Развитие речи детей посредством театрализованной деятельности
статья по развитию речи (средняя группа)

Нечаева Светлана Юрьевна

О роли театрализованной деятельности в развитии речи детей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие речи посредство театрализованной деятельности


  К Д. Ушинский писал «
Родное слово - основа всякого умственного развития и сокровищница всех знаний».

   Исследователи отмечают, что постоянное совершенствование речевых навыков, овладение литературным языком являются необходимыми компонентами образованности и интеллигентности в дальнейшем, поэтому формирование связности речи, развитие умения содержательно и логично строить высказывание являются одной из главных задач речевого воспитания дошкольников. Это обусловлено прежде всего ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Только специальное речевое воспитание подводит ребенка к овладению связной речью.

    Программа дошкольного образования «От рождения до школы» определяет основные цели и задачи развития речи, как развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими. Развитие всех компонентов устной речи детей: грамматического строя речи, связной речи — диалогической и монологической форм; формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи. Практическое овладение воспитанниками нормами речи. Также в развитие речи входит художественная литература. Воспитание интереса и любви к чтению; развитие литературной речи. Воспитание желания и умения слушать художественные произведения, следить за развитием действия вот к чему должны стремиться мы в развитии речи детей.

    В младшем дошкольном возрасте у детей увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15–20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие. В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы. Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему.

  Ощущения и восприятия — первая ступень в познании мира, развивающаяся речь опирается на базу сенсорных представлений

«Расширение круга представлений детей неразрывно связано с организацией окружающей их обстановки. Педагог должен организовать обстановку так, чтобы дети могли непринужденно и свободно черпать представления, понятия, образы; создать условия, в которых у них явилось бы желание и потребность говорить, превращать воспринимаемое, наблюдаемое в речь.» из работ Е.И. Тихеевой

  «Организованная обстановка — тот фундамент, на котором должно строиться все дело воспитания и который обусловливает развитие языка.» Е.И. Тихеева

    Одним из способов развития речи является упражнение детей в умении пересказывать наиболее выразительные и динамичные отрывки из сказок.

  Т.Н.  Доронова считает, что «этому способствует театрализованная игра детей. А свободная театрализованная деятельность служит как художественному, так и речевому развитию дошкольников и может выступать в качестве показателей их развития»

   Театрализованная игра — один из наиболее эффективных методов раскрепощения ребёнка, самый безопасный способ снятия зажатости, самое индивидуализированное средство развития чувств и творческого воображения. В театральной деятельности ребёнок самым естественным образом связывает игру, художественное творчество и личные переживания.  

       Мир театра — страна реальных фантазий и доброй сказки, гармонии вымысла и реальности, света и тени, слов и жестов, музыки и движения. Театрализованную деятельность сопровождает атмосфера праздника, которая своей торжественностью и красотой делает жизнь ребенка ярче и вносит в неё разнообразие и радость. По мнению детского психолога А.В. Запорожца, непосредственное эмоциональное сопереживание и содействие персонажам в процессе театрализованной деятельности являются первой ступенью в развитии эстетического и нравственного воспитания дошкольника.

 Виды театрализованных игр многообразны. Они взаимно дополняют друг друга и могут занять достойное место в воспитательно-образовательной работе детского сада и сделать жизнь ребенка ярче, богаче и разнообразнее.

   Р.С. Сигуткина отмечает «Если с первой младшей группы дети будут с помощью воспитателя разыгрывать народные песенки, потешки, небольшие сценки, а во второй младшей группе, используя игрушки и фигурки плоскостного театра, будут продолжать заниматься этим, то уже в среднем возрасте театрализованная деятельность возможна как самостоятельная.

  Слово, связанное с наглядным представлением, должно быть воспринято слухом, произнесено и сохранено в памяти. Для того чтобы слово сохранилось в памяти, ребенок должен воспроизводить его слухом и сознанием много раз, а чтобы овладеть правильным произношением слова, он должен часто его повторять. Е.И.Тихеева

    В нашем детском саду развитию театрализованной деятельности уделяется большое внимание. В группах имеются театральные студии, которые наполнены различными видами театра: театр масок, пальчиковый театр, настольный, конусный театр, варежковый и теневой театр, театр на дисках и на фланелеграфе.

    2019 год объявлен годом театра. В нашем детском саду были показаны театрализованные представления по мотивам русских народных и авторских сказок.

  Театрализованные игры являются играми-представлениями, которые

фиксированное содержание в виде литературного произведения, разыгрываемое детьми в лицах. В них, как и в настоящем театральном искусстве, с помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, жест, поза и походка, создаются конкретные образы.

  Театр — один из самых доступных видов искусства для детей, помогающий решить многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным образованием и воспитанием, формированием эстетического вкуса, нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, воспитанием воли, развитием памяти, воображения, фантазии, речи, созданию положительного настроения, решением конфликтных ситуаций через игру.

Список литературы

Тихеева Е.И. Развитие речи детей раннего и дошкольного возраста

М.: Просвещение, 1981

Доронова Т.Н. Развитие детей от 4 до 7 лет в театрализованной деятельности
Мартынова А.И. Значение театрализованной игры для психического здоровья и социального благополучия современного ребёнка
StudFiles.netpreview/6197496/page:2/

docplayer.ru/34232330-Vliyanie-teatralizovannoy-de...olnogo-vozrasta.html?

http://www.art-education.ru/electronic-journal


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педсовете «Развитие речи детей посредством театрализованной деятельности»

Дошкольное образовательное учреждение - первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном дет...

Статья "Развитие речи детей посредством театрализованной деятельности".

Статья "Развитие речи детей посредством театрализованной деятельности"....

Консультация учителя-логопеда М.Н.Войтенко на тему "Развитие речи детей посредством театрализованной деятельности в соответствии с ФГОС ДО"

Развитие речи детейпосредством театрализованной деятельности в соответствии с ФГОС ДО. Слайд 1 - Титульный листСлайд 2 - Овладение родным языком – это одно из важнейших  приобретений ребёнка...

Конспект НОД во второй младшей группе «От улыбки станет всем теплей», в рамках проекта «Развитие речи детей посредством театрализованной деятельности»

Занятие имеет определенную структуру, выделяются три основные части, которые неразрывно связаны общим содержанием и методикой. Дети учатся работать в паре. С помощью иллюстраций сказок выясняли п...

Развитие речи детей посредством театрализованной деятельности

В нашей группе собраны разнообразные виды театра, которые мы создаём своими руками....

Развитие речи детей посредством театрализованной деятельности

Развитие речи детей посредством театрализованной деятельности...