Развитию речи дошкольников способствовала и созданная в группе развивающая предметно-речевая среда, состоящая из наборов сюжетных и предметных картин, дидактических игр, пособий, альбомов.

Для детей младшего возраста педагоги сшили «Юбочку-чудесницу». Воспитатель одевала такую юбку, погружала малышей в игровую обучающую ситуацию, по демонстрации сенсорных эталонов, например, показывала как закрыть окошко в домике, посадить цветы на полянке, завязать бантик, расстегнуть карман и найти там игрушки. Развитие мелкой моторики руки напрямую влияет на речевое развитие ребенка.

Для дошкольников постарше изготовила «Волшебный куб», на разноцветных гранях которого с помощью липучки прикреплялись плоскостные изображения животных, растений, рукотворных предметов. Набор предметов выбирался в зависимости от задания, например, «Чего не стало?», «Найди лишний предмет», «Игры-загадки», «С какого дерева листик?», «Составь предложение», «Найди слово с заданным звуком» и другие.

Для изучения примет времени года изготовлено «Дерево «Времена года», которое наглядно демонстрировало дошкольникам приметы того или иного времени года, а также способствовало составлению рассказа по заданной теме.

Уровень речевого развития напрямую зависит от участия взрослых в этом процессе. Как помочь ребенку пройти все ступени речевого взросления до школы родители узнавали из консультаций («Этапы речевого развития дошкольника», «Речевая готовность ребенка к школе»), памяток («По дороге из садика», «Речевые игры на кухне»), рекомендаций («Считаем - разговариваем», «Поиграйте с ребенком в словесные игры»). На родительских собраниях и при проведении бесед взрослые пополняли свои теоретические знания в данной области, при посещении мастер-классов приобретали практический опыт. Совместные развлечения, викторины, праздники пополняли практический опыт, способствовали налаживанию доверительных отношений родителей с ребенком.

Совместно с родителями в группе были проведены познавательные развлечения «Путешествие в город мастеров», «Самое главное чудо на Земле — это человек», которые обогащали взрослых и детей не только новым познавательными знаниями, но и упражняли в словообразовании, отгадывании загадок. При проведении развлечений «Мама – солнышко мое!»

«День доброты» дошкольники подбирали ласковые и добрые слова, выполняли разнообразные речевые познавательные задания.

РАЗДЕЛ III

Результативность опыта

В результате последовательной работы по обогащению познавательной деятельности игровыми обучающими ситуациями, педагоги добились положительной динамики в речевом развитии дошкольников.  Самое главное, у дошкольников повысилась речевая активность: они с удовольствием погружались в игровые ситуации, выполняли предложенные упражнения, общение между сверстниками обогатилось содержательными диалогами.

Проведенная итоговая педагогическая диагностика по методике Ушаковой О.С., Струниной Е.М. (Приложение №3) дошкольников старшего возраста показала, что на 30% повысилось умение подбирать к словам прилагательные, 80% детей называют 2 и более значений одного слова (против 40% на начальном этапе). На 20% повысилась умение подбирать слова с заданным звуком, большинство дошкольников научились различать твердые и мягкие звуки.  При обследовании грамматического строя речи было установлено, что 80% дошкольников правильно называют все слова в сослагательном наклонении, не испытывают затруднений, называя детенышей животных, тогда как на начальном этапе с данными заданиями справились только 36 % дошкольников. Наибольшую трудность у 42% детей на начальном этапе вызывало составление описательного рассказа, предложение употреблялись нераспространенные. По итогам проделанной работы было установлено, что 80% дошкольников научились строить сложные предложения разных типов, правильно согласовывали слова в предложении, подбирали синонимы к словам. 

Создание игровых обучающих ситуаций в процессе познавательной деятельности дошкольников способствовала не только речевому развитию, но и успешному познанию окружающего мира.

Таким образом, реализация созданной последовательной системы игровых обучающих ситуаций в процессе познавательной деятельности способствовало активизации речевого развития дошкольников, повышению качественного уровня речевой культуры общения между сверстниками, а также между взрослыми и детьми.

