План работы по самообразованию в старшей группе на тему « Развитие связной речи».
материал по развитию речи (старшая группа)

выбранная тема представляет информацию по развитию речи у детей в условиях реализации программы с учетом ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_po_samoobrazovaniyu.doc91.5 КБ

Предварительный просмотр:

План работы по самообразованию в старшей группе на тему

« Развитие связной речи».

воспитателя МБДОУ детского сада «Радуга» 

Азарсковой Ирины Александровны

                       

Тема:  Развитие связной речи детей дошкольного возраста (старшая группа)

Актуальность темы: Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования раскрывают новые направления в организации речевого развития детей 5-7 лет.

В качестве приоритетов определяются такие задачи как:

  • развитие всех компонентов устной речи (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи, связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;
  • практическое овладение воспитанниками нормами речи;
  • развитие литературной речи, приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.

К 7 годам речевое развитие ребёнка должно характеризоваться умениями задавать вопросы взрослому, в случаях затруднений обращаться к нему за помощью, адекватно использовать вербальные средства общения, а также владеть диалогической речью.  Мир, в котором живёт современный ребёнок, образ жизни среднестатистической семьи, по сравнению с недавним прошлым, существенно изменился.  При этом ухудшилось познавательно-речевое развитие детей.      Я считаю, что выбранная мною тема самообразования актуальна, т. к. предоставляет мне необходимую информацию по развитию речи у детей в условиях реализации программы с учётом ФГОС. Эта тема для меня важна, потому что речь ребёнка является ключевым моментом в его развитии.
  Успехи воспитанников  в связной речи обеспечивают в будущем и в большей мере определяют успех при поступлении в школу,  способствует формированию полноценного навыка чтения и повышению орфографической грамотности. Мне как педагогу это очень импонирует. Ведь работа по развитию речи – это  умение выбирать нужные слова и правильно употреблять их в речи, строить предложения и связную речь.

Как показала практика, дети очень любят творческий характер, а также  самостоятельность и возможность самим сочинять и рассказывать друзьям.

Я добиваюсь, чтобы дети показали отношение к тому, что они видели, что им особенно понравилось, заинтересовало их и почему, какие выводы они сделали. Всё это побудило меня значительно больше уделять внимания развитию связной речи у детей.


    Цель: Повысить профессиональную квалификацию по вопросу развития речевой системы у детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС.

Задачи:     - совершенствовать диалогическую форму речи;

                   -развивать монологическую форму речи;

                  - учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы;

                  - учить (по плану и образцу)  рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины; составлять рассказ  по картинкам с последовательно развивающими  событиями;

                - развивать умение составлять свои рассказы из личного опыта.

                - развитие речи детей в игровой деятельности.

Предполагаемый результат: переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения; желание улучшить образовательный процесс.

Форма самообразования: индивидуальная, групповая.

Форма отчета по проделанной работе: сообщение на педсовете и презентация по теме.

                                     

                                       С 2014 года мной пройдены следующие этапы самообразования:

Срок

Тема

Содержание работы

Практический выход

Сентябрь

2014 г.

Работа над пересказами с использованием опорных схем.

Пересказ рассказов

«Лесной голосок» Г.Скребицкого; «Осень под водой» Н.Сладкова;

«Пушок» Г.Скребицкого.

Изучение проекта «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования».

Подбор и изучение литературы по теме; дидактических игр и упражнений; сюжетных картин; составление библиографии.

Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий;

Обучение детей приемам планирования собственного пересказа;

Активизация и обогащение словарного запаса детей.

Памятки для родителей по обучению связной речи.

Консультация для родителей на тему:

«Возрастные особенности восприятия литературных произведений дошкольниками и задачи ознакомления детей с книгой».

Октябрь

Развитие речи и личности дошкольника в сказкотерапии.

Сказкотерапии: «Зайка – зазнайка», «Волшебные слова», «Непослушный Ваня».

Помочь детям представить собственную позицию в выборе способа воплощения действий, образа литературного персонажа; побуждать к умению выразительной передачи в мимике и движениях эмоциональных состояний; развивать умение составлять словесные описания по восприятию пантомимических этюдов; активизировать в речи фразеологизмы.

Консультация для педагогов ДОУ «Сказкотерапия» на занятиях по развитию речи».

Ноябрь

Работа по составлению рассказов по сюжетным картинам.

Работа с загадками.

Учить детей рассматривать картину и выделять ее главные характеристики; учить детей исследовательским действиям при рассмотрении картины; формировать анализ, синтез; учить детей составлять связный рассказ по картине с опорой на образец воспитателя. Пополнять и активизировать словарный запас детей.

Показать роль загадки на формирование выразительности речи.

Посещение родителями деятельности воспитателей и детей по работе над составлением рассказов по картинам.

Консультация для родителей: «Использование загадок, как средство формирования выразительности речи».

Декабрь

Составление загадок.

Работа по составлению рассказов по сюжетным картинам.

Учить детей отгадывать загадки по схемам. Развивать монологическую речь детей.

Учить детей рассматривать картину и выделять ее главные характеристики; учить детей исследовательским действиям при рассмотрении картины; формировать анализ, синтез; учить детей составлять связный рассказ по картине с опорой на образец воспитателя.

Тематическое занятие «В мире загадок»

Открытый просмотр для воспитателей ДОУ.

Январь

2015 г.

Работа над развитием речи через театральную деятельность. Инсценирование сказок: «Репка», «Колобок».

Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС.

Развитие творческой самостоятельности, эстетического вкуса в передаче образа; развитие речи детей, эмоциональной направленности. Раскрытие творческих способностей детей.

Показ сказки «Колобок» детям младшей группы.

Работа над пересказами с использованием опорных схем.

Игры и упражнения для развития речи детей старшего дошкольного возраста.

(О.С.Ушакова).

Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий;

Совершенствовать речевой слух, закреплять навыки четкой, правильной, выразительной речи. Дифференциация звуков, слов, предложений.

Проведение тематического занятия.

Подготовка дидактического материала.

Февраль

Работа над интонацией, дикцией, выразительностью речи во время заучивания стихотворений.

Работа по составлению рассказов по сюжетным картинам.

Учить детей читать выразительно стихотворения перед слушателями. Вызвать интерес к поэзии. Пополнять и активизировать в речи словарный запас детей на тему «Весна».

 

Учить детей рассматривать картину и выделять ее главные характеристики; учить детей исследовательским действиям при рассмотрении картины; формировать анализ, синтез; учить детей составлять связный рассказ по картине с опорой на образец воспитателя.

Конкурс чтецов.

Март

Работа над развитием речи через театральную деятельность. Инсценирование сказки: «Теремок (на новый лад)»

Обучение сочинению сказок

 Открытый просмотр НОД для родителей на тему «Книга сказок».

Раскрытие творческих способностей и самостоятельности детей.

Учить детей сочинять сказку по модели – схеме; последовательно и связно рассказывать друг другу свои сказки; учить придумывать название сказке; работа над словарем – учить подбирать признаки предметов ( прилагательные к существительным);воспитывать интерес к сказкам и их сочинительству.

Учить детей сочинять сказку по модели – схеме;

Показ сказки «Теремок (на новый лад)» детям младшей группы.

Тематическое занятие «В мире сказок»

НОД для родителей.

Апрель

Работа по составлению рассказов по сюжетным картинам.

Игры и упражнения для развития речи детей старшего дошкольного возраста.

(О.С.Ушакова).

Продолжать учить детей рассматривать картину и выделять ее главные характеристики;

Совершенствовать речевой слух, закреплять навыки четкой, правильной, выразительной речи. Дифференциация звуков, слов, предложений. Отрабатывать темп, силу голоса, дикцию.

Познакомить родителей с играми ( дидактическими и лексико – грамматическими), влияющими  на развитие речи детей.