Библиографический список:

  1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении  федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

  1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст]/  М.М. Алексеева, В.И.Яшина - М.: Академия, 1998. - 400с.
  2. Логинова, В.И., Максаков, А.И., Попова, М.И. и др. Развитие речи детей дошкольного возраста [Текст]/ Под ред. Ф.А.Сохина. - М.: Просвещение, 1984. – 223 с.
  3. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст]/ О.С. Ушакова, Е.М.Струнина.– М.: «Владос», 2007 – 288с.
  4. Микхиева Н.Ю., Мартин И.В. Дидактические игры и упражнения для развития речи дошкольников[Текст]/ Н.Ю.Микхиева, И.В. Мартин.-С-П.: «Детство-ПРЕСС», 2016 – 164 с.
  5. Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников[Текст] /Л.В. Артемова.-М.:Просвещение, 2009.- 150 с.
  6. Николаева, С. Н., Комарова, И. А. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. Игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа и литературными персонажами: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. / С. Н. Николаева, И. А. Комарова – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2005. – 128с.
  7. Сидорчук,Т.А., Хоменко Н.Н. Технологии развития связной речи [Текст]/ Т.А. Сидорчук, Н.Н.  Хоменко - М.: Академия, 2004. - 304с.
  8. Тихеева, Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста) [Текст]/ Е.И. Тихеева - М.: Просвещение, 2003. – 289 с.
  9. Ушакова, О.С. Развитие словесного творчества детей 6-7 лет / О.С. Ушакова //Дошкольное воспитание. – 2000. - № 5. – с. 18-29.

  1. Сухинина С.В. Ребенок в игре[Текст]/С.В. Сухина. - М.: Новая школа, 2004.-132с.
  2. Рамзаева, Т.Г., Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах.[Электронный ресурс], Педагогическая библиотека 1979. – Режим доступа: 14.http://pedlib.ru/books.php?part=Books&dir=4/0033&num _page=376
  3. Львов, М.Р.Основы теории речи [Электронный ресурс].- Режим  просмотра:  http://www.academiamoscow.ru/ftp_share/_books/fragments /fragment _17457.pdf

Приложение

Приложение № 1Диагностика развития речи детей дошкольного возраста

методика  О.С.Ушаковой, Е.М. Струниной

Приложение № 2 Система использования игровых обучающих ситуаций

в познавательной деятельности дошкольников

Приложение № 3  Игровые обучающие ситуации в образовательной

                        деятельности дошкольников

Приложение № 1

Диагностика развития речи детей дошкольного возраста

методика  О.С.Ушаковой, Е.М. Струниной

Старший возраст

  1. Методика обследования словаря детей

I серия заданий.

Цель: выявление сформированности словарного запаса детей.

Ход обследования.1. Ты знаешь уже много слов. Что значит слово кукла, мяч, посуда?2) называет отдельные признаки,  действия;

  1. Что бывает глубоким? мелким? высоким? низким? легким? тяжелым?

1) Выполняет все задания, называет 1—2 слова к прилагательному (глубокая яма, глубокое море);2) подбирает слова к 2—3 прилагательным;3) подбирает слово только к одному прилагательному (высокий забор).

  1. 3. Что называют словом ручка?

1) Называет несколько значений этого слова (Ручка пишет. У ребенка ручка. У двери есть ручка);

2) называет два значения этого слова;

3) перечисляет предметы, у которых есть ручка (1—2 слова).

  1. Обследование звуковой культуры речи
  1. В названии каких животных слышится звук л? (Лошадь, волк, слон, белка); звук ль? (Лев, лиса, леопард.)
  2. В названии каких животных слышится звук р? (Тигр, корова, баран, жираф.) Звук рь! (Черепаха, курица.)
  3. Назови слова, в которых есть звуки с и ш. (Старушка, Саша, сушка.) Звуки ж и з? (Железо.)

1) Ребенок различает твердые и мягкие звуки, дифференцирует шипящие звуки;

2) называет более двух слов;

3) называет одно слово.

  1. Дается скороговорка, которую надо произнести быстро — медленно, тихо — громко — шепотом. «Тридцать три вагона в ряд тараторят, тарахтят» (или любую другую).

1) Ребенок говорит отчетливо, меняет темп речи, регулирует силу голоса;

2) недостаточно четко произносит;

3) не владеет умением замедлять, убыстрять темп.

  1. Методика обследование грамматического строя речи 

Что сделал бы зайчик, если бы встретил волка (лису)? (Убежал бы, спрятался бы, испугался бы.)

1) Правильно называет все слова в сослагательном наклонении;

2) подбирает два слова;

3) называет только одно слово.

Скажи зайчику, чтобы он попрыгал, спрятался, потанцевал.

1) Правильно называет слова в повелительном наклонении;

2) подбирает два слова;

3) называет одно слово.

Скажи, кто детеныш у зайца? (Зайчонок.) Детеныши? (Зайчата.) У зайца много... (зайчат).

Аналогичные вопросы задаются про других животных: «У лисы..., волка..., медведя, ежа...»

  1. Ребенок называет всех детенышей в правильной

грамматической форме;

2) называет правильно только одну форму;

3) не выполняет задание.

. Назови детенышей собаки, коровы, лошади, овцы (собака — щенок — щенки, много щенят; корова — теленок — телята — двое телят; лошадь — жеребенок — жеребята — много жеребят; овца — ягненок — ягнята — много ягнят).

  1. Ребенок называет все слова правильно;

2) называет два-три слова;

3) говорит одно слово.

Где живут звери? (В лесу.) Какие слова можно образовать со словом лес? (Лесной, лесник, лесок, лесочек, лесничий, лесовик, лесовичок.)

1) Называет более двух слов;

2) называет два слова;

3) повторяет заданное слово.

Что называют словом игла! Какие иглы ты еще знаешь?

1) Ребенок называет иглы у елки, ежа, у сосны, швейную и медицинскую иглу;

2) называет только одно значение этого слова;

3) повторяет слово за взрослым.

Какая игла у ежа? (Острая.) Про что мы говорим: острый, острая, острые?

1) Ребенок называет несколько предметов (острый нож, острая пила, острые ножницы);

2) правильно подбирает два слова;

3) называет одно слово.

Что можно делать иглой? Для чего она нужна?

1) Ребенок называет разные действия (шить, вышивать; уколоться);

2) называет два действия (накалывать грибы, шить);

3) называет одно действие (шить).

Составь предложение со словом игла.

1) Ребенок составляет сложное предложение (Игла нужна, чтобы шить);

2) составляет простое предложение (Иглой делают укол);

3) называет одно слово.

  1. Методика обследования связной речи

Цель: выявить умение описывать по картине

Задание 1. Воспитатель предлагает ребенку описать ежа (по картинке).

Разнообразные способы связей между предложениями — 3 балла; использование способов формально-сочинительной связи( через союзы а, и, наречие потом) — 2 балла; неумение связывать между собой предложения — 1 балл.

Задание 2. Разнообразие лексических средств (использование разных частей речи, образных слов — определений, сравнений, синонимов, антонимов) — 3 балла; некоторое нарушение точности словоупотребления — 2 балла; однообразие лексики, повторение одних и тех же слов — 1 балл.

Задание 3 Звуковое оформление высказывания (плавность, интонационная выразительность, изложение в умеренном темпе) — 3 балла; прерывистое изложение, незначительные заминки и паузы — 2 балла; монотонное, невыразительное изложение — 1 балл.

Оценку выполнения всех заданий воспитатель дает, подсчитав общее количество баллов.

Оценка ответов производится следующим образом. Если ответы ребенка подходят под № 1, он получает три балла; если ответы соответствуют № 2 — 2 балла; если ответы соответствуют № 3, ребенок получает 1 балл. В целом, если 2/3 ответов детей оцениваются в 3 балла — это высокий уровень. Если 2/3 ответов оцениваются в 2 балла — это хороший уровень. Если же 2/3 ответов детей получают по 1 баллу — это средний (или ниже среднего) уровень.