Май

Игры и упражнения для развития речи детей старшего дошкольного возраста.

(О.С.Ушакова).

Работа над интонацией, дикцией, выразительностью речи во время заучивания стихотворений.

Совершенствовать речевой слух, закреплять навыки четкой, правильной, выразительной речи. Дифференциация звуков, слов, предложений.

Учить детей читать выразительно стихотворения перед слушателями. Вызвать интерес к поэзии.

Тематическое занятие «Скоро в школу»

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Агеева, Е.Л. Что на свете не бывает? / Е.Л.Агеева, В.В.Брофман. - М.: Просвещение, 1991.
  2. Богуславская, З.М. Развивающие игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста / З.М.Богуславская, Е.О.Смирнова. – М.: Просвещение, 1991
  3. Волков, Б.С. Как подготовить ребенка к школе / Б.С.Волков, Н.В.Волкова. – М.: Ось – 89, 2004.
  4. Газман, О.С. В школу с игрой / О.С.Газман, Н.Е.Харитонова. – М.: Просвещение, 1991
  5. Кувашова, Н.Г. Методика подготовки детей к школе / Н.Г.Кувшова, Е.В.Нестерова. – Волгоград: Учитель, 2000
  6. Куревина О.А. Синтез искусств в эстетическом воспитании детей дошкольного и школьного возраста. М., 2003.
  7. Куцакова Л.В., Мерзлякова С. И. Воспитание ребенка-дошкольника: развитого, образованного, самостоятельного, инициативного, неповторимого, культурного, активно-творческого. М., 2003.
  8. Ледяйкина Е.Г., Топникова Л.А. Праздники для современных малышей. Ярославль, 2002.
  9. Максаков, А.И. Учите играя / А.И.Максаков, Г.А.Тумакова. – М.: Просвещение,1983.
  10. Миронова, Р.М. Игра в развитии активности детей / Р.М.Миронова. – Минск: Народная асвета, 1989.
  11. Мирясова В.И. Играем в театр. Сценарии детских спектаклей о животных. М., 2000.
  12. Петрова Т.Н., Сергеева Е.А., Петрова Е. С. Театрализованные игры в детском саду. М., 2000.
  13. Поляк Л. Театр сказок. СПб., 2001.
  14. Сорокина Н.Ф., Миланович Л.Г. Театр — творчество — дети. М., 1995.
  15. Чистякова М.И. Психогимнастика.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по самообразованию в старшей группе на тему "Развитие связной речи"

В плане содержится работа с детьми по месяцам. Дан список использованной литературы...

План работы по самообразованию в подготовительной группе на тему « Развитие связной речи»

Тема:  Развитие связной речи детей дошкольного возраста (подготовительной группа)Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности....

План самообразования воспитателя средней группы на тему «Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством устного народного творчества»

quot; Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством устного народного творчества 4-5 лет ".Цель работы: повышение своего профессионального мастерства и компетентности.Задачи. Рабо...

План работы по самообразованию воспитателя подготовительной группы на тему "Развитие навыка связной речи посредством пересказа у детей старшего дошкольного возраста"

План работы по самообразованию воспитателя подготовительной группы на тему "Развитие навыка связной речи посредством пересказа у детей старшего дошкольного возраста"...

План работы по самообразованию в старшей группе по теме: "Формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством приёма мнемотехники"

Цель: Создать условия для развития речи детей старшего дошкольного возраста посредством приёма мнемотехники...

План по самообразованию в старшей группе на тему: «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»

Цели и задачи  Целью работы над данной темой является:повышение теоретического и практического уровня, компетентности и профессионального мастерства;систематизация работы по развитию речи у дошко...

План работы по самообразованию в старшей группе на тему "Развитие мелкой моторики рук".

Цель: формирование интеллектуальных способностей через развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей старшего дошкольного возраста в различных видах деятельности.Задачи:1.  Улучшить...