По методике Ушаковой О.С., Струниной Е.М. выделены 3 уровня развития связных описательных высказываний детей:

I уровень – высокий

Ребенок активен в общении, ясно и последовательно выражает свои мысли, описание полное, логичное, без пропуска существенных признаков, повторений. Использует образную речь, точность языка, развивает сюжет, соблюдает композицию. Умение выражать свое отношение к воспринимаемому. Лексическим запас словаря достаточный для данного возраста, сформирована, связность описательного рассказа.

II уровень - средний

Ребенок умеет слушать и понимать речь, участвует в общении чаще по инициативе других, при описании допускает ошибки и незначительные паузы, отличается не высоким  лексическим запасом словаря, чаще пользуются не связными между собой фразами, пытаясь обрисовать в слове виденное на картине, прибегают к усвоенным формулам, предложенным педагогом

III уровень – низкий

Ребенок малоактивен и малоразговорчив в общении с детьми и педагогом, невнимателен, не умеет последовательно излагать свои мысли по уведенному и воспринятому, точно передавать их содержания, словарь ребенка скуден, прибегают к усвоенным формулам, схематичности и свернутости высказывания.

 

Приложение № 2

Система использования игровых обучающих ситуаций

в познавательной деятельности дошкольников

Образователь-ная  деятель-ность

Тема

Игровая обучающая ситуация

Образовательные задачи

Младший возраст

Ознакомление с предметным и

социальным

миром

Предметный мир (посуда, игрушки, одежда)

«А что у вас?»;

«Чудесный мешочек»;

«Волшебный сундучок»;

«Потерялись»;

Ознакомление с предметами, их свойствами и назначением.

Учить правильной постановке окончаний при согласовании слов в роде, образование форм родительного падежа множественного числа существительных.

Социальный мир (Я и моя семья, профессии)

«Чего не стало?»;

«Семья»;

«Печенье на день рождения»;

«Дружные ребята»

Расширять представление о социальном мире. Развивать диалогическую форму речи. Учить согласованию слов по родам и числам, звуковая культура речи. Учить образовывать слова определения в описании предметов.

Явления природ, времена года

«Найди такой же листок»;

«Посадим цветочки для Маши»

Включение детей в разговор, учить составлять описание растения  по вопросам.

Животные

«Живая кошка и игрушечные котенок»;

«Теремок»;

«Бабочка лети»;

«Медвежата мед едят»;

«Починим одежду зайчатам";

«Чей голос?»

Обогащать словарь, формировать навыки разговорной речи.

Развитие артикуляционного аппарата детей. Учить отчетливо произносить слова и короткие фразы, говорить спокойно с естественной интонацией.

Формировать грамматически правильную речь: изменение по родам и числам (красная лента, красные ленты, красное пальто, красный пояс)

Средний возраст

Ознакомление с миром природы.

Ознакомление с предметным и социальным миром.

Моё здоровье и здоровый образ жизни.

Безопасность.

«Где Петрушка?»;

«Помоги Маше расставить мебель»;

«Помоги Дюймовочке собрать букет цветов»

Развивать умение подбирать предметы заместители и определять их свойства. Обогащать словарь новыми словами.

Звуковая культура речи.

Семья

Детский сад для ребят

«Какой предмет?»;

«Как помочь Рукодельниц»;

«Незнайка и его друзья»

«Где что лежит»;

«Когда ты это делаешь?»

Обогащать словарь новыми словами.

Учить согласовать слова в предложении. Формировать мотивацию учения и интереса к самому процессу обучения; развивать наглядно-образное и словесно-логическое мышление; формировать приемы умственных действий, вариативность мышления; формировать социальную компетентность. Нахождение звука в начале, середине и конце слова, подбор слов с заданным звуком

Времена года, части суток.

«Поможем Лисичке сварить компот»;

«Определи, кто как передвигается»

«Тайна лесной поляны»;

«Что потом?»

Обогащение словаря новыми словами.

Составление развернутых предложений.

Знакомство с родовыми понятиями: овощи, фрукты.

Упражнение в использовании глаголов действия.

Профессии

«Помоги определить, кому что нужно»

Словообразование, обогащение словаря, согласование прилагательных и существительных в числе и падеже

Мир предметов

«Какой предмет?»;

«Четвёртый лишний»;

«Игра в загадки»;

«Где что лежит»

Словообразование, обогащение словаря, звуковая культура речи.

Дикие и домашние животные

«Игрушечный зайчик хочет узнать о жизни в лесу»; «Что умеют делать звери?»; «Кто как передвигается?»

Составление описательного рассказа, обогащение словаря, звуковая культура речи.

Упражнять детей в образовании сложноподчиненных и сложносочиненных предложений.

Старший возраст

Ознакомление с предметным и социальны  миром

Семья.

Семейные ценности.

«Переезжаем на новую квартиру»;

«Телефонный разговор»;

«Печенье на день рождения»;

«Платье для куклы»

Обогащение словаря, использование синонимов в разговорной речи. Учить детей не только самим выступать, но и слушать своих товарищей, дополнять их ответы, поправлять и делать выводы.

Формировать умение внимательно рассматривать предмет, описывать увиденное, отмечать детали, наблюдать за работой взрослых. Расширение словаря, четкое произношение всех звуков.

Предметное окружение

«Платье для куклы»;

«Пройди вокруг и не заблудись»

Совершенствовать умение согласовывать слова в предложениях.

Упражнять в словообразовании, применении определений в описании предметов.

Профессии

«Размытое письмо»

Составление сложноподчиненных предложений, использование предлогов и союзов.

Забавы и опыты

«Незнайка и его друзья»; «Как помочь Незнайке»

Нахождение звука в начале, середине и конце слова, подбор слов с заданным звуком.

Животный мир

«Карлсон рассказывает о птичьих гнездах»;

 «Летает, а не птица»

Формировать интонационную выразительность речи, учить пересказывать.

Совершенствовать умение пользоваться прямой и косвенной речью.

Времена года

Грибы – лесные красавцы

Расширение словарного запаса, употребление определений в предложении

«Маша и медведь»

Четкое проговаривание всех звуков, связная речь

Здоровье и здоровый образ жизни

В гостях у доктора Айболита»;

 «Чиполино помогает ставить опыты с луком»

Учить составлять по образцу простые и сложные предложения.

Четко проговаривать звуки, совершенствовать связную речь.

Красная книга, растений родного края. Комнатные растения.

«Нужно ли помогать Дюймовочке собирать первоцветы?»;

«Буратино беседует о деревьях»;

«Маша и медведь»;

«Незнайка знакомит с комнатными растениями»;

«Вершки-корешки»

Расширять словарный запас.

Помогать детям замечать неправильную постановку ударения в словах, ошибку в чередовании согласных, предоставлять возможность самостоятельно её исправлять.

Упражнять в образовании однокоренных слов, в том числе глаголов с приставками.

Учить правильно применять определения в описании предметов.

Помогать детям правильно употреблять существительные множественного числа в именительном и винительном падежах.

Приложение № 3

Обучающие игровые ситуации

в образовательной деятельности дошкольников

Обучающая игровая ситуация «Печенье на день рождения»

(младший возраст)

Задача:

Развивать умение детей подбирать формочки для выпечки печенья, используя предметы-заместители. Учить образовывать слова определения в описании предметов.

Проблема:

Зайчиха решила устроить праздник в честь дня рождения дочки. «Гвоздем» программы должно было стать печенье разной формы. Зайчиха обошла все магазины в округе, но не смогла купить формочки для выпечки печенья. С помощью чего Зайчиха сможет изготовить печенье разной формы?

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Для приготовления теста детям были предложены схемы, алгоритмы приготовления теста.

Вместе с воспитателем дети замесили тесто, раскатали его в лепешку.

Ребята, как вы думаете, чем Зайчихе заменить формочки

Можно взять формочку для песка, шашку, штампы, стаканчик, пиалу, кольцо пластмассовое от пирамидки.

Нарезать ножом или ножницами геометрические фигурки.

Просто руками разминать, предавая форму цветка или разных фигурок.

Можно взять конструктор и нарезать им.

Пробкой от бутылки из-под лимонада можно попробовать, печенье будет маленьким. Все что дети предлагают использовать вместо формочек, они пробуют при работе с тестом.

Скажите, почему удобнее делать формочками и стаканчиком?

У  них тонкие края и они прорезают тесто как ножом. У шашки и кольца края тупые и резать тесто очень трудно. Дети приходят к выводу, что формочками для песка и стаканчиком делать печенье удобнее, потому что у них тонкие края, которые режут тесто.

Вот ребята, мы и помогли Зайчихе найти выход из ситуации

Дети гордятся своей помощью: мы хорошо придумали, мы молодцы, теперь можно и  праздновать

Готовое печенье дети несут на кухню для выпекания.

Зайчиха угощает детей и зайчат вкусным печеньем

Обучающая игровая ситуация «Как помочь Рукодельнице» ( средний возраст)

Задача:

Развивать умение подбирать предметы заместители и определять их свойства.

Проблема:

Рукодельница замесила тесто. Когда надо было его раскатать, она обнаружила, что нет скалки.  Что же делать? Ведь мачеха велела испечь к обеду пироги.

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Чем раскатать тесто?

Катушкой, бутылкой, палкой, круглой толстой палкой, банкой

Предлагает каждому раскатать тесто предложенными предметами.

Дети пробуют каждый свой вариант для раскатывания теста.

Выбор сделали – бутылка, палка круглая, гладкая

А как вы думаете почему?

Эти предметы гладкие, их удобно держать

Педагог предлагает помять, погладить, сжать, ударить об стол тесто.

Какое тесто на ощупь?

Мягкое, липкое, эластичное, упругое, красивое, доброе, нежное.

 Дети с удовольствие исследуют тесто. Делают вывод: толстой палкой раскатать тесто быстрее и аккуратнее, а другой вариант-это бутылкой

Обучающая игровая ситуация «Незнайка и его друзья»

(средний возраст)

Задача:

Формировать мотивацию учения и интереса к самому процессу обучения; развивать наглядно-образное и словесно-логическое мышление; формировать приемы умственных действий, вариативность мышления; формировать социальную компетентность. Нахождение звука в начале, середине и конце слова, подбор слов с заданным звуком

Проблема:

 Есть такой сказочный город, который называется Цветочный. В нем живут маленькие человечки, у каждого из них есть свое имя. Человечки дружат между собой и Шпунтик, и Гусля, и Знайка. Имя Гусля означает, что человечек играет на музыкальных инструментах, Знайка – все знает. И есть среди них такой человечек, которого зовут Незнайка. Почему его так назвали? У каждого из них есть своя мечта. Незнайка, например, мечтает полететь на Луну к своим друзьям, которые разговаривают на непонятном языке. Его мечта сбылась: он получил письмо, а прочитать его не может и просит у нас помощи.

«ЗДРАВСТВУЙ НЕЗНАЙКА. ЗАВТРА ЗА ТОБОЙ ПРИЛЕТИТ КОРАБЛЬ, ТЫ СЯДЕШЬ В НЕГО И ПРИЛЕТИШЬ К НАМ. ОЧЕНЬ ЖДЕМ» (буквы в письме расположены вверх ногами, в зеркальном отображении).

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Ребята, как нам помочь Незнайке?

Дети внимательно рассматривают письмо.

Буквы в письме перевернуты или неправильно написаны

А как вы догадались?

Дети пробуют разные варианты.

 Надо приставить правильную букву к неправильной.

Надо просто перевернуть письмо вверх ногами.

А чем печатные наши буквы отличаются от их букв?

Они написаны неправильно. Буквы стоят на голове.

Но они же не похожи на нас. У них  нет ума, наверное.

Если бы у них не было ума, они не писали бы письмо Незнайке

Пусть Незнайка сам учится читать, он же большой.

А мы с вами умеем правильно печать буквы в тетрадях?

Конечно, умеем, и читать, и писать.

Вот видите, что случилась с Незнайкой

Потому, что он ленивый и не хотел заниматься.

Я ему передам, чтобы он учился. Но сейчас он ждет помощи от нас.

Сейчас быстро ему поможем.

Дети берут листочки и карандаши и начинают по буквам переводить письмо.

Радостно читают, что получилось.

И делают вывод,  только надо, чтобы Незнайка сам тоже учился и не был ленивым.

Обучающая игровая ситуация «Платье для куклы» (старший возраст)

Задача:

Формировать умение внимательно рассматривать предмет, описывать увиденное, отмечать детали, наблюдать за работой взрослых. Расширение словаря, четкое произношение всех звуков.

Проблема:

В группы вошла Лена в красивом платье, чем обратила на себя внимание остальных детей.

Какое красивое у тебя платьице. Пуговицы красивые. Птичка на кармане тоже красивая, желтая.

На горле беленькое. Большие какие рукава. Дети подошли к Лене и стали рассматривать карманы с аппликацией, воротничок, пышные рукава платья с кружевами. У Леночки сегодня день рождения, поэтому она такая нарядная – говорит воспитатель.

Воспитатель сообщает, что у куклы Кати тоже скоро день рождения. Предлагает – «Давайте сошьем кукле новое платье, порадуем ее, поздравим с днем рождения?» Малыши с удовольствием поддерживают предложение.

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

С чего мы начнем работу? Что нам необходимо, чтобы начать шить платье?

Надо ножницы принести и тряпку.

Еще иголка и нитка нужна.

Машина, которая шьет.

Вместе с воспитателем выбирают материал, достают инструменты, снимают с куклы мерку. Начинают кроить

 Воспитатель сметывает детали кроя.

Надо примерить платье, чтобы узнать подошло оно или нет.

Платье мы сметали. Можно уже дарить его кукле?

Оно не красивое. Здесь еще нитки есть.

Оно порвется, большие дырки. Крутят платье, засовывают пальцы между швами.

А на чем можно сшить  детали платья?

Еще можно иголкой. Можно заклеить.

У нас есть машина маленькая, которая шьет. Достают швейную машинку, пытаются вдеть нитку в иголку. Не получается, просят воспитателя.

Чтобы платье стало совсем красивым, что еще будем делать?

Надо карманы прилепить, как у Тани.

А еще надо цветок вырезать из другого материала. Надо красивый воротничок сшить. А у моей мамы есть красивый бант на платье. А у моей – жук-брошка.

А у моей блестит красиво.

Примеряют платье на куклу.

Прикладывают детали. Просят воспитателя пришить их.

Обучающая игровая ситуация «Как помочь Незнайке» (старший возраст)

Задача:

Развивать умение использовать предметы заместители, считать парами. Составление сложноподчиненных предложений, использование предлогов и союзов.

Проблема:

Незнайка приходит в группу. Он сегодня именинник и хочет угостить детей конфетами, но он не знает,  сколько детей присутствует сегодня.

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Как помочь Незнайке?

Посмотреть на детей. Посмотреть список. Посчитать. Дети начинают считать, но путаются и у них получается все время разный результат.

Что еще можно посчитать, чтобы узнать количество детей в группе?

Тарелки, чашки, ложки, кровати.

Дети считают, но выясняется, что некоторых детей сегодня нет в группе, они отсутствуют по разным причинам.

Может быть, есть личные вещи, которые есть у всех детей? Давайте посчитаем, например, куртки.

«Есть» - кричат дети. Это шапки, куртки, штаны, обувь, варежки. Егор предлагает посчитать варежки.

Дети начинают с удовольствием считать куртки в шкафу, но оказывается – во многих шкафах висят запасные куртки. Дети достают рукавицы, считают. Их оказывается 40 штук.

Значит, у нас сегодня присутствует 40 детей?

Егор, Никита, Наташа замечают ошибку в подсчетах: «У каждого должно быть по две варежки». Диана предлагает сложить их парами.

Дети складывают варежки по две.

Считают, получается 20 пар, и делают вывод, что детей сегодня присутствует 20 человек. Незнайка угощает детей конфетами.

Обучающая игровая ситуация «Маша и медведь» (старший возраст)

Задача:

Формировать умение оказывать помощь, устанавливать соответствие между емкостью и предметом. Четкое проговаривание всех звуков, связная речь.

Проблема:

Дети скажите, зачем люди ходят в гости друг к другу? Ответы: приглашают на день рождения, навестить бабушку и дедушку, друга, поиграть в интересные игры. Послушайте, какая история произошла с девочкой Машей.

Маша дружила с медведем и часто ходила к нему в гости. В очередной раз, собираясь навестить друга, Маша напекла пирожков и завязала их в узелок. Она долго шла через густой лес, случайно зацепилась узелком за куст. Он порвался и пирожки рассыпались. Маша расстроилась. Как же ей донести пирожки?

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Как можно помочь Маше? Что ей посоветовать?

Предлагают Маше вернуться домой.

Но пока она возвращается домой за пакетом, кто-нибудь пирожки съест. Их можно завернуть в лист лопуха, они бывают большие. А можно узелок сделать поменьше и сложить туда пироги. Можно дырку заколоть булавкой. Положить пирожки в карманы, в подоле нести удобно.

А лучше снять с себя футболку или майку, перевязать один конец и сложить пирожки. Можно сложить пирожки в подол. Можно снять с головы платок.

Дети пробуют завернуть пирожки в лопух, убеждаются, что завернуть можно, но это ненадежно - лопух может порваться. Заворачивают пирожки в платок. Если расстелить платок, сложить в него пирожки и завязать узелок, будет удобно нести пирожки.

Давайте представим, что мы в лесу. Что нас окружает?

Нас окружают трава, деревья, кустарники, цветы. Можно сплести несколько веночков, положить их друг на друга, перевязать травой, внутрь положить лопух, а на него пирожки и нести. Ребята пробуют все предложенные варианты. Не бывает безвыходных ситуаций, надо только подумать.

А как же Маша узнает о предложенных вами вариантах?

Можно ей письмо написать. Рисунки нарисовать. Фотографии сделать и отправить. Умеющие писать дети, пишут письмо. Кто-то зарисовывает, предложенные детьми варианты.

 Маша будет рада той помощи, которую ей оказали дети. Она выберет подходящий для нее вариант.                                                                                                                                                                                                                                  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема опыта: «Активизация познавательного развития детей дошкольного возраста посредством вовлечения их в экспериментальную деятельность».

Развитие познавательной активности и исследовательских способностей ребёнка - одна из важнейших задач современного образования.Государственные требования подчёркивают, что процессы обучения и воспитан...

Проект «Чудо – мнемотехника.Познавательно – речевое развитие детей дошкольного возраста посредством использования приёмов мнемотехники»

АктуальностьМнемотехника облегчает детям овладение связной речью;Применение мнемотехники, использование обобщений позволяет ребенку систематизировать  свой непосредственный опыт;Приемы мнемотехни...

Речевое развитие детей дошкольного возраста посредством использования приёмов мнемотехники

Мнемотехника - это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.Мнемотехника помогает развивать: ассоциативное мышление; зрительную и слух...

План по самообразованию. Тема: «Речевое развитие детей дошкольного возраста посредством использования дидактических игр»

В плане по самообразованию представлена работа с детьми, педагогами, родителями по месяцам. Важно повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы, посещения методических объе...

Чудо – мнемотехника. Познавательно – речевое развитие детей дошкольного возраста посредством использования приёмов мнемотехники

Закрепить умение детей работать с опорой на мнемотаблицу  при составлении описательных рассказов, заучивании стихотворений и т. п....

Познавательно – речевое развитие детей дошкольного возраста посредством использования приёмов мнемотехники.

Проект "Познаватель-речевое развитие детей дошкольного возраста посредством использования приёмов мнемотехники"....